Адаптированная рабочая программа учебного предмета Этика 10 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нижнедобринская
средняя школа
Камышинского муниципального района Волгоградской области

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Этика»
для обучающихся 10 класса (интеллектуальные нарушения)
Учитель: Артюхина А. В.

2024 – 2025 уч. год.

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по предмету «Этика» разработана в строгом
соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (Приказ
Минобр № 1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ
Нижнедобринской СШ;
Учебным планом МКОУ Нижнедобринской СШ.
С учетом санитарно-эпидемиологической обстановки программа может быть
реализована в дистанционном формате.
Научить умственно отсталого ребенка производить сознательную самооценку
своих поступков и себя как личности – одна из основных задач нового предмета
«Этика». Обучение учащихся с умственной отсталостью элементарным сведениям о
правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная
ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека,
такие, как справедливость, совесть, долг, ответственность и др., является основным
смыслом учебно-воспитательного процесса.
Формирование практических действий, реальных дел, необходимых для
устойчивого поведения подростков с умственной отсталостью, - одна из ведущих
задач всей системы коррекционной работы в школе.
Цель учебного предмета «Этика» состоит в формировании у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств,
основ нравственного сознания и поведения.

Задачи:
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку свои
поступкам

и

поступкам

окружающих,

опираясь

на

усвоенные

эстетические

представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном
социуме на основе принятых в обществе норм и правил;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение
их дифференцировать;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер
обучающегося.
Общая характеристика изучаемого предмета
Введение предмета «Этика» в учебный план школы направлено на развитие
социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Специфические особенности развития личности умственно отсталых детей требуют
знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при
гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся.
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему
содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро – нравственноэтические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены
элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно
достаточно полно усвоить систему нравственно- этических понятий, осуществить
комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.
Главное в работе учителя по данной программе – три основных содержательных
направления:


знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание

своего «Я»;


на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения

научить подростка понимать особенности

окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для
коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами и др.;


системное и

последовательное

изучение

истоков

и

причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания
законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных
ситуациях.
Описание и место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Этика» входит в предметную область «Человек и общество»,
относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на 34 часа (34
учебные недели), что составляет 1 час в неделю .

2. Содержание учебного предмета
Введение
Что такое этика. Роль этических норм и правил в жизни человека. Правила,
регулирующие отдельные поступки людей. Этические правила, регулирующие
взаимоотношения

между

людьми.

Этические

правила,

регулирующие

взаимоотношения человека и общества.
Эволюция этических взглядов, норм и правил в разное историческое время
(обзорно; на примере отдельных понятий).
История происхождения некоторых этических правил (краткий обзор).
Основные понятия этики
Честность. Что значит быть честным. Честность и ложь. «Ложь во спасение».
Легко ли всегда быть честным. Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду. Как
нужно говорить правду другому человеку, чтобы не обидеть его (правила
взаимоотношений).
Добро и зло. Представления людей о добре и зле: что такое добро, как
проявляется зло. Развитие взглядов на добро и зло в разное историческое время.
Влияние добрых или неправильных поступков человека на его характер,
отношение к нему других людей. Доброжелательность как черта характера человека.
Что

значит

быть

доброжелательности

доброжелательным
(тон

речи,

сила

человеком:
голоса,

внешние
мимика).

признаки
Проявления

доброжелательности в повседневной жизни.
Совесть. Объяснение выражений на основе анализа конкретных ситуаций из
прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, личного опыта:
«чистая совесть», «совесть замучила», «ни стыда, ни совести» и др.
Этика родительских отношений
Семья. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье.
Семейные связи: материальные, духовные, дружеские и др. (общность

взглядов, привычек, традиций и т. п.). Родственники и родственные отно- шения.
Ролевые и социальные функции членов семьи.
Значение родителей в жизни ребенка.
Стили внутрисемейных отношений. Стили взаимоотношений родителей с
ребенка: авторитарный, демократический (сотрудничество), попустительский. Анализ
примеров, иллюстрирующих разные стили отношений; высказывание оценочных
суждений. Значение каждого стиля отношений, их влияние на характер ребенка, его
привычки, дальнейшую жизнь.
Дети и родители. Ребенок в жизни семьи. Конфликты с родителями. Причины
конфликтов. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье. Правила поведения
в семье, родными и близкими. Забота о близких, внимание и уважение к ним как основа
прочных отношений в семье.
Этика межличностных отношений
Дружба. Дружба ― чувство, присущее человеку. Как возникает дружба. Для чего
человеку нужна дружба. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.
Согласие интересов, убеждений, взаимоуважение, доверие и преданность ―
основа настоящей дружбы. Дружба истинная и мнимая. Типы дружеских отношений:
истинная дружба, дружба-соперничество, дружба- компанейство.
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения,
способы разрешения.
Этические правила в отношениях друзей.
Любовь. Что такое любовь и счастье. Многозначность понятий «любовь» и
«счастье». Разные представления о счастье у разных людей: материальный достаток;
карьера; семья.
Кого и за что можно любить? Восприятие лиц противоположного пола.
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
Ссоры влюбленных. Взаимные уступки. Как прощать обиды; какие поступки
непростительны для человека.
Этика взаимоотношений юноши и девушки.
Брак и молодая семья. Брак и его мотивы. Молодая семья и ее первые шаги в
самостоятельной семейной жизни. Социальные роли молодоженов. Взаимопомощь в
молодой семье.
Материнство и отцовство. Ответственность молодых ребенка за жизнь и здоровье
ребенка. Общность взглядов на воспитание ребенка.
Взаимоотношения молодой семьи с родителями. Материальная и духовная связь
с родителями.
Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи. Организация и ведение
домашнего хозяйства.
Семейные конфликты. Причины семейных конфликтов. Предотвраще- ние
возникновения

конфликтов,

способы

разрешения.

Причины

распада

семьи.

Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с некоторыми положениями
Гражданского законодательства.
Этика производственных (деловых) отношений
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Правила ведения
делового разговора с руководителем: особенности вербального и невербального
общения.
Деловой стиль одежды.

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
представления о некоторых этических нормах;
- высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений
(кинофильмов),

одноклассников,

сверстников

и

других

людей

с

учетом

сформированных представлений об этических нормах и правилах;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень:
- аргументированная оценка поступков героев литературных произведений
(кинофильмов),

одноклассников,

сверстников

и

других

людей

с

учетом

сформированных представлений об этических нормах и правилах;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей
позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений
в процессе взаимодействия с разными людьми.
Система бальной оценки результатов
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
-

по способу предъявления - практические;

-

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

№

Балл

1

0 баллов

2
3

1 балл
2 балла

4

3 балла

Характеристика продвижений
Нет продвижения
Минимальное продвижение
Среднее продвижение
Значительное продвижение

Основными критериями оценки планируемых результатов являются
соответствие / несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и
надежность). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов.
Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками
следующим образом:
Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов
в реализации АООП
№

Балл

Характеристика продвижений

1

«удовлетворительно»
(зачет), 3

если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий

2

«хорошо», 4

если обучающиеся верно выполняют от 51% до
65% заданий

3

«отлично», 5

если обучающиеся верно выполняют свыше 65%.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной
динамики прочности усвоения предмета обучающимся, выставляются оценки,
которые

стимулируют

учебную и практическую деятельность,

оказывают

положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения программы - не
предусмотрено.

Формой промежуточного контроля является – устный опрос.

4. Тематическое планирование
№ п/п

Раздел

Количество
часов
2

1

Введение

2

Основные понятия этики

6

3

Этика родительских отношений

10

4

Этика межличностных отношений

10

5

Этика производственных (деловых) отношений

6

Всего часов

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».