Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс

Паспорт программы

Наименование
программы

Адаптированная образовательная программа по
природоведению для обучающихся МКОУ
Нижнедобринской СШ

Основания для
разработки
Программы

Конституция РФ ,
Конвенция о правах ребенка,
Конвенция о правах инвалидов ,
ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа» и др.

Заказчик
Программы

Администрация МКОУ Нижнедобринская СШ

Координатор
Программы

Администрация МКОУ Нижнедобринская СШ

Основной
разработчик
Программы

Администрация МКОУ Нижнедобринская СШ

Стратегическая
цель Программы

Создание в МКОУ Нижнедобринская СШ гуманной
адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью
социально-персональной реабилитации их и последующей
интеграции в современном социально-экономическом и
культурно-нравственном пространстве

Стратегические
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с
задачи Программы ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционнореабилитационной работы с учащимися с различными
формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на

основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического
климата для реализации индивидуальных способностей
обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы м ресурсного
обеспечения школы для организации обучения детей с
ОВЗ;
Совершенствование системы кадрового обеспечения.
Сроки реализации
программы

2024-2025 учебный год

Основные
мероприятия
Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения
обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми
обучающимися академического уровня
общеобразовательных и трудовых знаний, умений и
навыков, необходимых для успешной адаптации данной
категории детей в постшкольном пространстве.
Качественная организация социально-персональной
реабилитации школьников с умственной отсталостью.
Формирование у школьников умения строить свою
жизнедеятельность в культурных, цивилизованных
формах: привитие способности к саморегуляции своей
деятельности, отношений, поведения, привитие
доброжелательности, терпимости, сострадания,
сопереживания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на
основе совершенствования образовательного процесса.
Качественное повышение уровня профессионализма
педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники
финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства
образовательного учреждения

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы и

Обеспечение высокого качества образования для
обучающихся с ОВЗ.
Достижение высоких показателей коррекционной работы:

показатели
социальноэкономической
эффективности

-подготовка обучающихся к итоговой аттестации;
-увеличение числа педагогических работников,
задействованных в системе инклюзивного образования,
освоивших современные образовательные
коррекционные технологии до 50%.
Обеспечение предметов адаптированной
образовательной программы электронными
образовательными ресурсами до 50 %.

Система
организации
контроля
исполнения
Программы

Управление реализацией адаптированной
образовательной программы осуществляют
администрация школы, Педагогический совет.
Контроль хода исполнения адаптированной Программы
осуществляет зам.директора по УВР

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по природоведению разработана на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании в РФ»;
2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования, приказ №1312 от 9 марта 2004г.;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, Издательство
«Просвещение», М.: 2000г.
4. Учебного плана образовательного учреждения.
5. Адаптированной образовательной программы МКОУ Нижнедобринской

1.1.

СШ.

Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает
в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

Цель:освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие
интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоциональноличностного отношения к природе и применение практических сведений в
повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
1.3. Задачи курса природоведения:
 сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой
природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и
жизни растений, животных и человека.
 демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природе;
 формирование географических представлений о формах поверхности,
водоемах, населении, городах и др.;
 формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
 воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
 воспитание социально значимых качеств личности;
 формирование умений оказывать первую доврачебную помощь,
соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового
образа жизни;
 формирование умений применять полученные знания в повседневной
жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и
культурных растений).
1.4.
Принципы:
1.2.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

 принцип коррекционной направленности в обучении;
 принцип
воспитывающей,
развивающей
корригирующей
направленности;
 принцип доступности обучения;
 принцип систематичности и последовательности в обучении;
 принцип наглядности в обучении;
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Типы уроков:
 комбинированный
 сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
 формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
 проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный
урок)
 обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
 экскурсия
Основные технологии:
 личностно-ориентированные
 информационно-коммуникативные
 здоровьесберегающие
 игровые
Методы обучения:
 словестные (рассказ, беседа и др.);
 наглядные (гербарии, коллекции, модели, муляжи, таблицы, фотографии,
ТСО, презентации и видеоролики, и др.);
 практические (работа по контурным картам, карточки с упражнениями и
заданиями, лаб.работы, игры, наблюдения).
Виды и формы организации учебного процесса:
 Коллективная
 Фронтальная
 Групповая
 Индивидуальная
 Работа в парах

2. Общая характеристика учебного предмета, курса
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся
развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь,
логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
При ознакомлении в начальных классах с окружающим миром у учеников
формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в
природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за
явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных,
получают элементарные сведения об охране здоровья.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает
преемственность на разных ступенях обучения школьников. Новая ступень
изучения
окружающей
природной
среды
обеспечивается
началом
систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных
представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром
живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью
человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к
отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития
мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и
экологическим требованиям современной жизни.
Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих
знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования
на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.
В программе прослеживаются взаимосвязи с математикой, русским языком,
с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным
искусством, трудовой подготовкой.
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной
системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и
современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для
жизни на Земле.
В разделе «Наш дом Земля» изучаются оболочки Земли. Содержания понятий
атмосфера, литосфера и гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с
соответствующими терминами. В разделах «Воздух», «Полезные ископаемые»,
«Вода», «Почва» учащиеся знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и
почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хоз-ой деятельности
человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов,
обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности
Земли: суши (горы, равнины, холмы, овраги) и водоемов (ручьи, реки, озера,
пруды, болота, моря и океаны).
На уроке учитель используется глобус, физическую карту России и
политическую карту мира, предназначенные для нач. школы для демонстрации
форм поверхности Земли и расположение суши и воды на ней, опираясь на
основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый и синий.
В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается
сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся
знакомятся с Россией, как единым государством, ее городами, населением,

крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются
знания о своем родном крае, занятиями населения, достопримечательностями.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы адаптированная программа по
природоведению в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год, из них - 3
часа контрольных административных работ.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные
Предметные
- осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину;
- формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих территорию нашей
страны;
- принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности; формирование интереса к
предметам и явлениям живой и неживой
природы, к своей стране, ее населению,
традициям, обычаям, культурным и
историческим достопримечательностям;
- развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование умения обращаться за
помощью
к
учителю
или
к
одноклассникам в случае возникновения
затруднений
при
выполнении
практических работ, заданий в тетради на
печатной основе, работе со статьей
учебника,
наглядным
материалом
(иллюстрациями, образцами полезных
ископаемых, гербариями и пр.).
-формирование готовности обращаться к
взрослым и сверстникам в бытовых

Минимальный уровень:
-узнавание и называние изученных
объектов
(формы
поверхности,
водоемы, небесные тела, осн-ые
достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях фотографиях;
представления
о
назначении
изученных объектов, их роль в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам (нефть –
горючие полезные ископаемые);
называние
сходных
объектов,
отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
- соблюдение правил гигиены и
здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил
безопасного поведения в природе и
обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под
контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы,
проявление
к
ней
ценностного
отношения,
понимания
оценки
педагога.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных

ситуациях, на прогулке, в парне, в
столовой;
формирование
к
готовности
к
самостоятельной жизни;
- формирование знаний о правилах
поведения в быту и природе (соблюдение
правил пользования в быту, правила
проветривания помещения);
- формирования стремления соблюдать и
вести здоровый образ жизни;
овладение
социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной
жизни;
- формирование знаний безопасного
(правильного) поведения в природе и быту
(например:
соблюдение
техники
безопасности при пользовании газовой
плитой, проветривание помещений, мер,
принимаемых для очистки воды и
поддержание чистоты воздуха, измерение
температуры воды, воздуха);
- формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
- знакомство с многонациональным
населением
страны,
традициями
и
обычаями населения, природными и
культурными достопримечательностями
нашей страны, достижениями науки
(полеты в космос, переработа полезных
ископаемых);
- формирование стремления поддерживать
и соблюдать традиции своего региона и
своей страны, формирование бережного
отношения к природным богатствам
(ресурсам) нашей страны – экологическое
воспитание;
- овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющимся и
развивающемся мире;

объектов в натуральном виде, в
естественных
условиях;
знание
способов
получения
необходимой
информации об изучаемых объектах по
заданию учителя;
- представления о взаимосвязях между
изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом
различных
оснований
для
классификаций (золото – полезное
ископаемое,
металлы,
цветные
(благородные) драгоценные металлы);
- называние сходных по определенным
признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из
других источников; объяснение своего
решения;
- выделение существенных признаков
групп объектов;
- знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа
жизни;
- участие в беседе, обсуждение
изученного;
проявление
желания
рассказать о предмете изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем
объекте;
- выполнение задания без текущего
контроля
учителя
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявления к
ней ценностного отношения, понимание
замечаний,
адекватное
восприятие
похвалы;
- совершение действий по соблюдению
санитарно-гигиенических
норм
в
отношении изученных объектов и
явлений;

- развитие навыков социальной адаптации
через знакомство со своим краем (природа,
достопримечательности,
население,
традиции, обычаи и др.).

5.

- выполнение доступных возрасту
природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу
за
комнатными
и
культурными
растениями.

Содержание программы.

АООП по курсу «Природоведение – НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» для 5 класса состоит из 3
основных разделов:
 Вселенная
 Наш дом – Земля
 Есть на Земле страна Россия

Неживая природа (68ч.)
«Введение» - 2 ч.
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем
надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения,
животные, человек.

«Вселенная» - 6 ч.
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос.
Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Практические работы:
 Зарисовки звездного неба
 Формы Луны и Земли

Космического корабля
Экскурсия(планетарий, музей космонавтики, обсерватория) или наблюдение за
звездным небом.
Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, математика,
изобразительная деятельность.

«Наш дом - Земля» - 44ч.

«ПланетаЗемля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера» – 1ч.
«Воздух» - 10ч.
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха
в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, он поднимается вверх,
холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры
воздуха.
Состав воздуха. Кислород. Углекислый газ. Азот. Кислород, его свойство
поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и
человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не
поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
«Полезные ископаемые» - 14 ч.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы
добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование
торфа. Добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства: цвет, блеск, горючесть, твердость,
хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства: цвет, запах, текучесть, горючесть. Добыча.
Продукты переработки нефти: бензин, керосин и др. материалы.
Природный газ. Свойства: запах и горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые , используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов:
цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление.
Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства: цвет, твердость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь.
Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность.
Распознавание меди. Ее применение.
Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид,
использование.
Охрана недр.
«Вода» - 14 ч.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойство воды как жидкости: непостоянство формы, способность растворять
некоторые твердые вещества. Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения
температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при
замерзании.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение
(способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, Промышленности и
сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши: ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской
воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.

«Поверхность суши - почва» - 6ч.
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода,
минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной –
органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в
народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Лабораторная работа
 Давление и движение воздуха.
Практические работы:
 проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.
 Зарисовка форм поверхности суши
 Составление таблицы «Полезные ископаемые».
 Заполнение схемы «Воды суши».
 Изготовление макетов форм поверхности суши.
 Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».
Экскурсия:
 Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы
поверхности Земли, водоемы).
Межпредметные связи: мир природы и человека, русский язык, ручной труд,
изобразительная деятельность.

«Есть на Земле страна Россия» - 14 ч.
Россия – Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей
страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, горы КМВ, Озеро
Байкал и Тамбукан, подземные минеральные воды, реки Волга, Енисей.
Москва – столица России.

Санкт-Петербург.
Крупные города и их достопримечательности: Нижний Новгород, Казань,
Волгоград, Новосибирск, Владивосток, Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки,
Кисловодск, Железноводск.
Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
Ярославль. Владимир. Города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы Росси.
Станица Ессентукская, с.Юца: поверхность, водоемы, занятия населения,
достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» .
Практические работы:
 Зарисовка государственного флага России
 Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей
народов нашей страны, изделия народных промыслов)
 Изготовление альбома «Россия – наша Родина!»
 Нахождение России на политической карте
 Составление рассказа о своем селе
 Изготовление альбома «Наше село»
Экскурсии:
 Краеведческий музей
 Музей села Юца
Межпредметные связи: русский язык, чтение, ручной труд, изобразительная
деятельность.

7. Критерии оценивания знания учащихся.
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ.
При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:
 Правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
 Полнота ответа;
 Умение практически применять свои знания;
 Последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится , если обучающийся обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом на «5», но допускает
неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью
учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну –две
ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание
основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи
учителя;
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части
изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос,
искажает их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь
учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся
самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по
карточкам, тестовые задания, и упражнения в рабочих тетрадях.
Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные
учителем или ответов на вопросы в письменном виде.

8.Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в ходе устных опросов,
проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных
материалов созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого
класса. При оценивании знаний учащихся используется помощь со стороны учителя.

Контрольная работа
за 1 полугодие 20__-20__г.
по природоведению
ученика 5 класса

------------------------------------------

1. Словарный
диктант:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________

5
2. Сколько месяцев в году? Подчеркни правильный ответ.
А) 10
б) 12
в) 20

1
3. Сколько дней в году?Подчеркни правильный ответ.
А) 365
б) 412
в) 100

1
4. Сколько часов в сутках?Подчеркни правильный ответ.
А) 36

б) 24

в) 12

1
5. Из каких облаков идёт дождь? Подчеркни правильный ответ.
А) перистые б) слоистые
в) кучевые

1
6. Какую температуру воздуха показывают эти термометры? Подпиши.
А)
Б)
В)

3

7. Столица нашей Родины - город ____________________.

1

8. Заполните таблицу, распределив животных по группам.
Насекомые

Рыбы

Птицы

Звери

Слова: карп, сова, бабочка, окунь, белка, заяц, медведь, клёст, муравей, дятел,
воробей, пчела, бурундук, щука, комар, акула.

16
9. Подпишите, что это ?
Деревья, кустарники, травы – это _______________________.
Звери, птицы, насекомые – это _______________________.
Дождь, снег, град - _____________________.
Сентябрь, октябрь, ноябрь - _______________________.
Весна, лето, осень, зима - _____________________.

5

Итоговое количество баллов

34

Результат: «5»-от 27 до 34,
«3»-от 13 до 19 ,

Оценка

Контрольная работа
за 20__-20__ уч.год
по природоведению
учени___ 5 класса

«4»-от 20 до 26 ,
«2»-ниже 12 .

_____________________
_____________________
1.

Словарный

диктант____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
8

2.

Графический диктант «Животные леса».

______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_.
1
0
3.
Подчеркни животных морей и океанов.
Креветки, краб, скат, акула, цапля, кит, стрекоза, бобр, ондатра, дельфин, щука, жаба.
12
4.

Направлением стрелки покажи обитателей ЛУГА и ЛЕСА.
Ель
Сосна
Рябина
Одуванчик
Клевер

ЛУГ

ЛЕС

Перепел

Бурый медведь
Белка
Дятел

Ромашка
Хомяк

11

5.
В каком ряду перечислены только насекомоядные
птицы? Зарисуй правильный кружок.

o
o
o
o

Скворец, сова, снегирь.
Ворона, синица, пустельга.
Сова, канюк, орёл.
Скворец, синица, мухоловка-пеструшка.
4

В какой стране вы живете? Подчеркни правильный ответ.

6.

Америка

Ставрополь

Украина

Москва

Россия

Англия

6
7. В каком рядуправильноподписаны полевые культуры?
Зарисуй кружочек в правильном ряду.

1.

o
o
o

2.

3.

1.Рожь. 2.пшеница. 3. Ячмень
1.Пшеница. 2. Рожь. 3. Овёс
1.Пшеница. 2. Ячмень. 3. Гречиха
3

Итоговое количество баллов

54

Результат: «5»-от 49 до 54,
«3»-от 32 до 39 ,

«4»-от 40 до 48 ,

«2»-ниже 32.

Оценка

Контрольная работа
за 20___-20___ уч.год
по природоведению
учени___ 5 класса
_____________________
_____________________
1. Словарный
диктант_________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________.
8

2. Графический диктант «Животные леса».
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.

10
3.Полезные ископаемые. Подпиши значки.
- _________________________
- _________________________

- _________________________

- _________________________

4
4.Подчеркните столицу России.
Ставрополь

Париж

Москва
4

Ессентуки

5.Благоприятные явления погоды подчеркните прямой линией,
неблагоприятные – волнистой:

Буря, дождь, град, туман, ураган, снегопад, метель, гроза, роса.
9

6.Приведите примеры растений широко распространённых в нашей
местности.
Деревья _____________________________________________________________.
Кустарники _________________________________________________________.
Травы ______________________________________________________________.
9

7.Приведите примеры животных встречающихся в нашей местности.
Травоядные звери ______________________________________________________.
Хищные звери _________________________________________________________.
Птицы _______________________________________________________________.
Рыбы ________________________________________________________________.
9
8. К природному комплексу «болото» относятся следующие компоненты
(заштрихуй кружок в правильном кругу):

o Ландыши, белка, жаворонок, луговая почва;
o Лягушка, ужи, торфяная почва, цапли, осока;
o Синица, гадюка, ландыш, ель, бурые почвы.
3
8. Итоговое количество баллов

56

Результат: «5»-от 51 до 56,
«3»-от 34 до 41 ,

«4»-от 42 до 50 ,

«2»-ниже 33.

Оценка

9.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 5-9 классы,
Вариант 1, М.: Просвещение, 2018г.
2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Смирнова, Природоведение: Учеб. для 5
класса.- М.: Просвещение, 2018.
3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на
Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-наДону: Учитель, 2003 г.
4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А.
Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.Москва, 2001
6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на
Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детствопресс, 1999.
8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные
уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
9. Природоведение. 5 класс : учеб. Для специальных(коррекц.)
образоват. учреждений 8 вида / Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина.М.: Просвещение, 2011.
Интернет – ресурсы:

Российский общеобразовательный порталhttp://school.edu.ru
Большая перемена www.newseducation.ru
Федерация интернет-образования www.fio.ru
Сетевое объединение методистов http://som.fio.ru/
Учитель.ru http://teacher.fio.ru
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
http://tana/ucoz.ru - современные уроки природоведения
http://pedsovet.su – методические материалы для уроков
природоведения
9. http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

10. http://www.uchportal.ru – учительский портал
11. http://festival.1sentember – фестиваль педагогических идей
«Открытый урок»
12. http://moi-sat.ru – портал «Мой университет», факультет
коррекционной педагогики
13. http://www.proshkolu.ru/club/zhisn/list
клуб
учителей
коррекционных школ
14. http:// pedsovet.su/load/344 – материалы для коррекционных школ
и классов, биология.

5 класс
№

Колво
часов

Тема (стр.)

Дата

Тип
урока

Целевая установка

Основные понятия

Планируемые предметные результаты
(в соответствии с ФГОС)
Минимальные
Достаточные

ВВЕДЕНИЕ – 2 ч.
1

1

Вводный урок.
Что такое
природоведение?

Вводный

Формирование
представления о
предмете
природоведение,
предметах и
явлениях, которые
на нем изучаются

Что изучает
природоведение?
Природа и человек.
Явления природы.
Знакомство с
учебником, тетрадью

2

1

Предметы и
явления неживой и
живой природы

Урок
изучения
новых
знаний

Формирование
представления о
предметах и
явлениях живой и
неживой природы,
умения
дифференцировать
живую и неживую
природу

Природа живая и
неживая. Признаки
живой природы.
Тела неживой
природы. Явления
природы.

Узнавание природных
Выделение
предметов и явлений на
существенных признаков
иллюстрациях и
объектов природы,
фотографиях, отнесение
отнесение предметов к
объектов к живой или
природе, название
неживой природе,
природных предметов и
называние природных
явлений.
предметов и явлений
Узнавание объектов
Выделение
неживой природы на
существенных признаков
иллюстрациях и
объектов живой и
фотографиях,
неживой природы,
Отнесение объектов к
отнесение объектов к
живой или неживой
живой или неживой
природе; название
природе, установление
изученных объектов
взаимосвязей между
живой и неживой природы
живой и неживой
природой.

Вселенная – 6 ч.
3/1

1

Небесные тела:
планеты, звезды
Солнечная
система. Солнце.

Урок
изучения
новых
знаний

4/2

1

Исследование

Комбини

Формирование
Небесные тела.
представления о
Звезды. Планеты.
небесных телах
Солнце. Земля. Луна.
Формировать
Астрономия
представления о
(астрономы).
Солнце как центре
Вселенная. Солнцне
Солнечной системы, – раскаленный шар.
показать значение
Солнечная система.
Солнца для жизни на Планеты. Вращение
Земле, дать краткую
планет вокруг
характеристику
Солнца. Земля.
планетам Солнечной
системы
Познакомить

Вселенная.

Называние изученных
небесных тел.
Называние изученных
небесных тел- Солнце,
планеты, планета Земля.
Солнечная система.

Называние изученных
небесных тел (звезды,
Солнце, планеты) и их
признаков, отнесение
небесных тел к разным
группам на
основаниипризнаков
Называние изученных
небесных тел – звезды,
Солнце, Солнечная
система, планета Земля, 2-3
другие планеты Солнечной
системы – и ихпризнаки;
знать, что входит в состав
Солнечной системы

Узнавание искусственных

Узнавание и название

космоса.
Спутники.
Космические
корабли.

рованны
й урок

5/3

1

Полеты и космос

Комбини
рованны
й урок

6/4

1

Смена дня и ночи

Комбини
рованны
й урок

7/5

1

Смена времен
года. Сезонные
изменения в
природе.

Комбини
рованны
й урок

8/6

1

Экскурсия за
сезонными
изменениями в
природе, и
наблюдение за
звездным небом.

Экскурс
ия

учащихся с
исследованиями
космоса и их
значением для
человечества
Познакомить
учащихся с
исследованиями
космоса,
формировать
представления о
полетах человека в
космос и первых
космонавтах
Формирований
представлений о
суточном вращении
Земли и смене дня и
ночи
Формирование
представлений о
годовом движении
Земли

Солнечная система.
Искусственный
спутник .Значение.
Космические
корабли.
Космические
корабли.
Космонавты. Ю.А.
Гагарин. В.В.
Терешкова

спутников и космических
кораблей на
иллюстрациях и
фотографиях, называние
изученных объектов
Называние первого
космонавта Ю.А.
Гагарина, первой
женщины-космонавта В.
В. Терешковой

искусственных
спутников и
космических кораблей,
знать их назначение
Знать фамилии первых
космонавтов, иметь
представления о
современных полетах в
космос и их значении

Вращение Земли,
смена дня и ночи,
день, ночь, сутки .

Определение на
иллюстрациях и
фотографиях частей
суток, называние их.

Знать название частей
суток, их признаки и
причины смены дня и
ночи.

Вращение Земли
вокруг Солнца,
смена времен года.
Времена года.

Определение времен года
на иллюстрациях и
фотографиях, название
изученных времен года и
их основных признаков
(1-2)

Знать признаки времен
года, осуществлять
классификацию времен
года на основании
основных признаков.
Причины смены времен
года.

Называние планеты Земля
и ее основных оболочек –
вода, суша, воздух.

Знать, что Земля – часть
Солнечной системы;
знать форму Земли и
узнаватьЗемлю на
фотографиях и
иллюстрациях; называть

Закрепление знаний
о сезонных
изменениях в
природе, о небесных
телах.

Наш дом – Земля.
Воздух - 10ч.
9/1

1

Планета Земля.
Оболочки Земли.

Комбини
рованны
й урок

Закрепить знания о
Солнечной системе.
Формировать
представления о
Земле как планете,
показать отличие

Планета Земля.
Вращение Земли
вокруг Солнца.
Форма Земли.
Оболочки Земли:
воздух, вода, суша

Земли от других
планет Солнечной
системы.

10/2

1

Воздух. Воздух и
его охрана.
Значение воздуха
для жизни на
Земле.

11/3

1

Свойства воздуха

12/4

1

Давление и
движение воздуха

Урок
изучения
новых
знаний

Формировать
представления о
воздухе, уточнить и
обобщить знания о
значении воздуха
для жизни человека,
животных и
растений.
Формировать
представления о
мероприятиях,
проводимых с целью
охраны чистоты
воздуха.
Комбини
Формировать в
рованны
процессе
й урок
демонстрации
опытов
представления о
свойствах воздуха
(прозрачность,
бесцветность,
упругость,
теплопроводность) и
об использовании
этих свойств в быту
Комбини
Формировать
рованны
представления о
й урок
свойствах
(упругость, сжатие),
и движение воздуха.

(литосфера).
Отличие Земли от
других планет

основные оболочки
Земли (твердая,
воздушная, водная);
знать основное отличие
Земли от других планет
Знать и называть состав
воздуха и его значение.

Воздух. Значении
воздуха для жизни
человека, животных
и растений.

Знать значение воздуха
для жизни человека,
животных и растений.

Свойства воздуха.
Воздух прозрачный
и бесцветный, без
запаха. Воздух
занимает место,
упругий, сохраняет
тепло.

Называние свойств
воздуха совместно с
учителем после
демонстрации опытов

Узнавать и называть
свойства воздуха после
демонстрации опытов,о
писывать опыты,
демонстрирующие
свойства воздуха, знать
свойства воздуха и
использование его в
быту

Свойства воздуха.
Упругость воздуха.
Воздух сжимается.
Движение воздуха.
Теплый воздух
поднимается вверх, а
холодный
опускается вниз.

Знание об использовании
свойств воздуха в быту
(накачивание шин,
матрасов, игрушек,
шаров)

Зн6ать свойства воздуха
(упругость, сжатие,
теплый воздух
поднимается, холодный
опускается), называть
свойства воздуха с
опорой на иллюстрации
или демонстрируемый
опыт; умение

13/5

1

Температура
воздуха.
Термометр.

Комбини
рованны
й урок

Формировать
представления о
термометре и его
устройстве,
формировать умение
измерять
температуру
воздуха, читать
показания
термометра

Термометр,
Температура
воздуха. Устройство
термометра. Правила
измерения
температуры
воздуха.

Указывание термометра
на иллюстрациях и
фотографиях, чтение
записанной температуры
воздуха, понимание
положительных (со
знаком плюс) и
отрицательных (со знаком
минус) температур

14/6

1

Движение воздуха
в природе. Ветер.

Комбини
рованны
й урок

Формировать
представления о
движении воздуха –
ветре, силе ветра и
использовании ветра
человеком

Ветер. Сила ветра.
Ураган. Шторм.
Использование
человеком силы
ветра .

15/7

1

Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

Комбини
рованны
й урок

Формирование
представлений о
составе воздуха, о
значении кислорода
и его свойствах

Воздух,газы,
входящие в состав
воздуха: углекислый
газ, азот, кислород.
Значение кислорода.
Свойства кислорода.

Узнавание ветра разной
силы на иллюстрациях и
фотографиях, называние
ветра, урагана, иметь
представления об
использовании силы ветра
человеком
Называние свойств
кислорода, отнесение
кислорода к газам,
входящим в состав
воздуха, значение
кислорода для человека,
животных и растений

16/8

1

Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот.

Комбини
рованны
й урок

Формирование
представлений о
значении воздуха, о
значении
углекислого газа и
азота, их свойствах.

Воздух, газы,
входящие в состав
воздуха: углекислый
газ, азот. Значение .
Свойства.

Называние газов,
входящих в состав
воздуха: кислород,
углекислый газ, азот.

использовать свойства
воздуха в быту.
Узнавание термометра в
естественных условиях,
иметь представление о
назначении термометра;
уметь читать показания
термометра; уметь
использовать показания
термометра в
повседневной жизни
(одежда, температура
воздуха)
Знать названия
движения воздуха
разной силы (ветер,
ураган, шторм), причины
появления ветра
Называние газов,
входящих в состав
воздуха; знание свойств
кислорода и наличие
представлений об
использовании свойств
кислорода в быту,
хозяйстве и
промышленности
Называние газов,
входящих в состав
воздуха. Значение
свойств углекислого
газа, азота, роль в жизни
растений и наличие
представлений об
использовании свойств
углекислого газа в быту,
хозяйстве и
промышленности.

17/9

18/
10

1

1

Значение и охрана
воздуха.

Комбини
рованны
й урок

Формирование
представлений о
значении воздуха,
его роли в жизни
растений, животных
и человека.
Знакомство с мерами
принимаемыми для
охраны воздуха.

Воздух. Чистый
воздух. Значение
воздуха.
Мероприятия,
принимаемые для
охраны воздуха.

Значение воздуха
для жизни на
Земле и его
охрана.

Обобща
ющий
урок

Обобщить и
систематизировать
понятия о воздухе,
его составе,
свойствах и
значении для
человека, растений и
животных

Состав воздуха.
Свойства кислорода,
углекислого газа.
Охрана воздуха от
загрязнения
(высадка растений,
установка
специальных
фильтров на
промышленных
предприятиях для
очистки воздуха).
Поддержание
чистоты воздуха в
классе и дома.

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи

Урок
изучения
новых
знаний

Формировать
представления о
полезных
ископаемых, их
видах и значении

Иметь представление о
Знать о роли воздуха для
значении чистого воздуха
жизни на Земле;
и мерах, принимаемых для
Устанавливать с
его защиты.
помощью учителя,
зависимость между
чистотой воздуха и
жизнью растений,
животных и человека;
знать и соблюдать в
быту меры по охране
воздуха, правила
здорового образа жизни.
Иметь представление о
Знать состав воздуха,
значении чистого воздуха
свойства воздуха, роль
для жизни на Земле и
воздуха для жизни на
мерах принимаемых для
Земле, устанавливать (с
его защиты
помощью учителя)
зависимость между
чистотой воздуха и
жизнью растений,
животных и человека,
знать и соблюдать в
быту меры по охране
воздуха, правила
здорового образа жизни.

Полезные ископаемые – 14 ч..
19/1

1

Полезные
ископаемые.
Месторождения.
Способы добычи.
Виды полезных
ископаемых
(твердые , жидкие,
газообразные,
горючие,
негорючие).
Значение полезных
ископаемых. Охрана.

Иметь представления о
назначении полезных
ископаемых.

Знание названий
полезных ископаемых,
выделение признаков
полезных ископаемых,
отнесение полезных
ископаемых разным
группам (твердые,
жидкие, газообразные,
горючие, негорючие)

20/2

1

Строительные
полезные
ископаемые.
Гранит, известняк.

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве, гранит известняк

Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов. Гранит,
известняк, мрамор.

21/3

1

Песок, глина

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве, песке, глине.

Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов. Песок,
глина.

22/4

1

Горючие полезные
ископаемые. Торф.

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
торфе.

Горючие полезные
ископаемые. Торф.
Внешний вид.
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана.

Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в
коллекциях (мел, мрамор,
гранит), называние
изученных полезных
ископаемых, отнесение
полезных ископаемых к
группе ископаемых в
строительстве, иметь
представление о
назначении данной
группы полезных
ископаемых
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в
коллекциях (песок, глина),
называние изученных
полезных ископаемых,
отнесение полезных
ископаемых к группе
ископаемых в
строительстве, иметь
представление о
назначении данной
группы полезных
ископаемых
Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в
коллекциях (торф),
называние изученных
полезных ископаемых,
отнесение торфа к группе
полезных ископаемых,
иметь представление о
назначении торфа.

Узнавание и называние
полезных ископаемых,
используемых в
строительстве, выделять
признаки полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве, называть
полезные ископаемые,
известные из других
источников, объяснять
свое решение.
Узнавание и называние
полезных ископаемых,
используемых в
строительстве, выделять
признаки полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве, называть
полезные ископаемые,
известные из других
источников, объяснять
свое решение.
Узнавание и называние
представителей горючих
полезных ископаемых, ,
выделять признаки
горючих полезных
ископаемых и торфа,
относить торф к
различным группам с
учетом разных
классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные

23/5

1

Каменный уголь.
Свойства.

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
каменном угле.

Горючие полезные
ископаемые.
Каменный уголь.
Внешний вид.

Узнавание полезных
ископаемых на рисунках,
фотографиях, в
коллекциях (каменный
уголь), называние
изученных полезных
ископаемых, отнесение
каменного угля к группе
полезных ископаемых,
иметь представление о
назначении каменного
угля.
Отнесение каменного угля
к группе полезных
ископаемых, иметь
представление о значении
каменного угля.

24/6

1

Добыча и
использование
каменного угля

Комбини
рованны
й

Формировать
представление о
каменном угле,
способах добычи и
значении каменного
угля

Каменный уголь.
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана.

25/7

1

Нефть. Внешний
вид и свойства

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
нефти.

Горючие полезные
ископаемые. Нефть.
Внешний вид.
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана

Называние изученных
полезных ископаемых
(нефть), отнесение нефти
к группе полезных
ископаемых.

26/8

1

Добыча и
использование
нефти.

Комбини
рованны
й

Формировать
представление о
нефти, способах
добычи. Значение.
Использование
человеком. Охрана.

Горючие полезные
ископаемые. Нефть.
Способы добычи.
Значение.
Использование
человеком. Охрана.

Отнесение нефти к группе
полезных ископаемых,
иметь представление о
значении нефти.

ископаемые, полезные
ископаемые,
используемые в качестве
удобрений).
Узнавание и называние
горючих полезных
ископаемых –каменного
угля, выделять признаки
горючих полезных
ископаемых и каменного
угля, относить каменный
уголь к горючим
полезным ископаемым.

Относить каменный
уголь к различным
группам, с учетом
разных классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые), знать
способы добычи
каменного угля
Узнавание и называние
горючих полезных
ископаемых – нефти,
выделять признаки
нефти, относить нефть к
группе полезных
ископаемых, горючих
полезных ископаемых.
Относить нефть к
различным группам с
учетом разных
классификаций
(полезные ископаемые,
горючие полезные
ископаемые), знать

27/9

1

Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила
обращения с газом
в быту.

28/
10

1

Полезные
ископаемые
используемые для
получения
металлов. Черные
металлы. Сталь.
Чугун.

29/
11

1

Цветные металлы

30/

1

Благородные

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
горючих полезных
ископаемых.
Формировать
представление о
природном газе,
способах добычи и
значении
природного газа.
Формировать умение
соблюдать привила
безопасного
пользования газом в
быту.
Комбини
Формировать
рованны
представления о
й
черных металлах.
Формировать
представление о
стали, чугуне,
способах получения
и использования в
промышленности и в
быту.
Комбини
Формировать
рованны
представления о
й
цветных металлах.
Формировать
представление о
алюминии и меди,
способах получения
и использования в
промышленности и в
быту.

Комбини

Формировать

Природный газ.
Внешний вид.
Свойства. Способы
добычи. Значение.
Использование
человеком. Правила
обращения в быту.

Называние изученных
полезных ископаемых
(природный газ),
отнесение газа к группе
полезных ископаемых,
иметь представление о
значении природного газа,
называть (с помощью
учителя) привила
пользования газом в быту.

Черные металлы.
Сталь. Чугун.
Полезные
ископаемые,
используемые для
получения металлов.

Называние черных
металлов (чугун, сталь),
представление об
использовании черных
металлов.

Цветные металлы..
Называние цветных
Полезные
металлов, представление
ископаемые,
об использовании цветных
используемые для
металлов
получения металлов.
Использование
цветных металлов.

Благородные

Называние благородных

способ добычи нефти
Узнавание и называние
горючих полезных
ископаемых –
природный газ, выделять
признаки природного
газа, относить
природный газ к
различным группам с
учетом разных
классификаций, знать
способы добычи газа.

Узнавать и называть
черные металлы – чугун
и сталь, знать способ
получения черных
металлов, выделять
признаки черных
металлов, свойства стали
и чугуна.
Узнавать и называть
цветные металлы –
алюминий, медь, знать
способ получения
цветных металлов,
выделять признаки
цветных металлов,
производить
классификацию цветных
металлов (относить
алюминий, медь к
металлам и цветным
металлам)
Узнавать и называть

12

металлы
(драгоценные)

рованны
й

представления о
благородных
металлах.
Формировать
представление о
золоте, серебре,
платине,
использовании в
промышленности и в
быту.

металлы. Золото.
Серебро. Платина.
Внешний вид.
Использование.

металлов, представление
об использовании
драгоценных металлов.

Формирование
представлений о
значении полезных
ископаемых,
знакомство с
мерами,
принимаемыми для
охраны полезных
ископаемых
Обобщить и
систематизировать
понятия о полезных
ископаемых,
воздухе, их составе
свойствах, значении
для человека,
растений, животных.

Полезные
ископаемые. Запасы
полезных
ископаемых. Меры,
принимаемые по
охране полезных
ископаемых

Называть полезные
ископаемые, знать о
необходимости охраны
полезных ископаемых.

Полезные
ископаемые.
Виды, значение,
способы добычи.
Горючие полезные
ископаемые.
Полезные
ископаемые,
используемые в
качестве
строительных
материалов. Черные
металлы. Цветные
металлы.
Благородные
металлы.

Иметь представления о
полезных ископаемых, их
значении для людей.

Узнавать и называть
полезные ископаемые,
проводить
классификацию
полезных ископаемых;
относить полезные
ископаемые к группам,
объяснять свой выбор,
знать свойства полезных
ископаемых, знать меры
по их охране.

Представление о воде в
природе; знание о
значении воды для

Узнавание на рисунках и
фотографиях и
называние воды в

31/
13

1

Охрана полезных
ископаемых

Комбини
рованны
й

32/
14

1

Полезные
ископаемые

Обобща
ющий
урок

благородные металлы –
золото, серебро,
платину; выделять
признаки цветных
металлов, производить
классификацию
драгоценных металлов
(относить золото,
серебро, платину к
металлам и драгоценным
металлам).
Узнавать и называть
полезные ископаемые,
знать способы охраны
полезных ископаемых

Вода – 14 ч.
33/1

1

Вода в природе.
Роль воды в
питании живых

Урок
получен
ия новых

Формирование
представлений о
воде в природе и о

Вода. Вода на Земле.
Значение воды для
жизни растений,

организмов

знаний

значении воды для
растений и
животных
Формирование
представлений о
свойствах воды

животных, человека

растений, животных и
человека

Свойства воды:
текучесть,
отсутствие формы,
отсутствие запаха,
прозрачность,
отсутствие вкуса,
вода – растворитель.

Называние свойств воды
(совместно с учителем)
после демонстрации
опытов

34/2

1

Свойства воды

Комбини
рованны
й урок

35/3

1

Растворимые и
нерастворимые
вещества.
Питьевая вода.

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
свойствах воды,
растворимых и
нерастворимых
веществах

Вода. Растворимые и
нерастворимые
вещества. Растворы.
Виды растворов.
Питьевая вода.

Иметь представления о
питьевой воде и
растворах, называть
растворы

36/4

1

Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды.

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
свойствах воды,
чистой воде и
очистке воды.

Чистая вода. Мутная
вода. Состав мутной
воды. Очистка воды
отстаиванием и
фильтрованием.

Узнавать чистую и
мутную воду в
натуральном виде и на
рисунках; знать признаки
мутной и чистой воды.

разных формах
существования в
природе
Узнавать и называть
свойства воды после
демонстрации опытов;
описывать опыты,
демонстрирующие
свойства воды; знать
свойства воды и
использование этих
свойств в быту
Знать и называть
растворимые и
нерастворимые
вещества; узнавать
растворы в естественных
условиях и на
иллюстрациях и назвать
их; иметь представления
о назначении растворов;
выделять существенные
признаки питьевой воды,
использовать
полученные знания при
выполнении
практических работ
(создание растворов –
сладкий водный раствор,
соленый водный
раствор)
Выделять признаки
чистой и мутной воды;
относить воду к разным
группам; уметь
использовать
полученные знания при
выполнении
практических работ
(очистка воды

37/5

1

Три состояния
воды. Температура
и ее измерение.

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
различных
агрегатных
состояний воды.

Три состояния воды.
Твердое (лед),
газообразное (пар),
жидкое (вода).
Температура
замерзания.
Температура
кипения. Переход из
одного состояния в
другое.

Узнавать воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.

38/6

1

Расширение при
нагревании и
сжатие при
охлаждении,
расширение при
замерзании

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений об
изменении
состояния воды под
воздействием
температуры

Вода сжимается при
охлаждении, вода
расширяется при
нагревании.
Температура
кипения.

Узнавание и называние
состояния воды при
нагревании и охлаждении

39/7

1

Свойства воды.
Лабораторная
работа.

Практич
еский
урок

Выполнять лабораторные
работы совместно с
учителем; называть
свойства воды после
проведения опыта

40/8

1

Работа воды в
природе

Формирование
Лабораторная работа
умения применять
знания о свойствах
воды на практике,
выполнять
практические
действия под
контролем учителя.
Комбини
Формирование
Вода размывает
рованны
представлений о
почву, овраги,
й
работе воды в
пещеры, ущелья;
природ и
наводнение
изменениях, которые
происходят под

Узнавание и называние
последствий работы воды
– оврагов, пещер,
наводнений.

отстаиванием,
фильтрованием)
Выделять признаки воды
в разных агрегатных
состояниях;
устанавливать
зависимости между
температурой и
состоянием воды; уметь
использовать
полученные знания при
выполнении
практических работ
совместно с учителем
(измерение
температуры)
Узнавание и называние
состояний воды в
естественных условиях и
на картинах; выделение
существенных признаков
воды при замерзании и
нагревании; уметь
использовать
полученные знания в
быту.
Выполнять
лабораторные работы
под контролем учителя;
прогнозировать
результаты опытов;
делать выводы о
свойствах воды.
Устанавливать
взаимозависимости
между явлениями
природы (работа воды и
форма поверхности)

41/9

1

Значение воды в
природе.
Использование
воды в быту,
промышленности
и сельском
хозяйстве.

42/
10

1

Вода в природе

43/
11

1

Воды суши: ручьи,
реки

44/
12

1

Озера, болота,
пруды

45/
13

1

Моря и океаны.
Использование и
охрана воды

влиянием воды.
Формирование
Чистая вода, пресная Знание значение воды для Знать и называть меры,
представлений о
вода, использование
жизни человека; умение
принимаемые для
значении воды для
воды в быту,
называть (совместно с
охраны воды; применять
человека, знакомство
сельском хоз-ве,
учителем) правила охраны
знания об охране воды
с мерами,
промышленности.
воды в быту (выключать на практике; выполнение
принимаемыми для
Охрана воды,
воду, плотно закрывать
доступных возрасту
охраны воды
очистка воды, меры
кран)
действий
принимаемые по
охране воды
Комбини
Формирование
Вода в природе,
Знание и называние
Узнавание и называние
рованны
представления о
осадки, воды суши:
разных состояний воды;
состояния воды на
й
круговороте воды в
реки, ручьи, озера,
узнавание на
разных этапах ее
природе
моря, океаны.
иллюстрациях дождя,
круговорота;
Облака, тучи.
пара, облаков, туч.
установление причинноКруговорот воды в
следственных
природе.
зависимостей
Комбини
Формирование
Воды суши. Вода
Узнавание ручьев и рек на Иметь представления о
рованны
представлений о
пресная и соленая.
иллюстрациях и
внешнем виде рек и
й
водах суши: ручьях
Естественные и
фотографиях; название
ручьев и образовании
и река
искусственные
изученных объектов;
изученных водоемов,
водоемы. Ручей.
представление об
уметь выполнять
Река. Образование.
использовании рек
доступные возрасту
Значение. Охрана
действия
Комбини
Формирование
Озера. Болота.
Узнавание озер, болот,
Иметь представления о
рованны
представлений о
Пруды.
прудов на иллюстрациях и
внешнем виде озер,
й
водах суши: озерах,
Водохранилища.
фотографиях; называние
болот, прудов,
болотах, прудах
Внешний вид.
изученных объектов;
водохранилищ и
Режим.
представление об
образовании изученных
Использование
использовании изученных
водоемов, о значении
человеком.
водоемов
изученных водоемов;
Обитатели водоемов.
уметь устанавливать
простейшие причинноследственные
зависимости
Комбини
Формирование
Моря . Океаны.
Узнавание морей и
Иметь представления о
рованны
представлений о
Внешний вид.
океанов на иллюстрациях
внешнем виде морей и
й
морях и океанах, и
Свойства морской
и фотографиях; называние
океанов, их основных
их использовании
воды. Значение
изученных объектов;
признаках, о значении
морей и океанов в
представление об
изученных водоемов
Комбини
рованны
й

46/
14

1

Охрана воды

жизни человека.
Использование
океанов и морей в
жизни человека.
Использование
океанов и морей
человеком.
Комбини
Формирование
Охрана воды.
рованны
представлений о
Бережное отношение
й
охране воды и мерах,
к воде в быту.
принимаемых по
охране водоемов

использовании изученных
водоемов

Иметь представление об
использовании воды

Знать и называть меры
принимаемые для
охраны водоемов;
применять знания об
охране воды на практике

Равнины, холмы,
овраги. Внешний
вид. Роль в жизни
человека.
Поверхность своей
местности.

Узнавание и называние
форм поверхности на
иллюстрациях и
фотографиях

Выделение
существенных признаков
изученных форм
поверхности суши;
называние холмов и
оврагов, известных из
личного опыта

Горы. Внешний вид.
Природа. Жизнь
людей в горах.
Занятия людей.

Узнавание и называние
гор на иллюстрациях и
фотографиях

Почва. Состав
почвы: перегной,
песок, глина, вода,
воздух, минеральные
соли.

Знать и называть
назначение почвы

Выделение
существенных признаков
гор; называть занятия
людей, живущих в горах;
устанавливать
простейшие зависимости
между формой
поверхности суши и
занятиями населения;
называние гор,
известных из личного
опыта
Узнавание и называние
почвы в натуральном
виде в естественных
условиях и на картинах;
называть вещества,

Поверхность суши. Почва – 6 ч..
47/1

1

Равнины, холмы,
овраги

48/2

1

Горы

49/3

1

Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы.

Урок
изучения
новых
знаний

На основе
имеющихся знаний
формировать
представления о
формах поверхности
Земли, внешнем
виде равнин, холмов,
оврагов и их
использовании
человеком
Комбини
На основе
рованны имеющихся знаний
й
формировать
представления о
формах поверхности
Земли

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
почве, ее
образовании.
Закрепить знания о

50/4

1

Разнообразие почв

Комбини
рованны
й

51/5

1

Основное свойство
почвы –
плодородие.
Обработка почвы.

Комбини
рованны
й

52/6

1

Экскурсия.
Охрана почвы

роли почвы в жизни
растений
Формирование
представлений о
видах почв, их
особенностях

Почва. Плодородие,
черноземные почвы,
глинистые, песчаные
почвы

Формирование
представлений о
плодородии почвы,
способах обработки
почвы и ее значении

Почва. Перегной.
Черноземные почвы.
Плодородные почвы.
Обработка почвы.
Весенняя обработка
почвы. Уход за
почвой летом.
Осенняя обработка
почвы.
Комбини
Закрепление
Почва. Охрана почв.
рованны
представлений о
Разрушение
й
значении почвы.
плодородного слоя
Формирование
почвы (костры,
представлений о
пожары, вырубка
необходимости
лесов, бытовой
охраны почв, о
мусор, химикаты,
мерах, принимаемых вода, ветер). Меры,
для охраны почв.
принимаемые по
охране почв
(высадка лесов,
защита от
загрязнения)

Называть виды почв (не
менее 2); называть
свойства черноземных
почв

Иметь представление об
основном свойстве почвы,
о значении обработки
почвы для получения
урожая

Представление о
необходимости охраны
почв и некоторых мерах,
которые принимаются для
защиты почвы

входящие в состав почвы
и их значение
Называть виды почв и их
основные признаки;
выделять существенные
признаки разных видов
почв; устанавливать
связи между разными
видами почв и
растительностью;
умение применять эти
знания на практике.
Называть способы
обработки почвы в
зависимости от сезона;
иметь представления о
взаимосвязи обработки
почвы с ее плодородием;
уметь применять знания
о сезонной обработке
почвы на практике
Называть вредные
воздействия на почву;
костры, пожары,
вырубка лесов, бытовой
мусор, химикаты, вода,
ветер; называть меры,
принимаемые для
охраны почв

Есть на Земле страна РОССИЯ – 14 ч.
53/1

1

Место России на
земном шаре.
Знакомство с
картой.

Урок
изучения
новых
знаний

Формирование
представлений о
России, размере
территории,
климате, рельефе

Россия. Россия –
самое большое
государство.
Разнообразие
поверхности и

Знать и называть название
своей страны.

Назвать особенности
климата и рельефа
России; узнавание на
карте России реки и
суши (по цвету);

климата.
Обозначение суши и
рек на карте.

54/2

1

Моря и океаны,
омывающие берега
России

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
морях и океанах,
омывающих берега
России

55/3

1

Горы и равнины на
территории нашей
страны

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
формах поверхности
России

56/4

1

Реки и озера
России

Комбини
рованны
й

Формирование
представлений о
реках и озерах
России

57/5

1

Москва – столица
России

Комбини
рованны
й

Формировать
представление о
столице России –
Москве.

58/6

1

Санкт-Петербург

Комбини
рованны

Формировать
представление о

Моря. Океаны.
Знать, что территорию
Тихий океан. Черное России омывают теплые и
море. Балтийское
холодные моря; называть
море, Азовское море, основные признаки этих
Балтийское море
морей (лед, снег, холодно,
Северный
тепло, солнце, пляж)
Ледовитый океан
Основные формы
Узнавать на
поверхности.
иллюстрациях различные
Равнины: Восточноформы поверхности –
Европейская
горы, равнины; знать, что
равнина, Западнона территории России
Сибирская равнина. находятся горы и равнины
Горы: Кавказские,
Уральские горы.
Крупнейшие реки:
Узнавать на
Обь, Лена, Енисей, иллюстрациях реки; знать,
Амур, Волга. Озера: что на территории России
Байкал, Каспийское.
находятся реки и озера;
называть 1-2 реки России
Столица.
Узнавание и называние
Правительство.
достопримечательностей:
Достопримечательно
Кремль, Стадион
сти: Кремль,
Лужники на
Третьяковская
иллюстрациях и
галерея, Большой
фотографиях; называние
театр, Театр кукол
столицы России
им. С.В. Образцова,
стадион «Лужники»,
Останкинская
телебашня,
транспорт.
Достопримечательно
Узнавание и называние
сти: Эрмитаж,
достопримечательностей:

устанавливать
причинно-следственные
зависимости между
территорией, солнечной
освещенностью и
климатом
Называть моря,
омывающие берега
России: Черное море,
Азовское море,
Балтийское море; знать
их основные признаки.
Называть горы и
равнины России:
Восточно-Европейская
равнина, ЗападноСибирская равнина.
Кавказские горы,
Уральские горы; знать
их основные признаки.
Называть реки и озера
России: 3-4 названия,
знать их основные
признаки.
Узнавание и называние
Москвы и основных
достопримечательностей
(Кремль, Третьяковская
галерея, Большой театр,
Останкинская
телебашня); знать
названия видов
транспорта Москвы

Узнавание и называние
Санкт-Петербурга и его

й

городе СанктПетербурге

петропавловская
крепость,
Исаакиевский собор,
Невский проспект,
Река Нева.
Разводные мосты.
Порт.
Древние города
России: Ярославль.
Владимир. История.
Достопримечательно
сти. Народные
промыслы. Туризм.

разводные мосты,
Дворцовая площадь – на
иллюстрациях и
фотографиях.

основных
достопримечательностей
.

Называние городов
Золотого кольца:
Ярославль. Владимир

Узнавание и называние
Ярославль. Владимир.
Ростов. Называние
основных
достопримечательностей
: набережная в
Ярославле, собор и
Золотые ворота во
Владимире, Ростовская
площадь.
Узнавание и называние
городов Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград. Называть
основные
достопримечательности
городов (Нижегородский
кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев
курган), называние
городов, известных из
других источников.
Узнавание и называние
городов Новосибирск,
Владивосток. Называть
основные
достопримечательности
городов. Называние
городов, известных из
других источников.
Называть
представителей народов
России, традиции и

59/7

1

Ярославль.
Владимир. Города
Золотого кольца

Комбини
рованны
й

Формировать
представление о
городах Золотого
кольца: Ярославле,
Владимире, Ростове.

60/8

1

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
городах Нижний
Новгород,
Казань, Волгоград.

Города России. Река
Волга. Нижний
Новгород. Казань.
Волгоград. История.
Достопримечательно
сти.
Промышленность.

Называние городов
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград.

61/9

1

Новосибирск,
Владивосток

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
городах
Новосибирск,
Владивосток

Сибирь, Дальний
Восток.
Новосибирск,
Владивосток.
Достопримечательно
сти.
Промышленность.

Называние городов
Новосибирск,
Владивосток

62/
10

1

Население и
народы России

Комбини
рованны
й

Формировать
представления о
населении России и

Население России.
Городское и
сельское население.

Называние отдельных
представителей народов
России; называть места,

России как
многонациональное
государство.

63/
11

1

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона.

Комбини
рованны
й

64/
12

1

Экскурс
ия

65/
13

1

Экскурсия
в краеведческий
музей
Обобщающий урок

Обобща
ющий
урок

Формировать
представление о
вашей местности на
основе уточнения и
обобщения
имеющихся знаний.

Закрепить знания о
России: рельеф,
водоемы, города,
население.
Обобщение и
закрепление
представлений о
предметах и
явлениях неживой
природы

Россия –
многонациональное
государство.
Национальности.
Народы. Традиции.
Обычаи. Народные
промыслы.
Название. Область.
Поверхность.
Водоемы.
Растительный и
животный мир.
Население.
Промышленность и
сельское хозяйство.
Достопримечательно
сти.

где проживает население
России; узнавать на
иллюстрациях и называть
городское и сельское
население.

обычаи населения
России, занятия
городского и сельского
населения.

Называть основные
географические объекты
своей местности.

Называть
промышленные
предприятия, население
вашей местности,
традиции и обычаи.

Россия.
Разнообразие
поверхности и
климата России,
моря, океаны, горы,
равнины, города
России: Москва,
Санкт-Петербург,
Ярославль,
Владимир, Нижний
Новгород, Казань,
Волгоград, Сибирь,
Дальний Восток,
Новосибирск,
Владивосток.
Население России.
Природа. Неживая
природа. Признаки
неживой природы.
Планета Земля.

Называние отдельных
Называть особенности
городов России,
климата и рельефа
отдельных представителей России, называть моря,
народов России.
омывающие берега
Узнавание и называние
России: Черное,
изученных предметов на
Азовское, Балтийское;
иллюстрациях и
называть отдельные
фотографиях; отнесение
реки, озера, горы,
изученных предметов к
равнины России; знать
определенным группам
названия отдельных
(вода, воздух, полезные
городов России и их
ископаемые, почва);
достопримечательностей
называние предметов,
. Принятие и освоение
относящихся к почве,
социальной роли
полезным ископаемым,
обучающегося,
свойствам воды или
формирование и
воздуха; знание
развитие социально
элементарных правил
значимых мотивов
безопасного поведения в
учебной деятельности.
природе; представление о
Развитие навыков

Солнечная система.
Вода. Воздух.
Полезные
ископаемые. Почва.
Связь живой и
неживой природы.

3 ч. – административные контрольные работы (вводная, полугодовая, годовая).

значении неживой
природы в жизни
человека.

сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Формирование
мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению к
природе. Узнавание и
называние изученных
предметов неживой
природы на картинках,
схемах и в натуральном
виде; отнесение
предметов неживой
природы к разным
группам (вода, воздух,
полезные ископаемые,
почва); выделение
существенных признаков
каждой группы;
представление о
взаимосвязях между
неживой и живой
природой; знание и
соблюдение правил
безопасного поведения в
природе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».