Рабочая программа элективного курса Слово в литературе. Подготовка к ЕГЭ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Слово в литературе. Подготовка к ЕГЭ» на
базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №
413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег.
номер — 24480), с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО В
ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Элективный курса «Слово в литературе .Подготовка к ЕГЭ» способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так
как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального
самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и
приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и
общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение
и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и
понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать
в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу
литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом
русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует
формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Родная русская литература» учтены этапы
российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и
зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых
предметных результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех

обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублѐнном уровне реализуются
в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный
уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО В ЛИТЕРАТУРЕ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Цели изучения элективного курса «СЛОВО В ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
в средней школе состоят в сформированности чувства причастности к
отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности
поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностносмысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании
коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и
способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой
и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении старшеклассников к
лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы
духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству
познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним,
приобщением к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры, ориентированы на
воспитание и развитие потребности в чтении художественных произведений, знание
содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой
классической и современной литературы, в том числе литератур народов России, а также
на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы
собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях,
содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной
культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учѐтом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с

современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления об
историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием
представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять
произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности
элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем, идей,
проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной
автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни,
направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами
информационной переработки текстов с использованием важнейших литературных
ресурсов, в том числе в сети Интернет.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО В ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К
ЕГЭ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса в 10 классе основного среднего образования на
базовом уровне в учебном плане отводится 34 часов, 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО
В ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение элективного курса в средней школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражѐнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
родной (русской) литературе для среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение

жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с
жизненными ситуациями, изображѐнными в литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России в контексте изучения произведений русской
и зарубежной литературы, а также литератур народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их
воплощению в литературе, а также достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде, отражѐнным в художественных произведениях;
 идейная убеждѐнность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями
народов России, в том числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:



эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том
числе литературы;
 убеждѐнность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой
поведения и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной
деятельностью
героев
отдельных
литературных
произведений;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, представленных в
художественной литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учѐтом осмысления опыта
литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;



расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур
народов России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и
самостоятельно прочитанные литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на
литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного
образования,
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своѐ поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты,
учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения элективного курса «Слово в литературе.
Подгогтовка к ЕГЭ» для среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать еѐ всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;



выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов историколитературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на
основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на
художественные
произведения;
способностью
и
готовностью
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учѐтом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретѐнный опыт, в том числе
читательский;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и
изучения литературных произведений, в познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и

интерпретацию информации различных видов и форм представления при
изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад,
реферат, аннотация и др.) с учѐтом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, еѐ
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой
работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
 развѐрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения
свою точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на
уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с
учѐтом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с
учѐтом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и
предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображѐнным в художественной
литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой
на читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
 оценивать приобретѐнный опыт с учѐтом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приѐмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на
примеры из художественных произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в
том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных
произведениях;
 признавать своѐ право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные
темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения элективного курса в средней школе должны
обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;

3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов
России;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в нѐм смыслов и
наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и
фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции,
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной
литературе и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объѐм сочинения – не менее 250 слов); владение умением

редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
10 КЛАСС
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную
литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание
роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и
современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания,
с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на
литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учѐтом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учѐтом неоднозначности заложенных в
нѐм смыслов и наличия в нѐм подтекста) с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):

конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и
фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учѐтом норм русского
литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО В ЛИТЕРАТУРЕ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ»
Требования к сочинению на литературную тему.
Критерии оценивания
Сочинение как текст.
Основные признаки текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие определѐнной стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие
жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развѐрнутый план работы
рад сочинением
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений
(историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое).

Заключительная часть сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения Выражение
собственной позиции. Использование клише при написании сочинения
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности
Редактирование текста сочинения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2

3

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Введение.
Ознакомление с
содержанием задач
ЕГЭ. База данных.
Темы итогового
сочинения.

1

Проблемнотематическая
типология
сочинений.

1

Жанровая
классификация
сочинений.

1

контроль
ные
работы

практиче
ские
работы

0

0

0

0

0

1

Дата
изучени
я

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные Воспитательный компонент
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Слушание
объяснений учителя;
объяснение
наблюдаемых
явлений; анализ
проблемной
ситуации.

Диалог, полилог,
опрос, конспект

МЭШ

Слушание и анализ
выступления
одноклассников;
систематизация
учебного материала;
анализ проблемных
ситуаций. Анализ
эпизода, сцен.

Доклад;
конспект;
диалог;
письменный
ответ.

МЭШ

Слушание
объяснений учителя;
самостоятельная
работа с учебной
литературой;
написание докладов;
объяснение
наблюдаемых
явлений. Анализ
образа героя.

Диалог, полилог,
письменный
ответ;
творческая
работа;
практическая
работа. Анализ
текста.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

4

Сочинениехарактеристика.
Сочинение –
литературный
портрет.

1

0

0

Отбор и сравнение
материалов по
нескольким
источникам;
просмотр учебного
фильма; выполнение
работы практикума.
Заучивание наизусть.

Опрос;
письменный
ответ;
творческое
задание.

МЭШ
РЭШ

5

Сочинениерецензия.
Сочинение –
литературнокритическая статья

1

0

0

Слушание
объяснений учителя;
написание докладов;
просмотр учебного
фильма.
Сопоставление
произведений.

Письменный
ответ; опрос.
Конспект.

6

Литературное
произведение как
идейнохудожественное
целое.

1

0

1

Самостоятельная
работа с учебным
материалом;
систематизация
учебного материала;
выполнение работ

Диалог;
практическая
работа. Анализ
поэтического
текста.

МЭШ

Литературный
образ, персонаж,
литературный тип,
характер,
литературный
герой.

1

Диалог; опрос;
конспект;
устный и
письменный
ответ.

МЭШ

7

0

0
Сочинение-очерк
(или сочинениерассказ).

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

8

9

10

11

12

Тема, идея.

1

Проблема, пафос,
конфликт.

1

Сюжет,
композиция, жанр.

1

Литературное
направление
(течение),
художественный
метод, стиль.

1

Особенности
эпических

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

Слушание и анализ
выступления
одноклассников;
работа с научнопопулярной
литературой. Анализ
текста.

Диалог;
конспект;
устный и
письменный
ответ на вопрос;
эссе.

МЭШ
РЭШ

Работа со словарем.
Проект.
Написание рефератов
и докладов.
Самостоятельный
анализ произведения.

МЭШ

Работа со словарем.
Самостоятельная
работа с учебным
материалом. Анализ
проблемных
ситуаций. Анализ
текста.

Доклад;
конспект; опрос.
Анализ текста.

МЭШ

Работа со словарем.
Работа с
художественным
текстом. Слушание
объяснений учителя.

Опрос; доклад;
конспект.

МЭШ

Слушание
объяснений учителя;

Диалог; опрос;
конспект;

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину.

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства

произведений.

13

14

15

16

Лирические
произведения.
Специфика
драматических
произведений.

1

0

Способы
1
составления планов
сочинений,
принципы членения
различных тем.

0

Наиболее типичные 1
логические и
грамматикостилистические
ошибки и пути их
устранения.

0

Пробное
сочинение.

0

1

1

1

1

1

анализ выступления
одноклассников;
наблюдение над
языковым
материалом.

доклад.

РЭШ

ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Анализ выступления
одноклассников;
наблюдение над
языковым
материалом. Запись
плана лекции.

Диалог; опрос;
практическая
работа

МЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Отзыв о
прочитанном,
пересказ с
элементами анализа
текста.

Аналитическая
работа.

МЭШ

Слушание и анализ
выступлений
одноклассников;
самостоятельная
работа с текстом.

Опрос, конспект.
Анализ текста.

МЭШ

Составление плана
как прием анализа.
Самостоятельный

Самостоятельная
работа.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа
Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

анализ произведения.
17

Анализ
выполненных
работ.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

17

0

1

Слушание и анализ
выступлений
одноклассников.
Написание докладов.
Анализ текста.

Практическая
работа.

МЭШ
РЭШ

Воспитание
уважения
к
своему
народу,
чувства
ответственности
перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее своего народа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой
аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
2.Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.:
Паритет, 2000 Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации
для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1999
3.Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват.
организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. :
Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзамен с
«Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». –
«Просвещение», М., 2000.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11
класс». – «Дрофа», М., 2002.
7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова».
Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М.,
1986.
8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к
факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». –
М., 1986.
9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
12. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное
сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)
Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки (http://bibliogid.ru/)
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
(http://lit.1september.ru/)
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная
энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)
Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»(http://www.feb-web.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».