Рабочая программа внеурочной деятельности Профориентация для обучающихся 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Профориентация» разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе
авторской программы Н.А.Гимадиевой «В мире профессий» (Сборник
программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе».
Методическое пособие/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.:
Планета, 2015 (Образовательный стандарт). В соответствии с требованиями
Стандарта, Концепция и Программа общекультурного развития и воспитания
учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной
образовательной программы начального общего образования. Программа
кружка «Профориентация» разработана на основе авторской программы по
«Тропинка в профессию» авт. С. И. Кондратенко.
Представления о профессиях ребёнка 3-4 классов ограничены его пока
небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует
огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих
занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует
воспитанию у детей представлений о разных профессиях как главной
человеческой ценности.
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом
множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме
профессиональной ориентации младших школьников в учебновоспитательном
процессе.
В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и
методов работы по профориентации старших школьников. Однако в наш
стремительный век, когда бурно изменяется экономика, актуальной становится
целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с
воспитанниками младших классов.
Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в
подведении детей к выбору профессии. Главное – это развитие внутренних
психологических ресурсов ребенка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность
становится ведущей, важно расширить представление о различных
профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Некоторые элементы профессиональной
деятельности ему трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую
можно представить на основе наглядных образцов, конкретных ситуаций из
жизни.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Программа направлена не только на удовлетворение познавательного
интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию
учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет
неоценимую услугу как учителю, так и детям, и родителям. Преимущество
программы в том, что она совмещает работу одновременно двух направлений:
учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное –
знакомство с миром профессий.
Занятия по данной программе строятся с учётом возрастных
особенностей и возможностей ребенка.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире
профессий и создание условий для успешной профориентации младших
учеников в будущем.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование и развитие представления у детей о широком спектре
профессий и их особенностях;
формирование уважительного отношения к людям разных профессий и
результатам их труда;
расширение знаний детей о разных профессиях.
Развивающие:
Развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их
интересов и познавательной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения
эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе
решения проблемы.
Воспитательные:
формирование положительного отношение к труду и людям труда;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с
профессиями, расширение знаний об истории и традициях своего народа,
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре, и
традициям других народов.
Методы:
·
объяснительно-иллюстративный;
·
репродуктивный; ·
частично-поисковый; ·
исследовательский.
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
·
·
·
·
·

фронтальная;
индивидуально-фронтальная;
групповая;
индивидуальная. Формы
работы:
игры, загадки, беседы;

·
практические упражнения для отработки необходимых навыков;
·
выставки; ·
мастер-классы.
Программа внеурочной деятельности
предназначена для учащихся 3 класса
Возраст детей 7-10 лет.
Режим работы – 1 раз в неделю.
Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
Место проведения – классная комната.

(кружка)

«Профориентация»

Результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
Ожидаемые результаты изучения курса «Профориентация»:
·
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;
·
расширение кругозора о мире профессий;
·
заинтересованность в развитии своих способностей;
·
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии;
·
возможность попробовать свои силы в различных областях
коллективной деятельности;
·
способность добывать новую информацию из различных источников.
- полученные знания позволят детям ориентироваться в профессиях;
- дети смогут оценивать свой труд;
- дети получат знания и навыки, связанные с миром профессий.
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными
результатами
освоения
программы
внеурочной
деятельности является формирование умений:
·
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
этические нормы;
·
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной
деятельности является формирование универсальных учебных действий:
·
·
·
·
·

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с
иллюстрацией;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:

·

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
·
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
·
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную
информацию;
·
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе
графических инструкций составлять словесные инструкции с
последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
·
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме и письменной;
·
Умение устанавливать контакт со сверстниками;
·
Эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
·
Умение слушать собеседника;
·
Обращаться за помощью в случае затруднения к учителю;
Предметными
результатами
освоения
программы
внеурочной
деятельности является формирование умений:
·
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
·
Выделять существенные признаки предметов;
·
Сравнивать между собой предметы; ·
Обобщать, делать несложные выводы; ·
Определять последовательность действий.
Формы учёта знаний, умений:
-

Выполнение самостоятельной творческой работы.
Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам. Тематические выставки согласно тематического плана.

Содержание курса
3 класс (34ч)
Тема 1. Что такое профессия(2ч). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с
пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит...». Закончить
пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях.
Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать
профессии по первой букве. По пословице, угадать профессию, например:
«Куй железо, пока горячо» (кузнец).
Тема 2. У кого мастерок, у кого молоток (2ч). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне,
например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток,
напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра:
подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об
инструментах.
Тема 3. Истоки трудолюбия (2ч). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше
назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со
словами: «Что будет, если…». Например, что будет, если повара перестанут
готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра:
«Правильно дорисуй».
Тема 4. Домашний помощник (2ч). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто
чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза».
Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс
смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее
забьет гвоздь».
Тема 5. Мир профессий (2ч). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о
профессии.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору
профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в
(врач). Итог награждение лучших игроков.
Тема 6. Угадай профессию (2ч). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию,
например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Черный ящик (определить на
ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов. Тема 7. Какие
бывают профессии (2ч). Занятие с элементами игры. Вступительное слово о
профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай

профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр,
плотник, сварщик). Рассказ по кругу.
Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из
одинаково числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.Итог.
Тема 8. Куда уходят поезда (2ч). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте.
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось».
Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог.
Что нового мы сегодня узнали. Тема 9. Моя профессия (2ч). Игра «Поле чудес»
Наши друзья-книги (1ч). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги.
Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с
профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник,
переплетчик).
Тема 10. Откуда сахар пришел (2ч). Беседа.
Вводное слово воспитателя. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из
которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови
профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А
до Я (назвать профессии на все буквы алфавита). Тема 11. Турнир профессионалов (2ч). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить
профессию, например, А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия»
(вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист,
закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию).
Подведение итогов.
Тема 12. Все профессии нужны, все профессии важны (3ч). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях).
Поэтическая (чтение стихов Д. Родарин «Чем пахнут ремесла», Маяковский
«Кем быть?», художественное (просмотр мультимедиа о людях разных
профессий)). Игра. Дискуссия объясните пословицу: «Всякая вещь трудом
создана».
Тема 13. Стройка (2ч). Конструирование.
Вводное слова. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительным
объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о
профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и
т. д.
Тема 14. Операция «Трудовой десант» (1ч). Практикум.
Вводное слова воспитателя. Создание двух бригад. Распределение участков
между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности.
Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Тема 15. Уход за цветами (2ч).
Практика.
Тема 16. Кулинарный поединок (2ч). Беседа по рецептам, проект
Беседа-игра «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс:
«А знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Проект

Тематическое планирование
3 класс
№

Дата

Тема

Кол-во
Форма проведения
часов
2
игровые программы, проект

1-2

«Что такое профессия»

3-4

«У кого мастерок, у кого
молоток»

2

беседа с элементами игры,
викторина

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

игровой час

7-8

«Домашний помощник»

2

игра-конкурс, сочинение

91011

«Мир профессии»

3

Викторина, ролевая игра

1213
1415

«Угадай профессии»

2

занятие с элементами игры

«Какие бывают
профессии»

2

занятие с элементами игры

1617
1819
20

«Куда уходят поезда»

2

занятие с элементами игры

«Моя профессия»

2

«Наши друзья-книги»

1

Игра «Поле чудес». Работа по
текстам, проект
Экскурсия в библиотеку

21

«Откуда сахар пришел»

1

Презентация, беседа

2223

«Турнирпрофессионалов»

2

конкурс-игра

2425

«Все профессии нужны,
все профессии важны»

2

2627
2829

«Стройка»

2

дидактическая игра,
изготовление сборника
профессий
Строим дом, конструирование

«Операция- десант»

2

практикум

303132
3334

«Уход за цветами»

3

практикум

«Кулинарный поединок»

2

Беседа по рецептам, проект

№

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ
ОБЪЕКТОВ
И
СРЕДСТВ КОЛИЧЕСТВО.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Библиотечный фонд.

1

А. Я. Журкина, С.Н. Чистякова, Т.В. Васильева и др.
Методика
формирования
профессионального самоопределения школьников на
различных возрастных этапах. — Кемерово, 1996.

1

2

О.В. Багрова. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. /
Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.

1

3

Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина –
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
Шалаева Г.П. Кем мне стать? Большая книга профессий. —
М., 2010

1

4

1

5

Технические средства обучения.
Интерактивная доска.

1

6

Мультимедийный комплекс.

1

7

Принтер.

1

8

Сканер.

1
Экранно-звуковые пособия.

9

Презентации к занятиям.
Материалы и инструменты

10

Наборы цветной бумаги, картона, ватманы.

11

Пластилин.

12

Ножницы, клей.

13

Образцы готовых изделий.

14

Картонные коробки для (конструирования)
Оборудование класса.

15

Учительский стол, стул.

1

16

Ученические столы, стулья.

12

17

Доски для размещения образцов изделий и готовых
поделок.

1

18

Шкафы для хранения необходимых материалов для
занятий.
Список литературы для учителя

1

1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство
«Детская литература», 1987 – 192с.
2. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -310с.
3. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство
«Детская литература», 1987 – 160с.
4. Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -15с.
5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский –
«Стрекоза», 2000 – 79с.
6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство «Детская
литература», 1986 – 56с.
7. Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская
литература» …1989-…с.

Дополнительная литература:
1. Барсева Л.Б. Обучение сюжетно- ролевой игре детей с проблемами
интеллектуального развития / Л.Б. Барсева – Санкт- Петербург. Издательство
«СОЮЗ», 2001 – 412с.
2. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград.
Издательство «Учитель», 2009 – 159с.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский.
Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 278с.
4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. –
2006. - № 5. – С. 11-15.
5. Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонением в
развитии / А.А. Катаева – М.: ВЛАДОС, 2001 – 220с.
6. Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. 317с.
7. Сасова И.А. Экономика 2 кл. [текст], тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова,
В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008
8. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева.
– М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. –
312с.Шорыгина Т.А.

9. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 96с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».