СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ......................................................................4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ…..................................7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....................................................11
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022
г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умствен-ной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Математика» в 10-11 классах рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей
овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного
материала. При составлении программы учитывались следующие особенности
детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при
воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций,
анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и
письменной речи. В программе принцип коррекционной направленности
обучения является ведущим. Программа в целом определяет оптимальный
объём знаний и умений по математике, который доступен большинству
учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Курс математики является логическим продолжением изучения этого
предмета 5 – 9 классах. Распределение учебного материала, так же. как и на
предыдущем этапе, осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный переход от исключительно практического изучения математики к
практико-теоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости
усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Целью обучения математике в X-XI классах является подготовка
1
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности, обеспечение максимально
возможной социальной адаптации выпускников. Курс математики имеет
практическую направленность и способствует овладению обучающимися
практическими умениями применения математических знаний в повседневной
жизни в различных бытовых и социальных ситуациях. Содержание
представленного учебного материала в X-XI классах предполагает повторение
ранее изученных основных разделов математики, которое необходимо для
решения задач измерительного, вычислительного, экономического характера, а
также задач, связанных с усвоением программы по профильному труду.
Задачи обучения математике на этом этапе получения образования
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
состоят:
— в совершенствовании ранее приобретенных доступных математических
знаний, умений и навыков;
— в применении математических знаний, умений и навыков для решения
практико-ориентированных задач;
— в использовании процесса обучения математике для коррекции
недостатков познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание тем учебного предмета
Наименование
разделов и тем
учебного
предмета
10 класс
Нумерация
Количество
часов
10 ч
Присчитывание и отсчитывание числовыми группами.
Округление чисел до определенного разряда. Разложение чисел
на разрядными слагаемые. Римская нумерация
Единицы
измерения и их
соотношения.
10 ч
Величины (длина, стоимость, масса, ёмкость, время, площадь,
объём) и единицы их измерения. Единицы измерения
земельных площадей: ар (1 ар), гектар (1 га). Соотношение
между единицами измерения однородных величин. Сравнение
и упорядочение однородных величин. Запись чисел,
полученных при измерении площади и объёма в виде
десятичной дроби и обратное преобразование.
2
Арифметические
действия
19 ч
Дроби
9ч
Арифметические
задачи.
10 ч
Геометрический
материал
10 ч
Итого
68 ч
Устные вычисления (сложение, вычитание, умножение,
деление) с числами в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000
(все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного
арифметического действия. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении одной, двумя мерами, без
преобразования и с преобразованием в пределах 1000 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и
при измерении, на однозначное, двузначное и трёхзначное
число (несложные случаи). Порядок действий. Нахождение
значения числового ряда, состоящего из 3-5 арифметических
действий. Использование микрокалькулятора для всех
вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами,
полученными при измерении, с проверкой результата
повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Обыкновенные дроби: элементарные представления о способах
получения обыкновенных дробей, записи, чтении, видах
дробей, сравнении и преобразовании дробей. Сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными
знаменателями (легкие случаи). Нахождение числа по одной
его части. Десятичные дроби: получение, запись, чтение,
сравнение, преобразование. Сложение и вычитание десятичных
дробей (все случаи), проверка вычислений с помощью
обратного арифметического действия. Умножение и деление
десятичной дроби на однозначное, двузначное и трёхзначное
число (легкие случаи). Использование микрокалькулятора для
выполнения арифметических действий с десятичными дробями
с проверкой результата повторным вычислением на
микрокалькуляторе.
Процент.
Нахождение
одного
и
нескольких процентов от числа, в том числе с использованием
микрокалькулятора. Нахождение числа по одному проценту.
Использование дробей (обыкновенных и десятичных) и
процентов в диаграммах (линейных, столбчатых, круговых).
Простые (все виды, рассмотренные на предыдущих этапах
обучения) и составные (в 3-5 действий) задачи. Простые и
составные задачи геометрического содержания, требующие
вычисления
периметра
многоугольника,
площади
прямоугольника
(квадрата),
объёма
прямоугольного
параллелепипеда (куба). Арифметические задачи, связанные с
программой профильного труда. Задачи экономической
направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчета
оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми
услугами банков, страховыми и иными социальными услугами,
предоставляемыми населению.
Распознание различных геометрических фигур (точка, линия
(кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг,
параллелограмм, ромб) и тел (куб, шар, параллелепипед,
пирамида, призма, цилиндр, конус). Свойства элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник,
параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда. Взаимное
положение на плоскости геометрических фигур и линий.
Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные,
3
горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес. Симметрия.
Ось, центр симметрии. Построение с помощью линейки,
чертёжного угольника, циркуля, транспортира линий, углов,
многоугольников, окружностей в разном положении на
плоскости, в том числе симметричных относительно оси,
центра симметрии. Вычисление периметра многоугольника,
площади
прямоугольника,
объёма
прямоугольного
параллелепипеда (куба). Вычисление длины окружности,
площади круга. Сектор, сегмент. Геометрические формы в
окружающем мире.
11 класс
Нумерация
7
Присчитывание и отсчитывание числовыми группами.
Округление чисел до определенного разряда. Разложение чисел
на разрядными слагаемые.
Арифметические
действия
17
Дроби
19
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000
(все случаи). Проверка вычислений с помощью обратного
арифметического действия. Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении одной, двумя мерами, без
преобразования и с преобразованием в пределах 1000 000.
Умножение и деление целых чисел, полученных при счете и
при измерении, на однозначное, двузначное и трёхзначное
число (несложные случаи). Порядок действий. Нахождение
значения числового ряда, состоящего из 3-5 арифметических
действий. Использование микрокалькулятора для всех
вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами,
полученными при измерении, с проверкой результата
повторным вычислением на микрокалькуляторе.
Обыкновенные и десятичные дроби: получение, чтение,
сравнение, преобразование, сложение, вычитание, умножение и
деление. Применение обыкновенных и десятичных дробей в
быту и на производстве.
Арифметические
задачи.
15
Геометрический
материал
10 ч
Итого
68 ч
Простые и составные задачи геометрического содержания,
требующие вычисления периметра многоугольника, площади
прямоугольника
(квадрата),
объёма
прямоугольного
параллелепипеда (куба). Арифметические задачи, связанные с
программой профильного труда. Задачи экономической
направленности, связанные с расчетом бюджета семьи, расчета
оплаты коммунальных услуг, налогами, финансовыми услугами
банков, страховыми и иными социальными услугами,
предоставляемыми населению.
Взаимное положение прямых в пространстве: наклонные,
горизонтальные, вертикальные. Уровень, отвес. Симметрия.
Ось, центр симметрии. Построение с помощью линейки,
чертёжного угольника, циркуля, транспортира линий, углов,
многоугольников, окружностей в разном положении на
плоскости, в том числе симметричных относительно оси,
центра симметрии. Вычисление периметра многоугольника,
площади
прямоугольника,
объёма
прямоугольного
параллелепипеда (куба). Вычисление длины окружности,
площади круга. Сектор, сегмент. Геометрические формы в
окружающем мире.
4
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10-11 классы
Минимальный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и
сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
выполнять устно арифметические действия с целыми числами,
полученными при счете и при измерении в пределах 1 000 000 (легкие
случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 и
проверку вычислений путем использования микрокалькулятора;
выполнять сложение и вычитание
имеющими одинаковые знаменатели;
с
обыкновенными
дробями,
выполнять арифметические действия с десятичными дробями и проверку
вычислений путемиспользования микрокалькулятора;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой
вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по
одной его доли (проценту), в том числе с использованием
микрокалькулятора;
решать все простые задачи, составные задачи в 3 - 4
арифметических действия; решать арифметические задачи,
связанные с программой профильного труда;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка,
линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела
(куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
5
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном
положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси,
центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем
прямоугольного параллелепипеда (куба);
применять математические знания для решения профессиональных
трудовых задач.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 1 000 000, читать, записывать и
сравнивать целые числа в пределах 1 000 000;
присчитывать и отсчитывать (устно) разрядными единицами и
числовыми группами (по 2, 20, 200, 2 000, 20 000, 200 000; 5, 50, 500, 5 000,
50 000) в пределах 1 000 000
знать табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц.
Измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
записывать числа, полученные при измерении площади и объема, в виде
десятичной дроби; выполнять устно арифметические действия с
целыми числами, полученными при счете и
при измерении в пределах 1 000 000 (легкие
случаи);
выполнять письменно арифметические действия с многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000 (все
случаи) и проверку вычислений с помощью обратного арифметического
действия;
выполнять сложение и вычитание с обыкновенными дробями,
имеющими одинаковые и разные знаменатели (легкие случаи);
выполнять арифметические действия с десятичными дробями (все
случаи)
и
проверку
вычислений
с
помощью
обратного
арифметического действия;
выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой
6
вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;
находить одну или несколько долей (процентов) от числа, число по
одной его доли(проценту), в том числе с использованием микрокалькулятора;
использовать дроби (обыкновенные и десятичные) и
проценты в диаграммах; решать все простые задачи,
составные задачи в 3 - 5 арифметических действий; решать
арифметические
задачи, связанные с программой профильного труда; решать
задачи экономической направленности;
распознавать, различать и называть геометрические фигуры (точка,
линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник,
прямоугольник, квадрат, окружность, круг, параллелограмм, ромб) и тела
(куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном
положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси,
центра симметрии;
вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника, объем
прямоугольного параллелепипеда (куба);
вычислять длину окружности, площадь круга;
применять математические знания для решения профессиональных
трудовых задач.
7
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
/10 КЛАСС/
№
Тема урока
Кол - во часов
I четверть
1.
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. 2
2.
Целые числа и десятичные дроби.
2
3.
Сложение и вычитание целых и
дробных чисел.
4
4.
Умножение и деление целых и
дробных чисел.
5
5.
Контрольная работа.
1
6.
Работа над ошибками.
1
7.
Углы. Виды углов. Построение с
помощью транспортира, циркуля,
угольника.
1
1.
Умножение целых чисел и
десятичных дробей на однозначное
число.
3
2.
Умножение и деление целых чисел и
десятичных
дробей на круглые десятки, сотни и
тысячи.
4
3.
Умножение и деление чисел,
полученных при измерении длины,
массы и
стоимости.
6
4.
Контрольная работа.
1
5.
Работа над ошибками.
1
II четверть
8
Квадратные меры.
Нахождение площади
квадрата и
прямоугольника.
6.
1
III четверть
Понятие о проценте. 1% от
числа.
Нахождение нескольких
процентов от числа.
Нахождение числа по одному или
нескольким
процентам.
Задачи на проценты.
1.
2.
3.
4.
4
3
4
6
5.
Контрольная работа.
1
6.
Работа над ошибками.
1
7.
Длина окружности.
1
IV четверть
4
2.
Сложение и вычитание
дробей.
Умножение дробей.
3.
Деление дробей.
5
1.
4
4.
Контрольная работа.
1
5.
Работа над ошибками.
1
6.
Повторение. Построение
симметричных треугольников
относительно центра и оси.
1
Всего
68
/11 КЛАСС/
№
Тема урока
Кол - во часов
I четверть
9
1.
2.
Числа целые и дробные.
2
2
5.
Сложение и вычитание целых
чисел, чисел
полученных при
Умножение и деление целых
чисел, чисел, полученных при
измерении и дробей.
Повторение по теме:
«Арифметические действия с
целыми числами, числами,
полученными при
измерении и дробей».
Контрольная работа.
6.
Работа над ошибками.
1
3.
4.
7.
Геометрические фигуры и тела.
4
5
1
1
II четверть
1.
Запись чисел, полученных при
измерении в виде
десятичной дроби.
3
2.
Умножение целых чисел,
десятичных дробей и чисел,
полученных при
измерении на однозначное число.
4
3.
Деление целых чисел,
десятичных дробей и чисел,
полученных при
измерении на однозначное число.
6
4.
Контрольная работа.
1
5.
Работа над ошибками.
1
6.
Окружность. Линии в круге. Длина
окружности.
Площадь круга.
1
Сложные примеры в
несколько действий.
Процент. Нахождение
процентов от числа.
Особые случаи
нахождения процентов от числа.
4
III четверть
1.
2.
3.
3
4
10
4.
Квадратные меры.
Нахождение площади квадрата и
прямоугольника.
6
5.
Контрольная работа.
1
6.
Работа над ошибками.
1
7.
Симметрия. Симметрично
расположенные линии и
фигуры относительно центра
1
4
4.
Объём. Обозначение: V. Единицы
измерения
объёма.
Измерение и вычисление
объёма прямоугольного
параллелепипеда.
Преобразование чисел,
полученных при
измерении объёма.
Контрольная работа.
5.
Работа над ошибками.
1
6.
Построение симметрично
расположенных фигур
относительно оси
симметрии.
1
IV четверть
1.
2.
3.
Всего
4
5
1
68
11