ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету
«Математика» составлена на основе следующих нормативных документов и
методических материалов:
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
3.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденная приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17
июля 2024 г. № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован
в Минюсте России 15 августа 2024 г., регистрационный № 79163);
5.
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
6.
Проект рабочей программы общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
«Математика» (для 8 класса), разработанный федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт коррекционной педагогики»
(Министерство просвещения Российской Федерации);
7.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / М–во просвещения Российской
Федерации. – 5 – е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.;
8.
Рабочие программы по учебному предмету. ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы.
Математика / Т.В. Алышева, А.П. Антропов, Д.Ю. Соловьёва. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2021..
Предлагаемая программа по математике ориентирована на учебник для
8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида / В.В. Эк. – 19-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на
разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и
повышение уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе
определяет следующие задачи:
совершенствование устных и письменных вычислительных
навыков в пределах 1 000 000;
формирование умения производить арифметические действия с
целыми и дробными числами;
формирование умения преобразовывать числа, полученные при
измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия;
формирование умения производить действия с числами,
полученными при измерении площади;
формирование умения решать простые арифметические задачи на
нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение
среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на
пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего
количества за единицу;
формирование умения находить площадь круга, длину
окружности, выделять сектор и сегмент;
формирование понятия градус (обозначение 1°), знакомство с
транспортиром;
формирование представления о диаграммах (линейные,
столбчатые, круговые);
воспитание интереса к математике и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
В адаптированной рабочей программе по математике 8 класса (для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями) числа изучаются в
пределах 1 миллиона. В этих же пределах дети выполняют четыре
арифметических действия с этими числами, в том числе учатся
вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и
двузначное число. Действия с многозначными числами вводятся постепенно,
с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения
алгоритмов этих действий учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
На всех годах обучения особое внимание нужно обращать на
формирование
у
обучающихся
умения
пользоваться
устными
вычислительными приемами. Выполнение арифметических действий с
небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми
числами, полученными при измерении величин должно постоянно
включаться в содержание устного счета на уроках. Умение хорошо считать
устно вырабатывается постепенно, в результате систематических
упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными
по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно
учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух.
В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске,
применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический
материал.
Учащиеся 8 класса знакомятся с величинами (длиной, массой,
стоимостью, временем, площадью), единицами измерения этих величин, их
соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т.
д. и действиями с ними.
Наряду с этим учащиеся изучают дроби, как обыкновенные, так и
десятичные: получение дробей, основные свойства, преобразования,
сравнение дробей, арифметические действия с дробями.
Решаются как простые, так и составные арифметические задачи.
Основную группу задач составляют, так называемые, собственно
арифметические задачи. В программе указаны и некоторые типовые задачи
(на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное
приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение),
имеющие большое практическое значение.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться
четкости и точности в записях арифметических действий, правильности
вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на
уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных
вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют
самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный
опрос
учащихся
является
обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить
учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических
примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и
мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к
самоконтролю, что очень важно для умственного развития обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое
число практических работ, результатом которых является получение дробей
и смешанных чисел.
Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ
десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины,
массы. При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять
метрическую систему мер т.к. знание ее является основой для выражения
чисел, полученных от измерения, десятичной дробью.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее
половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной
работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный
подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит
преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. При
подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
Известно, что математика изучает не только количественные
отношения, но и пространственные формы. Программа по математике для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями включает:
1) изучение некоторых геометрических фигур и их свойств — линий,
углов, круга, многоугольников, геометрических тел — параллелепипеда,
куба, пирамиды, конуса, цилиндра, шара;
2) вычисление длины окружности и площади круга;
3) знакомство с квадратными мерами, с измерением и вычислением
площадей, а также решение задач геометрического содержания.
Геометрический материал занимает важное место в обучении
математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на
изучение геометрического материала. На уроках геометрии, обучающиеся
учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках,
чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со
свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями,
приемами применения измерительных и чертежных инструментов,
приобретают практические умения в решении задач измерительного и
вычислительного характера. В 8 классе учащиеся повторяют материал,
изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным
сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные
работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание
изложения
планирования
представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением
изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с нарушением
интеллекта
развивается
элементарное
математическое
мышление,
формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ,
синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются
условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по
учебнику или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений);
предметно
практические
(измерение,
вычерчивание
геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых
выражений);
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада,
практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение,
требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение,
показ, подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102
часа в год (3 часа в неделю).
По данной специальной коррекционной программе VIII вида по
рекомендации ПМПК обучается 1 обучающийся: 1 обучающийся из 8 класса
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:
Рабочая программа воспитания реализуется, в том числе и через
использование воспитательного потенциала уроков математики.
Эта работа осуществляется в следующих формах:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через обращение
внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в
данный момент на уроке;
обращение внимания на представителей ученых, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в
развитие нашей страны и мира, на достойные примеры подражания их
жизни, на мотивы их поступков;
использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через
подбор соответствующих задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы, которая способствует развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с
воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в форме включения в урок различных исследовательских
заданий и задач, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;
установление уважительных, доверительных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 20,
200, 2 000, 20 000; по 5, 50, 500, 5 000, 50 000; по 25, 250, 2 500, 25 000 в
пределах 1 000 000, устно и с записью получаемых при счете чисел.
Единицы измерения и их соотношения
Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади,
их преобразования, выражение в десятичных дробях (легкие случаи).
Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм 2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм
(1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2); их соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 1 дм2
= 100 см2, 1 м2 = 100 дм2, 1 м2 = 10 000 см2, 1 км2 = 1 000 000 м2.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а. Соотношения: 1 а =
2
100 м , 1 га = 100 а, 1 га = 10 000м2.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное число (легкие случаи) чисел, полученных при измерении одной,
двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, выраженных в
десятичных дробях, письменно.
Дроби
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на
однозначное, двузначное число (легкие случаи).
Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его
доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью.
Простые
арифметические
задачи
на
нахождение
среднего
арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом
принятия общего количества за единицу.
Геометрический материал
Градус. Обозначение: 1°. Градусное измерение углов. Величина
прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов. Транспортир,
элементы транспортира. Построение и измерение углов с помощью
транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и
градусной мере угла, заключенного между ними; по длине стороны и
градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S.
Измерение и вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Длина окружности: C = 2πR (C = πD). Сектор, сегмент.
Площадь круга: S = πR2.
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности,
симметричных относительно оси, центра симметрии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
проявление мотивации при выполнении различных видов
практической деятельности на уроке математики, при выполнении
домашнего задания и во внеурочной деятельности;
желание и умение выполнить математическое задание правильно,
в соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики
или инструкцией учителя, высказанной с использованием математической
терминологии;
умение организовать собственную деятельность по выполнению
учебного задания на основе данного образца, инструкции учителя, с
соблюдением пошагового выполнения алгоритма математической операции;
умение использовать математическую терминологию в устной
речи при воспроизведении алгоритма выполнения математической операции
(вычислений, измерений, построений) в виде отчёта о выполненной
деятельности и плана предстоящей деятельности (с помощью учителя);
умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на
основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления
причинно–следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с
использованием математической терминологии;
навыки межличностного взаимодействия на уроке математики на
основе доброжелательного и уважительного отношения к учителю;
элементарные навыки сотрудничества с учителем; при
необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных
затруднений и выполнении математического задания и принять её;
умение
адекватно
воспринимать
замечания
(мнение),
высказанные учителем, корригировать в соответствии с этим собственную
деятельность на уроке математики;
навыки самостоятельной деятельности при выполнении
математической операции (учебного задания) с использованием учебника
математики, на основе усвоенного алгоритма действия и самооценки, в том
числе на основе знания способов проверки правильности вычислений,
измерений, построений и пр. (с помощью учителя);
понимание связи математических знаний с жизненными
ситуациями, умение применять математические знания для решения
доступных жизненных задач и в процессе овладения профессионально –
трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью
учителя);
элементарные представления о здоровом и безопасном образе
жизни, бережном отношении к природе (на основе сюжетов арифметических
задач, содержания математических заданий), умение использовать в этих
целях усвоенные математические знания и умения;
начальные представления об основах гражданской идентичности,
семейных ценностях (на основе сюжетов арифметических задач, содержания
математических заданий).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
установление
причинно-следственных связей
в
ходе
усвоения математического материала;
выявление дефицита данных, необходимых для решения
поставленнойзадачи;
выбор способа решения математической задачи с помощью
учителя (сравнение возможных вариантов решения);
установление искомого и данного при решении математической
задачи;
понимание и интерпретация информации различных видов и
форм представления;
понимание и использование математических средств наглядности
(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
целеполагание, выбор и создание алгоритмов для решения
учебных математических проблем;
формулировка и удержание учебной задачи, составление плана и
последовательности действий;
осуществление контроля по образцу и внесение необходимых
коррективов; контроль процесса и результата учебной математической
деятельности;
адекватная оценка правильности или ошибочности выполнения
учебной задачи, её объективная трудность и собственные возможности её
решения;
сравнение способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
понимание причин, по которым не был достигнут требуемый
результат деятельности, определение позитивных изменений и направлений,
требующих дальнейшей работы;
регулирование способа выражения эмоций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Минимальный уровень:
уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных
единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет в
пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25,
250;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины, массы письменно;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей;
знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах
100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами
письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения
правильности вычислений;
знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и
читать;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с
помощью учителя).
Достаточный уровень:
считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием
разрядных единиц и равных числовых групп;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000
(полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и
десятичных дробей;
выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100,
1 000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной
или десятичной дробью;
уметь находить среднее арифметическое чисел;
выполнять решение простых арифметических задач на
пропорциональное деление;
знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого,
развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника;
уметь строить и измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и
величине углов;
знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
знать формулу вычисления длины окружности, площади круга;
уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине
радиуса;
уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник,
окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные
вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя,
правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные
вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их
элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с
помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочётов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается
в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в
дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных
результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах
учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов
задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и
несколько недочётов. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью
учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в
тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно
выполняет
измерение
и
черчение
после
предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её
выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем программы
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых
чисел и десятичных дробей
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе
чисел, полученных при измерении
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
10
14
1
3
Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей
15
1
4
Десятичные дроби и числа, полученные при измерении
13
1
5
Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами,
полученными при измерении площади, выраженными десятичными
дробями
13
1
6
Геометрический материал
32
7
Повторение
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК;
https://resh.edu.ru/
4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
урока по
порядку
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Номер
урока в
разделе/
теме
Тема урока
Количество часов
Дата изучения
Контрольные
Всего
работы
Раздел 1. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2 ч)
1.
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1 000 000
1
2.
Чтение и запись многозначных чисел
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
1.
Градус. Обозначение. Транспортир
1
Раздел 1. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2 ч)
3.
Сравнение многозначных чисел
1
Присчитывание и отсчитывание чисел равными числовыми
4.
1
группами
Раздел 7. Повторение (1 ч)
1.
1
1
Диагностическая работа за курс 7 класса
Раздел 1. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2 ч)
5.
Округление чисел до указанного разряда
1
6.
Сложение и вычитание многозначных чисел
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
2.
Угол. Виды углов
1
Раздел 1. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2 ч)
7.
Нахождение неизвестного слагаемого
1
8.
Нахождение неизвестного уменьшаемого
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
3.
Алгоритм измерения и построения углов с помощью транспортира
1
Раздел 1. Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей (2 ч)
9.
Нахождение неизвестного вычитаемого
1
Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычитание
10.
1
1
чисел в пределах 1 000 000»
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
4.
Построение углов с помощью транспортира
1
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
1.
Десятичные дроби
1
2.
Сложение десятичных дробей
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Построение углов с помощью транспортира на нелинованной
5.
1
бумаге
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
3.
Вычитание десятичных дробей
1
4.
Умножение целых чисел на однозначное число
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
6.
Измерение углов с помощью транспортира
1
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
5.
Деление целых чисел на однозначное число
1
6.
Умножение десятичных дробей на однозначное число
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
7.
Смежные углы. Сумма смежных углов
1
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
7.
Деление десятичных дробей на однозначное число
1
Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10, 100,
8.
1
1000
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Вычисление величины смежного угла по данной градусной
8.
1
величине одного из углов. Построение смежных углов
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
9.
Деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000.
1
Контрольная работа № 1 по теме: «Умножение и деление
10.
1
1
целых чисел и десятичных дробей на однозначное число»
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
9.
Треугольник. Виды треугольников по величине углов
1
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении
11.
Умножение целых чисел на двузначное число
1
12.
Умножение десятичных дробей на двузначное число
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
(2 ч)
(2 ч)
(2 ч)
(2 ч)
(2 ч)
(2 ч)
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
10.
Виды треугольников по длинам сторон
1
Раздел 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении (2 ч)
13.
Деление целых чисел на двузначное число
1
14.
Деление десятичных дробей на двузначное число
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
11.
Сумма углов треугольника
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
1.
Обыкновенные дроби. Сокращение дробей
1
2.
Замена целых или смешанных чисел неправильными дробями
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
12.
Прямоугольник (квадрат)
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми
3.
1
знаменателями
Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми
4.
1
знаменателями
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
13.
Свойства прямоугольника (квадрата)
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
5.
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
6.
Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
14.
Окружность, круг
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
7.
Вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями
1
8.
Умножение обыкновенных дробей на целое число
1
Раздел 7. Повторение (1 ч)
2.
1
1
Самостоятельная работа за 1 полугодие
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (3 ч)
9.
Деление обыкновенных дробей на целое число
1
10.
Умножение и деление обыкновенных дробей на целое число
1
Контрольная работа №2 по теме: «Сложение и вычитание
11.
1
1
обыкновенных дробей»
52.
15.
53.
12.
54.
13.
55.
16.
56.
14.
57.
15.
58.
17.
59.
60.
1.
2.
61.
18.
62.
63.
3.
4.
64.
19.
65.
5.
66.
6.
67.
20.
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Взаимное положение круга, окружности и линий
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по 0,1 его
1
доле
Решение примеров на все действия с обыкновенными
1
дробями
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Симметрия
1
Раздел 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (2 ч)
Решение задач на все действия с обыкновенными дробями
1
Самостоятельная работа по теме: «Все действия с
1
1
обыкновенными дробями»
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных
1
относительно оси симметрии
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
Десятичные дроби. Сложение десятичных дробей
1
Вычитание десятичных дробей
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Построение отрезка, треугольника, квадрата, симметричных
1
относительно центра симметрии
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000
1
Деление десятичных дробей на 10, 100, 1000
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Единицы измерения и их соотношения
1
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
Выражение чисел, полученных при измерении десятичной
1
дробью
Сложение чисел, полученных при измерении
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Площадь. Обозначение: S. Площадь фигур
1
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
68.
7.
Вычитание чисел, полученных при измерении
1
Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и
69.
8.
1
1
вычитание чисел, полученных при измерении»
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Единицы измерения площади 1 см2; 1 дм2; 1мм2; 1м2.
70.
21.
1
Таблицы единиц измерения площади
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
Умножение чисел, полученных при измерении на
71.
9.
1
однозначное число
Умножение чисел, полученных при измерении на двузначное
72.
10.
1
число
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Единицы измерения земельных площадей 1 га; 1а; их
73.
22.
1
соотношения
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (2 ч)
Деление чисел, полученных при измерении на однозначное
74.
11.
1
число
Деление чисел, полученных при измерении на двузначное
75.
12.
1
число
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
76.
23.
Измерение и вычисление площади прямоугольника
1
Раздел 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении (1 ч)
Арифметические действия с числами, полученными при
77.
13.
1
измерении
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (1 ч)
78.
1.
Нахождение дроби от числа
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
79.
24.
Измерение и вычисление площади квадрата
1
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
80.
2.
Нахождение числа по 0,1 его доле
1
81.
3.
Среднее арифметическое двух чисел
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
82.
25.
Куб, брус
1
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
83.
4.
Среднее арифметическое нескольких чисел
1
84.
5.
Единицы измерения площади, их соотношения
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Построение треугольника по длинам двух сторон и градусной
85.
26.
1
мере угла, заключенного между ними
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
Выражение чисел, полученных при измерении единицами
86.
6.
1
площади десятичными дробями
87.
7.
Сложение чисел, полученных при измерении площади
1
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Построение треугольника по длине стороны и градусной мере
88.
27.
1
двух углов, прилежащих к ней
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
89.
8.
Вычитание чисел, полученных при измерении площади
1
Умножение чисел, полученных при измерении площади на
90.
9.
1
целое число
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
91.
28.
Построение треугольников (все случаи)
1
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
Деление чисел, полученных при измерении площади на целое
92.
10.
1
число
Контрольная работа № 4 по теме: «Все действия с
93.
11.
1
1
числами, полученными при измерении»
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
94.
29.
Длина окружности. Сектор, сегмент
1
Раздел 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными
десятичными дробями (2 ч)
95.
12.
96.
13.
97.
30.
98.
99.
3.
4.
100.
101.
31.
32.
102.
5.
Решение примеров на все действия с числами, полученными
при измерении
Решение задач на все действия с числами, полученными при
измерении
Раздел 6. Геометрический материал (1 ч)
Площадь круга
Раздел 7. Повторение (1 ч)
Арифметические действия с обыкновенными дробями
Тстовая работа
Раздел 6. Геометрический материал (2 ч)
Линейные, столбчатые диаграммы
Круговые диаграммы
Раздел 7. Повторение (1 ч)
Арифметические действия с десятичными дробями
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика: 8 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы/ В.В. Эк. – 19-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2023.–235, [5] с..
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.
Библиотека ЦОК;
2.
https://resh.edu.ru;
3.
https://urok.apkpro.ru;
4.
https://education.yandex.ru/main.