РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все
сферы человеческой деятельности. Социальные, психологические, общекультурные, профессиональные предпосылки
информатизации всего общества закладываются в сфере образования. Школа призвана вооружать обучающихся
базовыми учебными действиями, необходимыми для полноценного включения в жизнь современного общества.
Компьютер выступает не только ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает
принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности обучающегося.
Сказанное выше можно реализовать при условии своевременного формирования компьютерной грамотности.
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Программа курса информатики и информационных технологий для 5-6 классов средней общеобразовательной
школы (Л.Л. Босова)
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,
С.В. Русаков, Л.В. Шестакова)
Программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.
Цель обучения информатики в 7 -9 классах: сформировать представления, знания и умения, необходимые для жизни
и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Задачи:
усвоить правила работы и поведения при общении с компьютером;
сформировать общие представления обучающихся об информационной картине мира, об информации и информационных процессах;
познакомить обучающихся с приёмами работы на компьютере и другими средствами ИКТ, необходимыми для
решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач;
приобрести опыт создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем;
научить пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовым редактором, графическим редактором, электронными
таблицами и др.)
корригировать и развивать познавательную деятельность и личностные качества обучающихся с учётом индивидуальных возможностей.
Общая характеристика. Курс имеет практическую значимость и жизненную необходимость и способствует
овладению обучающимися практическими умениями применения компьютера и средств ИКТ в повседневной жизни в
различных бытовых, социальных и профессиональных ситуациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Практика работы на компьютере:
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и выключение
компьютера и подключаемых к нему устройств;
клавиатура, элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.
соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере;
бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание,
сохранение, удаление.
ввод и редактирование небольших текстов.
вывод текста на принтер.
работа с рисунками в графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT.
организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов и
папок.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в
предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические,
возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению
предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по
предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- наличие мотивации к труду, работе на результат;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Планируемые предметные результаты:
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения,
нервной
системы,
опорно-двигательного
аппарата
эргономичные
приёмы
работы;
выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами
(текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения,
нервной
системы,
опорно-двигательного
аппарата
эргономичные
приёмы
работы;
выполнение
компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами
(текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика», относится к обязательной части
учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), рассчитан на
34 часа (34 учебные недели), что составляет 1 час в неделю.
Требования к подготовке обучающихся в области информатики по окончании 7 класса:
Обучающиеся должны:
выполнять основные действия с файлами и папками (копировать, перемещать, создавать, удалять, восстанавливать, сохранять, искать, создавать ярлык);
выделять двойным щелчком нужное слово;
выделять строку текста;
заменять один фрагмент текста на другой;
изменять размер, тип, начертание, цвет шрифта выделенного фрагмента текста;
применять различные варианты выравнивания абзацев текста;
переносить данные из одной программы в другую;
выбирать, настраивать и пользоваться инструментами и палитрой графического редактора;
редактировать созданные рисунки;
создать и запустить простую презентацию.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№
Тема урока, основное содержание
Дата проведения
I раздел. Практика работы на компьютере – 4 ч.
1
Введение в предмет.
Предмет информатики. Роль информации
в жизни людей. Содержание курса
информатики в 7–9 классах.
Инструктаж по ТБ в компьютерном
классе и организация рабочего места.
2
Информация вокруг нас.
Виды
информации,
носители
информации. Формы предоставления
информации.
Информация
и
информатика. Поиск информации и её
хранение.
3,4 Компьютер
как
универсальное
устройство обработки информации.
Включение и выключение ПК. Основные
компоненты персонального компьютера
(процессор,
оперативная
и
долговременная память, устройства ввода
и вывода информации), их функции и
основные характеристики. Меню. Запуск
программ. Клавиатура, мышь, группы
клавиш.
II раздел. Работа с простыми информационными объектами- 30 ч.
5,6 Работа в Word. Текстовый редактор.
Практическая деятельность обучающихся
соблюдать требования к организации компьютерного
рабочего места, требования безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ.
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок,
заставку;
изменять свойства панели задач;
выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского
интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой,
работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна,
реагировать на диалоговые окна);
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств,
папок, файлов) и возможных действий с ними;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры,
мыши.
упорядочивать информацию в личной папке.
6,7
Текстовые документы и их структурные
элементы. Правила ввода текста. Приемы
редактирования (вставка, удаление,
замена символов).
Фрагмент, перемещение и удаление
фрагментов текста.
Сохранение текста в папке.
8
Проверка правописания,
форматирование символов (шрифт,
размер, начертание, цвет).
9
Систематизация и обобщение знаний.
Коррекционная работа.
Виды выделения текста. Перемещение и
копирование мышью.
Инструктаж по ТБ в компьютерном
классе и организация рабочего места.
10
11
Копирование, выделение и перемещение
фрагментов текста.
12
Создание и форматирование списков:
нумерованный и маркированный списки.
13
14
Вставка нумерованных и маркированных
списков в текст.
Оформление списка.
создавать несложные текстовые документы на родном
языке
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и
удалять файлы;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом
документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями
к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к
выравниванию текста;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
соблюдать требования к организации компьютерного
рабочего места, требования безопасности и гигиены при
работе со средствами ИКТ.
форматировать текстовые документы (установка
параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц).
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями
к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к
выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
вставлять в документ списки;
15
16
17
18
19
20
21
Работа с текстами в программе Word.
Вставка таблиц в документ. Оформление
таблицы.
Добавление колонок(столбцов) и строк в
таблицу.
Контрольная работа «Вставка списков,
таблиц в текстовый документ»
Компьютерная графика. Простейший
графический редактор.
Панель инструментов «рисование» Word.
Инструктаж по ТБ в компьютерном
классе и организация рабочего места.
Инструменты создания простейших
графических объектов.
Кривая, ломанная.
Создание рисунка в программе Word.
Надписи, текст на рисунках.
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
использовать простейший графический редактор для
создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися
и /или преобразованными фрагментами.
использовать простейший графический редактор для
создания и редактирования изображений;
использовать простейший графический редактор для
создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися
и /или преобразованными фрагментами.
22
Создание рисунка в программе Word.
Изменение в размере и перемещение
рисованного объекта.
использовать простейший графический редактор для
создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися
и /или преобразованными фрагментами.
23
Выделение и группировка рисованных
элементов.
Основные
свойства
рисованного
объекта.
Создание рисованного объекта.
Систематизация и обобщение знаний.
Коррекционная работа.
Контрольная
работа
«Создание
рисованного объекта».
Информационные
технологии.
Программа Power Point (создание
форматирование рисунка в программе Word.
24
25
26
27
28
форматирование рисунка в программе Word.
форматирование рисунка в программе Word.
использовать редактор презентаций для создания анимации
слайдов).
Инструктаж по ТБ в компьютерном
классе и организация рабочего места.
29
30
Создание
презентации
слайда, текст, картинки).
31
32
Создание презентации. Смена слайдов.
Эффекты. Вставка рисунков.
33
Создание презентации. Смена слайдов.
Эффекты. Вставка надписей к слайдам.
Анимация.
34
Контрольная работа «Создание
презентации».
ИТОГО: 34 часа.
(оформление
по имеющемуся сюжету;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий
замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
использовать редактор презентаций для создания анимации
по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию,
слайды которой содержат тексты, графические
изображения.
использовать редактор презентаций для создания анимации
по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию,
слайды которой содержат тексты, графические
изображения.
использовать редактор презентаций для создания анимации
по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию,
слайды которой содержат тексты, графические
изображения.