1
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана с учетом
требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к результатам освоения АООП.
Нормативно-правовой и методологической основой составления
Программы являются: 1)Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. с последними
изменениями;
2) Приказ Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022 г. «Об
утверждении федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
3) Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) Вариант 1 МКОУ Нижнедобринской СШ.
4) Учебный план МКОУ Нижнедобринской СШ для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2025-2026 учебный год.
5) Годовой календарный учебный график МКОУ Нижнедобринской СШ
на текущий учебный год.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи:
•
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства
и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
•
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления
от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
•
развитие способности получать удовольствие от музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки,
приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности.
•
формирование простейших эстетических ориентиров и их
использование в организации обыденной жизни и праздника.
•
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Изучение
музыки
в
школе,
ориентированное
на
освоение
общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение
мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего
человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве и
направлено на достижение следующих целей:
-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их
обшей духовной культуры;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;
3
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса,
общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение
художественно-практическими
умениями
и
навыками
в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки и
пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении,
импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкальнотворческой практике с применением информационно-коммуникационных
технологий.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в
расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении
представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на
человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или
иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении
внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством,
осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощении
на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании
процессов интонационного и драматургическою развития. Эмоциональное,
активное восприятие музыки как основа музыкальною воспитания в целом, на
данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и
углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого
и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного
4
мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития
музыки и жизни.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических
функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием
неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической
деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого
века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с
функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с
минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические
исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др.,
позволили выделить четыре типа задержки психического развития:
конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического
происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном
возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость
в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится
явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост
по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений,
недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является
препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к
устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны.
Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся
лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к
замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в
эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции
поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в
частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка.
Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем нагляднообразное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинноследственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило,
не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им
легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний.
Ограничен запас видовых понятий.
5
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской).
Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей
действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети.
Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств
окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР
позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или
задержка темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение
внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного
процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность,
ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала
(знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при
отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и
трудностью воспроизведения.
Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не
сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности
затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации
поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная
внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и
некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие
тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены
условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной
мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже
активизированной ранее удовлетворенной потребности (лишение любимой
игрушки и не предложенной в замен другой).
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на
достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение
школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии
ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не
принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У
детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со
6
сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех
видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы
торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим,
импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо,
наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам
со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как
состояние
хронической
дезадаптации,
ребёнок
самостоятельно,
без
педагогической помощи выйти не может.
Психическое недоразвитие у детей с ЗПР проявляется, прежде всего, в снижении
уровня обучаемости по сравнению с нормально развивающимися детьми. Но в
отличие от умственно отсталых они обладают относительно высокой
обучаемостью, поэтому после оказанной им помощи в большинстве случаев
могут овладеть способом решения предлагаемой задачи и пользоваться им в
дальнейшем.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для обучающегося 6 класса со статусом ОВЗ, согласно
заключениям ПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной
программе).
Занятия по программе проводятся в подгрупповой форме на базе ОО. Курс
программы рассчитан: 6 класс – 34 часов, с периодичностью 1 раза в неделю,
время занятия составляет 40 минут. Существует возможность корректировки
программы.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Контрольные измерительные материалы по изобразительной деятельности
охватывают основное содержание предмета и позволяют получить достоверную
информацию о соответствии знаний и умений учащихся требованиям ФГОС. При
изучении предмета проводится текущий и итоговый контроль качества знаний и
умений в соответствии с требованиями ФГОС. Текущий контроль осуществляется
в процессе каждого урока. В текущем контроле практикуются различные формы:
развернутый ответ на вопрос; комментирование; тест, включающий задания с
выбором ответа, с кратким ответом; сообщение по выбранной теме, творческое
задание, создание презентаций.
Уроки контроля выделены в КПТ в отдельную графу.
Контроль планируемых результатов освоения программы:
1.
Критериями контроля являются требования к планируемым результатам
стандарта, целевые установки по курсу, разделу, теме, уроку.
2.
Объектами контроля являются предметные результаты и универсальные
учебные действия.
7
3.
На персонифицированную итоговую оценку на ступени основного общего
образования, результаты которой используются при принятии решения о
возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени
общего образования, выносятся только предметные результаты.
4.
Предметом итоговой оценки является способность или неспособность
обучающегося решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств,
релевантных содержанию учебных предметов.
5.
Личностные результаты обучающегося в полном соответствии с
требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Они являются предметом
неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Основными видами контроля являются:
стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного
года (или перед изучением новых крупных разделов), носит диагностический
характер, цель стартового контроля - зафиксировать начальный уровень
подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные
учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса);
проводится после осуществления учебного действия методом сравнения
фактических результатов или выполненных операций с образцом;
контроль динамики индивидуальных образовательных достижений;
итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных
результатов в конце учебных триместра и учебного года.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
стартовые диагностические работы на начало учебного года;
стандартизированные письменные и устные работы;
комплексные диагностические и контрольные работы;
тематические проверочные (контрольные) работы;
самоанализ и самооценка.
Количество тематических, проверочных, диагностических и итоговых работ
установлено рабочей программой.
Основными функциями оценки являются:
мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и
стимулирует её продолжение;
диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных
результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных
достижений обучающихся;
воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной
деятельности школьника;
информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении
предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС НОО,
овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии
способностей.
8
3.1ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП
1. Предметные результаты связаны с овладением обучающимся содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
2. Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП
используется технология тестовых заданий по каждому учебному предмету.
Задания разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных
потребностей. Вариативность заданий заключается в варьировании сложности и
объема стимульного материала, способа предъявления, объема помощи при
выполнении задания.
3. Основой оценки служит анализ качества выполнения тестовых заданий.
4. Оценка достижений предметных результатов производится путем установления
среднего арифметического из двух оценок - знаниевой (что знает) и практической
(что умеет) составляющих. В спорных случаях приоритетной является оценка за
практические учебные умения.
5. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Самостоятельность
выполнения
заданий
оценивается
с
позиции
наличия/отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на
образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
6. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (отметка «3»), если обучающиеся верно выполняют от
35% до 50% заданий;
-«хорошо» (отметка «4»)― от 51% до 65% заданий.
-«очень хорошо, отлично» (отметка «5») свыше 65%.
7. При оценке итоговых предметных результатов выбираются такие, которые
стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
8 Формами текущего контроля успеваемости по изобразительному искусству
могут быть:
- оценивание индивидуальных творческих работ;
- участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
9. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного
действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по
следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
9
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
10. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в
т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного
результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и
пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Критерии оценивания обучающихся с
ОВЗ
по учебному предмету
«Музыка»:
Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к
предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать
изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные
звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на
вопросы о прослушанных произведениях.
Оценка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает
основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные
жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать
на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты,
запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со
сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов
деятельности.
Оценка «2 и 1» не ставится.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка»
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства,
влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной,
эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей,
общества, в своей жизни;
10
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных
культур и народов мира, понимание представителей другой национальности,
другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических,
драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких
ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
РегулятивныеУУД:
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая
интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе
восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров,
композиторских школ;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения
музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с
другими видами искусства, участия в художественной и проектноисследовательской деятельности;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в
коллективной
и
групповой
музыкальной,
творческо-художественной,
исследовательской деятельности;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в
различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернета.
Познавательные УУД:
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с
известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей
народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных
образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и
исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной
культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на
основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
-усвоение терминов и понятий музыкального языка и художественного языка
различных видов искусства на основе выявления их общности и различий с
терминами и понятиями художественного языка других видов искусства;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,
слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу
различных явлений музыкальной культуры;
По окончании 6 класса школьники научатся:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё
отношение к искусству;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов
разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их
исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
11
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм,
жанров и стилей, высказывать суждение об основной идее и форме её
воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески
интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах
музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической
направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с
музицированием;
- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных
спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни,
использовать специальную терминологию, называть имена выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры
мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной,
современной музыки, музыки разных эпох;
- применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе
поиска информации в образовательном пространстве Интернета
4. Содержание учебного предмета «Музыка»6 класс.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия (34ч.)
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских
композиторов. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
«Уноси моё сердце в звенящую даль». Музыкальный образ и мастерство
исполнителя. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов. Образ
песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни
мир. Народное искусство Древней Руси.Русская духовная музыка «Фрески Софии
Киевской». «Перезвоны».Молитва. «Небесное и земное» в музыке Баха. Образы
скорби и печали. «Фортуна правит миром». Авторская песня: прошлое и
настоящее. Джаз – искусство 20 века.
Планируемые результаты УУД:
Личностные:
-проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей; проявлять положительные качества личности,
дисциплинированность, трудолюбие, эстетичности.
Метапредметные:
познавательные:
-Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
-Развитие познавательного интереса.
-Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
12
- Развитие интереса к музыкальной деятельности.
Регулятивные:
-Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов.
-Умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных
стилей и жанров.
Познавательные:
- Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей
жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических,
драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких
ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
- Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей
жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических,
драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких
ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
- Воспитание уважения к истории культуры своего народа, выраженной в
музыкальном и изобразительном искусстве.
Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть
навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий
знакомых музыкальных сочинений.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17 ч)
Вечные темы искусства и жизни. Могучее царство Ф.Шопена. Вдали от Родины.
Ночной пейзаж.
Ноктюрн. Инструментальный концерт. Космический пейзаж.
Быть может вся природа – мозаика цветов. Образы симфонической музыки.
«Метель».Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Симфоническое
развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». «Связь времен». Программная увертюра.
Людвиг Ван Бетховен «Эгмонт».
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального
театра.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: Сформированность коммуникативной компетентности в общении
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой
деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
13
познавательные: Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства
на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы,
изобразительного искусства, театра, кино и др.) Выявлять связь музыки с другими
видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства
выразительности;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Регулятивные:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
Умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
размышлять, рассуждать и делать выводы.
Познавательные:
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными
и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и
профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов,
особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на
основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
- определять форму музыкального произведения, определять тембры
музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные
образы в музыке, -сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
5. Тематическое планирование в 6 классе ( 34 часов)
Разделы и темы
1
2
Тема I полугодия
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и
песен русских композиторов.
Песня-романс.Мир чарующих звуков
Колво
часов
16
1
1
14
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Два музыкальных посвящения.Портрет в музыке и живописи.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная
галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения.
Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта.
Образы русской народной и духовной музыки.
Обобщение материала I четверти
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
«Фрески Софии Киевской».»Орнамент»
«Перезвоны» Молитва. Симфония-действо В.Гаврилина.
Образы духовной музыки Западной Европы.
Авторская песня. Песни вагантов. «Кармина Бурана» К.Орф
Джаз — искусство 20 века.
Вечные темы искусства и жизни.Образы камерной музыки.
ТемаII полугодия:
«Мир образов камерной симфонической музыки»
3 четверть
Обобщение материала II четверти
Могучее царство Шопена. Инструментальная баллада.
Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт «Времена года», «Итальянский
концерт»
Космический пейзаж
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные
иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные
иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали
весел, а в веселье печален».Связь времён.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». «Скорбь
и
радость»
Обобщение материала III четверти
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». «Скорбь
и
радость»
«Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
«Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»
С.Прокофьева
Мюзикл «Вестсайдская история» .
Опера «Орфей и Эвредика».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
33
34
Итого:
Рок-опера «Орфей и Эвредика» .
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века
Исследовательский проект.
Обобщение материала IV четверти
1
1
34
16
6. Календарно-тематическое планирование в 6 классе ( 34 часов)
Дата
Примечание
Разделы и темы
Фактически
По плану
№
п/п
Тема I полугодия
«Мир образов вокальной и инструментальной
музыки»
Удивительный мир музыкальных образов. Образы
романсов и песен русских композиторов.
Песня-романс.Мир чарующих звуков
1
I неделя
2
2 неделя
3
3 неделя
4
4 неделя
5
5 неделя
6
6 неделя
7
7 неделя
8
8 неделя
9
9 неделя
10
10 неделя
Образы русской народной и духовной музыки
Обобщение материала I четверти
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
11
11 неделя
«Фрески Софии Киевской».»Орнамент»
12
12 неделя
13
13 неделя
«Перезвоны»
Молитва.
Симфония-действо
В.Гаврилина.
Образы духовной музыки Западной Европы.
14
14 неделя
15
15 неделя
16
16 неделя
Два музыкальных посвящения.Портрет в музыке и
живописи.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Картинная галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве
композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения.
Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта.
Авторская песня. Песни
Бурана» К.Орф
Джаз — искусство 20 века.
вагантов.
«Кармина
Вечные темы искусства и жизни.Образы камерной
музыки.
17
ТемаII полугодия:
«Мир образов камернойи симфонической музыки»
17
17 неделя
18 18 неделя
Обобщение материала II четверти
.
Могучее царство Шопена. Инструментальная
баллада.
Ночной пейзаж.
19
19 неделя
20
20 неделя
21
21 неделя
22
22 неделя
Образы
симфонической
музыки.
«Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
23
23 неделя
24
24 неделя
25
25 неделя
26
26 неделя
Образы
симфонической
музыки.
«Метель».
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален».Связь
времён.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
«Скорбь и радость».
Обобщение материала III четверти
27
27 неделя
Программная увертюра.
«Скорбь и радость»
28
28 неделя
«Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
29
29 неделя
«Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
30
30 неделя
31
31 неделя
Мир музыкального театра. Балет
Джульетта» С.Прокофьева
Мюзикл «Вестсайдская история» .
32
32 неделя
33
33 неделя
34
34 неделя
Инструментальный
концерт «Времена
«Итальянский концерт».
Космический пейзаж
Увертюра
года»,
«Эгмонт».
«Ромео
и
Опера «Орфей и Эвредика».
Рок-опера «Орфей и Эвредика» .
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино
ХХ века
Исследовательский проект.
Обобщение материала IV четверти
18