ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» для
обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант
1 составлена на основе Федерального государственного образовательного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№1599; с учётом Федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минпросвещения РФ от
24.11.2022 № 1026.Реализуется с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей
уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды,
дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена
для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не
может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и
подобной по уровню сложности.
В 5 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения
на санитаров и уборщиков разных помещений, например, овощехранилищ, железнодорожных
вагонов.
Программа в основном содержит сведения по технологии работ. Усилен
дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия, а
также уроки по этике поведения. В программе уделяется большое внимание развитию у
школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь
больному.
Учащиеся с глубоким нарушением интеллекта обычно затрудняются в овладении такими
общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль.
Поэтому при обучении в 5 классах даются подробные объяснения заданий, осуществляется
практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются
образцы для подражания, например, образцово убранный участок помещения, перед
практической работой проверяются навыки в упражнениях.
Теоретическое обучение проходит в школе, в специально оборудованном кабинете. Он
оснащен рабочими столами, бытовым, уборочным инвентарем.
Школьники не допускаются к обработке оконных рам и стекол.
Практическое обучение учащихся 5 классов осуществляется в помещениях школы и на
пришкольном участке. Это обучение всегда проводится после освоения соответствующего
теоретического материала.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
2
Основной целью курса является подготовка учащихся коррекционной школы к условиям
самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности школьника; подготовка к
самостоятельной жизни путем социализации через формирование трудовых и
коммуникативных умений. Формирование навыков выполнения обязанностей уборщиков
служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников,
рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
−
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду;
подготовка учащихся к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и
на производстве необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
− расширение знаний об инструментах, материалах и их свойствах, технологиях
использования;
−
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями младшего
обслуживающего
персонала, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору одной из профессии младшего обслуживающего персонала и
получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
− формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
−
ознакомление с условиями и содержанием обучения по профилю и испытание своих
сил в процессе практических работ по выполнению уборочных работ в условиях школьных;
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.
− воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости,
умения работать в коллективе и т. д.)
−
воспитание уважения к рабочему человеку;
− воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических
правил в быту и на производстве;
−
формирование у школьников эстетического отношения к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях по профессионально-трудовому обучению (подготовка
младшего обслуживающего персонала) решаются и специальные задачи, направленные на
3
коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в
формировании умений:
−
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
−
предварительно
планировать
ход
работы
(устанавливать
логическую
последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты,
нужные для их выполнения, анализировать проделанную работу);
− контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество выполненной работы).
Программа включает теоретические, практические и комбинированные занятия. При
составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и
постепенности ввода нового.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности
обучения. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях
природоведения, естествознания и математики.
Занятия по профильному труду для школьников с нарушением интеллекта направлены на
изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических
навыков.
В процессе обучения на каждом занятии должен осуществляться индивидуальный подход к
отдельным учащимся и дифференцированный подход к группам учеников с учётом характера
затруднений и их потенциальных возможностей. Две трети учебного времени должно
отводиться на практическую работу.
Инструктажи (вводный, текущий, заключительный) должны быть направлены на
осмысление учащимися объектов и средств труда и формирование правильных приемов
работы уборочным инвентарем. Особое значение в инструктаже отводится правильному и
безопасному выполнению работы, бережному отношению к инструменту, эффективному
использованию рабочего времени. Знания, полученные при изучении теории, развиваются и
закрепляются на практических занятиях.
Воспитательная направленность уроков профильного труда осуществляется в
ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств
личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности,
чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к
общественной собственности, родной природе. Воспитание учащихся организуется в процессе
их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций,
примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды,
практических заданий и общественных поручений.
Учебный предмет «Профильный труд» (подготовка младшего обслуживающего персонала)
входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в
урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, предусматривает:
— коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы,
4
строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в
трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы,
последовательном изготовлении изделия;
— коррекцию ручной и общей моторики; улучшение зрительно-двигательной координации
путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
Место учебного предмета «Профильный труд » в учебном плане МКОУ Нижнедобринская
СШ изучается в 5 классе 6 часов в неделю, общий объем составляет 204 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
5
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для
работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины,
ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,
швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производство обуви,
сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
6
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов,
их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствами в зависимости
от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки
материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка
хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД»
Введение
Кабинет профильного труда: оборудование, правила работы и поведения.
Раздел 1 «Сохранение и поддержка здоровья»
Личная гигиена. Правила здорового образа жизни.
7
Понятие о личной гигиене. Где живут микробы. Ежедневные гигиенические процедуры.
Гигиенический душ, ванна, баня. Режим сна. Прием лекарств. Противопоказания и аллергия
при приеме лекарств. Гигиена зрения. Меры предупреждения заболеваний органов зрения.
Виды помощи: врачебная, доврачебная. Виды медицинских учреждений: поликлиника,
больница, аптека. Способы вызова врача на дом. Листы нетрудоспособности. Домашняя
аптечка. Средства доврачебной помощи: термометр, тонометр.
Гигиена рук
Алгоритм гигиенического мытья рук. Гигиена рук в течение дня. Уход за руками. Выбор
средств и способов защиты рук во время работы. Выбор средств и способов защиты рук во
время работы. Оказание первой помощи при порезах и колах рук.
Предметы и средства личной гигиены
Предметы и средства личной гигиены. ТБ при использовании средств личной гигиены.
Раздел 2 «Уход за одеждой и обувью»
Назначение одежды, хранение и уход
Назначение одежды: повседневная, деловая, рабочая, домашняя. Дрескод. Сезонная одежда:
летняя, зимняя, демисезонная. Предметы индивидуального пользования. Хранение белья,
режимы смены. Содержание в чистоте личных вещей. Назначение рабочей одежды. Защита
рук и головы во время работы.
Обувь: назначение, хранение и уход
Виды обуви, назначение. Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Обувь по
назначению: спортивная, домашняя, рабочая. Обувь из разных материалов. Ежедневный уход
за обувью. Сушка мокрой обуви. Хранение спецодежды и обуви.
Уход за одеждой и обувью: стирка, чистка.
Ручная стирка одежды. Чтение ярлыков. Приспособления для стирки. Средства для ручной
стирки белья. Подготовка к стирке носков. Правила стирки носков.
Раздел 3 «Работа на пришкольной территории»
Пришкольный участок
Устройство пришкольного участка. Особенности территории в разное время года. Два режима
работы на территории. Выбор одежды для работы на пришкольном участке. Инвентарь для
уборки территории. Выбор инвентаря с учетом сезона и вида работ. Хранение и уход за
инвентарем.
Утилизация твердых бытовых и природных отходов
Отходы природы и человека. Из чего состоит бытовой мусор. Подготовка бытовых отходов к
переработке. Утилизация – получение из отходов пользы. Сортировка бытовых отходов.
Природные отходы. Уличный смет.
Уход за газоном и дорожками с разным покрытием
Уход за газоном. Дорожки с твердым покрытием. Правила летней уборки дорожек с твердым
покрытием. Дорожки с сыпучим и сборным покрытием. Уборка дорожек в зимнее время.
Особенности снегоочистки дорожек с разным покрытием. Скол льда и устранение скользких
дорожек. Меры осторожности при использовании антигололедных средств.
Раздел 4 «Уход за комнатными растениями»
Комнатные растения
8
Условия, необходимые для жизни и роста растений. Особенности листьев комнатных
растений. Инвентарь для комнатных растений. Украшение кашпо для комнатных растений
Уход за комнатными растениями.
Раздел 5 «Уборка помещений. Мытье полов»
Общие сведения о жилье
Виды жилых помещений в городе и селе. Назначение жилых помещений. Правила
пользования мусорными контейнерами. Помещение школы. Влажная уборка школьных
помещений.
Гигиенические требования к жилому помещению, уборка
Уборочный инвентарь: содержание, хранение. Моющие средства: виды. Техника безопасности
использования моющих и чистящих средств. Виды полов. Особенности мытья полов из
разных материалов. Средства защиты при мытье полов. Порядок мытья полов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
№
Разделы, темы
п/п
Характеристика
Кол-
ЭОР/
основных видов
во
ЦОР
деятельности учащихся
часов
Сохранение и поддержание здоровья.
1.
26
Знакомство с
1.Вводное
занятие.
Знакомство
с предметом, задачами на
учебным предметом.
resh.edu.r
2
новый учебный год и
четверть, изучение
2.Знакомство с кабинетом и объектами
правил поведения на
труда.
уроках профильного
uchi.ru
2
поведения во время
2
4
практических работ,
4.Правила личной гигиены.
прохождение вводного
4
инструктажа по ТБ
5.Гигиена рук.
работы при
2
выполнении
6.Соблюдение гигиены в течение дня.
практических работ.
9
РЭШ
infourok.
труда, правил
3.Личная гигиена.
u
2
ru
Проблемная беседа о
7.Уход за руками.
необходимости
4
соблюдения правил
8.Предметы и средства личной гигиены.
личной гигиены, работа
2
с учебником, работа в
9. Практическое повторение.
тетрадях, словарная
Выполнение процедуры гигиены рук.
работа.
2
Изучение правил
10.Самостоятельная работа. Выполнение
здорового образа
процедур личной гигиены.
жизни.
Практические
упражнения по
изучению и
выполнению алгоритма
гигиены рук.
Прохождение
инструктажа по
правилам безопасной
работы при
использовании средств
личной гигиены.
Контроль и
самоконтроль –
выполнение заданий в
рабочей тетради,
карточки – задания
2.
Уход за одеждой и обувью.
34
Знакомство
1. Специальная одежда.
с
назначением одежды и
2. Защита рук и головы во время работы.
10
обуви,
условиями
хранения
и
работа
учебником,
с
ухода,
resh.edu.r
2
u
uchi.ru
2
РЭШ
infourok.
3.Правила ухода за одеждой и обувью.
работа
в
тетрадях,
2
ru
словарная работа.
4.Ручная стирка одежды.
Практические
4
упражнения
5.Средства для ручной стирки одежды.
по
содержанию и уходу за
одеждой
6.Подготовка к стирке носков.
и
обувью.
Практические
7.Стирка носков.
2
2
упражнения
в
выполнении
ручной
2
стирки белья и одежды.
8.Ежедневный уход за обувью.
Прохождение
4
инструктажа
9.Сушка мокрой обуви.
правилам
по
безопасной
2
работы при уходе за
10.Хранение одежды.
одеждой,
обувью
ручной
11.Хранение спецодежды и обуви.
12.Практическое
повторение.
и
стирки.
Контроль
и
самоконтроль
–
Ручная выполнение заданий в
стирка одежды.
рабочей
2
2
6
тетради,
карточки – задания
2
13.Самостоятельная работа.
Уход за одеждой и обувью.
Работа на пришкольной территории.
3.
76
Знакомство
со
1.Вводное занятие.
строением
Знакомство с основными видами работ
пришкольного участка,
на
уроках.
Повторение
правил его
безопасности.
2
особенностями
разные
упражнения
использовании
11
u
uchi.ru
в
РЭШ
сезоны.
Практические
2.Устройство пришкольного участка.
resh.edu.r
infourok.
4
в
4
ru
3.Территория школьного участка в
инвентаря для уборки
разные сезоны.
территории; уходе за
газоном,
4.Режимы работы на территории.
работа
дорожками,
с
работа
5.Отходы природы и человека.
4
учебником,
в
2
тетрадях,
словарная работа.
2
Прохождение
6. Контрольное тестирование за I
инструктажа
полугодие.
правилам
работы
по
2
безопасной
при
уборке
7.Подготовка бытовых отходов к
газонов, дорожек; при
переработке.
использовании
2
2
антигололедных
8.Сортировка бытовых отходов.
средств.
Контроль
самоконтроль
и
4
–
9.Дидактическая игра «Сортировка
выполнение заданий в
мусора».
рабочей
2
тетради,
карточки – задания
2
10.Инвентарь для уборки территории.
11.Утилизация природных отходов.
2
12.Знакомство
4
с
основными
видами
работ на уроках в III четверти.
2
13.Уличный смет.
2
14.Уход за газоном.
2
15.Дорожки с твердым покрытием.
2
16.Дорожки и сыпучим и сборным
покрытием.
4
12
17.Уборка дорожек в зимнее время:
снегоуборка.
4
18.Скол льда и устранение сколькозти
2
дорожек.
19.Работа на территории в зависимости
2
от сезона и погоды.
20.Работа по уборке территории.
4
21. Практическое повторение.
Подготовка инвентаря для уборки к
2
использованию.
22. Практическое повторение. Отработка
4
приемов работы хозинвентарем.
23.Практическое повторение. Уборка
4
пришкольной территории.
24.Практическое повторение.
2
Сортировка и утилизация бытовых
отходов.
2
25.Практическое повторение. Уборка
дорожек с твердым покрытием.
26. Практическое повторение. Уборка
дорожек со сборным покрытием
27.Самостоятельная работа.
Уборка школьного участка в зимний
период.
13
28.Самостоятельная работа. Уборка
дорожек в школьном дворе.
Уход за комнатными растениями.
4.
26
Формирование
1.Условия жизни комнатных растений.
у
учащихся
resh.edu.r
4
деятельностных
uchi.ru
2.Особенности листьев комнатных
способностей
к
растений.
структурированию
и
систематизации
3.Ёмкости и инвентарь для комнатных
изучаемого
растений.
предметного
4
4
6
проблемная
беседа
с
4
5. Практическое повторение. Уход за
презентации,
комнатными растениями.
видеоматериала о видах
4
использованием
комнатных
растений,
6. Самостоятельная работа. Уход за
об
условиях
комнатными растениями в помещениях
выращивания,
школы.
практическая работа –
уход
за
комнатными
растениями, работа с
учебником,
работа
тетрадях,
словарная
в
работа.
Контроль
и
самоконтроль
–
выполнение заданий в
рабочей тетради.
5.
Уборка помещений. Мытьё полов.
14
РЭШ
infourok.
содержания:
4.Уход за комнатными растениями.
u
42
ru
Знакомство с общими
1.Вводное занятие. Повторение техники
сведениями
безопасности
помещении,
о
2
2.Знакомство с основными видами работ
требованиями
на уроках в IV четверти.
жилому помещению; с
3.Помещения школы.
к
полов,
особенностями
полов
из
материалов.
полов.
Практические
6
4
инвентаря и моющих
4
использовании
для
уборки
помещения.
7.Мытье полов.
4
в
средств
4
Прохождение
инструктажа
8.Средства защиты при мытье полов.
правилам
работы
по
9.Способы предотвращения загрязнения
полов.
помещений.
самоконтроль
мытье
Контроль
4
и
–
выполнение заданий в
10. Практическое повторение.
рабочей
Подготовка и приемы работы уборочным
карточки – задания
инвентарем.
4
безопасной
при
4
тетради,
4
11.Практическое повторение. Мытье
полов служебных помещений школы.
Итого
204 ч.
15
РЭШ
ru
с
мытья
упражнения
6.Виды полов.
u
infourok.
разных
4.Уборочный инвентарь для мытья
5.Влияние моющих средств на здоровье.
2
uchi.ru
гигиеническими
видами
resh.edu.r
Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Основная литература:
1.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(ВАРИАНТ I).
2.
Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 5 класса
для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным
программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные
технологии, М.: Русское слово – учебник, 2019.
Технические средства:
1.
Компьютер
2.
Проектор
3.
Уборочный инвентарь
4.
Отпариватель
5.
Робот-пылесос
6.
Электрический утюг, гладильная доска
7.
Швейные машины с электрическим приводом
Интернет-ресурсы
1. Федеральный портал Российское образование: http://www.edu.ru/
2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/
3. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
4. Федеральное агентство по образованию РФ": http://www.ed.gov.ru
5. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru
6. Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru
7.Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского:
http://www.gnpbu.ru
8. Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: www.rosdesign.ru
9. Ландшафтный дизайн: www.myhouse.ru
10. Электронный ресурс по трудовому обучению http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/
11. Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: http://www.dm-magazine.ru/
16