ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедические занятия» базируется на основе
практико-ориентированного обучения. Сущность практико-ориентированного
обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства его
эмоционального и содержательного компонентов; приобретения новых знаний и
формирования практического опыта их использования при решении жизненно
важных задач и проблем.
Цели и задачи программы
Цель программы - диагностика, коррекция и развитие всех сторон
речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Задачи программы:
1. Создать условия для диагностики и коррекции звукопроизношения и
закрепления навыков правильного произношения звуков на словесном
материале, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать общую координацию движений, мелкую
рук, артикуляционную моторику.
моторику пальцев
3. Формировать слоговую структуру слова, навыки слогового анализа и
синтеза.
4. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
5. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать
коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего
речевого развития детей.
6. Создавать условия для развития грамматического строя речи через
коррекцию дефектов устной и письменной речи.
7. Развивать навыки грамотного письма при списывании и письме на слух
слогов, слов и предложений, коротких текстов.
8. Формировать навыки правильного и осознанного чтения слов,
предложений, коротких текстов.
9. Создавать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных
навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
коррекционного курса «Логопедические занятия»
Коррекционный курс позволяет обеспечить особую образовательную
потребность обучающихся выражающуюся в необходимости овладения
разными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими
успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений
обучающегося с окружающей средой.
В основу разработки программы по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» заложен дифференцированный подход, который
предполагает
учет особых
образовательных
потребностей, которые
проявляются
в неоднородности
возможностей
освоения
содержания образования. Деятельностный подход, так же реализуется в
программе, который строится на признании того, что развитие
личности
обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
школьного
возраста
определяется характером
организации
доступной
им деятельности
(предметно-практической
и учебной).
Коррекционно-развивающие занятия
по коррекционному курсу
«Логопедические занятия» направлены на поэтапное формирование навыков
осознанного письма и чтения:
На логопедических занятиях используются следующие методы
практикоориентированного обучения: практические, проблемно-поисковые,
исследовательские, игровые.
Для реализации коррекционного курса «Логопедические занятия»
применяются технологии проблемно-практического обучения:
- информационно-компьютерная;
- деятельностная;
- имитационного моделирования (игровая).
Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии
познавательной деятельности и поведении детей. Нарушения речи затрудняют
общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные
переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к
речевой замкнутости.
Коррекционный курс «Логопедические занятия» предусматривает
формирование коммуникативной функции речи через овладение знаниями по
фонетике, лексике, морфологии и грамматике в устной и письменной формах
речи у детей с нарушением интеллектуальной сферы.
Основными направлениями логопедической работы является:
• диагностика и коррекция звукопроизношения
автоматизация и дифференциация звуков речи);
(постановка,
• диагностика и коррекция лексической стороны речи;
• диагностика
и
коррекция
грамматического
строя
речи
(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
• коррекция диалогической и формирование монологической форм
речи;
• развитие коммуникативной функции речи;
• коррекция нарушений чтения и письма;
• расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Программа коррекционного курса предусматривает построение
коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных и
психофизиологических особенностей школьников.
Коррекционной курс
«Логопедические занятия» осуществления в тесной преемственной связи с
такими образовательными областями как «Язык и речевая практика» и
«Естествознание», с коррекционными курсом «Психокоррекционные занятия».
На логопедических занятиях проводится работа по развитию поэтапного
формирования умений пользоваться речевыми средствами и ступенчатого
закрепления в устной, письменной и внутренней формах речи.
В программе предлагается использование следующий вид контроля.
• Мониторинг нарушений устной и письменной речи в начале и в
конце учебного года.
Эффективность реализации предлагаемой программы коррекционного
курса
зависит от четкости организации логопедической работы, от
равномерного распределения нагрузки, от преемственности в работе логопеда,
учителей и родителей, от учета индивидуальных особенностей учащихся, от
организации дифференцированного подхода, от сочетания коррекционноразвивающего
процесса
с
медикаментозным,
физиотерапевтическим,
психотерапевтическим воздействием на учащихся.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный
курс
«Логопедические
занятия»
входит
в
коррекционноразвивающую
область
учебного
плана.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено
коррекционными логопедическими занятиями.
Логопедические занятия в 3 классах проводятся 3 раза в неделю 102 часа
в году.
Коррекционная работа по логопедии с обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в специально
организованных индивидуальных и групповых занятий.
Личностные и предметные результаты освоение коррекционного курса
«Логопедические занятия»
Личностные
результаты
освоения
коррекционного
курса
«Логопедические занятия»:
• развитие адекватных представлений о собственных речевых
возможностях, о необходимом
коммуникативном уровне
жизнеобеспечении;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
• принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
условиях коррекционной работы.
Предметные результаты освоения коррекционного курса
«Логопедические занятия»:
Минимальный уровень:
• единичные нарушения звукопроизношения разных фонетических
групп звуков;
• сформированы навыки звукового и слогового анализа и синтеза
трехсложных слов;
• активный словарь наполнен существительными,
прилагательными по основным лексическим темам;
• сформированы навыки словоизменения
глаголов, прилагательных;
глаголами,
существительных
• сформированы
навыки
структурирования
распространенного и сложного предложения;
и
простого
• развиты графомоторные навыки на уровне написания слов и
предложений.
• осознанное и правильное чтение текстов вслух по слогам и целыми
словами.
Достаточный уровень:
• высокий уровень восприятия и понимания звуковой и смысловой
стороны речи;
• нарушения звукопроизношение
фонетической группе звуков;
отмечаются
только
в
одной
• сформированы навыки звукового и слогового анализа и синтеза
многосложных слов;
• в активном словаре присутствуют на
достаточном уровне
существительные, глаголы, прилагательные, наречия по основным
лексическим темам;
• сформированы
навыки
словоизменения
и
словообразования
существительных, глаголов и прилагательных;
• сформированы навыки списывания рукописного и печатного текста
целыми словами;
• сформированы навыки составления простого распространённого
предложения, составляет короткий на близкие темы рассказ без
зрительной опоры;
• сформированы навыки слитного слогового чтения и чтения целыми
словами слов простых распространённых предложений и текстов.
Формирование базовых учебных действий на коррекционном курсе
«Логопедические занятия»
Программа
формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и
предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки
программ учебных дисциплин и коррекционных курсов.
реализации программы формирования
Основная цель
БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности,
которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной
жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
определять и высказывать под руководством логопеда самые
простые общие для всех людей правила поведения;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее
место;
передвигаться по школе, находить свой класс, кабинет логопеда;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать
свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные БУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
выделять
существенные,
общие
и
отличительные
свойства
предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
наблюдать;
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик,
ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать
взаимодействия с
принятые
ритуалы
социального
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения
других участников в спорной ситуации.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
программы.
Обучающиеся должны уметь:
1 уровень
• списывать рукописные и печатные тексты целыми словами с
орфографическим проговариванием;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами;
• с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий
(названия предметов, действий, признаков);
• составлять и распространять предложения, устанавливать связь между
словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений»
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавить его.
2 уровень
• делить слова на слоги для переноса;
• списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текста
с орфографическим проговариванием;
• писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными
орфограммами;
• различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия,
признаки;
• выделять из текста предложения на заданную тему;
• участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
3 уровень
• знать буквы, обозначать звуки буквами;
• списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в
слоговой разбивке;
• записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв);
• участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
• находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в
конце).
Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»
Программа
коррекционного
курса
«Логопедические
занятия»
предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 3 класса,
имеющих нарушения звукопроизношения и
испытывающих трудности
овладения навыками осознанного письма и чтения.
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» реализуется
в 3 этапа:
1.
Диагностический этап. Продолжительность этапа составляет 2
недели, 6 часов. В ходе диагностического этапа проводится фронтальное и
индивидуальное обследование всех компонентов устной и письменной речи,
заполняются речевые карты, протоколы обследование, определяется уровень
развития речи учащихся.
2.
Коррекционный этап. Продолжительность этапа 30 недель, 90
часов. В ходе коррекционного этапа проводится коррекционно-развивающие
занятия по развитию звуковой стороны речи, обогащения и активизации
словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию
связной речи, формированию графомоторных навыков и первоначальных
навыков чтения.
3.
Оценочный этап. Продолжительность этапа составляет 1 неделю, 3
часа. В ходе оценочного этапа проводится обследование устной речи и
первоначальных навыков письма и чтения, заполняются протоколы
диагностики, заполняется диагностическая таблица, оцениваются качественные
и количественные изменения в развитии устной речи учащихся и уровень
развития навыков письменной речи.
Диагностический этап проводится в первые две недели сентября, а
оценочный - в последние две недели мая. В ходе данных этапов проводится
логопедическое обследование, включающее и себя: изучение нарушений устной
и письменной речи, психических процессов и познавательной деятельности,
заполняются речевые карты, комплектуются группы по однородности речевых
нарушений, составляются перспективные планы групповой, подгрупповой,
индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Тематическое планирование коррекционного курса
«Логопедические занятия»
Тематическое планирование 3 класс (1 вариант)
№
1.
2.
3
4.
5
6.
7
8.
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
20.
21
22.
23
24.
25
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35.
36
37.
38.
39
40
41.
42
43.
44
45
46.
47
Тема
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осени
Я (буква) в начале слов и после гласных.
Овощи
Я после согласных
Фрукты
Дифференциация А-Я
Овощи-фрукты
Е (буква) в начале слов и после гласных .
Деревья. Листья
Е после согласных
Лес. Грибы. Ягоды
Предложения с предлогом К
Перелётные птицы
Ю (буква) в начале слов и после гласных
Одежда
Обувь
Ю после согласных
Игрушки
Дифференциация У-Ю
Посуда
Ё (буква) в начале слов и после гласных .
Дикие животные
Дикие животные и их детёныши
Ё после согласных
Зима. Признаки зимы
Дифференциация О-Ё
Зимние забавы
Ь(буква)
Зимующие птицы
Й (звук и буква)
Зима. Рассказ по серии картинок
Предложения с предлогом ЗА
Заяц и белка зимой. Пересказ
Ч (звук и буква)
Дифференциация Ч-ТЬ
Животные и птицы холодных стран
Животные и птицы жарких стран
Ц (звук и буква)
Снеговик. Описательный рассказ
Дифференциация Ц-С
Транспорт
профессии
Щ(звук и буква)
Наш город
Кол.
часов
5
12
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
48.
49
50
51.
52
53
54.
55
56.
57.
58.
Дифференциация Щ-Ч
Поздняя весна
Времена года
Ф (звук и буква)
Лето.
Цветы
Дифференциация Ф-В
Насекомые
Ъ(буква)
Мониторинг
Диагностика
Итого
2
1
1
2
1
1
2
1
2
3
3
102
Материально-техническое обеспечение коррекционного курса
«Логопедические занятия»
Печатные пособия:
• демонстрационный материал в соответствии с основными темами
занятий;
• карточки с заданиями по лексическим и грамматическим темам;
• иллюстрации;
• предметные картинки по лексическим темам: «Школа», «Игрушки»,
«Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Деревья и кустарники»,
«Инструменты», «Рыбы», «Предметы гигиены», «Птицы»,
«Домашние птицы», «Зима», «Дикие звери», «Домашние
животные», «Мебель», «Бытовая техника»,
«Посуда», «Продукты», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Весна», «Цветы»,
«Город», «Транспорт», «Профессии», «Насекомые», «Лето».
Технические средства обучения:
• магнитная доска;
Демонстрационные материалы:
• набор буквы с липучками;
• муляжи овощей и фруктов,
• игрушки
фигурки
домашних животных, диких животных,
обитателей морей и океанов, птицы.
• посуда.
Комплект для обучения грамоте:
• касса букв, образцы письменных букв;
• алфавит;
• звуковые пеналы и звуковые коврики, звуковые домики, звуковые
светофоры;
• таблицы к основным разделам грамматического материала;
• наборы
сюжетных (предметных)
картинок в
соответствии
с тематикой, определенной в программе.
Учебно-методический комплекс коррекционного курса
«Логопедические занятия»
1.
синтеза.
Абрамова, Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и
Логопедические занятия / Н.А. Абрамова. 1-3 классы. Волгоград, 2011.
2.
Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на
уроке русского языка / Г.А. Бакулина. – М.: Просвещение, 2007.
3.
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.:
Владос, 2011.
4.
Ефименкова,
Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD
Выпуск 1. М., 2011
5.
Ефименкова,
Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1
«Дифференциация гласных»/ Л.Н. Ефименкова. М., 2011
6.
Ефименкова,
Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD
Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
7.
Ефименкова,
Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3
«Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р» / Л.Н. Ефименкова.
М., 2011.
8.
Ишимова, О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные
звуки. Правильно пишу. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных
классов/ О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М., 2016.
9.
Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные
звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова. М., 2016.
10. Ишимова, О.А.Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение,
слово. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов / О.А.
Ишимова, И.Е. Юсов. М., 2016.
11. Калинина, Н.Н. Методика количественной оценки уровня развития
устной речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида / Н.Н.
Калинина // Актуальные проблемы логопедии: теория и практика: материалы
краевой научно-практической конференции (14 ноября 2012 года) / под ред. Л.Р.
Лизуновой: Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2012. – С.93-97.
12. Лалаева, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся
начальных классов / Л.Н. Лалаева. – М., 2003.
13. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И.Ю.
Левченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
14. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики/
Н.Н. Малофеев //Альманах коррекционной педагогики РАО. – 2000. – № 1. – С.
47-55.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах /
Р.И.
Лалаева. – М.: Владос, 1998.