МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской
области
Комитет образования Администрации Камышинского района
Волгоградской области
МКОУ Нижнедобринская СШ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
естественно математического цикла
Директор МКОУ
Нижнедобринской СШ
________________________
[Пастарняк Надежда
Дмитриевна]
Приказ №106 от «29» 08
2025 г.
________________________
[Савельева Людмила
Владимировна]
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
8 класс
с. Нижняя Добринка 2025
Пояснительная записка
Адаптивная программа составлена на основании следующих документов
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12
года №273-ФЗ).
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).Приказ МО и науки РФ
№1599 ОТ19.12.2014 «Об
утверждении
ФГОС
НОО
обучающихся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)»;
Федерального образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Приказ МО и науки РФ №1958 от19.12.2014. «Об утверждении ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ»
Письмо МО и науки РФ от 11 марта 2016г. №ВК-452/07 «О введении
ФГОС ОВЗ»
САНПИН 2.4.23286-15 «Санитарно -эпидемтологическое требование
к условиям и в
организациях , осуществляющих образовательную
деятельность по Адаптированным
основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностям здоровья»,
постановление от10 июля 2015года №26;
Приказ МО и науки Амурской области №1161 от 26.08.2016г. «Об
утверждении порядка обучения детей инвалидов и детей с ОВЗ на дому по
основным
общеобразовательным
адаптированным
основным
образовательным программам.»;
АООП обучающихся с ограниченными возможностями;
АООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениям) вариант1,вариант 2(сайт Fgoseest:ru);
Учебным планом МБОУ СОШ №3г.Завитинска Амурской области;
Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11
классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
«Информатика. Программы для основной школы 7-9 классы/ Л. Л.
Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Количество часов на учебный год: 34 часа в неделю 1 часа.
Программа предназначена для освоения предмета обучающимся с ОВЗ,
имеющего особые образовательные потребности. Программа составлена на
основе результатов психолого-педагогической диагностики учащегося с
учётом индивидуальных возрастных особенностей и возможностей
учащегося с ОВЗ. Специфика преподавания учебного предмета
«Информатика» в отношении учащихся с ограниченными возможностями
здоровья заключается в специальном отборе методов, приёмов и технологий
образовательной деятельности учителя.
Цель курса – развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и
методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информаций.
Самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальным и
коллективную деятельность, представлять и оценивать ее результат.
Целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как
«объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.
Воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих
способностях учащихся.
Задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их
жизни и в окружающем мире;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий
в информационной деятельности человека;
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у
учащихся основных общеучебных умений информационно-логического
характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из
частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных; подведения под понятия, выведение
следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логических цепочек рассуждений;
создать условие для овладения основными универсальными умениями
информационного характера (постановка и формирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решение задач с зависимости от
конкретных историй; самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творчества и поискового характера);
организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на
овладение первичными навыками исследовательской деятельности,
получение опыта принятия решений и управление объектами с помощью
составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на
формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для
сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
овладение способами и методами освоения новых инструментальных
средств; формирование умений навыков самостоятельной работы;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия
и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и
однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме;
умения выступать пред аудиторией, представляя ей результата своей работы
при помощи средств ИКТ.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический
комплект для обучающихся:
1.
Информатика - учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
2.
Рабочая тетрадь. Информатика для 8 класса в двух частях / Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
3.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
Для изучения курса «Информатики и ИКТ» применяются классические типы
уроков:
вводный,
комбинированный,
урок изучения нового материала,
контроля и оценки знаний,
повторительно-обобщающий,
уроки с элементами проблемного обучения.
Для реализации программы применяются следующие методы обучения:
наблюдение, беседа; проведение практических работ; работа с учебником;
игра; используются компьютерные технологии. Повторение учебного
материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является
элементом каждого занятия.
Формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных
основах): по темпу усвоения (при изучении нового материала);
по уровню учебных достижений (на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с
общими задачами);
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды
контроля как текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: практическая работа, тестирование, текущий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом общего образования
основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете,
умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при
изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения
целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию
из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений
и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения
информации; анализ информации).
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ
в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Результаты изучения информатики в 8 классе.
Учащиеся должны знать:
требования техники безопасности при работе с персональных
компьютером и правила поведения в компьютерном классе;
название и назначение основных устройств компьютера;
последовательность включения и выключения компьютера;
основные элементы окон Windows;
назначение групп клавиш клавиатуры, назначение клавиш Enter, Shift,
Delete, Backspace;
порядок запуска стандартных приложений Калькулятор, Блокнот, Paint
и пр.;
правила набора и редактирование текста;
способы сохранения документов.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
выполнять действия с помощью манипулятора мышь;
выделять и перемещать объекты на рабочем столе;
создавать, сохранять, переименовывать, удалять файлы и папки;
настраивать вид папки;
сохранять файлы и папки на внешних носителях;
разворачивать, сворачивать, закрывать окна и изменять размер окон;
запускать программы из меню Пуск;
выполнять арифметические действия с помощью приложения
Калькулятор;
набирать, редактировать текст в редакторе Блокнот;
создавать изображения в редакторе Paint;
выводить на печать текстовые и графические файлы;
перемещаться по тексту с помощью манипулятора мышь, клавиатуры,
полосы прокрутки.
Тематическое планирование
№
Тема
1
Понятие об информации и ее источниках
Знакомство с персональным компьютером и его
компонентами
Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы
с манипулятором мышь
Меню Пуск. Стандартные приложения Windows
Клавиатура. Назначение групп клавиш
Файловая структура Windows
Текстовый редактор «Блокнот»
Графический редактор «Paint»
Закрепление пройденного материла
2
3
4
5
6
7
8
9
Кол-во
часов
2 часа
2 часа
4 часа
4 часа
2 часа
5 часов
10 часов
4 часа
1 час
Материально-техническое обеспечение по информатике и ИКТ
Учебно-методический комплект:
1. Босова Л.Л.,. Информатика-8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ
Лаборатория знаний, 2006.
2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике
и
информационным
технологиям.
Учебное
пособие
для
общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.
3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и
старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.:
БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
2. Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
http://school-collection.edu.ru.
Программное обеспечение:
1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая
помощь 1.0, 2.0).
2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия.
Содержание и методики.
Печатные пособия
Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы. Комплект плакатов и
методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Календарно-тематическое планирование
Дата
Кол№
Тема урока
во
Контроль
По
По
п/п
часов плану факту
Понятие об информации и ее источниках (2 часа)
Цели изучения курса информатики и ИКТ.
Наблюдение
Техника безопасности и организация рабочего
1 места. Понятие информации и информационные 1
процессы. Виды информации в современном мире.
Информация и её свойства. Общие сведения о
2 системах счисления. Источники информации.
1
Текущий.
Тестирование.
Знакомство с персональным компьютером и его компонентами (2 часа)
Представление информации. Основные устройства
Наблюдение
3 персонального компьютер. Назначение каждого из 1
устройств.
Дискретная форма представления информации.
Текущий.
4
1
Игра «Собери компьютер».
Тестирование.
Рабочий стол Windows, манипулятор мышь, приемы работы с манипулятором мышь (4
часа)
Единицы измерения информации. Вид рабочего
Наблюдение
стола, знакомство с элементами рабочего стола
5
Windows. Практикум «Клавиатурный тренажер» 2
6
Информационные процессы. Обработка
информации.
Хранение и передача информации.
Текущий.
Основные приемы работы с манипулятором мышь:
Тестирование.
7 перемещение, выделение, выполнение действий с
2
8 помощью нажатия левой и правой кнопки мыши.
Высказывание. Логические операции.
Меню Пуск. Стандартные приложения Windows (4 часа)
Структура меню Пуск, перемещение по меню,
Наблюдение
запуск программы из меню Пуск (Калькулятор,
блокнот, Paint), изучения приемов работы со
9
стандартным приложением «Калькулятор»,
2
10
закрытие меню. Практикум «Меню Пуск. Запуск
Приложений. Приложения Калькулятор, Блокнот,
Paint».
Знакомство с окнами Windows (на примере папки
Текущий.
10 «Мой компьютер»),
Тестирование.
11 Основные элементы окна:
12
3
сворачивание, разворачивание, закрытие,
изменение размера, прокрутка. Практикум «Работа
с окнами».
Клавиатура. Назначение групп клавиш (2 часа)
Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и
цифровые клавиши, их расположение.
13
1
Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType
2000’».
Клавиши управления курсором. Клавиши «Enter»,
«Shift», «Delete», «Backspace».Малая цифровая
14 клавиатура.
1
Практикум «Клавиатурный тренажер ‘BabyType
2000’».
Файловая структура Windows (5 часов)
Файлы и папки. Практикум «Настройка вида
15
1
папки»
Имена файлов и папок. Практикум «Организация
16
1
папок»
Создание новых файлов и папок.
17 Практикум «Сохранение на внешних носителях
1
файлов и папок».
Копирование и удаление файлов и папок.
18
Практикум «Создание, именование, сохранение, 2
19
перенос и удаление папок и файлов».
Текстовый редактор «Блокнот» (10 часов)
Запуск программы Блокнот. Знакомство с
элементами окна Блокнот: заголовок, панель
20 инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса
2
21 прокрутки.
Практикум «Запуск редактора Блокнот. Создание
текста».
Операции с текстом: правила набора текста
(прописная буква, знаки препинания, пробел
22
между словами, удаление символа).
2
23
Практикум «Работа с элементами окна редактора
Блокнот»
Редактирование текста: выбор языка, перемещение
24
по тексту, выделение слова, фрагментов текста,
25
3
копирование, вставка.
26
Практикум «Операции с текстом».
Форматирование текста: размер и начертание
27 шрифта. Перенос по словам.
2
28 Практикум «Редактирование текста».
Практикум «Форматирование текста».
Сохранение документа, способы сохранения
документа. Печать документа.
29
1
Практикум «Сохранение текстового файла»,
«Печать текстового файла».
Графический редактор «Paint» (4 часа)
Запуск программы «Paint». Знакомство с
элементами окна программы. Набор инструментов
30 рисования.
1
Практикум «Использование графических
примитивов».
Наблюдение
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Наблюдение
Атрибуты рисунка. Практикум «Изменение
1
атрибутов рисунка»
32 Создание изображения. Сохранение и печать
2
33 графического файла.
Закрепление пройденного материла (1 час)
Закрепление основных умений использования
34 компьютера, выполнение самостоятельных
1
заданий(на выбор учителя)
31
Текущий.
Тестирование.
Наблюдение
Наблюдение