РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебный предмет Труд (технология) 11 класс ОВЗ

1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
углубленной
трудовой
подготовки
по
профессионально – трудовому обучению (швейное дело) составлена на основе
следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- и иных нормативно-правовых документов, и инструктивно-методических
актов, регламентирующих образовательную деятельность.
Цель:
Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет
изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения
номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого
профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом
осуществляется под руководством педагогического работника. Однако при
выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов
самостоятельности.
Задачи:

расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-

исторических традициях в мире вещей;

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;

ознакомление с современным производством и требованиями,
предъявляемыми к человеку;

совершенствование трудовых навыков и умений, технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний,
необходимых для участия в производительном труде;

совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в профессиональной деятельности;

коррекция и развитие познавательных процессов, межличностного
общения, профессионального поведения;

развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;

развитие активности, целенаправленности, инициативности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Предмет профессионально – трудового обучения (швейное дело)
направлен на практическую подготовку учащихся к ручному и
механизированному труду, на швейных предприятиях, а так - же в
муниципальных организациях, бытовых комбинатах, формирование у них
умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса и научнотехнического прогресса. Последовательное изучение тем обеспечивает
возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с
нарушениями интеллекта необходимые навыки работы.
Программа профессионально – трудового обучения (швейное дело)
составлена с учётом возможностей умственно отсталых учащихся
индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять
процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и
на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей
обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных
действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным
возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или
выполнять ту или иную работу, предоставляя учащемуся ту часть задания,
которая находится в зоне его ближайшего развития.

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической
деятельности, полученного учащимися при обучении в 5 – 10 классах таким
образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные
знания.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в
старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования
культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и
трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств
его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях
рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне
позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в
выбранной сфере трудовой деятельности, социальной адаптации.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения
нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы,
практическое повторение, самостоятельные работы, контрольные работы,
экскурсии, выполнение творческих или проектных работ.
В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки. У
учащихся заведены тетради, где ведутся отдельные записи, производятся
схематические зарисовки, имеется швейное оборудование, ручные инструменты
и приспособления, материалы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
 беседа (диалог);
 работа с дополнительной литературой;
 работа с интернет ресурсами;
 практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку,
наглядному изображению;
 самостоятельная работа;
 работа по плакатам (инструкционным картам);
 составление плана работ, планирование последовательности операций по
инструкционной карте. 
Межпредметные связи: занятия по профессионально – трудовому
обучению (швейное дело), тесно связаны с уроками письма и развитие речи
(закрепление навыков письма при выполнении письменных работ), чтение и
развитие речи, математика (расчетные и графические операции).
На занятиях по профессионально – трудовому обучению (швейное дело),
уделяется большое внимание практическим работам.
Особое внимание уделяется изучению правил техники безопасности,
пожарной безопасности и производственной санитарии, формирования умений
пользоваться ручным инструментом, колющими и режущими предметами.

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального
письменного и устного опроса с использованием: тестов, самостоятельных
работ, практических работ, контрольных работ, защиты проектов или творческих
работ. В конце года проводится трудовая практика.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
По учебному плану школы предмет «Профессионально-трудовое
обучение» (швейное дело) относится к обязательной части образовательной
области «Трудовая подготовка», реализующего ФГОС О у/о (вариант 1).
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения (11 класс) - 544 учебных
часов, 16 часов в неделю, в форме урока (40 мин).
4. Планируемые личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета
«Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность
адекватных представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, её временнопространственной организации; формирование целостного, социально
















ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по профессионально-трудовому обучению
(швейное дело) включают освоенные обучающимися знания и умения,
готовность их применения.
В программе по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)
выделены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Освоение
предметных результатов зависит от психофизических, возрастных и
индивидуальных особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
11 класс
Минимальный уровень:
знать правила организации рабочего места;
знать технику безопасности при работе ручным садовым инструментом и
инвентарем;
знать санитарно-гигиенические требования;
читать технологические карты;
составлять планы работы;
использовать образцы в образовательной деятельности;
распределение ролей в группе, сотрудничество, осуществление взаимопомощи;
учет мнений других обучающихся и педагогического работника при организации
собственной деятельности и совместной работы;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижений других
обучающихся;
понимать и оценивать красоту труда и его результаты;
Достаточный уровень:
знать правила организации рабочего места;
знать технику безопасности при работе в швейной мастерской;
соблюдать гигиену труда, производственную санитарию и личную гигиену;
уметь обеспечивать безопасность своего труда;

 уметь соблюдать культуру труда и общения;
 уметь владеть приемами работы ручным механизированным инструментом;
 уметь планировать предстоящую практическую работу, в соответствии своих
действий с поставленной целью;
 уметь осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий;
 уметь осуществлять настройку швейных машин;
 понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности;
 уметь самостоятельно определять задачи предстоящей работы и оптимальных
действий для реализации замысла;
 уметь прогнозировать конечный результат и самостоятельный отбор средств и
способов работы для его получения;
 владение некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение
обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого);
 понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности; способность к самооценке;
 понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с
миром природы.
 Формирование базовых учебных действий (БУД) происходит в процессе
всей учебной деятельности при изучении каждого учебного предмета, в том
числе при реализации программы учебного предмета по профессиональнотрудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство).
 Состав БУД, соответствующих ключевым целям и задачам рабочей
программы учебного предмета по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство):
 Личностные:
 Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного
посещением образовательной организации, обучением, занятиями,
осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга, способность к
осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, положительное
отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию, целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей, самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей, понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах
поведения в современном обществе, готовность к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе.
 Коммуникативные:
 вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик",
"ученик - ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");

 - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
 - обращаться за помощью и принимать помощь;
 - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
 - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
 Регулятивные:
 соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты);
 - выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы;
 - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия других обучающихся;
 - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
 Познавательные:
 выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойства хорошо знакомых предметов;
 - устанавливать видо-родовые отношения предметов;
 - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
 - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
 - читать; писать; выполнять арифметические действия;
 - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
 - работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
 Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
5. Содержание учебного предмета

Структуру
программы
составляют
следующие
обязательные
содержательные линии:
Материалы, используемые в трудовой деятельности: в процесс обучения
в наглядных целях, используются образцы ручных и машинных стежков и
строчек, образцы готовых изделий (сорочка ночная, сумка хозяйственная,
комплект постельного белья, мешочек для хранения вещей, пижама детская,
халат женский, блузы, юбки, брюки и т.д.). Образцы поузловой обработки
изделий. Образцы тканей, нитки, шпульки, клеевой и нетканый материал.
Инструменты и оборудование: ножницы, иглы разных размеров,
распарыватель, утюг, гладильная доска, пульверизатор швейные универсальные
машины с ручным, ножным и электрическим приводами. Специальная
краеобметочная машина, манекен. Шкафы для хранения инструментов и
приспособлений, материала.
Технологии изготовления предмета труда: инструкционные карты:
«Изготовление салфетки»; «Изготовление наволочки»; «Изготовление сумки
хозяйственной»; «Изготовление сорочки ночной»; «Поузловое изготовление
деталей швейных изделий». Выполнение трудовых операций под руководством
педагога: построение чертежей, раскройные операции, швейные операции,
операции ВТО.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности,
пожарной безопасности и производственной санитарии. Правила поведения при
проведении работ в швейном цеху, формирование умений пользоваться ручным
инструментом, колющими и режущими предметами. Требования к организации
рабочего места. Правила профессионального поведения.
Тематика учебного предмета:
11 класс
1. Вводное занятие.
Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год, четверть.
Требования безопасности к производственному оборудованию. Санитарногигиенические требования к швейной мастерской. Вводный инструктаж по
технике безопасной работы в мастерской.
2. Основы гигиены, техника безопасности и противопожарные
мероприятия в учебных мастерских.
Техника безопасности и её задачи. Инструктажи по организации труда швеи.
Инструктажи по организации труда швеи. Основные требования к
электроустановкам для обеспечения их безопасной эксплуатации. Основные
требования к электроустановкам для обеспечения их безопасной эксплуатации.

Рациональный режим труда и отдыха. Основы гигиены труда. Уход за
помещением. Травматизм и профзаболевания, меры их предупреждения.
Способы доврачебной помощи.
3. Оборудование швейного производства.
Классификация швейных машин. Типы передач и рабочие органы швейной
машин. Характеристики и особенности, назначение и виды операций,
выполняемых швейными машинами. Правила безопасной работы на швейных
машинах, Уход и регулировка швейных машин. Приспособления к
универсальным швейным машинам.
4. Конструирование женской и детской легкой одежды.
Роль конструирования одежды в швейном производстве. Снятие мерок, способы
увеличения и уменьшения размера выкройки. Правила работы с выкройками. Виды
лекал. Назначение лекал при массовом изготовлении одежды. Особенности
конструирования детской и женской легкой одежды. Учитывание быстрого
роста ребенка при построении выкройки. Особенности фигуры, прибавки для
женских моделей одежды.
5. Ручные и машинные работы, применяемые в швейном производстве.
Виды ручных и машинных работ. Правила безопасной работы в швейной
мастерской с разнообразным оборудованием. Выполнение на образцах ручных и
машинных строчек. Виды утюжильных работ. Значение влажно тепловой
обработки при пошиве изделия.
6. Технология обработки отдельных деталей и узлов швейных изделий.
Функциональное и декоративное назначение отдельных деталей. Выполнение
отдельных операций и узлов, используемых при пошиве швейных изделий детского и
женского ассортимента.
7. Промышленная технология изготовления швейных изделий.
Назначение изделия. Ткани, применяемые для пошива. Способы разработки
эскизов модели. Составление композиции основных и декоративных элементов,
цветовых сочетаний. Расчет и построение деталей одежды. Составление
технологического паспорта. Нормирование расхода ткани на изделие. Способы и
технологические приемы обработки срезов. Отделочные детали в одежде.
8. Организация и оплата труда на швейных предприятиях.
Нормирование и оплата труда. Расценки на выполнение операций. Учет
выполнения работы. Оплата труда. Порядок оформления документов для
начисления заработной платы. Дисциплина труда.
9. Основные требования по контролю качества.
Понятие о стандартизации. Формы и методы контроля качества. Определение
сортности изделия. Контроль и виды качества.
10. Бригадный метод пошива постельного белья.

Правила безопасной работы с клеевыми материалами и оборудованием.
Основные стандартные размеры постельного белья. Ткани для пошива
постельного белья. Пооперационное разделение труда при пошиве постельного
белья. Технические требования к готовой продукции. Лабораторная работа:
Определение переплетений тканей для пошива постельного белья. Раскрой
комплекта постельного белья по заданным размерам. Пошив постельного
комплекта бельевыми швами. Контроль качества выполненной работы.
11. Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней.
Определение понятий одежда, костюм, платье, гардероб. Традиционная одежда,
исторический костюм и мода. Основные и производственные детали швейных
изделий.
12. Декоративная отделка швейных изделий.
Виды декоративной отделки в швейных изделиях. Разметка и обработка складок.
Выполнение складок на образцах. Драпировка ткани, Вышивка ка декоративная
отделка в швейных изделиях. Выполнение вышивки на образце.
13. Технология изготовления плечевых швейных изделий, применяемая в
массовом производстве одежды.
Правила безопасной работы в швейной мастерской. Изготовление женского жилета без
подкладки. Правила безопасной работы в швейной мастерской. Построение чертежа и
выкраивание жилета. Пооперационная последовательность изготовления изделия.
Обработка мелких деталей: хлястик, карманы двух видов. Применение нетканых тканей
при обработке подборта и обтачки. Обработка петель. Выполнение ВТО.
14. Технология пошива плечевых изделий.
Комплекты и фасоны женской одежды. Учет особенностей фигуры при выборе фасона
изделия. Ткани, применяемые при пошиве женской блузы. Разработка модели блузы с
рукавом и воротником. Построение чертежа основы блузы. Моделирование блузы на
основе прямой блузы. Изменение выкройки прямой блузы с помощью перемещения
вытачек. Правила безопасной работы с ручными инструментами и приспособлениями.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладывание и прикалывание выкройки на ткань.
Проверка качества кроя деталей блузы. Подготовка деталей бузы к обработке.
Проведение примерок. Поузловая обработка деталей блузы. Контроль качества
изделия.
15. Ремонт и обновление одежды.
Значение и способы выполнения ремонта одежды. Определение степени износа
одежды. Техника безопасности на швейной машине при выполнении
зигзагообразной строчки. Удаление изношенных рукавов. Увеличение размера и
длины изделия, путем декоративных вставок. Изменение модели горловины.
Маскировка потертостей накладными карманами. Фигурная штопка мелких
дырочек.

16. Технология изготовления юбки шестиклинки из ткани в клетку.
Виды и фасоны юбок: двухшовные, четырехклинки, шестиклинки.
Конструктивные особенности деталей юбок. Ткани применяемые для пошива
юбки, их свойства. Построение чертежа основы юбки. Раскрой изделия. Подготовка
деталей кроя юбки к обработке. Проведение примерок. Обработка срезов юбки на
краеобметочной машине. Обработка шлицы в среднем шве заднего полотнища.
Обработка боковых швов верхнего и нижнего срезов юбки с учетом фасона и ткани в
клетку.
17. Технология пошива детской пижамы.
Назначение и фасоны детских пижам. Ткани, используемые для пошива детских
пижам. Выбор фасона детской пижамы с журнала мод. Перенос выкройки детской
пижамы с журнала мод на кальку. Составление плана работы. Техника безопасности
при работе на швейной машине. Подготовка ткани к раскрою. Проверка качества кроя
деталей пижамы. Подготовка деталей кроя пижамы к обработке.
Пооперационная обработка кроя детской пижамы. Окончательная отделка и
контроль качества.
18. Чистка и хранение швейных материалов и изделий.
Способы выведения пятен на ткани. Основные условия хранения тканей. Техника
безопасности при работе со средствами по выведению пятен. Основные условия
хранения мехов. Символы ухода за текстильными изделиями. Основные процессы
ухода за изделиями. Лабораторные работы: Выведение пятен с растительных
волокон. Выведение пятен с волокон животного происхождения. Выведение
пятен с синтетических волокон.
19. Технология пошива поясных изделий.
История и классификация поясных изделий. Фасоны и назначение поясных
изделий. Свойства тканей, используемых в изготовлении поясных изделий
разного назначения. Классификация поясных изделий по стилю, конструкции,
длине. Разработка модели женских брюк. Снятие мерок и заполнение размерной
таблицы. Построение сетки чертежа основы брюк. Изготовление выкройки.
Подготовка деталей выкройки к раскрою и раскрой. Раскрой брюк. Подготовка
деталей брюк к обработке. Техника безопасности при работе на швейной машине с
электроприводом. Подготовка и проведение примерок. Поузловая обработка
брюк.
20. Технология изготовление летнего головного убора.
Кепи: назначение, фасоны, название деталей и контурных срезов. Снятие мерок
и построение чертежа деталей кепи. Кепи: назначение, фасоны, название деталей
и контурных срезов. Вырезание выкройки и раскладка ее на ткани. Поузловая
обработка кепи. Окончательная отделка и проверка качества готового изделия.
21. Практическое повторение.

Инструктаж по ПТБ в швейном кабинете. Составление плана работ по пошиву
комплекта постельного белья и распределение по рабочим местам. Настил ткани,
подготовка к раскрою. Раскрой постельного комплекта. Пошив постельного
комплекта бригадным разделением операций. Работа с журналом мод, выбор
фасона блузы. Снятие мерок для построения чертежа основы блузы. Расчет расхода
ткани на блузу. Пооперационный пошив блузы. Работа с журналом мод, выбор фасона
прямой юбки. Снятие мерок, построение чертежа прямой юбки. Подготовка ткани,
раскрой деталей юбки. Подготовка деталей кроя юбки к обработке. Проведение
первой примерки, перенос исправлений. Обработка передних и задних вытачек
юбки. Обработка шлицы в заднем срезе юбки. Обработка застежки, верхнего и
нижнего срезов юбки.
22. Самостоятельная работа.
Построение чертежа воротника. Обтачивание воротника с кантом. Обработка
воротника косой бейкой. Чистка и смазка швейной машины. Соединение
манжета с кружевом. Изготовление тканевых воздушных петель. Выполнение
жабо. Вышивание логотипа на кармане. Настрачивание аппликации на место
разрыва. Застрачивание распоротого шва. Выполнение декоративной штопки.
Пришивание пуговиц.
23. Творческий проект.
Выбор творческого проекта. Выбор фасона летнего сарафана. Оформление
дизайн листов. Оформление дизайн листов. Составление технологической
карты. Вырезание выкройки. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей
изделия и маркировка. Прокладывание контрольных точек и строчек.
Подготовка деталей к обработке. Обработка рельефных швов. Соединение
полочки со спинкой. Обработка верхнего и нижнего срезов. Экономическое
обоснование. Защита проекта.
24. Контрольная работа. (4 часа)
Самостоятельный раскрой и пошив наволочки 70х50.

1.

6. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся.
11 класс
Основные виды
Раздел
Темы уроков
учебной
деятельности
Вводное
Ознакомление с задачами Слушание
занятие. (8 ч)
обучения и планом
объяснений учителя
1
работы на год, четверть.
правил безопасной
Распределение рабочих
работы в швейной
мест.
мастерской.

2.

2

3.
3
4.
4
5.
6.

5
6

7.
8.
9.
10.

11.

12.

7
8
2. Основы
гигиены,
техника
безопасности и
противопожар
ные
мероприятия
в учебных
мастерских.
(24 ч)

1
2

3

4

13.
5
14.
6
15.
16.

7
8

Ознакомление с
оборудованием в учебнопроизводственной
мастерской. Требования
безопасности к
производственному
оборудованию.
План работы на четверть.
Правила поведения и
безопасной работы в
мастерской.
Санитарно-гигиенические
требования к швейной
мастерской.
План работы на четверть.
Вводный инструктаж по
технике безопасной
работы в мастерской.
План работы на четверть.
Ознакомление с работой
швеи - мотористки.
Техника безопасности и
её задачи.
Краткие сведения о
законодательстве по
охране труда.
Меры по технике
безопасности при
выполнении ручных,
машинных и утюжильных
операций.
Инструктажи по
организации труда швеи.
Основные требования к
электроустановкам для
обеспечения их
безопасной эксплуатации.
Применение средств
защиты от поражения
электрическим током.
Причины пожаров, их
предупреждение.
Меры пожарной
безопасности при

Рассматривание
плакатов по технике
безопасности, запись
правил в тетрадь,
распределяются по
рабочим местам.
Знакомство с
задачами обучения
на год и четверти.

17.
18.
19.
20.
21.

9
10
11
12
13

22.

14

23.
15
24.
16
25.
26.
27.

17
18
19

28.
29.
30.

20
21
22

31.
23

32.

24

эксплуатации
производственного
оборудования,
электрического
оборудования и
освещения.
Рациональный режим
труда и отдыха.
Значение правильной
рабочей позы.
Роль производственной
гимнастики и спорта.
Основы гигиены труда.
Гигиенические
требования к рабочей
одежде.
Санитарные требования к
рабочим помещениям.
Требования,
предъявляемые к
освещению помещений и
рабочих мест.
Значение естественного и
искусственного
освещения.
Естественная и
механическая вентиляция.
Уход за помещением.
Травматизм и
профзаболевания, меры
их предупреждения.
Порезы, проколы, ожоги,
ушибы.
Причины теплового удара.
Предупреждение мелких
травм.
Первая помощь при
несчастных случаях –
травмах, ожогах и
поражениях
электрическим током.
Способы доврачебной
помощи.

33.

34.

3.
Оборудование
швейного
производства.
(8 ч)

1
2

35.
3

36.
4
37.
5
38.
6

39.

7

40.
8

41.

42.

4.
Конструирова
ние женской и
детской
легкой
одежды. (32 ч)

1

2

43.
3
44.
4
45.

5

Правила безопасной
работы на швейном
производстве.
Классификация швейных
машин.
Пр. р.: Установка иглы и
регулировка строчки.
Чистка и смазка
универсальной швейной
машины.
Техника безопасности при
работе на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Чистка и смазка
краеобметочной машины.
Заправка ниток в
швейную машину 51 кл.
Неполадки в работе
промышленной швейной
машины: виды (слабая
строчка, петляет сверху,
петляет снизу).
Пр. р.: Регулировка
швейной машины.
Приспособления к швейным
машинам: линейка для
прокладывания отделочной
строчки, лапка с
направляющим бортиком.
Роль конструирования
одежды в швейном
производстве.
Выбор модели. Значение
рисунка ткани.
Инструкция к модели.
Пр. р.: Снятие мерок и
определение своего
размера по таблице в
журнале мод.
Способы увеличения и
уменьшения размера
выкройки.
Расположение деталей на
листе с чертежами

Слушание
объяснений учителя.
Зарисовывание
схемы устройства
швейных машин и
приспособлений.
Записывание в
рабочую тетрадь
правил безопасной
работы на спец
машинах.
Выполнение чистки и
смазки механизмов
швейных машин.
Установка игл и
регулировка швейной
машины.
Выполнение
тренировочных
операций на
специальных
машинах.

Слушание
объяснений учителя.
Отработка навыков
снятия мерок с
фигуры человека.
Закрепление навыков
работы с
измерительными и
чертёжными
приспособлениями.
Работа с журналом
мод, выбор моделей.
Зарисовывание
эскизов одежды в
рабочую тетрадь.

46.
6
47.

7

48.
8
49.
50.
51.

9
10
11

52.
12
53.

13

54.
14
55.
15
56.
57.
58.

16
17
18

59.
19
60.
61.

20
21

62.

22

63.
23

выкроек. Условные
обозначения.
Пр. р.: Перевод деталей
выкройки с листа при
помощи кальки.
Пр. р.: Изготовление
выкройки.
Пр. р.: Изменение
выкройки по своим
меркам.
Контрольные линии и точки
при изменении выкройки.
Пр. р.: Раскладка
выкройки на ткани.
Виды отделочных
деталей.
Пр. р.: Построение
чертежей отделочных
деталей.
Виды лекал. Материал
для изготовления лекал.
Назначение лекал при
массовом изготовлении
одежды.
Правила расстановки
контрольных знаков и
линий.
Маркировочные данные.
Размножение лекал.
Раскладка и обводка
лекал.
Инструменты и
оборудование
применяемое при
изготовлении лекал.
Правила хранения лекал.
Особенности
конструирования детской
легкой одежды.
Виды и фасоны детской
легкой одежды.
Особенности построения
чертежа для дошкольного
и школьного возраста.

Отработка навыков
переноса выкроек.
Закрепление навыков
построения чертежей
различных элементов
одежды. Знакомство
с особенностями
конструирования
детской и женской
легкой одежды.
Изучение правил
маркировки деталей
кроя. Работа в
кабинете швейного
дела. Выполнение
практических работ.

64.

24

65.

25

66.
26
67.
27
68.
28
69.
29
70.
30
71.

31

72.
73.
74.

75.

32
5. Ручные и
машинные
работы,
применяемые
в швейном
производстве.
(18 ч)

1
2

3

76.
4
77.
5
78.
7

Таблица измерений
детских фигур.
Прибавки для детской
одежды.
Учитывание быстрого
роста ребенка при
построении выкройки.
Пр. р.: Построение
чертежа по меркам в
таблице размеров.
Пр. р.: Подготовка
выкроек и лекал к
раскрою.
Пр. р.: Проверка и
раскладка выкройки на
ткани.
Особенности
конструирования женской
легкой одежды.
Учитывание особенностей
фигуры при снятии мерок.
Прибавки для женских
моделей одежды.
Виды ручных работ.
Подбор игл и ниток.
Ручные стежки
временного и постоянного
назначения.
Техника безопасности при
работе с колюще
режущими
инструментами.
Пр. р.: Выполнение (на
образце) ручных работ
временного назначения.
Пр. р. Выполнение (на
образце) ручных работ
постоянного назначения.
Пр. р.: Выполнение (на
образце) декоративных
стежков, применяемых
для отделки деталей.

Слушание
объяснение учителя.
Заполнение таблицы
«Терминология
стежков и строчек» в
рабочей тетради.
Схематическое
изображение ручных
и машинных швов в
рабочей тетради.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
практических работ
по повторению и
закреплению ручных
и машинных стежков
и строчек.
Повторение

79.
8
80.

9

81.

10

82.
11
83.
12
84.
13
85.
86.

14
15

87.

16

88.
17
89.
18
90.

91.

92.
93.
94.
95.

6. Технология
обработки
отдельных
деталей и
узлов
швейных
изделий.
(24 ч)

1

2
3
4
5
6

Пр. р.: Выполнение (на
образце) закрепки, как
модный элемент отделки.
Терминология машинных
работ.
Техника безопасности на
швейной машине.
Пр. р.: Выполнение (на
образце) притачать,
втачать.
Пр. р.: Выполнение (на
образце) обтачать,
расстрочить.
Пр. р.: Выполнение (на
образце) отстрочить,
подрубить.
Виды утюжильных работ.
Значение влажно
тепловой обработки при
пошиве изделия.
Техника безопасности при
работе с утюгом.
Пр. р.: Выполнение
утюжильных работ (на
образце) декатировка
ткани, сутюживание.
Пр. р.: Выполнение
утюжильных работ (на
образце) оттянуть,
отпарить.
Правила безопасной
работы в швейной
мастерской.
Функциональное и
декоративное назначение
отдельных деталей.
Виды хлястиков, шлевок,
поясов.
Пр. р.: Обработка
хлястиков.
Пр. р.: Обработка шлевок.
Пр. р.: Обработка поясов
женских брюк.

терминологии
машинных и ручных
работ. Записывание в
рабочую тетрадь
правил безопасной
работы с ручной
иглой, ножницами,
вспарвателем,
булавками.
Записывание в
рабочую тетрадь
техники
безопасности на
швейной машине,
утюгом.

Слушание
объяснений учителя.
Повторение техники
безопасности.
Заполнение таблицы
стандартных
размеров.
Зарисовывание схем
хлястиков, шлевок,
поясов, карманов в
рабочие тетради.
Нанесение размеров
кармана на ткань.

96.
97.
98.
99.

7
8
9
10

100.
11
101.
12
102.
103.

13
14

104.
15
105.

16

106.
17
107.

18

108.
19
109.
110.
111.

20
21
22

112.
23
113.

24

Пр. р.: Обработка поясов
детских брюк.
Виды карманов в женской и
детской одежде.
Пр. р.: Обработка двойного
накладного кармана.
Пр. р.: Обработка
разрезного кармана.
Пр. р.: Приметывание
мешковины к половинкам
брюк.
Пр. р.: Притачивание
подзора из основной
ткани к мешковине.
Пр. р.: Обработка обтачек
кармана.
Пр. р.: Обработка клапана
кармана.
Пр. р.: Притачивание
обтачек и клапана к линиям
разметки кармана.
Пр. р.: Разрез входа в
карма.
Пр. р.: Закрепление
мешковины в строчку
притачки клапана.
Пр. р.: Выметывание
обтачки и клапана.
Правила безопасной работы
при влажно тепловой
обработке.
Пр. р.: Утюжка кармана и
стачивание мешковины.
Пр. р.: Выполнение
закрепок в концах кармана.
Пр. р.: Разметка петли на
клапане.
Пр. р.: Выполнение
прорезной петли на
клапане.
Пр. р.: Утюжка готового
кармана.

Вырезание язычков
для закрепок
кармана. Закрепление
навыков выполнения
швов применяемых
при пошиве
карманов, утюжке.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
хлястиков, шлевок,
поясов, карманов
разных видов.
Соблюдение техники
безопасности с
оборудованием и
приспособлениями
при работе в
кабинете швейного
дела.

114.

115.
116.

7.
Промышленна
я технология
изготовления
швейных
изделий.
(18 ч)

1
2
3

117.
4
118.

5

119.

6

120.
121.

7

122.
123.

9

8

10

124.

11

125.

12

126.
127.

13
14

128.

15

129.
16
130.

17

131.
132.
133.

18
8.
Организация
и оплата труда
на швейных

1
2

Назначение изделия.
Ткани, применяемые для
пошива.
Разработка эскизного
рисунка модели.
Разработка эскиза модели
путем накалывания ткани
на манекен.
Составление композиции
основных и декоративных
элементов, цветовых
сочетаний.
Утверждение модели
художественным советом.
Расчет и построение
деталей одежды.
Изготовление лекал.
Составление
технологического паспорта.
Проверка качества ткани.
Промер кусков по длине и
ширине.
Нормирование расхода
ткани на изделие.
Изготовление обмелок и
трафаретов.
Вырезание деталей изделия.
Нумерация деталей и их
комплектование.
Виды деталей в изделии и
название срезов.
Способы и
технологические приемы
обработки срезов.
Способы обработки
вытачек.
Отделочные детали в
одежде.
Нормирование и оплата
труда.
Производственный план
предприятия, цеха,
бригады.

Слушание
объяснение учителя.
Составление
размерных таблиц.
Расчет расхода ткани
для изготовления
основ различных
швейных изделий.
Снятие мерок. Запись
результатов
измерения в таблицу.
Навыки работы с
манекеном и тканями
разными по
структуре и рисунку.
Рассматривание и
зарисовывание в
рабочую тетрадь
схемы промерки,
разбраковки ткани.
Зарисовывание
лекал, обозначение
основных срезов
деталей кроя.
Выполнение лекал.

Слушание
объяснений учителя.
Записывание лекций
в рабочие тетради.
Работа со статьями в

134.

предприятиях.
(6 ч)

135.

3
4

136.

5

137.
6
138.
139.
140.
141.
142.
143.

9. Основные
требования по
контролю
качества.
(5 ч)

1
2
3
4
5

10. Бригадный
метод пошива
постельного
белья. (15 ч)

1

144.
2
145.

3

146.
4
147.

5

148.
6

149.
7
150.

8

Норма выработки и норма
времени.
Расценки на выполнение
операций.
Учет выполнения работы.
Оплата труда.
Порядок оформления
документов для
начисления заработной
платы.
Понятие о
стандартизации.
Формы и методы
контроля качества.
Определение сортности
изделия.
Контроль качества.
Виды контроля.
Правила безопасной
работы с клеевыми
материалами и
оборудованием.
Основные стандартные
размеры постельного
белья.
Ткани для пошива
постельного белья.
Пооперационное
разделение труда при
пошиве постельного
белья.
Технические требования к
готовой продукции.
Лабораторная работа:
Определение
переплетений тканей для
пошива постельного
белья.
Пр. р.: Раскрой
комплекта постельного
белья по заданным
размерам.
Пр. р.: Обработка
поперечных срезов швом

трудовом
законодательстве.

Слушание
объяснений учителя.
Составление схем
контроля качества.

Слушание
объяснений учителя.
Повторение техники
безопасности. Работа
в кабинете швейного
дела. Выполнение
лабораторной
работы: Определение
переплетений тканей
для пошива
постельного белья.
Выполнение
практических работ
по пошиву
постельного белья
бригадным методом.

151.

9

152.
10

153.
11
154.
12
155.
13
156.
14
157.
158.

159.
160.
161.

15
11.
Классификаци
я одежды и
требования,
предъявляемы
е к ней. (6 ч)

1
2
3
4

162.

5

163.
6
164.
165.

12.
Декоративная
отделка

1
2

в подгибку с закрытым
срезом.
Пр. р.: Приутюживание
поперечных швов.
Пр. р.: Прокладывание
первой строчки по
долевым срезам
наволочки и
пододеяльника, ширина
шва 3 – 4 мм.
Пр. р.: Выворачивание на
изнаночную сторону,
выправление шва на
ребро, утюжка.
Пр. р.: Прокладывание
второй строчки по
изнаночной стороне,
ширина шва 5 – 7 мм.
Пр. р.: Приутюживание
швов, выворачивание
изделий на лицевую
сторону.
Пр. р.: Чистка,
окончательная отделка
комплекта.
Пр. р.: Контроль качества
выполненной работы.
Определение понятий
одежда, костюм, платье,
гардероб.
Классификация одежды.
Виды одежды.
Традиционная одежда,
исторический костюм и
мода.
Распределение одежды по
сезонам и назначению.
Основные и
производственные детали
швейных изделий.
Виды отделки.
Складки в швейных
изделиях.

Слушание
объяснений учителя.
Заполнение таблицы
классификации
одежды. Зарисовка
основ различных
элементов деталей
кроя, определение
названия срезов.

Слушание
объяснение учителя.
Рассматривание

166.

швейных
изделий. (22 ч)

167.

3

4

168.

5

169.

6

170.

7

171.

8

172.

9

173.
174.

10
11

175.

12

176.

13

177.
178.

14
15

179.
180.
181.

16
17
18

182.
19
183.
184.

20
21

185.
186.
187.

22
13. Технология
изготовления
плечевых

1
2

Техника безопасности при
работе с колющережущими
инструментами.
Пр. р.: Обработка простой
складки.
Пр. р.: Предварительная
разметка складок.
Техника безопасности при
работе с электроутюгом.
Пр. р.: Выполнение
складок на образце.
Драпировка. Виды
драпировки.
Модели одежды с
драпировкой.
Вид отделки «вышивка».
Составление эскиза
вышивки.
Значение вышивки в
народных костюмах.
Понятие о сочетании
цветов.
Цветовая гармония.
Отделка в одежде с
использованием
различных видов
вышивки.
Вышивка крестом.
Пр. р.: Выбор узора.
Пр. р.: Перенос схемы узора
на ткань.
Пр. р.: Выполнение
образцов вышивкой
крестом
Вышивка гладью.
Пр. р.: Перенос рисунка на
ткань.
Пр. р.: Приемы вышивки
гладью.
Правила безопасной работы
в швейной мастерской.
Фасоны жилетов.

изделий.
Рассматривание
журналов мод, схем
выкроек разных
фасонов.
Зарисовывание
фасонов в рабочую
тетрадь. Расчет
расхода ткани на
выполнение складок
в изделии.
Повторение техники
безопасности при
работе в швейной
мастерской со всем
оборудованием,
применяемым при
изготовлении
изделия. Работа в
кабинете

Слушание
объяснений учителя.
Повторение техники

188.
189.

190.

швейных
изделий,
применяемая
в массовом
производстве
одежды. (51 ч)

3

4

5

191.
6
192.
7
193.

8

194.
9
195.
10
196.
197.
198.

11
12
13

199.
14

200.
15
201.
16
202.

17

Ткани, используемые для
пошива жилета.
Подбор лекал, внесение
необходимых изменений
в выкройку деталей
изделия.
Детали и контурные
срезы выкройки жилета.
Виды прорезных
карманов, используемых
при пошиве жилета.
Детали, необходимые для
обработки прорезных
карманов.
Техника безопасности при
работе с ножницами.
Последовательность
обработки кармана в
рамку с прямым
прорезом.
Последовательность
обработки прорезного
кармана с листочкой.
Требования к качеству
выполнения карманов.
Пр. р.: Раскрой изделия по
готовым лекалам.
Пр. р.: Раскладка лекал
жилета на ткани.
Пр. р.: Проверка
раскладки с учетом
направления рисунка,
экономного
использования ткани и
припусков на швы.
Пр. р.: Контрольные
знаки, их расположение
на деталях жилета.
Пр. р.: Разметка мест
расположения вытачек,
рельефов и других видов
отделки на деталях кроя.
Пр. р.: Обмеловка
деталей.

безопасности при
работе в швейной
мастерской.
Рассматривание
иллюстраций
жилетов.
Рассматривание
образцов ткани
применяемой для
изготовления
жилетов.
Рассматривание
технологической
карты по
изготовлению жилета
без подкладки.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
практических работ
по изготовлению
жилета без
подкладки с
карманами дух
видов: разрезной в
рамку, листочка.

203.
204.

18
19

205.
20
206.
21
207.

22

208.
23

209.
210.

24
25

211.
26
212.
213.
214.

27
28
29

215.
30
216.
31
217.
32
218.
219.
220.

33
34
35

Пр. р.: Раскрой жилета.
Пр. р.: Проверка качества
кроя деталей жилета.
Пр. р.: Проверка
контрольных точек
(надсечек).
Правила подрезки и
проверки мелких деталей
жилета.
Составление плана работы
по пошиву жилета.
Характеристика и
технологическая
последовательность
операций по обработке
деталей жилета.
Пр. р.: Обработка
рельефов на полочках.
Пр. р.: Обработка
рельефов на спинке.
Пр. р.: Обработка срезов
на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка швов.
Пр. р.: Разметка карманов
«в рамку».
Пр. р.: Заготовка деталей
карманов к обработке.
Пр. р.: Обработка
карманов «в рамку» с
прямым прорезом.
Пр. р.: Разметка
нагрудного кармана
«листочка».
Пр. р.: Обработка
нагрудного кармана
«листочка».
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка карманов.
Пр. р.: Обработка
плечевых срезов.
Пр. р.: Обработка
боковых срезов.

221.
36
222.

37

223.
38
224.

39

225.

40

226.
41
227.
42
228.
43
229.
44
230.

45

231.
232.

46
47

233.

48

234.

49

235.
236.
237.
238.

239.

50
51
14. Технология
пошива
плечевых
швейных
изделий, (32 ч)

1
2
3

Пр. р.: Обработка
плечевых и боковых
срезов на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка швов.
Пр. р.: Обработка деталей
обтачки и подборта
клеевой прокладкой.
Пр. р.: Обработка
горловины обтачкой.
Пр. р.: Обработка края
борта подбортом.
Пр. р.: Обработка пройм
жилета подкройными
обтачками.
Пр. р.: Обработка срезов
на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка борта и
горловыны.
Пр. р.: Обработка
нижнего среза жилета на
краеобметочной машине.
Пр. р.: Подшивание низа
изделия на спецмашине.
Пр. р.: Разметка петель.
Пр. р.: Обработка петель
на спецмашине.
Пр. р.: Пришивание
пуговиц.
Пр. р.: Окончательная
отделка изделия.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка изделия.
Пр. р.: Контроль качества.
Правила безопасной работы
в швейной мастерской.
Фасоны блуз. Ткани,
используемые для пошива
блуз.
Подбор лекал, внесение
необходимых изменений

Рассматривая
иллюстраций и
журналов мод.
Оформление эскизов
в рабочих тетрадях.
Рассматривание
образцов ткани.

240.

4

241.
5
242.
243.

6
7

244.
8
245.

9

246.
10
247.

11

248.
12

249.
13
250.

14

251.
15
252.
16
253.

17

254.
18

в выкройку деталей
изделия.
Детали и контурные
срезы выкройки блузы.
Детали, необходимые для
обработки прорезных
карманов.
Техника безопасности при
работе с ножницами.
Пр. р.: Раскрой изделия по
готовым лекалам.
Пр. р.: Разметка мест
расположения вытачек,
рельефов и других видов
отделки на деталях кроя.
Пр. р.: Проверка качества
кроя деталей блузы.
Правила подрезки и
проверка мелких деталей
блузы.
Составление плана работы
по пошиву блузы.
Характеристика и
технологическая
последовательность
операций по обработке
деталей блузы.
Пр. р.: Обработка срезов
на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка швов.
Пр. р.: Обработка
карманов «в рамку» с
прямым прорезом.
Пр. р.: Обработка
нагрудного кармана
«листочка».
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка карманов.
Пр. р.: Обработка
плечевых и боковых
срезов.

Составление пана
пошива блузы.
Рассматривание
инструкционной
карты. Составление
размерной таблицы.
Снятие мерок. Работа
в кабинете швейного
дела. Повторение
техники безопасной
работы в швейной
мастерской.
Выполнение
практических работ
по изготовлению
блузы.

255.
19
256.

20

257.
21
258.

22

259.

23

260.
24
261.
25
262.

26

263.
264.

27
28

265.

29

266.

30

267.

31

268.
269.
270.
271.

32
15. Ремонт и
обновление
одежды.
(16 ч)

1
2
3

272.
4
273.
5

Пр. р.: Обработка
плечевых и боковых
срезов на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка швов.
Пр. р.: Обработка деталей
обтачки и подборта
клеевой прокладкой.
Пр. р.: Обработка
горловины обтачкой.
Пр. р.: Обработка края
борта подбортом.
Пр. р.: Обработка пройм
жилета подкройными
обтачками.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка борта и
горловыны.
Пр. р.: Подшивание низа
изделия на спецмашине.
Пр. р.: Разметка петель.
Пр. р.: Обработка петель
на спецмашине.
Пр. р.: Пришивание
пуговиц.
Пр. р.: Окончательная
отделка изделия.
Пр. р.: Влажно тепловая
обработка изделия.
Пр. р.: Контроль качества.
Значение выполнения
ремонта одежды.
Способы обновление
одежды.
Степень износостойкости
одежды.
Техника безопасности на
швейной машине при
выполнении
зигзагообразной строчки.
Пр. р.: Удаление
изношенных рукавов,
обработка пройм.

Слушание
объяснений учителя.
Повторение техники
безопасности.
Перечисление в
рабочей тетради
способов ремонта
одежды.
Рассматривание
образцов
обновленной
одежды.
Зарисовывание

274.
6
275.
7
276.
8
277.
9
278.

10

279.
11
280.
12
281.
13
282.
14
283.
15
284.
285.
286.

287.
288.

16
16. Технология
изготовления
юбки
шестиклинки
из ткани в
клетку.
(42 ч)

1
2
3
4

Пр. р.: Увеличение
размера блюзы, путем
вставок из прошвы.
Пр. р.: Увеличение
размера платья
декоративной тесьмой
«молния».
Пр. р.: Увеличение длины
платья декоративным
втачным поясом.
Пр. р.: Увеличение
размера юбки вставками в
складках.
Пр. р.: Изменение
модели горловины.
Пр. р.: Увеличение
размера брюк вставками в
боковые швы.
Пр. р.: Увеличение длины
брюк декоративными
вставками в области
колен.
Пр. р.: Уменьшение
длины брюк вырезанием
потертостей в области
колен.
Пр. р.: Маскировка
потертостей накладными
карманами.
Пр. р.: Втачивание
тесьмы «молния» в места
разрыва.
Пр. р.: Фигурная штопка
мелких дырочек.
Виды и фасоны юбок.
Юбки: двухшовные,
четырехклинки,
шестиклинки.
Юбки со складками.
Спортивные юбки.
Конструктивные
особенности деталей
юбок.

эскизов обновленной
одежды.
Рассматривание
образцов и
определение участка
ремонта, его вида и
способов
выполнения. Работа в
кабинете швейного
дела. Выполнение
практических работ.

Слушание
объяснение учителя.
Рассматривание
образцов
разновидностей
отделок.
Записывание в
рабочую тетрадь
техники

289.

5

290.
6
291.

7

292.
8
293.
294.
295.

9
10
11

296.
297.

12
13

298.
14
299.

15

300.
16
301.
17
302.
303.
304.

18
19
20

305.
21
306.
22
307.

23

Ткани применяемые для
пошива юбки, их свойства.
Пр. р.: Снятие мерок для
построения чертежа
юбки.
Пр. р.: Построение чертежа
основы юбки.
Пр. р.: Построение
чертежа юбкишестиклинки.
Пр. р.: Вырезание
выкройки.
Пр. р.: Декатировка ткани.
Пр. р.: Расположение и
прикрепление выкройки на
ткань.
Пр. р.: Раскрой изделия.
Пр. р.: Маркировка
деталей.
Техника безопасности при
работе в швейной
мастерской.
Пр. р.: Подготовка деталей
кроя юбки к обработке.
Пр. р.: Сметывание
средних срезов переднего
полотнища юбки.
Пр. р.: Сметывание
средних срезов заднего
полотнища юбки.
Пр. р.: Сметывание
боковых срезов юбки.
Пр. р.: Проведение первой
примерки.
Пр. р.: Внесение
исправлений.
Пр. р.: Проведение второй
примерки, уточнение
посадки.
Пр. р.: Обработка срезов
юбки на краеобметочной
машине.
Пр. р.: Стачивание средних
срезов переднего

безопасности при
работе на швейной
машине с
электроприводом.
Работа в кабинете
швейного дела.
Зарисовывание
фасонов юбок в
рабочую тетрадь.
Рассматривание
образцов ткани,
применяемых при
пошиве юбок.
Записывание в
тетрадь техники
безопасности при
работе в швейной
мастерской, работе с
утюгом. Выполнение
практических работ
по изготовлению
юбки шестиклинки
из ткани в клетку.

308.
24
309.
25
310.
26
311.
27
312.
313.
314.

28
29
30

315.
31
316.
32
317.
33
318.
34
319.
35
320.
36

полотнища, удаление
строчек временного
назначения.
Пр. р.: Стачивание средних
срезов заднего полотнища,
удаление строчек
временного назначения.
Пр. р.: Стачивание боковых
срезов, удаление строчек
временного назначения.
Пр. р.: Техника
безопасности при работе с
утюгом. Разутюживание
швов.
Пр. р.: Вметывание тесьмы
«молния» в левый боковой
шов.
Пр. р.: Втачивание тесьмы
«молния».
Пр. р.: Подкраивание
притачного пояса.
Пр. р.: Соединение пояса с
клеевой прокладкой.
Пр. р.: Приметывание
пояса к верхнему срезу
юбки.
Пр. р.: Притачивание пояса
к верхнему срезу юбки,
удаление строчки
временного назначения.
Пр. р.: Заметывание шва
притачивания в сторону
пояса.
Пр. р.: Приутюживание
шва притачивания,
удаление строчки
временного назначения.
Пр. р.: Прокладывание
отделочной строчки по
линии притачивания пояса.
Пр. р.: Обработка петли
зигзагообразной строчкой,
пришивание пуговицы.

321.
37
322.

38

323.
39
324.
40
325.
326.
327.
328.
329.
330.

41
42
17. Технология
пошива
детской
пижамы. (35 ч)

1
2
3
4

331.
5
332.
6
333.
334.
335.
336.
337.
338.
339.
340.

7
8
9
10
11
12
13
14

Пр. р.: Корректировка
длины юбки, обработка
нижнего среза на
краеобметочной машине.
Пр. р.: Заметывание
нижнего среза юбки.
Пр. р.: Подшивание
нижнего среза потайными
ручными стежками.
Пр. р.: Удаление строчек
временного назначения,
чистка изделия.
Пр. р.: Утюжка изделия.
Пр. р.: Контроль качества
изделия.
Назначение и фасоны
детских пижам.
Ткани, используемые для
пошива детских пижам.
Пр. р.: Работа с журналом
мод, выбор модели.
Пр. р.: Разработка эскиза.
Пр. р.: Снятие мерок,
заполнение размерной
таблицы.
Пр. р.: Перенос выкройки
детской пижамы с журнала
мод на кальку.
Пр. р.: Вырезание
выкройки.
Пр. р.: Подгон выкройки к
заданным размерам.
Техника безопасности при
работе на швейной машине.
Пр. р.: Подготовка ткани к
раскрою.
Пр. р.: Раскладывание
выкройки на ткань.
Пр. р.: Обмеловка
деталей.
Пр. р.: Вырезание
деталей кроя пижамы.
Пр. р.: Проверка качества
кроя деталей пижамы.

Слушание
объяснений учителя.
Составление тестов
по технике
безопасности для
самопроверки.
Рассматривание
журнала мод и
иллюстраций.
Зарисовывание
модели детской
пижамы в рабочую
тетрадь.
Рассматривание
образцов.
Закрепление навыков
выполнения снятие
мерок. Составление
таблицы размеров.
Работа с
технологической
картой. Составление
плана по обработке
мелких деталей
детской пижамы.
Рассматривание
ткани для
изготовления детской
пижамы. Работа в

341.
15
342.
16
343.
17
344.
345.

18
19

346.
20
347.
21
348.
22
349.
350.
351.
352.
353.
354.

23
24
25
26
27
28

355.
29
356.
30

Пр. р.: Проверка
кабинете швейного
контрольных точек
дела. Выполнение
(надсечек).
практических работ.
Пр. р.: Подготовка
деталей кроя пижамы к
обработке.
Пр. р.: Прокладывание
копировальных строчек
по контрольным линиям и
точкам.
Пр. р.: Обработка
плечевых срезов.
Пр. р.: Обработка
подкройной обтачки.
Пр. р.: Обработка
горловины подкройной
обтачкой с лицевой
стороны.
Пр. р.: Соединение
обтачки с декоративным
кантом.
Пр. р.: Прокладывание
отделочной строчки по
обтачке, ширина шва 1мм.
Пр. р.: Обработка пройм
косой бейкой.
Пр. р.: Обработка
боковых срезов.
Техника безопасности на
краеобметочной машине.
Пр. р.: Обработка низа
изделия краевым швом.
Пр. р.: Удаление строчек
временного назначения.
Пр. р.: Обработка
шаговых срезов.
Пр. р.: Обработка
среднего среза и среза
сидения.
Пр. р.: Обработка
верхнего среза брюк
кулиской.

357.
31
358.
32
359.

33

360.

34

361.
362.
363.
364.

35
18. Чистка и
хранение
швейных
материалов и
изделий. (12 ч)

1
2
3

365.
4
366.

5

367.
6
368.
7
369.
8
370.
9
371.
372.
373.

10
11
12

Пр. р.: Продергивание
эластичной тесьмы в
кулиску.
Пр. р.: Обработка
нижнего среза брюк
краевым швом с
закрытым срезом.
Пр. р.: Удаление строчек
временного назначения.
Пр. р.: Утюжка готового
изделия.
Пр. р.: Контроль
качества.
Способы выведения пятен
на ткани.
Понятие о химчистке
изделия.
Основные условия
хранения тканей.
Техника безопасности при
работе со средствами по
выведению пятен.
Основные условия
хранения мехов.
Лабораторная работа:
Выведение пятен с
растительных волокон.
Лабораторная работа:
Выведение пятен с
волокон животного
происхождения.
Лабораторная работа:
Выведение пятен с
синтетических волокон.
Основные условия
хранения готовых
швейных изделий.
Символы ухода за
текстильными изделиями.
Основные процессы ухода
за изделиями.
Защита швейных изделий
от насекомых.

Слушание
объяснение учителя.
Записывание в
рабочие тетради
техники
безопасности при
удалении пятен.
Составление тестов
по технике
безопасности.
Рассматривание
образцов,
сравнивание
происхождение
пятен.
Рассматривание
инструкций.
Составление
алгоритма действий
сезонного хранения
швейных изделий.
Выполнение
лабораторных работ
по выведению пятен.

374.
375.

19. Технология
пошива
поясных
изделий. (38 ч)

1

2

376.

3

377.
4
378.
379.

5
6

380.
7
381.

8

382.
9
383.
384.
385.
386.

10
11
12
13

387.
14
388.
389.
390.

15
16
17

391.
18

Фасоны и назначение
поясных изделий.
Свойства тканей,
используемых в
изготовлении поясных
изделий разного
назначения.
Поясные изделия вид
одежды как комплект.
Поясные изделия в
русском национальном
костюме.
Пр. р.: Описание фасона
изделия.
Пр. р.: Разработка модели
женских брюк.
Пр. р.: Снятие мерок и
заполнение размерной
таблицы.
Пр. р.: Построение сетки
чертежа основы брюк.
Пр. р.: Построение линий
среднего среза и среза
сидения.
Пр. р.: Построение линии
шаговых срезов.
Пр. р.: Построение линии
талии и линии низа.
Пр. р.: Изготовление
выкройки.
Пр. р.: Подготовка деталей
выкройки к раскрою.
Пр. р.: Раскладывание и
прикалывание выкройки на
ткань.
Пр. р.: Обмеловка
деталей.
Пр. р.: Раскрой брюк.
Пр. р.: Проверка качества
кроя деталей брюк.
Пр. р.: Проверка
контрольных точек
(надсечек).

Слушание
объяснений учителя.
Рассматривание
тематического
плаката. Запись
правил техники
безопасности в
рабочую тетрадь.
Составление
пословиц о
национальных
костюмах.
Рассматривание
образцов ткани
применяемых при
пошиве женских
брюк. Заполнение
размерной таблицы.
Построение чертежа
брюк.
Раскладывание
выкройки на ткань
экономным
способом.
Распределение
изготовления изделия
по узловым
операциям.
Закрепление навыков
выполнения
машинных строчек.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
практических работ.

392.
393.

19
20

394.
21
395.
22
396.

23

397.
24
398.
25
399.
26
400.
27
401.

28

402.
29
403.
404.
405.

30
31
32

406.
33

Пр. р.: Подрезка и проверка
мелких деталей брюк.
Пр. р.: Подготовка деталей
брюк к обработке.
Пр. р.: Прокладывание
копировальных строчек по
контрольным линиям и
точкам.
Техника безопасности при
работе на швейной
машине с
электроприводом.
Пр. р.: Подготовка брюк к
первой примерке.
Пр. р.: Проведение первой
примерки и перенос
исправлений на левую
сторону изделия.
Пр. р.: Подкраивание
отрезного бочка и обтачки
кармана.
Пр. р.: Обработка
карманов с подкройным
бочком на передних
половинках.
Пр. р.: Соединение
кармана с подкройным
бочком.
Техника безопасной
работы с утюгом.
Пр. р.: Сметывание и
стачивание боковых
швов.
Пр. р.: Разутюживание
швов.
Пр. р.: Обработка
шаговых срезов брюк.
Пр. р.: Соединение левой
и правой деталей брюк.
Пр. р.: Вметывание
тесьмы «молния» в левый
боковой шов.

407.
34
408.
35
409.

36

410.
37
411.
412.

413.

414.

38
20. Технология
изготовление
летнего
головного
убора.
(25 ч)

1

2
3

415.
4
416.
417.

5
6

418.
7
419.
8
420.
9
421.
422.

10
11

423.
12

Пр. р.: Встрачивание
тесьмы «молния» в левый
боковой шов.
Пр. р.: Обработка
верхнего среза брюк
подкройной обтачкой.
Пр. р.: Обработка низа
брюк.
Пр. р.: Удаление
временных строчек,
утюжка изделия.
Пр. р.: Контроль качества
выполненной работы.
Техника безопасности при
работе в швейной
мастерской.
Кепи: назначение,
фасоны, название деталей
и контурных срезов.
Пр. р.: Выбор фасона по
журналу мод.
Пр. р.: Снятие мерок и
заполнение размерной
таблицы.
Пр. р.: Построение
чертежа клина.
Пр. р.: Построение
чертежа козырька.
Пр. р.: Расчет расхода
ткани в зависимости от
рисунка.
Пр. р.: Вырезание
выкройки и раскладка ее на
ткани.
Пр. р.: Обмеловка
выкройки и раскрой
деталей кепи.
Пр. р.: Стачивание
верхних деталей головки.
Пр. р.: Разутюживание
швов стачивания.
Пр. р.: Выполнение
расстрочного шва по
клиньям.

Слушание
объяснений учителя.
Записывание техники
безопасности в
рабочую тетрадь.
Рассматривание
иллюстраций летних
головных уборов.
Зарисовывание
эскиза головных
уборов в рабочую
тетрадь. Измерение
размера головы.
Составление таблицы
расхода ткани.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
практических работ.

424.

13

425.
14
426.
15
427.
16
428.
17
429.

18

430.
19
431.
20
432.
21
433.
22
434.

23

435.

24

436.
437.

438.

25
21.
Практическое
повторение.
(63 ч)

1

2

Пр. р.: Стачивание
деталей подкладки.
Пр. р.: Соединение
нижней части козырька с
клеевой прокладкой или
плотной тканью.
Пр. р.: Обтачать
отлетные срезы козырька,
выметать шов на ребро.
Техника безопасности при
работе электроутюгом с
паром.
Пр. р.: Выполнить
отделочную строчку
козырька.
Пр. р.: Отутюживание
козырька.
Пр. р.: Притачивание
козырька к верхней
детали головки.
Пр. р.: Обтачивание
верхней части кепи с
подкладкой.
Пр. р.: Выметывание шва
обтачивания, ширина
канта 1мм.
Пр. р.: Прокладывание
отделочной строчки по
нижнему краю кепи.
Пр. р.: Удаление строчек
временного назначения.
Пр. р.: Отутюживание
готового изделия.
Пр. р.: Проверка качества
готового изделия.
Инструктаж по ПТБ в
швейном кабинете.
Составление плана работ по
пошиву комплекта
постельного белья и
распределение по рабочим
местам.
Настил ткани, подготовка к
раскрою. Выполнение
контрольных

Слушание
объяснений учителя.
Работа в кабинете
швейного дела.
Рассматривание
плакатов по технике
безопасности в
швейной мастерской.
Рассматривание

надсечек.
439.
440.
441.
442.

443.

444.

445.

10

Раскрой постельного
комплекта.Маркировка
деталей.
Подготовка кроя к пошиву
постельного белья.
Заправка и регулирование
швейного оборудования.
Заметывание поперечных
срезов. Обработка
поперечных
срезов.
Проверка качества
обработанных
поперечных срезов.
Складывание изделий по
долевым срезам, изнанкой
вовнутрь.
Проверка контрольных
надсечек. Обработка
долевых срезов краевым
швом с закрытым срезом,
ширина шва 7 мм.
Прокладывание первой
строчки, ширина шва 3 мм.
Выворачивание изделия,
выправление углов.

11

Прокладывание второй
строчки, ширина шва 7 мм.

3
4
5
6

7

8

9

446.

447.

448.

12

449.
13
450.

451.
452.

14

15
16

Окончательная отделка,
утюжка комплекта.
Проверка качества, анализ
выполненной работы.
Техника безопасности в
швейной мастерской.
Работа с журналом мод,
выбор фасона блузы.
Составление плана работы
по пошиву блузы.
Снятие мерок для
построения чертежа основы

каталога образцов
ткани для
изготовления
постельного белья.
Рисование образцов
ткани в рабочей
тетради. Выполнение
практических работ.
Выполнение работ по
раскрою постельного
белья. Пошив
комплекта
постельного белья.
Закрепление навыков
выполнения
машинных и ручных
строчек. Выполнение
ВТО. Закрепление
навыков обработки
краевых швов,
подкройных обтачек,
горловины, пройм
изделия. Закрепление
навыков обработки
карманов, воротника,
выполнения складок.
Закрепление навыков
снятия мерок для
построения чертежей
плечевых и поясных
изделий,
изготовления
выкроек. Экономное
раскладывание
выкроек на ткани.

блузы.
453.

454.

17

18

455.

Простейшее моделирование
(перенос нагрудной
вытачки).
Расчет расхода ткани на
блузу.
Проверка чертежа.

19
456.

21

Проверка изготовленной
выкройки.
Перенесение нагрудной
вытачки.

22

Раскладка выкройки на
ткань.

20

457.

458.

459.
460.
461.
462.
463.
464.
465.
466.
467.
468.
469.
470.

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Раскрой блузы с припуском
на швы.
Прокладывание
копировальных стежков.
Сметывание нагрудных
вытачек.
Сметывание плечевых
срезов блузы.
Сметывание боковых срезов
блузы.
Проведение примерки
блузы.
Устранение дефектов после
примерки блузы.
Внесение изменений в
выкройку блузы.
Раскрой и обработка косой
обтачки.
Обработка горловины косой
обтачкой.
Обработка рукавов косой
обтачкой.
Обработка боковых срезов
стачным швом.

471.
472.

473.
474.

475.
476.

35
36

37
38

39
40

477.
41
478.

42

479.
43
480.

481.
482.
483.
484.

44

45
46
47
48

485.
49
486.

487.

50

51

Обработка боковых срезов
на краеобметочной машине.
Обработка швом
вподгибку с закрытым
срезом нижнего среза
блузы.
Утюжка и складывание
блузки по стандарту.
Техника безопасности в
швейной мастерской.
Работа с журналом мод,
выбор фасона прямой юбки.
Снятие мерок для
изготовления юбки.
Построение чертежа прямой
юбки.
Подготовка ткани,
раскладывание выкройки.
Обмеловка и вырезание
деталей.
Подготовка деталей кроя
юбки к обработке.
Сметывание основных
деталей. Подготовка юбки к
примерке.
Проведение примерки юбки.
Обработка передних и
задних вытачек юбки.
Обработка заднего среза
юбки.
Обработка шлицы в
заднем срезе юбки.
Обработка боковых
срезов.
Приметывание тесьмы
«молния» к подогнутым
краям застежки.
Настрачивание краев
застежки на тесьму
«молния».

488.

52

489.

53

490.

54

491.
55
492.
56
493.

57

494.
58
495.

22.Самостояте
льная работа.
(12 ч)

1

496.
2
497.
3
498.
4
499.
5
500.
6
501.

7

502.
8
503.
9

Обработка притачного
пояса.
Соединение притачного
пояса с верхним срезом
юбкой.
Разметка и обметывание
петли.
Заметывание нижнего
среза.
Закрепление подгиба
нижнего среза юбки
ручными стежками.
Окончательная отделка,
утюжка изделия.
Проверка качества, анализ
изделия.
Самостоятельная работа
«Построение чертежа
воротника».
Самостоятельная работа
«Обтачивание воротника
с кантом».
Самостоятельная работа
«Обработка воротника
косой бейкой».
Самостоятельная работа
«Чистка и смазка
швейной машины».
Самостоятельная работа
«Соединение манжета с
кружевом».
Самостоятельная работа
«Изготовление тканевых
воздушных петель».
Самостоятельная работа
«Выполнение жабо».
Самостоятельная работа
«Вышивание логотипа на
кармане».
Самостоятельная работа
«Настрачивание
аппликации на место
разрыва».

Слушание
объяснений учителя.
Работа в кабинете
швейного дела.
Рассматривание
плакатов по технике
безопасности при
работе на швейной
машине.
Выполнение
самостоятельных
работ. Выполнение
отдельных операций
без предварительного
сметывания.
Выполнение ручных
и машинных строчек.
Выполнение
операций ВТО.
Выполнение мелкого
ремонта элементов
одежды. Закрепление
навыков
обслуживания
швейного
оборудования.

504.
10
505.
11
506.
507.
508.

12
23.
Контрольная
работа. (4 ч).

1
2

509.
3
510.

4

Самостоятельная работа
«Застрачивание
распоротого шва».
Самостоятельная работа
«Выполнение
декоративной штопки».
Самостоятельная работа
«Пришивание пуговиц».
Контрольная работа
«Раскрой наволочки 70х50».
Контрольная работа
«Обработка поперечных
срезов».
Контрольная работа
«Обработка долевых
срезов».
Контрольная работа
«Утюжка изделия».

Слушание
объяснений учителя.
Работа в кабинете
швейного дела.
Выполнение
контрольной работы.
Пошив наволочки с
проведением анализа.

7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение включает:
Демонстрационные печатные схемы, таблицы по изучаемым темам урока:
- таблица «Ручные стежки»;
- таблица «Стежки временного назначения»;
- таблица «Стежки постоянного назначения»;
- таблица «Классификация волокон»;
- таблица «Классификация строчек»;
- таблица «Устройство швейной машины»;
- таблица «Устройство челночного механизма»;
- таблица «Устройство регулятора натяжения верхней нитки»;
- таблица «Устройство челночного механизма»;
- таблица «Схема заправки верхней нитки»;
- таблица «Схема заправки нижней нитки»;
- таблица «Устройство челночного колпака»;

- таблица «Устройство швейной иглы»;
- таблица «Терминология утюжильных работ»;
- таблица «Краевые швы»;
- таблица «Соединительные швы».
Раздаточный материал:
- карточки с заданиями по швейному делу;
- дидактический материал.
Наглядный демонстрационный материал:
- образцы строчек и швов;
- образцы поузловой обработки;
- образцы - эталоны готовых изделий;
Оборудование:
- классная магнитная доска;
- угольник;
- линейка – лекало;
- манекен;
- стол раскройный;
- швейные машины;
- утюг;
- доска гладильная;
- краеобметочная машина;
Приспособления:
- наперсток;
- распарыватель;
- булавки:
Инструменты:
- ножницы;
- иглы швейные и машинные;
- резец.
Материалы:
- ткань;
- нитки.
Учебно-методическое обеспечение представлено учебными пособиями для
учащихся и методическими пособиями для учителя.
Учебные пособия
Методические пособия
для учащихся
учителя

Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
Технология. Швейное дело. 5 класс:
учебник
для
спец.
(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ –
М.: Просвещение, 2021.
Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
Технология. Швейное дело. 6 класс:
учебник
для
спец.
(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ –
М.: Просвещение, 2020.
Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
Технология. Швейное дело. 7 класс:
учебник
для
спец.
(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ –
М.: Просвещение, 2019.
Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
Технология. Швейное дело. 8 класс:
учебник
для
спец.
(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ –
М.: Просвещение, 2020.
Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина.
Технология. Швейное дело. 9 класс:
учебник
для
спец.
(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ –
М.: Просвещение, 2019.

Программно - методическое обеспечение для
10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида:
пособие для учителя/ под ред. Н.М.
Платоновой, А.М. Щербаковой. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015г.
Л.Д.
Караченцева,
О.П.
Власенко.
Технология. – 5-9 классы: дополнительные и
занимательные
материалы/авт.–
сост.–
Волгоград: Учитель, 2015.
Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 59 класс (девочки). – 3-е изд. – М.: 5 за знания,
2015.
Маркуцкая
С.Э.
Технология.
Обслуживающий труд. Тесты. – 2-7 классы
/С.Э. Маркуцкая. – 2-е изд., перераб. и испр. –
М.: Издательство «Экзамен», 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».