Рабочая программа внеурочной деятельности Ритмика 4 класс

Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от
состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и
массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником,
быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая
связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит
перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического
здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым,
глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,
находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и
сохранения здоровья учащихся.Ритмика – это танцевальные упражнения под
музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика
способствует правильному физическому развитию и укреплению детского
организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память,
обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой личности.
Рабочая программа «Ритмика»
составлена на основе «Модульной программы третьего урока физической культуры для
1-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, 2012г.Модуль VI. «Спортивные
бальные, детские ритмические и современные эстрадные танцы». На уроках ритмики

постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению
напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно
сказывается потом на других уроках.Занятия по ритмике тесно связаны с обучением
на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики
наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию
школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается
чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют
двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается
осанка, формируется чёткость и точность движений.Занятия ритмикой
положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно
понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения,
вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных
движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для
развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на
формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в
движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки
ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние,
помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.Уроки ритмики в целом
повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их
включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики
преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои
действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию
под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные
сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении

детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и
танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы
предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения
детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить
с ним общий ритм движения.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их
художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи
:Обучающая:
формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого
потенциала.
Воспитательная:
способствовать
развитию
эстетического
чувства
и
художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать. В процессе выполнения специальных
упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с
заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов,
«звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами)
осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение
ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами,
лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.Движения под
музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая,
грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с
другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
Упражнения
на
ориентировку в пространстве Ритмико-гимнастические упражненияИгры под
музыку Танцевальные упражненияВ каждом разделе в систематизированном виде
изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения,
которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкальноритмической деятельности.На каждом уроке осуществляется работа по всем
разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от
задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество
времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на
снятие напряжения, расслабление, успокоение.Содержание первого раздела
составляют
упражнения,
помогающие
детям
ориентироваться
в
пространстве.Основное содержание второго раздела составляют ритмикогимнастические
упражнения,
способствующие
выработке
необходимых
музыкально-двигательных навыков.В раздел ритмико-гимнастических упражнений
входят задания на выработку координационных движений.Задания на координацию
движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических

упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от
активной физической нагрузки.Во время проведения игр под музыку перед учителем
стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем,
учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения.
Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка»
(мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не
должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не
бегать, прыгать, шагать).После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить
инсценирование песен, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький
ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержаниеОбучению
младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков
четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К
каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности
движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают
упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее,
шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный
характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька,
гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев
(притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение
танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в
движениях характерные особенности танцев разных национальностей.Условия
реализацииПрограмма рассчитана на 1 час в неделю – 34 ч
.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В

ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном
порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и
расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и
карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в
угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в
предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.Упражнения на координацию движений.
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой

темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа,
слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,
барабаном).Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах
одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками
и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с
опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по
сторонам (имитация распускающегося цветка).То же движение в обратном
направлении (имитация увядающего цветка).
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУУпражнения на самостоятельную передачу в движении
ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных
фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения
начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых
вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование.
Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым
сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯИсполнение элементов плясок и танцев,
разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг
кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий
бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне
и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
4 класс. Личностные результатыЗнание моральных норм и сформированность
морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий
других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито
чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой
деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических
движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих
возможностей.
Метапредметные результатырегулятивные преобразовывать практическую
задачу в познавательную; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; целеустремлённость и настойчивость в достижении цели познавательные
Учащиеся должны уметь:правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;отмечать в
движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно
перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой,
задорной пляски;различать основные характерные движения некоторых народных
танцев.коммуникативныепродуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его участников;с учетом целей коммуникации достаточно
точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия;умение сотрудничать с педагогом и
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на
себя ответственность за результаты своих действий.

Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Дата

Название темы

Кол-во
часов

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности
на уроке, при выполнении упражнений,
разучивании танцев.
Знакомство с элементами к танцу «Сударушка»
Знакомство с элементами к танцу «Сударушка»
Разучивание и отработка танца «Сударушка»
Разучивание и отработка танца «Сударушка»
Разучивание и отработка танца «Сударушка»
Задание на развитие фантазии. Музыкальнотанцевальная игра.
Знакомство с элементами к танцу «Полька»
Знакомство с элементами к танцу «Полька»
Разучивание и отработка танца «Полька»
Разучивание и отработка танца «Полька»
Разучивание и отработка танца «Полька»
Знакомство с элементами к «Весёлому танцу»
Знакомство с элементами к «Весёлому танцу»
Разучивание и отработка «Весёлого танца»
Разучивание и отработка «Весёлого танца»
Разучивание и отработка «Весёлого танца»
Задание на развитие фантазии.
Упражнения на развитие координации.
Знакомство с элементами к танцу «Хоровод»
Знакомство с элементами к танцу «Хоровод»
Разучивание и отработка танца «Хоровод»
Разучивание и отработка танца «Хоровод»
Разучивание и отработка танца «Хоровод»
Знакомство с элементами к танцу «Вальс»
Знакомство с элементами к танцу «Вальс»
Знакомство с элементами к танцу «Вальс»
Разучивание и отработка танца «Вальс»
Разучивание и отработка танца «Вальс»
Разучивание и отработка танца «Вальс»

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34

Задание на развитие фантазии.
Индивидуальное творчество.
Индивидуальное творчество.
Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

34

1
1
1

1. РазминкаЗакрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения- движение по линии танцев, перестроение,
диагональ класса;- упражнения на развитие координации;- Упражнения на
улучшение гибкости.Основные направления подготовки в целом сохраняются с
некоторым усложнением задач.
3. Бальные танцы
1.Танец «Сударушка»- основной шаг по одному, в парах;раскрытие и закрытие по одному, в парах;- американ спин;- хлыст по одному, в
парах;- смена мест справа налево по одному, в парах;- смена мест слева направо по
одному, в парах;- стоп энд гоу по одному, в парах.
4.Фигурный вальс- балансе;- вальс правый поворот;- вальс левый поворот;окошечко;- раскрытие;- повороты;- вальсовая дорожка;- переходы из позиции в
позицию;- поклон.
5. Полька
-шаг польки
-подскоки,
- хлопки
-кружение
в парах
- пружинка
- ковырялочка
6. Урок-смотр знанийПроводится в конце учебного года.
Знания и умения- знать движения, выученные за год;- знать названия движений и
танцев;- знать танцы, выученные за год;- знать танцевальные схемы;- уметь
танцевать в заданном темпе.

СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:- учебный кабинет, актовый зал;- магнитофон;- компьютер,
оснащенный звуковыми колонками;- фонотека; диски DVD, диски DVD – караокедетские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);- наглядные
демонстрационные пособия;- коврики для выполнения упражнений;- мячи,
гимнастические палки, спортивные ленты.

ЛИТЕРАТУРААндреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.Андреева М.,
Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.Бекина С., Ломова Т.,
Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.Бекина С., Ломова Т.
Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем
и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.Бычаренко Т. С песенкой по лесенке:
Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский
композитор, 1984.Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка,
1980.Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.Дубянская Е. Подарок нашим
малышам. – Л.: Музыка, 1975.Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. –
М.: Просвещение, 1971.Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. –
М.: Музыка, 1969.Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы
для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.Метлов Н., Михайлова Л. Мы
играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного
возраста. – М.: Советский композитор, 1979.Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская
народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.Франио Г. Роль ритмики в

эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989. Луговская А.
Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».