I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Адаптивная физическая культура», 7 класс составлена в
соответствии с:
•
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
• Учебным планом МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024-2025 учебный год;
• Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» относится к предметной
области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Адаптивная физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их
к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении
индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений
развития, социальной адаптации.
2
Задачи обучения:
− воспитание интереса к физической культуре и спорту;
− овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной
подготовкой)
в
соответствии
с
возрастными
и
психофизическими
особенностями обучающихся;
− коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик,
агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
− воспитание нравственных качеств и свойств личности;
− содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в
7 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
− формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта;
− формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и
другие;
− развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
− формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы
не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
− формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с
полного разбега;
− формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
− совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
− совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий
на гимнастической скамейке и стенке;
− формирование
умения
выполнять
самостоятельно
общеразвивающие
и
корригирующие упражнения в определенном ритме;
− совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под
препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
− формирование мотивации к здоровому образу жизни;
− совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре»,
«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных
разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической
подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
− беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения
качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
− выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
− выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под
словесную инструкцию учителя;
− самостоятельное выполнение упражнений;
− занятия в тренирующем режиме;
− развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Уроки физической культуры строятся с учетом знаний структуры дефекта
каждого обучающего, всех его потенциальных возможностей и специфических
нарушений.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество часов
1
2
Знания о физической культуре
Гимнастика
В процессе обучения
22
3
Легкая атлетика
22
4
Спортивные игры
24
Итого:
III.
Контрольные работы
(количество)
68
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− формирование чувства гордости за успехи, достижения как собственные, так и
своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
− воспитание эстетических потребностей и чувств средствами физического
воспитания;
4
− формирование
этических
эмоционально-нравственной
чувств,
отзывчивости
проявление
и
доброжелательности,
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
− выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
− знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно
их применять;
− иметь представления о двигательных действиях; знать строевые команды и
выполнять строевых действий по словесной инструкции;
− уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
− ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
− иметь представление о видах двигательной активности, направленных на
преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в
спортивных играх и эстафетах;
− взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных
игр, соревнований;
− иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
− освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных
игр и других видов физической культуры;
− выполнять самостоятельно комплексы утренней гимнастики;
− выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища, развития основных физических качеств; участвовать в
оздоровительных занятиях в режиме дня;
− знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания;
выполнение двигательных действий;
− уметь
подавать
строевые
команды,
вести
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
− участвовать совместно со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
5
− уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в
процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное
судейство;
− знать спортивные традиции своего народа и других народов;
− знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать
её роль и значение в жизнедеятельности человека;
− знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных
видах двигательной активности;
− знать правила техники выполнения двигательных действий;
− знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой
направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать
физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с
заданной дозировкой нагрузки;
− соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка
личностных
результатов
предполагает,
прежде
всего,
оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 7 классах
определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных
умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт
знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими
критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним
можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное
положение, «заступ» при приземлении.
6
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну
значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого
искажения структуры движений, но влияют
на качество
выполнения, хотя
количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
− старт не из требуемого положения;
− отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
− несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной
значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может
получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках
улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых
искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Оценка «2»не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или
грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не
может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при
развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом
их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого
раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся,
усвоение учебного материала за курс 7 класса, что позволяет учителю делать выводы об
эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной
физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и
двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня
физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало
учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных
координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 7 классе
−
бег 60м;
−
прыжок в длину с места;
7
−
сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа
на перекладине (д).
−
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
−
смешанное передвижение на 500 м.
−
поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
(вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и
использует
адаптированные
критерии,
разрабатываемые
индивидуально
(или
дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей
обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
нет.
Учитель
руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету
и
ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем
освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений и развития физических качеств
у обучающихся 7 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по
состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной
ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп
обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального
состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики
усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка,
свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт
инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два)
обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее
время.
8
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на
максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола
максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться
максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не
сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке
(оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости
комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у
обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой
стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить
прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко
приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности
выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим
сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи
(количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по
необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта
времени.
9
Учебные нормативы* и испытания (тесты) развития физических качеств, усвоения
умений, навыков по адаптивной физической культуре
(7 класс)
№
Виды испытаний
п./п.
Показатели
(тесты)
Учащиеся
1
Мальчики
Оценка
«3»
Бег 60 м. (сек.)
9,8 и
«4»
«5»
9,7/9,5
9,4/9,0
24/20
29/25
145/135
170/146
9/7
15/10
+4
+7
больше
2
Девочки
«3»
«4»
«5»
12,6 и
12,5-
больше
12,0
35/30
15/12
22/16
35/23
190/171
125/120
150/126
170/151
19/16
8/5
9/6
12/8
+11
+5
+10
+15
11,9/11,3
Поднимание
туловища из
положения, лёжа на
спине (количество
раз за 1м.)
3
Прыжок в длину с
места толчком
двумя ногами (см.)
4
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лёжа на полу
(количество раз)
5
Наклон вперёд из
и.п. стоя с прямыми
ногами на
гимнастической
скамейке (см ниже
уровня скамейки)
6
Бег на 500 м
*данные
нормативы
корректировки
Без учета времени
являются
(адаптации)
с
относительными
учётом
уровня
и
усреднёнными
психофизического
и
требуют
развития
и
подготовленности обучающихся конкретного класса
10
№
Тема
предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Легкая атлетика– 10 часов
1
2
3
Инструктаж по
техники
безопасности на
уроках легкой
атлетики.
Ходьба в
различном
темпе с
выполнением
заданий учителя
Значение
ходьбы для
укрепления
здоровья
человека.
Продолжительн
ая ходьба 15-20
мин в различном
темпе с
изменением
шага
Бег с
переменной
1
1
1
Беседа о правилах техники
безопасности на занятиях
легкой атлетикой.
Выполнение упражнений в
ходьбе в определенном темпе с
выполнением заданий.
Преодоление полосы
препятствий.
Метание мяча в вертикальную
цель
Определение оптимального
двигательного режима для
своего возраста, его виды.
Выполнение продолжительной
ходьбы в различном темпе,
сохраняя правильное положение
тела в движении.
Метание мяча в вертикальную
цель.
Выполнение прыжков через
скакалку
Выполнение ходьбы с
заданиями.
Слушают инструктаж о
правилах поведения на уроках
легкой атлетики. Выполняют
ходьбу с заданиями по
инструкции учителя.
Выполняют бег с преодолением
препятствий (высота 10-30 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Слушают инструктаж о правилах
поведения на уроках легкой
атлетики. Выполняют ходьбу с
заданиями.
Выполняют бег с преодолением
препятствий (высота 30-40 см).
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель
Просматривают презентацию
«Значение ходьбы для
укрепления здоровья человека».
Идут продолжительной ходьбой
10-15 мин.
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель.
Выполняют прыжки через
скакалку на месте в
равномерном темпе
Просматривают презентацию
«Значение ходьбы для укрепления
здоровья человека». Идут
продолжительной ходьбой 15-20
мин.
Выполняют метание мяча в
вертикальную цель.
Выполняют прыжки через
скакалку на месте в равномерном
темпе
Выполняют ходьбу с
заданиями. Выполняют бег с
Выполняют ходьбу с заданиями.
Выполняют бег с переменной
скоростью до 5
мин
4
Запрыгивание
на препятствие
высотой до 5060 см
1
5
Бег на отрезках
до 60 м. Беговые
упражнения
Бег на отрезках
до 60 м. Беговые
упражнения
1
7
Метание
набивного мяча
(2-3 кг) двумя
руками снизу,
из-за головы,
через голову
1
8
Бег на короткую
дистанцию (60-
1
6
1
Выполнение бега легко и
свободно, не задерживая
дыхание.
Выполнение прыжка в высоту с
разбега способом
«перешагивание»
Выполнение бега на отрезке
30м с ускорением
Выполнение запрыгивания на
препятствие.
Выполнение метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо
Освоение названий беговых
упражнений и
последовательности их
выполнения.
Выполнение беговых
упражнений.
Выполнение быстрого бега на
отрезке 60м.
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполнение броска набивного
мяча, согласовывая движения
рук и туловища Метание мяча
на дальность
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение понятия низкий старт.
переменной скоростью до 4
мин.
Выполняют прыжок в высоту с
разбега способом
«перешагивание»
скоростью до 5 мин. Выполняют
прыжок в высоту с разбега
способом «перешагивание»
Выполняют бег на отрезке 30 м
без ускорения.
Запрыгивают и спрыгивают с
препятствия до 50 см.
Выполняют метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо с места
Выполняют различные виды
ходьбы. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют специально беговые упражнения, бегут с
ускорением на отрезках до 60 м
-1 раз
Выполняют бег на отрезке 30м с
ускорением
Запрыгивают на препятствие
высотой 60 см.
Выполняют метания мяча на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов с разбега
Выполняют различные виды
ходьбы. Выполняют комплекс
общеразвивающих
упражнений.Выполняют
специально - беговые упражнения,
бегут с ускорением на отрезках до
60 м -2-3 раза
Выполняют ходьбу в колонне
по одному (на носках, на
пятках).Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют метание набивного
мяча снизу
Выполняют ходьбу в колонне по
одному разными способами (на
носках, на пятках).Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют метание
набивного мяча из различных
исходных положений
Выполняют ходьбу в колонне
по одному (на носках, на
Выполняют ходьбу в колонне по
одному (на носках, на пятках,
перекатом с пятки на носок, с
12
80 м) с низкого
старта
Демонстрирование техники
стартового разгона,
переходящего в бег по
дистанции. Выполнение броска
набивного мяча, согласовывая
движения рук и туловища
9
Бег на средние
дистанции (300
м)
1
10
Бег на средние
дистанции (300
м)
1
11
Передача мяча
двумя руками от
груди в парах с
продвижением
вперед
1
12
Передача мяча
двумя руками от
груди в парах с
продвижением
вперед
1
Выполнение специальных
беговых упражнений.
Выполнение бега на средние
дистанции, распределяя свои
силы в беге на дистанции.
Метание мяча на дальность
пятках). Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Смотрят демонстрацию
техники выполнения низкого
старта. Выполняют технику
стартового разгона,
переходящего в бег по
дистанции 60 м
Выполняют ходьбу в колонне
по одному (на носках, на
пятках). Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют специальные
беговые упражнения.
Выполняют кроссовый бег до
300 м (допускается смешанное
передвижение).
Метают мяч на дальность
Спортивные игры – 12 часов
Выполнение стойки
Выполняют ходьбу в колонне
баскетболиста.
по одному (на носках, на
Передачи мяча двумя руками от пятках). Выполняют комплекс
груди с шагом навстречу друг
общеразвивающих упражнений.
другу.
Отрабатывают стойку
Выполнение ведения мяча на
баскетболиста.
месте и в движении
Работают в парах.
Останавливаются по сигналу
учителя, выполняют повороты
на месте с мячом в руках,
передают и ловят мяч двумя
руками от груди в парах на
выпадом). Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Смотрят демонстрацию техники
выполнения низкого старта.
Выполняют технику стартового
разгона, переходящего в бег по
дистанции 80 м
Выполняют ходьбу в колонне по
одному (на носках, на пятках,
перекатом с пятки на носок, с
выпадом). Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют специальные беговые
упражнения. Выполняют
кроссовый бег на дистанцию до
300 м (девочки) и на 500 м
(мальчики).
Метают мяч на дальность
Выполняют ходьбу в колонне по
одному (на носках, на пятках,
перекатом с пятки на носок, с
выпадом). Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Отрабатывают стойку
баскетболиста.
Работают в парах.
Останавливаются по сигналу
учителя, выполняют повороты на
месте с мячом в руках, передают и
13
13
14
15
16
17
18
19
Передача мяча
двумя руками от
груди в парах с
продвижением
вперед
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
1
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
Ведение мяча с
обводкой
препятствий
Ведение мяча с
изменением
направления
шагом и бегом
Ведение мяча с
изменением
направления
шагом и бегом
Бросок мяча по
корзине двумя
руками от груди
с места.
Эстафеты с
элементами
баскетбола
1
1
1
1
1
1
месте (на основе образца
учителя). Ведут мяч одной
рукой на месте и в движении
шагом
Выполнение передвижений без
мяча, остановку шагом.
Выполнение ведения мяча с
обводкой условных
противников.
Выполнение передачи мяча
двумя руками от груди в парах с
продвижением вперед
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений.
Выполняют передвижение без
мяча, остановку шагом.
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных
противников. Выполняют
передачу мяча двумя руками от
груди в парах с продвижением
вперед
Выполнение ловли и передачи
Выполняют ходьбу в колонне
мяча в движении в парах.
по одному. Выполняют
Выполнение ведения мяча с
комплекс общеразвивающих
изменением направления шагом упражнений.
и бегом
Передают мяч двумя и одной
рукой в парах на месте.
Ведут мяч одной рукой на
месте, в движении шагом
Выполнение передачи мяча
Выполняют ходьбу в колонне
двумя и одной рукой в парах,
по одному. Выполняют
тройках в движении.
комплекс общеразвивающих
Выполнение бросков по корзине упражнений.
двумя руками от груди с места, Передают мяч с продвижением
демонстрирование элементов
вперед двумя руками и
техники баскетбола
бросают мяч в корзину двумя
ловят мяч двумя руками от груди в
парах (на основе образца учителя).
Ведут мяч одной рукой на месте и
в движении шагом
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют передвижение без
мяча, остановку шагом.
Выполняют ведение мяча с
обводкой условных противников
Выполняют передачу мяча двумя
руками от груди в парах с
продвижением вперед
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Передают мяч двумя и одной
рукой в парах, тройках в
движении. Ведут мяч одной рукой
на месте, в движении шагом
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Передают мяч двумя и одной
рукой в парах, тройках, с
продвижением вперед и бросают
14
20
Броски мяча в
корзину в
движении от
груди.
Подбирание
отскочившего от
щита мяча
1
Выполнение ведения мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо.
Тренировочные упражнения на
подбиранию мяча
21
Комбинации из
основных
элементов
техники
перемещений и
владении мячом.
Учебная игра по
упрощенным
правилам
1
Выполнение упражнений с
набивными мячами: броски
мяча с близкого расстояния, с
разных позиций и расстояния.
Выполняют ведение мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо.
Учебная игра по упрощенным
правилам
22
Комбинации из
основных
элементов
техники
перемещений и
владении мячом.
Учебная игра по
упрощенным
правилам
23
Перестроение из
колонны по
1
руками от груди с места после
инструкции учителя
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений.
Выполняют ведение мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо, подбирают
мяч после броска в кольцо
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений.
Выполняют упражнения с
набивными мячами. Ведут,
бросают, подбирают мяч в
процессе учебной игры.
Принимают участие в учебной
игре
Гимнастика - 22 часов
Выполнение строевых действий
согласно расчету и команде.
мяч в корзину двумя руками от
груди с места
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют ведение мяча с
передачей, с последующим
броском в кольцо, подбирают мяч
после броска в кольцо
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют упражнения с
набивными мячами. Ведут,
бросают, подбирают мяч в
процессе учебной игры.
Принимают участие в учебной
игре
Выполняют строевые действия.
15
одному в
колонну по два
на месте.
24
Перестроение из
колонны по
одному в
колонну по два
на месте.
25
Повороты
направо, налево,
кругом
(переступанием)
. Упражнения на
равновесие
Повороты
направо, налево,
кругом
(переступанием)
. Упражнения на
равновесие
Упражнения на
преодоление
сопротивления
1
Упражнения на
развитие
1
26
27
28
1
1
Освоение перестроения из
колонны по одному в колонну
по два и по три на месте.
Тренировочные упражнения
сочетание ходьбы и бега в
колонне. Выполнение
упражнений со скакалкой.
Выполнение прыжков через
скакалку на месте в
равномерном темпе
Ориентирование в
пространстве, сохранение
равновесия при движении по
скамейке.
Выполнение перестроений на
месте.
Прыжки через скакалку на
одной, двух ногах
Выполняют строевые действия
под щадящий счёт. Сочетают
ходьбу и бег в колонне.
Выполняют упражнения со
скакалкой. Прыгают через
скакалку на месте в
равномерном темпе на двух
ногах произвольным способом
Сочетают ходьбу и бег в колонне.
Выполняют упражнения со
скакалкой. Прыгают через
скакалку на месте в равномерном
темпе на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют строевые действия
под щадящий счёт. Выполняют
перестроение из колонны по
одному в колонну по два, по
три на месте. Выполняют
ходьбу по гимнастической
скамейке с различными
положениями рук. Прыгают
через скакалку на месте в
равномерном темпе на двух
ногах произвольным способом
Выполняют строевые действия.
Выполняют перестроение из
колонны по одному в колонну по
два, по три на месте. Выполняют
ходьбу по гимнастической
скамейке с различными
положениями рук. Прыгают через
скакалку на месте в равномерном
темпе на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполнение строевых действий
и команд.
Тренировочные упражнения на
изменение скорости
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполнение упражнений на
преодоление сопротивления
Выполнение ходьбы «змейкой»,
«противоходом».
Выполняют строевые команды
и действия под щадящий счёт.
Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполняют упражнений на
преодоление сопротивления
меньшее количество раз
Выполняют ходьбу «змейкой»,
«противоходом». Выполняют
Выполняют строевые команды и
действия. Изменяют скорость
передвижения при ходьбе/ беге.
Выполняют упражнений на
преодоление сопротивления
Выполняют ходьбу «змейкой»,
«противоходом». Выполняют
16
29
30
31
32
33
34
ориентации в
пространстве
Упражнения на
развитие
ориентации в
пространстве
Упражнения на
укрепление
мышц
туловища, рук и
ног.
Упражнения на
укрепление
мышц
туловища, рук и
ног.
Упражнения с
сопротивлением
Упражнения с
гимнастическим
и палками
Упражнения с
гимнастическим
и палками
1
1
Выполнение упражнений со
сложенной скакалкой в
различных исходных
положениях, прыжки через
скакалку на двух и одной ноге.
Выполнение фигурной
маршировки.
Выполнение упражнений на
укрепление мышц туловища,
рук и ног
1
1
Выполнение упражнений с
элементами единоборств,
сохранение равновесия при
движении на скамейке
1
Согласование движения палки с
движениями туловища, ног.
Составление и выполнение
комбинации на скамейке
1
комплекс упражнений со
скакалкой меньшее количество
раз. Прыгают через скакалку на
месте в равномерном темпе на
двух ногах произвольным
способом
Выполняют фигурную
маршировку за другим
обучающимися, ориентируясь
на образец выполнения впереди
идущего. Выполняют
упражнения с
дифференцированной помощью
учителя
комплекс упражнений со
скакалкой. Прыгают через
скакалку на месте в равномерном
темпе на двух, одной ноге
произвольным способом
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке:
повороты с различными
движениями рук, с хлопками
под ногой, повороты на носках,
прыжки с продвижением вперед
( на полу), комплекс
упражнений с сопротивлением
(3-5 упражнений)
Выполняют 4-6 упражнений с
гимнастической палкой.
Выполняют доступные
упражнения на равновесие
Выполняют упражнения на
равновесие на скамейке: повороты
с различными движениями рук, с
хлопками под ногой, повороты на
носках, прыжки с продвижением
вперед ( на полу), комплекс
упражнений с сопротивлением
Выполняют фигурную
маршировку. Выполняют
переноску, передачу мяча сидя,
лежа в различных направлениях.
Выполняют упражнения по показу
Составляют и демонстрируют
комбинацию на скамейке.
Выполняют упражнения с
гимнастической палкой
17
35
Опорный
прыжок
1
36
Опорный
прыжок
1
37
Упражнения для
формирования
правильной
осанки
Упражнения для
формирования
правильной
осанки
Упражнения со
скакалками
Упражнения со
скакалками
1
Упражнения с
гантелями
Упражнения с
гантелями
1
Упражнения для
развития
пространственн
о- временной
дифференциров
ки и точности
движений
1
38
39
40
41
42
43
1
1
1
1
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину. Преодоление
нескольких препятствий
различными способами
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Преодолевают
несколько препятствий с
помощью учителя ( по
возможности)
Выполняют опорный прыжок ноги
врозь через козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Преодолевают несколько
препятствий
Переноска 2- 3 набивных мячей
весом до 7-8 кг.
Переноска гимнастического
коня и козла, матов на
расстояние до 15 м.
Выполнение прыжка согнув
ноги через козла, коня в
ширину.
Выполнение упражнений со
скакалкой.
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
прыжка
Выполнение упражнений с
гантелями.
Выполнение прыжковых
упражнений с точностью
прыжка
Выполнение построения в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние.
Выполнение прыжка в длину с
места на заданное расстояние
без предварительной отметки.
Выполняют наскок в стойку на
коленях. Переносят 1- 2
набивных мячей весом до 5-6
кг. Переносят гимнастического
коня и козла, маты на
расстояние до 10 м.
Выполняют опорный прыжок ноги
врозь через козла, коня в ширину с
помощью учителя.
Переносят 2- 3 набивных мячей
весом до 7-8 кг. Переносят
гимнастического коня и козла,
маты на расстояние до 15 м.
Выполняют упражнения со
скакалкой после обучающей
помощи учителя. Выполняют
прыжковые упражнения под
контролем учителя
Выполняют упражнения с
гантелями меньшее количество
повторений. Выполняют
прыжковые упражнения под
контролем учителя
Выполняют построение в
колонну по два, соблюдая
заданное расстояние (по
ориентирам). Прыгают в длину
с места на заданное расстояние
с предварительной отметки.
Передают набивной мяч сидя,
стоя из одной руки в другую
Выполняют упражнения со
скакалкой по показу и инструкции
учителя.
Выполняют прыжковые
упражнения после инструкции
Выполняют упражнения с
гантелями. Выполняют
прыжковые упражнения после
инструкции
Выполняют построение в колонну
по два, соблюдая заданное
расстояние. Прыгают в длину с
места на заданное расстояние без
предварительной отметки.
Передают набивной мяч сидя, стоя
из одной руки в другую над
головой
18
44
Упражнения для
развития
пространственн
о- временной
дифференциров
ки и точности
движений
1
45
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками на
месте в
волейболе
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками на
месте в
волейболе
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками на
месте в
волейболе
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками на
месте в
волейболе
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками
1
46
47
48
49
1
Передача набивного мяча сидя,
стоя из одной руки в другую
над головой
над головой меньшее
количество повторений
Спортивные игры- 12 часов
Закрепление техники передачи
Выполняют ходьбу в колонне
мяча сверху и снизу двумя
по одному. Выполняют
руками на месте
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют прием
и передачу мяча снизу и сверху,
передачу двумя руками на
месте ( по возможности)
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют прием и передачу
мяча снизу и сверху, передачу
двумя руками на месте
1
1
1
Совершенствование техники
выполнения передачи мяча
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
19
50
51
52
53
54
55
после
перемещений
Передача мяча
сверху и снизу
двумя руками
после
перемещений
Прием и
передача мяча
над собой
сверху и снизу
Прием и
передача мяча
над собой
сверху и снизу
Прием и
передача мяча
над собой
сверху и снизу
Прием и
передача мяча
над собой
сверху и снизу
Прыжки с места
и с шага в
высоту и длину
(2-3 серии
прыжков по 5-10
прыжков за
урок).
Учебная игра в
волейбол
сверху и снизу двумя руками
после перемещений
упражнений. Принимают и
передают мяч сверху и снизу в
парах на месте
Принимают и передают мяч
сверху и снизу в парах после
перемещений
Выполнение приема и передачи
мяча над собой сверху и снизу
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Выполняют прием
и передача мяча над собой
сверху и снизу.
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют прием и передача
мяча над собой сверху и снизу
Сочетание работу рук, ног в
прыжках у сетки.
Закрепление правил перехода
по площадке.
Выполнение игровых действий
с соблюдением правила игры
Выполняют ходьбу в колонне
по одному. Выполняют
комплекс общеразвивающих
упражнений. Прыгают вверх с
места и с шага, у сетки (1-2
серии прыжков по 5-5 прыжков
за урок).
Выполняют ходьбу в колонне по
одному. Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Прыгают вверх с места и с шага, у
сетки.
Выполняют переход по площадке,
играют в учебную игру
1
1
1
1
1
1
20
56
Прыжки с места
и с шага в
высоту и длину
(2-3 серии
прыжков по 5-10
прыжков за
урок).
Учебная игра в
волейбол
1
57
Бег на короткую
дистанцию
1
58
Бег на среднюю
дистанцию (400
м)
1
Выполняют переход по
площадке, играют в учебную
игру (по возможности)
Легкая атлетика – 12 часов
Выполнение ходьбы группами
Выполняют ходьбу группами
наперегонки.
наперегонки. Выполняют
Выполнение перепрыгивания
комплекс общеразвивающих
через набивные мячи
упражнений. Выполняют
Выполнение бега с высокого
перепрыгивания через
старта, стартовый разбег и
набивные мячи (расстояние 80старта из различных исходных
100см, длина 4 метра).
положений.
Выполняют бег с высокого
Выполнение метания мяча в пол старта, стартовый разбега и
на дальность отскока
старта из различных исходных
положений.
Выполняют метание мяча в пол
на дальность отскока
Выполнение ходьбы на отрезках Выполняют комплекс
от 100 до 200 м.
общеразвивающих упражнений.
Выполнение бега на среднюю
Проходят отрезки от 100 до 200
дистанцию.
м. Выполняют кроссовый бег на
Выполнение метания малого
дистанцию 200м.
мяча на дальность с места
Выполняют метание малого
(коридор 10 м)
мяча на дальность с места
(коридор 10м)
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют эстафетный бег (по
кругу 60 м) с правильной
передачей эстафетной палочки.
Выполняют перепрыгивания через
набивные мячи (расстояние 80100см, длина 5 метров).
Выполняют бег с низкого старта,
стартовый разбега и старта из
различных исходных положений.
Выполняют метание мяча в пол на
дальность отскока
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Проходят отрезки от 100 до 200 м.
Выполняют кроссовый бег на
дистанцию 400м.
Выполняют метание малого мяча
на дальность с 3 шагов разбега
(коридор 10м)
21
Прыжок в длину
с полного
разбега
Прыжок в длину
с полного
разбега
1
61
Толкание
набивного мяча
весом до 2-3 кг с
места на
дальность
1
62
Метание
теннисного мяча
на дальность с
полного разбега
по коридору 10
м
Метание
теннисного мяча
на дальность с
полного разбега
по коридору 10
м
Ходьба на
скорость 15-20
мин. в
различном
темпе с
1
59
60
63
64
1
1
1
Выполнение бега 60 м с
ускорением и на время.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Выполнение метания на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Толкание набивного мяча на
дальность
Выполнение бега на дистанции
40 м (3-6 раза) за урок, на 60м –
3 раза.
Выполнение упражнений в
подборе разбега для прыжков в
длину.
Метание теннисного мяча на
дальность с полного разбега по
коридору 10 м
Ходьба на скорость 15-20 мин. в
различном темпе с изменением
шага.
Метание мяча с полного разбега
на дальность в коридор 10 м
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Бегут 60 м с ускорением и на
время. Выполняют прыжок в
длину с 3-5 шагов разбега.
Выполняют метание на
дальность из-за головы через
плечо с 4-6 шагов разбега
Выполняют прыжок в длину с
3-5 шагов разбега. Смотрят
показ с объяснением техники
толкания набивного мяча весом
до 2 кг.
Толкают набивной мяч меньшее
количество раз
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполнение бега на дистанции
40 м (2-4 раза) за урок, на 60м –
1 раз.
Выполняют прыжок в длину с
3-5 шагов разбега.
Выполняют метание малого
мяча на дальность с места
(коридор 10 м)
Бегут 60 м с ускорением и на
время. Выполняют прыжок в
длину с полного разбега.
Выполняют метание на дальность
из-за головы через плечо с 4-6
шагов разбега
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Идут на скорость 10-15 мин. в
различном темпе с изменением
шага. Осваивают метание
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Идут на скорость 15-20 мин. в
различном темпе с изменением
шага
Выполняют прыжок в длину с
полного разбега.
Смотрят показ с объяснением
техники толкания набивного мяча
весом до 2 кг.
Толкают набивной мяч весом до 3
кг
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполнение бега на дистанции 40
м (3-6 раза) за урок, на 60м – 3
раза.
Выполняют прыжок в длину с
полного разбега. Выполняют
метание малого мяча на дальность
с полного разбега (коридор 10 м)
22
изменением
шага
65
Эстафета 4*60 м
1
Выполнение специальнобеговых упражнений.
Освоение техники передачи
эстафетной палочки.
Выполнение эстафетного бега
66
Промежуточная
аттестация
1
Дифференцированный зачет с
учетом контрольных
нормативов
67
Кроссовый бег
до 2000 м
1
Выполнение специальных
беговых упражнений.
Закрепление тактики бега на
длинной дистанции.
68
Кроссовый бег
до 2000 м
1
малого мяча на дальность с
места ( коридор 10 м)
Выполняют метание малого мяча
на дальность с места ( коридор 10
м)
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Демонстрируют выполнение
специально- беговых
упражнений. Выполняют
эстафетный бег с этапами до 30
м
Выполняют комплекс
общеразвивающих упражнений.
Выполняют специально- беговые
упражнения. Пробегают эстафету
(4 * 60 м)
Демонстрируют выполнение
специальных беговых
упражнений. Бегут кросс на
дистанции 1,5 км
Выполняют специальные беговые
упражнения. Бегут кросс на
дистанции 2 км
23