Пояснительная записка
Основными
особенностями
ребенка
младшего
школьного
возраста
являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в
день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть
немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий»
обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а
также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние
нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка
играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется
ценностное отношение к труду в целом.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее; интерес
к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием.
Задачи программы:
формировать положительное отношение к труду и людям труда
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по социальному направлению «Мир
профессий» состоит из модуля:
Первый модуль 1 класс: формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни
общества и каждого человека
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения,
позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и
гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое
занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии,
поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в
силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы
внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно
связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Место программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий»
предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1
класс — 33 ч. в год.
Формы проведения занятий: занятия по конструированию, знакомство с домашними
ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, викторины,
творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Содержание курса
1 класс (33 ч)
Профессии, связанные с природой (9 ч)
Вводное занятие. Введение понятия профессия. Профориентационные игры.
Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог. Игра: «По зоопарку»,
просмотр мультфильма «Айболит». Профессия рыболов. Введение понятий рыболовная
сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк. Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака»,
«Кашалот». Профессии лесник, лесничий, лесовод. Введение понятия кокарда. Игры:
«Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка». Профессии хлебороб, комбайнер,
тракторист, мельник. Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница». Профессия
овощевод Игры: «Разложи вслепую», «Увернись». Профессия агроном. Игры: «рассказ
по кругу», «Кто использует в работе». Профессия цветовод.
Игры: «Анаграммы», «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова».
Профессии наших мам (9 ч)
Профессии продавец, кассир, товаровед. Игры: «Умей промолчать», «Магазин»
Профессия библиотекарь. Введение понятий стеллаж,
аннотация.
каталог, формуляр,
Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось». Профессии портной, швея, закройщик,
модельер.
Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик.
Профессия врач. Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую
медицинскую помощь». «Вызов врача». Профессия учитель. Разыгрывание ситуаций из
школьной жизни. Профессия повар. Введение понятий: кухонная утварь, ступка, кокотница,
дуршлаг и др. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне»,
«Как у матушки на кухне». Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.
Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа:
эскиз причёски. Профессии родителей.
Выступление родителей по специальному плану. Игротека: «Кто это создал»,
«Пантомима», «Чёрный ящик».
Профессии наших пап (8 ч)
Профессии
стропальщик.
столяр,
стекольщик,
штукатур,
маляр,
машинист,
крановщик,
Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка Рабочие инструменты.
Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов. Профессии швея, скульптор,
конструктор, архитектор. Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина.
Профессия водитель. Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный».
Профессия пожарного. Введение понятия: огнетушитель. Игры: «В дыму», «Вызов по
телефону пожарной команды». Профессия спасатель, оперативный дежурный. Профессия
шахтёр. Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта.
Профессии, связанные с путешествиями (7 ч)
Профессии машинист, проводник. Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз,
семафор. Просмотр фильма «Железный конь». Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не
пропусти свою букву», «Кассир», «Проводник». Профессии авиации: диспетчер, кассир,
радист, токарь, пилот, стюардесса. Введение понятия авиация. Игры: «Летает -не летает»,
«Приведи самолёт в порт». Профессия космонавт. Введение понятий скафандр,
инвентаризация. Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик,
судоводитель. Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз,
адмиралтейство. Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик.
Театрализация. «На арене цирка». Профессии связанными с путешествиями.
Выступление
родителей
по
заранее
подготовленному
плану.
Игротека:
«Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе», «Противоположные
качества», «Угадай профессию». Введение понятий должность, профессия. Игры:
«Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу», «Подскажи
профессию». Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс
пантомимы»
Календарно-тематическое планирование класс 1 «А»
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Раздел «Профессии, связанные с природой»
1.
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства
1
2.
У бабушки в деревне
1
3.
Ловись, рыбка!
1
4.
Труженики леса
1
5.
Хлеб – всему голова
1
6.
Профессия овощевод
1
7.
Знакомьтесь, агроном
1
8.
Профессия цветовод
1
9.
Все работы хороши, выбирай на вкус
1
Профессии наших мам
10.
В магазина
1
11.
В библиотеке
1
12.
Весёлая портняжка
1
13.
Расти здоровым
1
14.
Я в учителя пойду
1
15.
Кухонный переполох
1
16.
Прически такие разные
1
17.
Профессии наших мам. Кем быть?
1
18.
Почтальон
1
Профессии наших пап
19.
Строим дом
1
20.
У кого мастерок, у кого молоток
1
21.
Маляр
1
22.
Профессия водитель
1
23.
Осторожно, огонь!
1
24.
Я б в спасатели пошел, пусть меня научат.
1
25.
Профессия шахтер
1
26.
Все профессии нужны, все профессии важны
1
Дата проведения
по плану
по факту
Профессии, связанные с путешествиями
27.
Куда уходят поезда
1
28.
Высоко в облаках
1
29.
Космическое путешествие
1
30.
Морское путешествие
1
31.
На арене цирка
1
32.
Есть такая профессия – Родину защищать
1
33.
Итоговое занятие
1
Итого:
33
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. Ростов-на Дону, издательство Психология. Учебное пособие для
начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф.,
Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия
развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей.
Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог».
Издательский дом «Первое сентября», 2004г.