Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Туристический компас

1

2

Пояснительная записка
Данная программа направлена на:
- создание условий для целостного развития личности ребенка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьей.
Цель программы: создать условия для формирования у школьников осознанного и
бережного отношения к своему здоровью, а также поспособствовать формированию
патриотических чувств, развитию любви к природе, своей семье и уважительному отношению
к своему окружению.
Задачи программы:
- сформировать у обучающихся сознательное и добросовестное отношение к своим
обязанностям, организованность и дисциплину;
- развить осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору
успеха;
- воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;
- сформировать у школьников понимание сущности здорового образа жизни;
- научить учащихся выполнять первичные приемы туристических навыков;
- воспитать качества человека, которые составляют основу его коммуникативной,
гражданской и социальной активности;
- воспитать уважение к культуре и истории России;
- привлечь родителей в помощи укрепления здоровья своих детей
- познакомить детей с природой России и родного края.
Особенностью данной программы является то, что она объединила в себе
разнообразные виды обучающей и развивающей деятельности, направленные на
формирование знаний, умений и навыков, необходимых учащимся в повседневной жизни.
Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов,
по 34 часов в год (1 раз в неделю ). Состав группы - 15 человек.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части. Большая часть
учебного времени отведена практическим занятиям. Все разделы охватываются в течение
одного учебного года. В ходе обучения используя, свой педагогический опыт стараюсь
создать условия для формирования патриотического сознания, моральной готовности и

3

психологической способности в турпоходах. Кроме того, воспитывается,
дисциплинированность, нравственная норма поведения.
Плановые занятия проходят на учебно-материальной базе школы.
В ходе учебного процесса, в течение года учащиеся активно участвуют в туристических
слётах
Содержание программы.
Тема 2. Безопасность туризма.(1ч)
Инструктажи по технике безопасности в туристском походе.
Тема 2. Ориентирование и топография. (6ч.)
Масштаб. Компас, ориентирование во времени.Прокладка маршрута, составление планаграфика движения.План и карта. Практические занятия:1»Работа с картой и компасом».2
«Составление плана местности».
Тема4. Основы медицинских знаний (8ч)
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Индивидуальный медицинский
пакет туриста. Первая медицинская помощь. Опасности бесконтрольного употребления
грибов, ягод, трав. Уход за больным в походе. Практические занятия:3-4 «Оказание
доврачебной помощи подручными средствами».
Тема 5. Организация питания в походе.(4ч)Основные характеристики суточного питания.
Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Хранение продуктов в пути.
Тема 6. Туристское снаряжение.(7ч)
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам
снаряжения.Устройство туристской палатки. Правила укладки рюкзака. Демонстрация
снаряжения.Практические занятия:5 «Укладка рюкзака».6 « Постановка палатки».
Тема 7. Туристские узлы.(5ч) Определение узла, требования к узлам, группы узлов по
назначению. Основные туристские узлы.Практические занятия:7-8 « Изучение навыков

4

вязания основных туристских узлов».9-10 «Отработка навыков вязания основных
туристских узлов». 11-13«Закрепление навыков вязания основных туристских узлов».
Тема 8. Туристские биваки.(2ч)
Что такое привал и бивак в походе. Типы костров и их назначение. Практические занятия:14
«Разжигание костров».
Тематическое планирование.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема занятия
Инструктажи по технике безопасности.
Масштаб
Компас, ориентирование во времени
Прокладка маршрута.
План и карта
Практическое занятие 1 .»Работа с картой и компасом».
Практическое занятие 2.» Составление плана местности».
Г игиена туриста.
Доврачебная помощь пострадавшему.
Индивидуальный медицинский пакет туриста.
Первая медицинская помощь.
Опасности употребления грибов, ягод, трав.
Уход за больным в походе
Практическое занятие 3 «Оказание доврачебной помощи »
Практическое занятие 4. «Оказание доврачебной помощи ».
Основные характеристики суточного питания

17

Режим питания.
Нормы закладки основных продуктов
Хранение продуктов в пути.
Снаряжение туристов.
Предметы снаряжения.
Устройство туристской палатки.
Правила укладки рюкзака.
Демонстрация снаряжения.
Практическое занятие5 «Укладка рюкзака».
Практическое занятие 6 « Постановка палатки».
Группы узлов по назначению.
Основные туристские узлы.
Практическое занятие7 «Навыки вязания туристских узлов».

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

даты

Практическое занятие 8 «Навыки вязания туристских узлов».
31
32

Практическое занятие 9 «Навыки вязания туристских узлов».
.Привал и бивак. Типы костров.

33 Практическое занятие 10: «Разжигание костра»
Программа обученияпозволяет:
- приобрести знания, умения, навыки, ряда физических и психологических качеств,
необходимых для ускорения адаптации к туристическим условиям ;

5

- приобрести элементарные навыки при обращении с туристическим снаряжением;
- овладеть приемами туристской подготовки.
Результаты обучения.(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
ориентироваться по компасу и топографической карте;
применять на практике технику вязания узлов;
организовать питание в походных условиях;
Разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе;
Знания:
виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного
туризма;
правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по
топографической карте и компасу, топографические знаки;
способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
виды туристских узлов и способы их применения;
- составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

программы.

Требования к минимальному

материально-техническому обеспечению.

Информационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды
(диапозитивы) по тематике курса мультимедийный проектор;технические средства
обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас,
туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки,
комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка,
перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебнометодический комплекс дисциплины.
Информационное обеспечение обучения.

6

Перечень рекомендуемых учебных
литературы.

изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

Список литературы:
Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и
преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей
туризма в школе. — М., 2006.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для
учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного
педагогического университета, 2004.
Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях,
А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников, Р. А. Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров,
В.Г.Бубнов. - М., 2019.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл.
общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред.
А.Т.Смирнова. - 6-е изд. - М., 2006.
Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 2013.
Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».