Адаптированная программа по литературному чтению 11 класс

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение
(литературное чтение)» в 11 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное
чтение)».
Цель и задачи предмета
Цель литературного чтения в X - XII классах состоит в последовательном
совершенствовании навыка полноценного чтения и умения воспринимать литературное
произведение в единстве его содержательной и языковой сторон.
Задачи изучения литературного чтения:
-закрепить навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
научить, понимать содержание, заключенное в художественных образах;
-коррекция
недостатков
развития
познавательной
деятельности
и
эмоциональноличностной сферы;
-совершенствование навыков связной устной речи;
-формирование потребности в чтении;
-эстетическое и нравственное воспитание в процессе чтения произведений
художественной литературы.

Рабочая программа предусматривает фиксацию возможных изменений в условиях
ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной
готовности и усилением санитарно- эпидемиологических мероприятий с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
2. Содержание учебного предмета. 2.1. Содержание чтения (круг чтения).
Устное народное творчество (мифы, легенды и сказки народов мира, былины, песни,
пословицы, поговорки) как отражение культурных и этических ценностей народов.
Другие виды искусства. Живопись и музыка (народная и авторская), предметы
народных промыслов.
Русская литература XIX века. Биографические справки и произведения (полностью
или законченные отрывки из прозаических произведений) века.
Другие виды искусства. Отрывки из опер русских композиторов, романсы русских
композиторов на стихи русских поэтов. Пейзажная и портретная живопись русских
художников.
2

Русская литература XX века. Биографические справки и произведения (полностью
или законченные отрывки из прозаических произведений) русских писателей и поэтов XX
века.
Другие виды искусства. Произведения живописи. Фотографии военных лет.
Музыкальные произведения. Романсы, песни. Песни на военную тематику.
Современные писатели. Биографические справки и произведения (полностью или
законченные отрывки из прозаических произведений) современных писателей и поэтов.
Другие виды искусства. Живопись, фотографии, музыка, песни на стихи
современных поэтов. Музыка к кинофильмам и спектаклям по произведениям
современных писателей.
Зарубежная литература. Биографические справки и произведения (полностью или
законченные отрывки из прозаических произведений) зарубежных писателей и поэтов.
2.2. Теория литературы.
Гипербола (преувеличение), эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический
(устойчивый) оборот в художественном произведении - без называния терминов.
Рифма в стихотворении. Ритм в стихотворении.
Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения
слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.
Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений:
сюжет, герои. Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и
интерьера в рассказе.
Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических
произведений:
рифма, ритм.
Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои
(действующие лица), диалоги, структурные части (действия).
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
2.3. Навыки чтения.
Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и
выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями педагогического
работника. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно
проанализированного текста или отрывка из него.
Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп
речи, сила голоса, логические ударения, интонация после предварительного разбора
текста.
Сознательное чтение текста вслух и про себя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно
проанализированного текста или отрывка из него.
Работа над выразительным чтением с соответствующими установками к чтению
(определение настроения, соотнесение читаемого с изменением эмоций, логические
ударения, интонация, повышение и понижение голоса, постановка пауз, тон, тембр, темп).
Освоение разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее).
2.4. Работа с текстом.
Самостоятельное
определение темы произведения. Выявление авторского
замысла (самостоятельно
или с
помощью
педагогического
работника). Формулирование идеи произведения (самостоятельно или с
помощью педагогического работника). Соотнесение заглавия с темой и основной
мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в
пределах одной части) и между частями произведения.
3

Совершенствование представлений о типах текстов (описание, рассуждение,
повествование).
Сравнение художественных, деловых (учебных) и научно-познавательных текстов.
Нахождение (с помощью педагогического работника) необходимой информации в
научнопознавательном тексте для подготовки сообщения.
Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики
действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует
автор при характеристике героев, выявление отношения автора к персонажу
(самостоятельно и с помощью педагогического работника), выражение собственного
отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации
и подтверждения определенных черт героев. Выявление особенностей речи действующих
лиц (с помощью педагогического работника). Развитие умения формулировать
эмоционально-оценочные суждения для характеристики героев (с помощью
педагогического работника).
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание
частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные
предложения).
Составление с помощью педагогического работника цитатного плана.
Составление различных видов пересказов.
Аргументированный ответ с опорой на текст (с помощью педагогического
работника). Постановка вопросов по содержанию текста. Отбор в произведении
материала, необходимого для составления рассказа на заданную тему. Составление
рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Определение эмоционального характера текстов (с помощью педагогического
работника).
Нахождение в стихотворных текстах с помощью педагогического работника
повторяющихся элементов, созвучных слов (на доступном материале). Подбор слова,
близкого по звучанию из ряда данных.
Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения.
Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной
речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих
события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения,
олицетворения). Объяснение значения фразеологического оборотов (с помощью
педагогического работника). Различение прямого и переносного значения слов и
выражений.
Определение (самостоятельно или с помощью педагогического работника) вида
произведения (проза, поэзия, драма). Выявление (с помощью педагогического работника)
основных жанровых признаков произведения и их понимание.
Выделение в тексте описаний и рассуждений.
Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание
предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе
анализа словесной ткани произведения.
Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств
(словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
Составление отзыва на книгу, аннотацию. Составление высказывания-рассуждения с
опорой на иллюстрацию, алгоритм.
Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно слушать,
поддерживать диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником
на основе доброжелательности и уважения.
Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы
отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов.
4

3.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение".
3.1. Минимальный уровень:
-правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его
понимание;
-осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;
-участие в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на
вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с
соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание
текста или личный опыт;
-установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с
помощью педагогического работника);
-самостоятельное определение темы произведения;
-определение основной мысли произведения (с помощью педагогического
работника);
-редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли
произведения (части текста);
-деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью
педагогического работника) на основе готового плана после предварительного анализа;
-ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с
использованием слов автора;
-определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их
поступкам (с помощью педагогического работника);
-пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после
предварительного анализа;
-нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
-знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-ти
стихотворений;
-выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение
небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и
научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.
3.2. Достаточный уровень:
-правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и
научнопознавательных текстов вслух и молча;
-использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое);
-овладение
элементарными
приемами
анализа
художественных,
научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
-осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов,
участие в их обсуждении;
-целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки,
близких по тематике художественным текстам;
-активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного
текста;
-умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией
своей точки зрения;
-самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
-самостоятельный выбор (или с помощью педагогического работника) интересующей
литературы;
5

-самостоятельное
чтение выбранной обучающимися
художественной
и
научнохудожественной литературы с последующим ее обсуждением;
-самостоятельное пользование справочными источниками для получения
дополнительной информации;
-самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;
-заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений.
4

Тематическое планирование

«Чтение» 11 класс
1.
2-3
4
5

Введение
Книги в нашей жизни
Мир народного творчества.
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник»
Былины. Особенности жанра. Былина «Садко»
Пословицы, поговорки, загадки народов мира.

6-7

Древнерусская литература
Повесть временных лет. Из «Поучения» Владимира Мономаха

8-9

Мир русской классики.
А. С. Пушкин. Слово о писателе. «На холмах Грузии лежит
ночная мгла»
А. С. Пушкин «Выстрел»
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Выхожу один я на
дорогу»
М. Ю. Лермонтов«Смерть поэта» (отрывок)

10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Железная дорога»
Н.А. Некрасов. Поэмы: «Мороз- красный нос», «Русские
женщины»
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»
А. И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов Е. А.
Баратынский. «Чудный град порой сольётся...» , Я. П. Полонский
«Посмотри — какая мгла...»

34-35

Обобщение пройденного материала
Мир современной литературы.
М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (в сокращении)
М. Горький «Старуха Изергиль», легенды о Данко и Ларра

36-37

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи»

38-39

С. А. Есенин. Слово о писателе. Стихи о Родине, о природе, о
любви.

30-31
32-33

1 час
6 часа2
ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
24 часов
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
22 часов
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
6

40-41
42-43
44-45
46-47

48-49
50-51
52-53
54-56
57-59
60 -66
67-68

М. Зощенко. Слово о писателе. Слово о писателе. «Свадьба»
Е. Носов. Слово о писателе. «Кукла»
А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка»
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. Слово о писателе. «Майор привёз мальчишку на
лафете…», «Жди меня..»
Б.Ш. Окуджава. Слово о писателе. «До свидания, мальчики»,
«Здесь птицы не поют»
С. С. Орлов. Слово о писателе. «Его зарыли в шар земной»,
«Руками, огрубевшими от стали…»
В. В. Высоцкий. Слово о писателе. «Он не вернулся из боя»,
«Вечный огонь». Обобщение пройденного материала.
Мир зарубежной литературы.
Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы»
Э. Ремарк «На западном фронте без перемен»
Дж.Лондон. Слово о писателе. «Любовь к жизни»
Резервные уроки

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
15 часов
3 ч.
3 ч.
7 ч.
2 ч.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».