1.Пояснительная записка
Рабочая программа по функциональной грамотности в 8 классе составлена
в соответствии с Основной образовательной программой
основного общего
образования гимназии.
Актуальность.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в
конце
60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией
недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую
очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным
ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие
обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для
полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого
диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student
Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить
глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством
РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского
общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения
затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки
функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором
дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить
глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»1 .
Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на
высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому
актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и
социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная
грамотность.
Целеполагание.
•
•
•
•
•
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию. Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
8 класс
Грамотность
1
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
2
Читательская
оценивает
Уровень
форму и
оценки(рефл содержание
ексии) в
текста в
рамках
рамках
предметного предметного
содержания содержания
Математическая
Естественно-научная Финансовая
интерпретирует и
оценивает личные,
местные,
национальные,
интерпретирует глобальные
естественнонауч
и оценивает
математические ные проблемы в
оценивает
различном
данные в
финансовые
контексте лично контексте в рамках
проблемы в
предметного
значимой
различном
содержания
ситуации
контексте
Личностные
Грамотность
Читательская Математическая
Естественно- Финансовая
научная
8 класс
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловечес-
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм
морали и
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
Характеристика образовательного процесса
Программа реализуется через внеурочную деятельность и включает 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы 8 класса описывает
содержание модуля из расчета одного часа в неделю.
Количество часов на один год обучения в 8 классе – 34 ч., т.е по 1 часу в неделю:
15 часов на модуль «читательская грамотность»,
4 часов на модуль «математическая грамотность»,
5 часов на модуль «финансовая грамотность»;
8 часов на модуль «естественнонаучная грамотность»;
2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы.
В 8 классе реализация программы начинается с модуля по формированию читательской
грамотности.
1
четверть – модуль «читательская грамотность».
2
четверть – модуль «математическая грамотность»,
3
четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4
четверть – модуль «финансовая грамотность».
3
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование,
игра, викторина, квест, квиз, проект.
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
Тема занятия
Всего
часов:
1 час в
неделю
Теория
Практика
Формы деятельности
Модуль «Основы читательской грамотности»
Читательская грамотность. Зачем она нужна?
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации.
4-5 Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
6-7 Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
8-9 Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
10-11 Составление плана на основе исходного текста.
12-13 Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи
14-15 Работа со смешанным текстом
1
2-3
1
2
0
0,5
1
1,5
2
0,5
1,5
2
0
2
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0
2
Беседа, конкурс.
Беседа, круглый стол.
Квест, круглый стол
Квест, круглый стол.
Деловая игра.
Квест, круглый стол.
Деловая игра.
2
Тестирование.
0
Модуль «Основы математической грамотности»
16
Креативное мышление. Введение
2
1
0
1
Беседы, диалоги, дискуссии
5
17
Создаем рисунки. Ситуация «Рисунок к
математическому выражению»
1
0
1
Круглый стол, игра.
18
Решение естественнонаучных проблем. Ситуация
«Вопросы почемучки», «Трудный предмет»
1
0
1
Викторина, круглый стол, дискуссии
19
Решение социальных проблем
1
0
1
Тестирование
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
20
21
22
23
24
Финансовая грамотность - залог успешности
современного человека
Финансовая грамотность. Ситуация «Две семьи»
1
0
1
Беседы, диалоги, дискуссии
1
0
1
Круглый стол, игра.
Финансовая грамотность. Ситуация «Акция в
магазине»
Финансовая грамотность. Ситуация «Выгодный
обмен», «Фальшивые деньги»
Финансовая грамотность. Ситуации «Новые
джинсы», «Траты Димы», «Конкурс эрудитов»,
«Валюта"
1
0
1
Викторина, круглый стол, дискуссии
1
0,5
0,5
Тестирование
1
0,5
0,5
Проект, игра.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
25
Что такое «глобальные компетенции»?
1
0,5
0,5
Практикум.
26
Решение ситуаций. Ситуация «Добываем марганец в
Зедландии»
1
0
1
Беседа. Исследование.
1
0
1
Урок-практикум
27
Решение ситуаций. Ситуация «Забота о животных"
6
28
29
30
0
1
Урок-исследование.
0
1
Урок-практикум.
0
1
Обсуждение. Урок практикум
2
0
2
Беседа. Демонстрация моделей.
Презентация
2
0
2
Беседа. Демонстрация моделей.
Презентация
34
3,5
30,5
1
Решение ситуаций. Ситуация «Чистая вода»
1
Решение ситуаций. Ситуация «Государство
«Мусорные острова»
Решение ситуаций. Ситуация «Образование в мире: 1
право и бизнес»
31-32
Занятие -презентация своих заданий
33-34
Итоговое занятие
Итого
7
Список литературы
для учителя:
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—8 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
2.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—8
классы:учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—8
классы:методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТАПРЕСС,2016.
4.Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—8
классы:контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
для обучающихся:
1.Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для
учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Интернет-ресурсы:
1.Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.Сайт
по
основам
финансовой
грамотности
«Достаток.ру»
—
http://www.dostatok.ru;
3.Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.Портал
«Профориентир».
«Мир
профессий»
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5.Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6.Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7.Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
8.http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9.http://www.banki.ru/products/deposits/
10.http://www.sravni.ru/vklady/
8