I.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)» составлена наоснове АООП ООО для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ Нижнедобринская СШна 20242025 учебный год.
Важнейшие задачи образования обучающихся с нарушениями интеллекта: формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное и физическое) в соответствии с принятыми в семье и
обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью
реализуются в процессе обучения по всем предметам.
Специфической особенностью предмета «Чтение» является их коррекционно-практическая
направленность. Все знания учащихся, получаемые ими на уроках «Чтения» являются практически
значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Коррекция недостатков развития учащихся
с нарушениями интеллекта происходит в условиях комплексного решения образовательных,
коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Целью данной программы является: формирование навыков осознанного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
Основными задачами обучения являются:
- развивать фонематический слух, умения звукового анализа и синтеза;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать навыки четкого артикулирования звуков;
- корригировать недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- развивать умение читать осознанно по слогам и целыми словами короткие тексты;
- формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного и по иллюстрациям,
рассказывать о чём читали или слушали;
- учить слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- формировать навык заучивания стихотворений наизусть, отчётливо читать их перед классом;
- учить составлять и читать слова сходные по звучанию, со стечением согласных, с разделительными
ь и ъ знаками.
-корректировать недостатки и совершенствовать диалогическую и монологическую формы устной
речи;
- вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли;
- понимать прочитанный текст, делать выводы, применяя их в собственной мысли; давать
характеристику героям, высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
II. Общая характеристика учебного процесса
Программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» составлена для учащихся
5-9 классов.
В 5-6 классах осуществляется объяснительное чтение. У учащихся не только
совершенствуется техника чтения, но и развивается умение анализировать произведения, объяснять
поступки героев и причинную обусловленность событий.
Учащиеся 7-9 классов знакомятся с произведениями и отрывками их них классиков русской
литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографию авторов. На
уроках чтения кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания произведений
уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать
на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного; кратко пересказывать основные события, называть главных и второстепенных героев,
давать им характеристику, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения,
делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
При прохождении программы реализуется НРК, который способствуетформированию общих
представлений о жизни и творчестве писателей и поэтов Красноярского края. Для реализации этой
цели поставлены следующие задачи:познакомить с жизнью и творчеством писателей и поэтов
Красноярского края, обогащать словарный запас, развивать речь и элементарные творческие
способности учащихся на основе изучения народного фольклора Красноярских авторов; формировать
любовь к своему краю, чувство гордости за него. Учащиеся знакомятся с историей края, его
природой, животным и растительным миром, с малыми северными народностями, с их обычаями и
культурой, народными промыслами. У детей развиваются нравственные чувства, уважение к
литературному творчеству Сибирских авторов, которое позволяет привить уважение, интерес к
культуре родного края и гордость за людей, проживающих в Красноярском крае.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
учащихся, развития у них интереса к чтению, формированию навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
В результате освоения предметного содержания чтения у учащихся предполагается
формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных). Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания чтения у учащихся должны сформироваться
как предметные, так и общеучебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая
работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать
мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы
действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения чтению будут
решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и
приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо
эффективное
достижение
целей,
обозначенных
федеральным
государственным
общеобразовательным стандартом образования.
Для
пробуждения
у обучающихся с нарушениями интеллекта интереса
к чтению
необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения,
создаются увлекательные для детей ситуации, задания, требующие самостоятельного поиска,
умозаключений, чтение по ролям, инсценировки, экскурсии. Используются предметные пособия:
азбука, картинки, рисунки, слоговые карточки,
иллюстративные таблицы
и пособия,
информационно-коммуникативные технологии.
Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями
постоянное закрепление и повторение изученного.
Особое внимание будет уделено формированию у школьников развитие речевого слуха,
формирование фонематического восприятия.
На каждом уроке проводится артикуляционная
гимнастика. Проговаривание и заучивание чистоговорок, скороговорок, что способствует развитию
речевого аппарата, памяти. Особенностью расположения материала в программе является некоторое
«забегание» вперед, наличие подготовительных упражнений,
которые исподволь подводят
учащихся к формированию того или иного понятия. На уроках реализуется здоровьесберегающая
технология, что позволяет обеспечивать наиболее комфортные условия каждому ребенку, которые
могли бы не нанести вред здоровью обучающихся с нарушениями интеллекта.
На уроках используется метод проекта, позволяющий
избежать шаблонности в
преподавании предмета, побуждать детей к фантазии, способствующий повышению учебной
мотивации и познавательного интереса к предмету.
Реализация технологий здоровьесбережения позволяет обеспечивать наиболее комфортные условия
каждому ребенку и свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
Контроль за усвоением знаний.
5-9 класс
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая
проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая
форма опроса может быть использована, в основном на обобщающих уроках. Намеченных педагогом
учеников (3 – 4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны
быть более или менее полными, а оценка мотивированной.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в форме устного
опроса по двум видам речевой деятельности: чтение, пересказ
При проведении данного опроса рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года)
5 кл. – 45 – 60 слов, 6 кл. – 51 – 70 слов, 7кл – 61-80 слов, 8 кл – 71-90 слов, 9 кл. – 81 – 100
слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли,
ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения. В начале года устный опрос проверяется по текстам, объем которых соответствует объему
текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или
частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с
помощью учителя (в 8, 9 классах легкие тексты – самостоятельно); называет главных действующих
лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание
прочитанного, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение, читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну
– две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию,
логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при
передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть одну – две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть
недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по
слогам; допускает три – четыре ошибки при чтении; одну – две ошибки – в соблюдении
синтаксических пауз; знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и
озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое
усвоение текста.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Чтение (Литературное чтение)» изучается в соответствии с федеральным компонентом
учебного плана АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями, 1 вариант) в рамках образовательной области «Язык и речевая практика» в объёме:
5 класс - 4 часа в неделю (136 часов в год)
IV. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные
результаты освоения АОП обучающимися с нарушениями интеллекта.
Личностныерезультаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
В 5-9 классах к личностным результатам относятся:- осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем,
принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- восприятие мира целостно, социально ориентировано в единстве его природной и социальной
частей;
- самостоятельное выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание и принятие личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
Предметныерезультаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их
применению. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при
оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
- читает текст по темпу 45-55слов в минуту;
-правильно, осознанно, выразительно читает
вслух целыми словами с соблюдением норм
литературного произношения;
- читает «про себя»;
выявляет
отношения
к
поступкам
действующих лиц;
-находит в тексте непонятные слова и
выражения, пользуется подстрочным словарем;
- отвечает на вопросы к тексту;
- делит текст на части с помощью учителя;
-озаглавливает части текста и составляет с
помощью
учителя
план
в
форме
повествовательных
и
вопросительных
предложений;
- пересказывает по плану по наводящим
вопросам учителя;
- использует слова и обороты речи из текста;
-передаёт
содержания
иллюстраций
к
произведению по вопросам учителя;
- самостоятельно читает несложные рассказы с
выполнением различных заданий учителя;
- пересказывает прочитанное произведение с
помощью учителя;
- заучивает наизусть 3-4 стихотворения.
5 класс
- читает текст по темпу 51-60 слов в минуту;
- правильно, осознанно, выразительно читает вслух
целыми словами с соблюдением норм литературного
произношения;
- читает «про себя» с выполнением заданий;
- выделяет с помощью учителя главные мысли
художественного произведения,
- выявляет отношения к поступкам действующих
лиц;
-выбирает слова и выражения, характеризующие
героев, события, картины природы;
-находит в тексте непонятные слова и выражения,
пользуется подстрочным словарем;
- отвечает на вопросы к тексту;
- делит текст на части с помощью учителя;
- озаглавливает части текста и составляет с помощью
учителя план в форме повествовательных и
вопросительных предложений;
- пересказывает по плану;
- использует слова и обороты речи из текста;
-передаёт содержания иллюстраций к произведению
по вопросам учителя;
-самостоятельно читает несложные рассказы с
выполнением различных заданий учителя;
- находит ответ на поставленный вопрос;
- пересказывает прочитанное произведение;
- заучивает наизусть 6-8 стихотворений.
Содержание чтения (круг чтения).
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных
подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к
другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навык чтения: чтение правильное, осознанное, вслух и про себя небольших произведений и целых
глав из произведений целыми словами с соблюдением норм литературного произношения.
Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста
с помощью учителя. Определение мотивов поступков героев Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и
выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы по тексту. Деление текста на
части и их озаглавливание, составление плана с помощью учителя. Пересказ полный и выборочный
произведения или его части по плану. Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить
пересказ. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской
книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о
прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о
книгах по усмотрению учителя. Проектная деятельность.
6.1. Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 5 класс. 4 ч. – в неделю, 136 ч. в год
№
п.п
Наименование разделов и тем
1
Устное народное творчество
2
Сказки
3
Картины родной природы
4
5
6
О друзьях, товарищах
Басни Крылова
Спешите делать добрые дела
7
Картины родной природы
8
О животных
9
10
Из прошлого нашего народа
Из произведений зарубежных
писателей
Итого:
Календ.
Сроки
План
факт
№
п\п
№в
теме
Виды деятельности
Всего
часов
Слушают учителя, отвечают на вопросы, характеризуют героев, читают вслух и
про себя, читают по ролям, анализируют
Слушают собеседника, вступают в диалог. Аргументируют свою позицию.
Адекватно, эмоционально откликаться на произведения устного народного
творчества
Формулируют основную мысль текста. Конструируют монологические
высказывания. Приводят примеры того, чем могут гордиться родной природой
Читают по ролям, заучивают наизусть, пересказывают прочитанный текст
Участвует в диалоге, читают по ролям, заучивают наизусть.
Читают бегло, выразительно. Отвечают на вопросы по тексту, пересказывают по
плану
Читают различными видами чтения. Слушают собеседника. Сравнивают картины
природы в художественных текстах с картинами нашей местности
Формулируют основную мысль произведения. Читают с соблюдением норм
литературного произношения
Пересказывают по плану и без него. Задают вопросы учителю и собеседнику
Воспринимают на слух художественное произведение в исполнении учителя,
учащихся. Читают бегло и выразительно. Заучивают наизусть
Из них
Внекла
ссное
чтение
4
1
15
1
3
15
1
7
11
4
13
1
1
3
25
2
11
15
2
5
17
17
1
2
1
136
9
34
1
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
5 класс - 4 часа в неделю – 136 часов в год
Планируемые результаты
Тема урока
Виды учебной
деятельности
Усвоение предметных знаний
(базовые понятия)
НРК
БУД
1 четверть
4
1
1
2
2
3
4
3
4
15
5
1
6
2
7
3
8
4
9
5
10
11
6
7
12
8
13
9
14
10
1. «Устное народное творчество»
Устное народное творчество.
Характеризовать
Считалки. Заклички –
произведение. Читать
приговорки.
осознанно. Заучивать
наизусть. Участвовать в
Потешки. Пословицы и
диалоге.
поговорки.
Самостоятельно
Загадки. Заучивание наизусть.
выучить 2 – 3пословицы
Малые жанры устного
и загадки.
народного творчества.
Перечислить малые
Обобщающий урок. НРК
жанры устного
народного творчества.
2. « Сказки»
Русская народная сказка
«Никита Кожемяка». НРК
Тофаларская сказка «Как
наказали медведя».
Башкирская сказка «Золотые
руки».
Русская сказка «Морозко».
Чтение по ролям.
Русская сказка «Два Мороза».
НРК
Татарская сказка «Три дочери».
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях».
Чтение.
Анализ сказки А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка». Часть 1.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка». Часть 2.
Читать бегло и
выразительно по ролям.
Инсценировать
некоторые фрагменты из
текста. Определять виды
сказок. Делить текст на
части с помощью
учителя, составлять
простой план,
пересказывать по
плану, озаглавливать
части текста с помощью
учителя.
Находить в тексте
непонятные слова.
Просмотреть фильм о
жизни и творчестве А.С.
Пушкина.
Делить текст на части с
помощью учителя,
составлять простой
Жанры устного народного
творчества: считалочки, заклички,
потешки, загадки, пословицы,
поговорки.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
Сказка.
Паузы, логическое ударение, тон
голоса.
« Драматизация».
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в
Виды сказок.
Смысловая часть.
План.
Заголовок.
Подстрочный словарь.
Классик русской литературы.
Биография.
Литературные сказки.
15
11
16
12
17
13
18
14
19
15
15
20
1
21
2
22
3
23
4
24
5
25
6
26
7
27
8
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка» .Часть 3.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка». Часть 4.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка» . Часть 5.
Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая
Шейка». Обобщающий урок.
НРК
Внеклассное чтение.
Подготовка и планирование
проекта «Волшебные слова»
3. « Картины родной природы»
Г. Скребицкий «Июнь». Чтение
и пересказ. НРК.
Суриков И. «Ярко солнце
светит». НРК
А.П.Платонов «Июльская
гроза». Часть 1-2.
А.П.Платонов «Июльская
гроза». Часть 3-4.
Экскурсия в природу.
«Золотая осень».НРК
Внеклассное чтение. М. М.
Пришвин «Золотой луг».
НРК
А. Прокофьев «Берёзка».
Заучивание наизусть
стихотворения.
НРК
Ю. Гордиенко «Вот и клонится
лето к закату».
план, пересказывать по
плану.
Познакомиться и
биографией писателя
Д.Н. Мамина –
Сибиряка.
Делить текст на части с
помощью учителя,
составлять простой
план, пересказывать по
плану, озаглавливать
части текста с помощью
учителя.
Находить в тексте
непонятные слова.
Планировать проектную
деятельность.
План. Заголовок. Абзац. Часть.
Правильно читать вслух
целыми
словами.Выбирать слова
и предложения,
показывающие красоту
родной природы.
Описывать картины
природы, устно
иллюстрировать.
Находить ответы на
поставленные вопросы.
Находить ключевые
слова.
Описывать пейзаж,
используя слова из
текста.
Темп, интонация.
Заучивать наизусть.
Проект. Волшебные слова.
Пейзаж.
Жанры литературы:
стихотворение, рассказ.
Устное иллюстрирование.
Пересказ от первого лица.
Пересказ от третьего лица.
Ключевое слово.
Пересказ с изменением лица.
Техника чтения
Эпитеты, сравнения.
Образные выражения.
Вопрос, ответ. Повествование,
отрицание.
совместной деятельности; обладать
готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в
соответствии с ней свою
деятельность.
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
28
9
29
10
30
11
31
12
32
13
33
14
34
15
11
35
1
36
2
37
3
38
4
39
5
40
6
Текущий контроль по итогам
1 четверти: устный опрос по
двум видам речевой
деятельности: чтение,
пересказ
Г.Скребицкий «Сентябрь».
Чтение, пересказ.
И.С.Соколов-Микитов «Золотая
осень». НРК
К. Бальмонт. «Осень».
Заучивание наизусть.
Г. Скребицкий «Добро
пожаловать!».
В.П. Астафьев «Осенние
грусти…». НРК
Бунин И. «Первый снег».
Заучивание наизусть.
4. «О друзьях-товарищах»
Ю. Яковлев «Колючка».
Чтение 1 части. Характеристика
героев. НРК
Ю Яковлев «Колючка». Чтение
2 части.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
Выразительное чтение.
НРК
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
Деление на части, их
озаглавление.
Н. Носов. «Витя Малеев в школе
и дома». Выразительное чтение
по ролям.
В. Медведев «Фосфорический
мальчик». Чтение и обсуждение
Проверить технику
чтения.
Биография.
Тема, идея произведения.
Читать бегло и
выразительно. Слушать
и пересказывать.
Сравнивать картины
природы в
художественных текстах
с картинами нашей
местности.
Иллюстрирование
произведений.
Просмотреть
презентацию и альбом
по творчеству В. П.
Астафьева.
Заучивание наизусть
Конструировать
монологические
высказывания.
Характеризовать героев.
Выделять с помощью
учителя главную мысль
художественного
произведения.
Озаглавливать части
текста.
Передавать содержание
иллюстраций к
произведениям по
вопросам учителя.
Самостоятельно читать
несложные рассказы.
Характеристика героев.
Главная мысль художественного
произведения.
Заголовок.
Иллюстрация.
Рассказ.
Часть.
План.
Главная мысль рассказа.
Различные виды пересказов.
Пересказ полный, краткий.
Выборочный.
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности.
обладать готовностью к
осуществлению самоконтроля в
процессе деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в
соответствии с ней свою
деятельность.
П.Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л.Осознанно выполнять
41
7
42
8
43
9
44
10
45
11
4
46
1
47
2
48
3
49
4
13
50
1
51
2
52
3
53
4
рассказа.
В. Медведев «Фосфорический
мальчик». Вопросы и задания.
Л. Воронкова «Дорогой
подарок». Чтение 1-2 частей,
ответы на вопросы.
П. Воронкова «Дорогой
подарок». Чтение 3 части по
ролям.
Я. Аким «Твой друг».
Выразительное чтение
Внеклассное чтение . Работа
над проектом «Волшебные
слова»: сбор информации
5. «И.А.Крылов .Басни»
И.А. Крылов «Ворона и
лисица». Прямое и переносное
значение.
И.А. Крылов «Щука и кот».
«Драматизация».
И.А. Крылов «Квартет».
Выразительное чтение,
заучивание наизусть отрывков.
Внеклассное чтение. Работа
над проектом «Волшебные
слова»: сбор информации
6. «Спешите делать добро»
Н. Хмелик. «Будущий
олимпиец». Чтение,
Н. Хмелик. «Будущий
олимпиец». Выборочный
пересказ.
О. Бондарчук «Слепой домик».
Отношение к поступкам героев.
В. Осеева «Бабка». Чтение и
озаглавливание 1 части.
Выделять главные черты
характера героев
рассказов.
Пересказывать кратко,
подробно, выборочное.
Рассматривать части
книги, ориентироваться
в ней.
Обложка, титульный лист,
иллюстрации.
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
«Драматизировать»
произведения.
Работать над
пониманием смысла
интонации.
Понимать аллегорию.
Иллюстрировать басни.
Басня, аллегория, иносказание,
подтекст.
Интонация, темп. Мораль.
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Проверить технику
чтения.
Читать бегло,
выразительно,
подбирать
соответствующие
интонации, тон, темп
речи, ставить
логическое ударение.
Оглавление.
План.
Виды предложений по интонации.
Тон. Темп. Пауза.
Логическое ударение.
Р.Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в
54
НРК
В. Осеева «Бабка». Чтение и
пересказ 2 части.
5
В. Осеева «Бабка». Чтение по
ролям 3 части.
56
7 В. Осеева «Бабка». Чтение 4
части. Выделение главной
мысли
57
8 А. Платонов «Сухой хлеб».
Чтение и обсуждение рассказа.
НРК
58
9 А. Платонов «Сухой хлеб».
Деление текста на части,
составление плана, пересказ по
плану.
59
В. Распутин. Отрывок из
10
повести «Последний срок»:
«Люся»
60
В. Распутин « Люся». Деление
11
на части, составление плана,
пересказ.
61
В. Брюсов «Труд».
12
Выразительное чтение,
определение главной мысли.
62
13 Текущий контроль по итогам
2 четверти: устный опрос по
двум видам речевой
деятельности: чтение,
пересказ
25
7. « Картины родной природы»
63
1 Ф. Тютчев «Чародейкою
зимою». Заучивание наизусть.
НРК
64
2 Внеклассное чтение.
Оформление и защита проекта
«Волшебные слова»
55
6
Отвечать на вопросы по
тексту.
Задавать вопросы.
совместной деятельности
Читать различными
видами чтения.
Новый жанр литературы – рассказ,
его отличительные признаки.
Отвечать на вопросы.
Задавать уточняющие
вопросы товарищам по
тексту.
Пересказывать по плану
и без него.
Формулировать
основную мысль
рассказа.
План из вопросительных и
повествовательных предложений.
Основная мысль рассказа.
Новый жанр – стихотворение, его
отличительные признаки.
Иллюстрировать
произведение.
Заучивать наизусть
стихотворения,
анализировать язык
произведения.
Читать с соблюдением
норм литературного
Сравнение, эпитет. Прямое и
переносное значение слов.
Нормы литературного
произношения.
Отзыв о прочитанном
произведении.
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
65
3
66
4
67
5
68
6
69
7
70
8
71
9
72
10
73
11
74
12
75
13
76
14
77
15
Г. Скребицкий «Декабрь».
Сравнение картин природы с
нашей местностью.
НРК
К. Бальмонт «К зиме». Чтение и
заучивание наизусть.НРК
Г. Скребицкий «Всяк посвоему». Чтение 1 части,
составление плана в форме
вопросительных предложений.
Г. Скребицкий «Всяк посвоему». Чтение 2 части,
составление плана, пересказ
С. Есенин «Поёт зима -аукает».
Выразительное чтение.
С. Есенин «Берёза». Заучивание
наизусть, устное
иллюстрирование. НРК
А.С. Пушкин «Зимняя дорога».
Чтение и заучивание наизусть.
Г.Скребицкий «Март». Картины
природы. НРК
Л.Н. Толстой «Вот уж снег
последний в поле тает».
Заучивание наизусть.
Г. Скребицкий «От первых
проталин до первой грозы».
Анализ содержания с помощью
вопросов.
Г. Скребицкий «Весна –
красна». Деление на части,
составление плана, пересказ.
НРК
«Грачи прилетели». Устное
иллюстрирование.
«Заветный корабль».
Выразительное чтение,
произношения.
Составлять краткий
отзыв о прочитанном
произведении.
Формулировать главную
мысль ( выбирать из
предложенных
формулировок и
самостоятельно).
Выразительно читать.
Конструировать устное
монологическое
высказывание, отбирать
материал, логично и
последовательно
строить текст, отбирать
выразительные средства
языка.
Сочинять рассказы о
родной природе
Рассматривать
иллюстрации,
определять, к каким
эпизодам произведений
они относятся.
Придумать заголовки к
иллюстрациям.
Рассказывать свои
личные впечатления.
Читать с соблюдением
норм литературного
произношения.
Главная мысль.
Ключевое слово.
Заголовок. Часть. Абзац.
Пейзаж, его определение.
Эпитет.
Сравнение.
Сочинение.
Иллюстрация.
Пейзаж.
Эпитет.
Сравнение
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Р.Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать
готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в
соответствии с ней свою
деятельность.
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
78
16
79
17
80
18
81
19
82
20
83
21
84
22
85
23
86
24
87
25
А.С. Пушкин «Гонимы вешними
лучами». Обсуждение картин
природы.
А. Блок «Ворона».
Выразительное чтение, ответы
на вопросы.
НРК
Е. Серова «Подснежник».
Заучивание наизусть.
И. Соколов-Микитов «Весна».
Чтение, выполнение заданий.
НРК
И. Бунин «Крупный дождь».
Работа над образной речью.
С. Есенин «Черёмуха».
Заучивание наизусть,
характеристика картин природы.
НРК
Я. Аким «Весна, весною, о
весне». Выразительное чтение,
объяснение непонятных слов.
НРК
Внеклассное чтение. Рассказы
В.А. Осеевой.
Декламировать
стихотворения.
Сравнение ответов.
Выбирать заглавия из
предложенных.
Иллюстрировать
читаемые тексты,
учиться их проживать.
Заучивать наизусть.
Выразительно читать ,
устно иллюстрировать
картины природы.
Эпитеты, сравнения.
Строфа.
Фраза. Сравнение.
Образная речь.
Пейзаж.
Правила выбора книги в
библиотеке.
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
Самостоятельно
выбирать книги в
библиотеке.
8. « О животных»
15
88
выполнение заданий.
« В весеннем лесу». Чтение,
обсуждение содержания. НРК
Л.Н. Толстой отрывок из
повести «Детство Никиты»:
«Весенние ручьи».
1
Н. Гарин – Михайловский «Тёма
Воспринимать на слух
Прямые и скрытые авторские
П. Дифференцированно
89
2
90
3
91
4
92
5
93
6
94
7
95
8
96
9
97
10
98
11
99
12
100
13
101
14
и Жучка». Чтение , обсуждение
1 части. НРК
Н. Гарин – Михайловский «Тёма
и Жучка». Чтение, выборочный
пересказ 2 части.
А. Толстой «Детство Никиты»:
«Желтухин». Чтение 1 части,
озаглавливание.
А. Толстой «Желтухин». Чтение
2 части, выполнение заданий.
НРК
А. Толстой «Желтухин».
Обсуждение 3 части, ответы на
вопросы.
А. Толстой «Желтухин».
Пересказ.
Внеклассное чтение. Рассказы
К.Г. Паустовского.
НРК
художественное
произведение в
исполнении учителя,
учащихся.
Использовать при
пересказе слов и
оборотов речи из текста.
Работать над беглостью
и выразительностью
чтения.
Прогнозирование
событий, проверка себя
по тексту.
Читать и пересказывать
интересные отрывки,
составлять краткие
отзывы о прочитанном
произведении
вопросы.
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Чтение. НРК
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Анализ, пересказ.
Б.Житков «Про обезьянку».
Чтение и обсуждение 1и 2
частей.
Б. Житков «Про обезьянку».
Выполнение заданий к 3 части.
Внеклассное чтение. Рассказы Б.
Житкова.
Э. Асадов «Дачники».
Выразительное чтение
стихотворения.
НРК
Ф. Абрамов «Из рассказов
Олёны Даниловны». Выделение
Читать «про себя»:
понимать текст,
проводить словарную
работу. Выделять
логические части.
Анализ настроения
героев.
Самостоятельно читать
книги.
Выразительно читать
стихотворение.
Читать осознанно, бегло,
выразительно.
Выделять главную
мысль произведения.
Слушать ,
анализировать,
Сравнение, анализ, классификация.
Логические части.
План. Заголовок.
Библиотечный фонд.
Подстрочный словарь
Прогнозирование событий.
Отзыв.
Стихотворение.
Строфа.
Рассказ. Виды пересказа.
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
главной мысли произведения.
102
15
Текущий контроль по итогам
3 четверти: устный опрос по
двум видам речевой
деятельности: чтение,
пересказ
9. «Из прошлого нашего народа»
1
На поле Куликовом. По О.
Тихомирову «Москва собирает
войско». Характеристика героев.
По О. Тихомирову
«Куликовская битва» . Устное
иллюстрирование.
По О. Тихомирову «Слава
героям». Обсуждение,
выборочный пересказ.
Рассказы о войне 1812 года. По
Алексееву «Бородино».
Отношение к описываемым
событиям.
По Алексееву «Ключи». Разбор
по вопросам.
По Алексееву «Конец похода»
Чтение, выполнение заданий.
Н. Некрасов «Мороз, красный
нос». Выразительное чтение .
А. Куприн «Белый пудель».
Чтение 1 части, ответы на
вопросы.
А. Куприн «Белый пудель».
Устное иллюстрирование 2
части.
17
103
104
2
105
3
106
4
107
5
108
6
109
7
110
8
111
9
112
10
113
11
А. Куприн «Белый пудель».
Выполнение заданий по 3 части.
А. Куприн «Белый пудель».
иллюстрировать.
Иллюстрировать
художественное
произведение.
Знакомиться с историей
нашей Родины.
Определять жанр,
передавать
последовательность
сюжета, описывать
героев.
Отвечать на вопросы
учебника. Работать с
иллюстрациями
учебника.
Рассказывать по плану
об исторических битвах
с помощью учителя.
Знакомиться с историей
нашей Родины.
Объяснять смысл
заглавия произведения.
Конструировать
монологические и
диалогические издания.
Анализировать
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
Иллюстрация.
Жанр.
Сюжет.
Характеристика героев.
Диалогическая, монологическая
речь.
Правильное литературное чтение.
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда
и результатам их деятельности;
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника; вступать в
диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники
114
12
115
13
116
14
117
15
118
16
119
17
17
120
1
121
2
122
3
123
4
124
5
125
6
126
7
Чтение 4 части, озаглавливание
всех частей.
Внеклассное чтение. Детские
газеты и журналы.
Л. Жариков «Снега,
поднимитесь метелью». Чтение
и обсуждение.
Л. Жариков «Снега,
поднимитесь метелью». Деление
текста на части, составление
плана, пересказ.
Экскурсия к памятникам воинам
ВОВ. НРК
Герои города Уяра.
НРК
Ю. Коринец «У могилы
неизвестного солдата».
Выразительное чтение.
структуру
периодических изданий.
Определять жанр,
передавать
последовательность
сюжета, описывать
героев.
Отвечать на вопросы
учебника. Работать с
иллюстрациями
учебника.
Знакомить с историей
родного края.
Выразительное чтение
произведения.
Определение главной
мысли.
10.«Из произведений зарубежных писателей»
В. Гюго «Гаврош». 1 часть.
Читать вслух осознанно,
Пересказ
правильно,
выразительно,
В. Гюго «Гаврош». 2 часть.
интонировать,
Чтение по ролям.
использовать паузы,
М. Твен «Приключения Тома
нужный темп и тон
Сойера» 1 часть.
речи.
М. Твен «Приключения Тома
Запоминать некоторые
Сойера». Отношение к
данные из биографий
поступкам героев во 2 части.
зарубежных писателей.
М. Твен «Приключения Тома
Проводить словарную
Сойера». Пересказ 3 части.
работу, выделять в
М. Твен «Приключения Тома
тексте логические части,
Сойера». Чтение по ролям,
отвечать на вопросы,
обсуждение 4 части.
характеризовать текст.
М. Твен «Приключения Тома
Предполагать
Сойера». «Драматизация» 5
содержание по
части.
Детская периодическая печать.
и средства получения информации
для решения коммуникативных и
познавательных задач;
дифференцированно использовать
разные виды речевых
высказываний;
Экскурсия. Памятники.
Герои ВОВ.
История города Уяра.
Герои города Уяра.
Интонация, темп, пауза.
Зарубежная литература.
Биографии зарубежных
писателей.
Значения иноязычных слов.
Логические части произведения.
Значение иноязычных слов.
Ключевое слово.
Главная мысль.
Разные жанры произведений.
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач; осуществлять
коллективный поиск средств их
осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов
инструкций для решения
практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать
готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно
реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в
соответствии с ней свою
деятельность.
127
8
128
9
129
10
130
11
131
12
132
13
133
14
134
15
135
16
136
17
С. Лагерлёф «Чудесное
путешествие Нильса с дикими
гусями» Озаглавливание 1
части.
С. Лагерлёф «Чудесное
приключение Нильса с дикими
гусями». Выразительное чтение,
пересказ 2 части.
С. Лагерлёф «Чудесное
приключение Нильса с дикими
гусями». Чтение по ролям,
характеристика поступков
героев 3 части.
С. Лагерлёф «Чудесное
приключение Нильса с дикими
гусями». Чтение 4 части,
выборочный пересказ.
Промежуточная аттестация:
устный опрос по двум видам
речевой деятельности: чтение,
пересказ
Г.Х. Андерсена «Русалочка» I ч.
Чтение и обсуждение.
Г.Х. Андерсена «Русалочка» II
часть. Выразительное чтение,
пересказ.
Г.Х. Андерсена «Русалочка» III
часть. Чтение по ролям,
объяснение главной мысли,
характеристика героев.
Обобщающий урок
«Произведения зарубежных
писателей».
Экскурсия в природу. Природа
приготовилась к лету.
НРК
заглавию, иллюстрации,
по группе ключевых
слов, определение
темы, выбор наиболее
точной формулировки
главной мысли из ряда
данных.
Определять тему,
вычитывать текстовую
информацию.
Вести диалог по тексту.
Адекватно
воспринимать
реальность
произведения
Проверить технику
чтения, пересказа.
Объяснять смысл
заглавия произведений.
Формулировать
основную мысль текста.
Обобщать изученное.
Наблюдать за природой.
Обобщать наблюдения.
Строить
монологические
высказывания
Отзыв.
Диалог.
Техника чтения.
общение.
Выводы.
Пейзаж, его видение в природе.
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию; использовать
усвоенные логические операции;
использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания.
Л. Осознанно выполнять
обязанности ученика; гордиться
школьными успехами и
достижениями, как собственными,
так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки,
живописи и др.; бережно
относиться к культурноисторическому наследию родного
края и страны.
К. Вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия;
слушать собеседника;
Р. Принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и
практических задач;
П. Дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную
организацию;
7.Материально-техническое обеспечение образовательной деятельностиУМК:
1.«Чтение». Учебник для 5 класса специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8
вида. Автор – составитель З.Ф. Малышева. -М.: Просвещение
Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И. Лалаева Москва Владос, 1999 г.
2.Печатные пособия: демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии
с основными темами программы обучения, раздаточный материал по темам, наборы сюжетных
картинок в соответствии с тематикой.дидактические игры, настольно – печатные игры, пазлы,
карточки с заданиями, разрезная азбука.
3.Технические средства обучения: экспозиционный экран, проектор, персональный компьютер для
выполнения заданий и упражнений.
4. ЦОР: фильмы о животных (домашних, диких), птицах (домашних, диких), фильмы о временах
года, презентации по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, фильмы по темам
внеклассного чтения, мультфильмы (русские народные сказки).
рной безопасности. Персональный компьютер для выполнения заданий и упражнений «Буква
потерялась», «Составь слово» и т.д.