Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нижнедобринская
средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Этика»
для обучающихся 10 класса (интеллектуальные нарушения)
Учитель: Артюхина А. В.
2024 – 2025 уч. год.
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по предмету «Этика» разработана в строгом
соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ
Минобр № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
Нижнедобринской СШ;
Учебным планом МКОУ Нижнедобринской СШ.
С учетом санитарно-эпидемиологической обстановки программа может быть
реализована в дистанционном формате.
Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку
своих поступков и себя как личности – одна из основных задач нового предмета
«Этика». Обучение учащихся с умственной отсталостью элементарным сведениям о
правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная
ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека,
такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным
смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для
устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, - одна из ведущих
задач всей системы коррекционной работы в школе.
Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств,
основ нравственного сознания и поведения.
Задачи:
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои
поступкам
и
поступкам
окружающих,
опираясь
на
усвоенные
эстетические
представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном
социуме на основе принятых в обществе норм и правил;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение
их дифференцировать;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
Общая характеристика изучаемого предмета
Введение предмета «Этика» в учебный план школы направлено на развитие
социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют
знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при
гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся.
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему
содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро – нравственноэтические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены
элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно
достаточно полно усвоить систему нравственно- этических понятий, осуществить
комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Главное в работе учителя по данной программе – три основных содержательных
направления:
знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание
своего «Я»;
на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения
научить подростка понимать особенности
окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для
коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами и др.;
системное и
последовательное
изучение
истоков
и
причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания
законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных
ситуациях.
Описание и место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Этика» входит в предметную область «Человек и общество»,
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа (34
учебные недели), что составляет 1 час в неделю .
2. Содержание учебного предмета
Введение
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила,
регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие
взаимоотношения
между
людьми.
Этические
правила,
регулирующие
взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время
(обзорно; на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение».
Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как
нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила
взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер,
отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека.
Что
значит
быть
доброжелательности
доброжелательным
(тон
речи,
сила
человеком:
голоса,
внешние
мимика).
признаки
Проявления
доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта:
«чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность
взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отно- шения.
Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с
ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ
примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных
суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его
привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины
конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения
в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа
прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего
человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ―
основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений:
истинная дружба, дружба-соперничество, дружба- компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения,
способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и
«счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток;
карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки
непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в
самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в
молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье
ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь
с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение
домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвраще- ние
возникновения
конфликтов,
способы
разрешения.
Причины
распада
семьи.
Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями
Гражданского законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения
делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального
общения.
Деловой стиль одежды.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
представления о некоторых этических нормах;
- высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов),
одноклассников,
сверстников
и
других
людей
с
учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
- аргументированная оценка поступков героев литературных произведений
(кинофильмов),
одноклассников,
сверстников
и
других
людей
с
учетом
сформированных представлений об этических нормах и правилах;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей
позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений
в процессе взаимодействия с разными людьми.
Система бальной оценки результатов
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
-
по способу предъявления - практические;
-
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
№
Балл
1
0 баллов
2
3
1 балл
2 балла
4
3 балла
Характеристика продвижений
Нет продвижения
Минимальное продвижение
Среднее продвижение
Значительное продвижение
Основными критериями оценки планируемых результатов являются
соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и
надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками
следующим образом:
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов
в реализации АООП
№
Балл
Характеристика продвижений
1
«удовлетворительно»
(зачет), 3
если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий
2
«хорошо», 4
если обучающиеся верно выполняют от 51% до
65% заданий
3
«отлично», 5
если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной
динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки,
которые
стимулируют
учебную и практическую деятельность,
оказывают
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения программы - не
предусмотрено.
Формой промежуточного контроля является – устный опрос.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Раздел
Количество
часов
2
1
Введение
2
Основные понятия этики
6
3
Этика родительских отношений
10
4
Этика межличностных отношений
10
5
Этика производственных (деловых) отношений
6
Всего часов
34