Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа В мире музыки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Проблема развития эмоций и воли является одной из наиболее важных и
сложных проблем психологии и педагогики. Музыка является важным средством
эмоционального и эстетического развития детей. Особенно важно развивать данное
направление в коррекционной сфере.
В настоящее время очевидна актуальность внедрения в образовательный
процесс развивающих арт-технологий, включая его музыкальное направление.
Новизна программы заключается в использовании комплекса современных
методик и технологий художественной направленности в коррекционных целях,
инклюзивное обучение детей, общее развитие детей через обучение музыкальному
мастерству, через накопление новых позитивных переживаний. Инклюзивное
обучение детей в музыкальных группах является целесообразным, так как
музыкальная одаренность дает возможность детям почувствовать свою
значимость, успешность.
Педагогическая целесообразность программы. В процессе реализации
программы дети получают разностороннее развитие способностей, развитие
эмоционально-волевой сферы в естественной для себя среде. В самостоятельном
музицировании ребенок находит свою значимость, повышается уверенность в себе,
самооценка, что очень важно для каждого ребенка. Музыкальные занятия являются
хорошим сопровождающим средством в общем психолого-педагогическом
развитии детей.
Практическая направленность программы. Выявление проблем
эмоционально-волевой сферы детей в процессе обучения, таких как эмоциональное
напряжение, проявление дезадаптации в поведении ребенка, неадекватное
отношение к себе и к другим и так далее, коррекция эмоциональных реакций через
виды музыкальной деятельности. В программе представлены следующие виды
музыкальной деятельности: сольное пение, пение в ансамбле, игра на детских
музыкальных инструментах, музыкальная игра-драматизация, слушание музыки,
выступление на сцене, движение под музыку. Очень важна роль коллективного
музицирования, где каждый ребенок ощущает взаимодействие с другими детьми, а
часто и взаимопомощь, что положительно влияет на снятие многих негативов:
волнения, боязни, неуверенности в себе. Занятия состоят из двух частей: 1)
музыкально-хоровая деятельность, 2) слушание и анализ музыки. Методика
занятий основана на игровых приемах, импровизации, но она точно привязана к
основным этапам постепенного и постоянного наращивания знаний и навыков.
Программа способствует развитию творческого потенциала детей через решение
комплекса творческих задач.

Цель программы
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей через музыкальное
воспитание посредством приобретения навыков в области прослушивания музыки,
детского музыкального творчества и музицирования.
Задачи:
 Освоить навыки в различных видах музыкальной деятельности,
соответствующих детским возможностям.
 Развивать общие и узко музыкальные способности детей (слуха, голосового
диапазона, внимания, чувства ритма).
 Развивать познавательную активность детей, обогатить знаниями и
представлениями об окружающем мире.
 Способствовать логопедической коррекции нарушений речи.
 Осуществлять коррекцию поведения ребенка.
 Приобщить детей к русской и мировой музыкальной культуре.
 Развивать коммуникативные навыки, воспитывать навыки самоконтроля,
самооценки.
Продолжительность программы
Срок реализации программы – 1 год.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, общее количество в год – 36 часов.
Продолжительность занятия - учебное время 45 минут, 15 минут – короткий
перерыв, проветривание.
Структура проведения занятия определяется в соответствии с возрастом
детей и требованиями СанПиН:
- для детей 6-10 лет: 5 минут – организационный момент, 20-25 минут
образовательная деятельность, 5-10 минут – динамическая пауза, 10 минут –
рефлексия, подведение итогов;
- для детей 10-18 лет: 5 минут – организационный момент, 35 минут
образовательная деятельность, 5 минут – рефлексия, подведение итогов

Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование разделов

Количество часов
Практика
Всего Теория

Презентация
деятельности
творческого
объединения, запись.
Вводное занятие.

1

1

1

1

0,5

0,5

3.

Подготовка вокалиста к
пению.

3

1

2

4.

Певческое дыхание.

4

2

2

5.

Индивидуальные
занятия.
Дикция.

3

Репетиция на сцене.
Выступление на
массовом
воспитательном
мероприятии.
Чистота интонирования.

5

1.

2.

6.
7.

8.

3

2

Индивидуальные
занятия.
Музыкальное движение.

3

3

12.

Индивидуальные
занятия.
Правила сцены.

13.

Репетиция на сцене.

3

9.
10.
11.

2

2

3
1

2
5

1

1
3

1

1
3

0,5

1,5

3

Форма
аттестации/
контроля
Запись по
итогам
прослушивания
Опрос,
коллективное
обсуждение
Самооценка,
оценка
педагога
Контроль
звукоизвлечени
я,
прослушивание
Оценка
педагога.
Самостоятельн
ая работа
Выступление.
Анализ
выступления.
Опрос, оценка
педагога
Оценка
педагога
Самостоятельн
ая работа
Оценка
педагога.
Опрос,
самооценка,
оценка
педагога
Коллективное
обсуждение,
оценка

14. Итоговое занятие
Итого
часов:

1
36

8

1
28

готовности к
выступлению
Концерт

Содержание учебного плана
1. Презентация деятельности творческого объединения.
Презентация деятельности в рамках экскурсии отрядов по Центру детского
творчества. Прослушивание детей, запись по итогам прослушивания.
2. Вводное занятие.
Теория: беседа по технике безопасности «Здоровье и уход за голосом».
Определение цели, задач курса.
Практика: повторное прослушивание, определение ширины диапазона.
Формирование временного исполнительского коллектива. Настройка певческих
голосов детей. Работа со сборником «Песню возьмем с собой».
3. Подготовка вокалиста к пению.
Теория: беседа «Певческая установка».
Практика: разминка для снятия внутреннего напряжения. Разучивание
комплекса вокально-технических упражнений (далее – распевание). Разучивание
мелодии на удобный гласный звук. Разучивание партий.
4. Певческое дыхание.
Теория: беседа «Дыхание как основа вокальной техники». Определение
понятия «цепное дыхание».
Практика: знакомство с дыхательными упражнениями. Распевание.
Знакомство с новым произведением. Отбор детей для индивидуальных занятий.
5. Индивидуальные занятия.
Разминка – подготовка к пению. Распевание. Подбор произведения для
исполнения. Знакомство с мелодией и текстом. Разучивание.
6. Дикция.
Теория: определение понятий «дикция», «артикуляционный аппарат».

Практика: дыхательные упражнения. Распевание (включаются упражнения
на освобождение артикуляционного аппарата от напряжения, скороговорки).
Работа над произведением (соединение мелодии и текста).
7. Репетиция на сцене. Концертное выступление. Анализ промежуточных
результатов.
8. Чистота интонирования.
Теория: определение понятий «унисон», «двухголосие», «a`capella».
Практика: дыхательные упражнения. Распевание (включаются упражнения
на двухголосие). Музыкальная игра «Колокольный звон» Работа над
произведениями (пение piano, пение с закрытым ртом, пение без сопровождения,
двухголосие).
9. Индивидуальные занятия. Разминка – подготовка к пению. Распевание.
Отработка музыкальных фраз, окончаний, расстановка акцентов.
10. Музыкальное движение.
Теория: беседа – диалог «Приемы творческого самовыражения при
подготовке выступления. Пластическое интонирование».
Практика: тренинг «Основы актерского мастерства» Импровизация с
движениями для создания яркого творческого образа. Отработка и заучивание
танцевальных движений.
11. Индивидуальные занятия.
10.1. Разминка – подготовка к пению. Распевание.
10.2. Работа над песней: постановка движений, соединение пения и
движения, обучение работе с микрофоном.
12. Правила сцены.
Теория: беседа – диалог «Законы сцены».
Практика: дыхательные упражнения. Распевание. Работа над творческими
номерами: повторение танцевальных движений, соединение пения и движения,
обучение работе с микрофоном, практика выхода, ухода со сцены, поклоны.
13. Репетиция на сцене с аппаратурой.

14. Итоговое занятие.
Генеральная репетиция. Концертное выступление, подведение итогов
Планируемые результаты
К концу учебного года в случае успешной реализации программы, будет
наблюдаться положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы у
учащихся.
- Дети освоят основные навыки слушания музыки, творчества и
музицирования.
- Ожидается положительная динамика в развитии общих и узко-музыкальных
способностей детей (развитие слуха, голосового диапазона, внимания, чувства
ритма).
- Увеличится познавательная активность детей, через обогащение знаниями
и представлениями об окружающем мире.
- Улучшится речевая функция детей, а также стабилизируется самоконтроль
поведения. В конце первого полугодия будут знать значения элементарной
музыкальной терминологии, первичные теоретические понятия, различать на слух
высокие и низкие звуки, знать названия основных детских музыкальных
инструментов, определять лад произведения.
К концу обучения у детей:
- сформируются представления о русской и мировой музыкальной культуре.
- дети смогут осуществлять анализ элементов музыкального языка – лада,
метра, ритма, направления мелодии;
-смогут интонировать звуки в своем певческом диапазоне;
- приобретут умение выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
- будут уметь поддерживать ритм песен на детских ударных инструментах.

Календарный учебный график
№ п/п

Месяц

Число

Время
проведения

Форма занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

Презентация
творческого
объединения

Кабинет
№3, 1 этаж
Школа

Запись в
творческое
объединение

1

Вводное
занятие.

Кабинет
№3, 1 этаж
Школа

Опрос,
коллективное
обсуждение

3

Подготовка
вокалиста к
пению.

Кабинет
№3, 1 этаж
Школа

Самооценка,
оценка
педагога

Певческое
дыхание.

Контроль
Кабинет
звукоизвлечени
№3, 1 этаж
я,
Школа
прослушивание

1
экскурсия

1

2
Беседа+практикум

3
Беседа+практикум

4

Беседа + тренинг

4

5
Практикум

3

Кабинет
Индивидуальные №3, 1 этаж
занятия.
Школа

Оценка
педагога.

6
Беседа +
практикум

3

Дикция.

Кабинет
№3, 1 этаж Самостоятельн
ая работа
Школа

7

Репетиция

4

Беседа +
практикум

3

Репетиция на
сцене.
Выступление на
массовом
воспитательном
мероприятии.

Клуб

Выступление.
Анализ
выступления.

8
Чистота
интонирования.

Кабинет
№3, 1 этаж
Школа

Опрос, оценка
педагога

9
Практикум

3

Кабинет
Индивидуальные №3, 1 этаж
занятия.
Школа

10
Беседа + тренинг

2

Практикум

3

Музыкальное
движение.

Оценка
педагога

Кабинет
Самостоятельн
ая работа
№3, 1 этаж
Школа

11
Кабинет
Индивидуальные №3, 1 этаж
занятия.
Школа

Клуб

Опрос,
самооценка,
оценка
педагога

Клуб

Коллективное
обсуждение,
оценка
готовности к
выступлению

12
Беседа +
постановка

2

Правила сцены.

13
Репетиция

3

Репетиция на
сцене.

Оценка
педагога.

14

Генеральная
репетиция +
концерт

1

Итоговое
занятие

Клуб

Концерт

Методическое обеспечение программы
№
п/
п

Тема занятия

Форма занятия Приемы и методы
организации
учебновоспитательного
процесса
экскурсия
Реклама
деятельности,
рассказ,
прослушивание.

Методические и
дидактические
материалы

Техническо
е
оснащение
занятий

1

Презентация
творческого
объединения

2

3

Форма
контроля

Фотографии,
альбомы

Вводное
занятие.

Беседа+практик
ум

Повторное
прослушивание,
входное
анкетирование, опрос
мнений.

Анкеты, сборники
«Песню возьмем с
собой», материалы
для беседы.

Подготовка
вокалиста к
пению.

Беседа+практик
ум

Беседа, показ,
сравнение,
практическая работа,
вокально-технические
упражнения

Фонограммы,
тексты, материалы
для беседы.

Клавишный
Запись в
музыкальны
творческое
й
объединение
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный
Опрос,
музыкальны коллективное
обсуждение
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный Самооценка,
оценка
музыкальны
педагога
й
инструмент,

4

Певческое
дыхание.

Беседа +
тренинг

Беседа, показ,
сравнение,
практическая работа,
упражнения.

Фонограммы,
тексты, материалы
для беседы.

5

Индивидуальн
ые
занятия.

Практикум

Вокально-технические
упражнения,практичес
кая работа.

Фонограммы

6

Дикция.

Беседа +
практикум

Рассказ, показ,
практическая работа,
игра.

Фонограммы,
тексты, материалы
для беседы.

7

Репетиция на
сцене.
Выступление

Репетиция

Практическая работа.
Промежуточная

Фонограммы

музыкальны
й
центр.
Клавишный
Контроль
музыкальны звукоизвлече
ни
й
я,
инструмент,
прослушиван
музыкальны
ие
й
центр.
Клавишный
Оценка
педагога.
музыкальны
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный Самостоятель
н
музыкальны
ая работа
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Звуковая
Выступление.
Анализ
аппаратура
выступления.

8

на массовом
воспитательно
м
мероприятии.
Чистота
интонирования
.

аттестация

Беседа +
практикум

Показ, объяснение,
практическая работа,
игра.

Фонограммы,
тексты, материалы
для беседы.

Вокально-технические
упражнения,
практическая работа

Фонограммы,
тексты.

Объяснение,
обсуждение,
практические
упражнения, игра.

Фонограммы,
тексты, материалы
тренинга «Основы
актерского
мастерства».

Вокально-технические
упражнения, показ,

Фонограммы,
тексты.

9

Индивидуальн
ые занятия.

Практикум

10

Музыкальное
движение.

Беседа +
тренинг

11

Индивидуальн
ые занятия.

Практикум

Клавишный
Опрос,
оценка
музыкальны
педагога
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный
Оценка
педагога
музыкальны
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный Самостоятель
н
музыкальны
ая работа
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Клавишный
Оценка
педагога.

практическая работа.

музыкальны
й
инструмент,
музыкальны
й
центр.
Звуковая
аппаратура

12

Правила
сцены.

Беседа +
постановка

Объяснение,
показ,сравнение,
практическая работа.

Фонограммы,материа
лы для
беседы.

13

Репетиция на
сцене.

Репетиция

Практическая работа.

Фонограммы.

Звуковая
аппаратура

14

Итоговое
занятие

Генеральная
репетиция +
концерт

Практическая работа,
подведение итогов,
анкетирование.

Фонограммы,
анкеты, дипломы.

Звуковая
аппаратура

Опрос,
самооценка,
оценка
педагога
Коллективное
обсуждение,
оценка
готовности к
выступлению
Концерт

Условия реализации ДООП
Программа будет успешно реализована:
 при хорошей посещаемости занятий детьми;
 если выдан весь предусмотренный программой теоретический и
практический материал;
 если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся,
мотивация их деятельности;
 если создан банк фонограмм творческих номеров.
Условием реализации является наличие помещения для занятий,
возможность проведения репетиций в концертном зале клуба, крепкая
материально-техническая база:
1. Клавишный музыкальный инструмент (KORG PA 500).
2. Музыкальный центр.
3. Звуко-усилительная аппаратура для массовых мероприятий.
4. Шнуровые микрофоны и радиосистемы, система обработки голоса.
5. Микрофонные стойки.
6. Ноутбук с наличием компьютерных программ для создания, записи
фонограмм.
Формы аттестации
Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые
занятия для педагогов, администрации, родителей, а также зрителей –
кружковцев. При анализе результатов обученности учитываются мнение – оценка
педагога и зрительская реакция. Оцениваются овладение элементарными
музыкальными терминами, раскрытие характера произведений, работа в
вокальной группе.
Основные принципы оценивания
 доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
 положительное отношение к усилиям воспитанника;
 конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
 конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а
также качественная система оценок.
Оценочные материалы
Оценка достижений результатов проводится по методике «Комплексная
оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Результаты итоговой аттестации

характеризуют уровень достижения результатов освоения программы. Оценка
результатов каждого учащегося производится по уровню активности и
заинтересованности на занятиях. Проводится статистика наполняемости групп,
сохранение контингента обучающихся, наблюдение, анализ итоговых
мероприятий, анализ продуктов деятельности педагога и его воспитанников.
Рекомендуемым методом оценивания является метод наблюдения, метод
тестирования, устного опроса, викторины. В оценке достижений планируемых
результатов используется «метод сложения», при котором фиксируется
достижение уровня развития, соответственно возрасту. Итоговая оценка
результатов освоения программы определяется по результатам промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты
внутреннего мониторинга достижений обучающихся, отражают динамику
развития способностей детей. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе
совместной оценочной деятельности педагога и обучающихся и является
внутренней оценкой.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в
форме накопленной оценки, в формах сбора данных (с помощью итоговых тестов),
демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов
деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.
Оценка уровня обученности
Время
Критерии
проведения
Сентябрь
Чуткое
слушание
своего
голоса
в
хоровом звучании, в
сольных партиях
Январь
Понимание основных
понятий
вокального
мастерства
Умение
грамотно произносить
текст в исполняемых
пьесах

Май

Показатель

Метод

Свободное
Наблюдение
интонирование
Прослушивание
выученной
партии
Овладение
Тестирование
лексиконом
и
вокальными
понятиями
Чёткая дикция,
правильное
произношение
текста,
постановка
ударения
Умение вживаться в Создание
Инсценировка
создаваемый
образ сценического
песни.
песни
образа
различных
жанров

Оценка уровня
1. Высокий
(3 балл) –в полной
мере
овладение вокальнохоровыми навыками
2. Средний (2 балл) –
не
всегда
правильное
произношение
текста и создание
образа
3. Низкий (1 балл) –
отсутствие желания
работать над собой

Список литературы
1. Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2000. – 207 – 210 с.
2. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое
пособие для руководителей образовательных учреждений дополнительного
образования детей, методистов и специалистов по 29 дополнительному
образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей
ИПК. – Ростов – н/Д: изд-во Учитель», 2005. – 324с.
3. Программы дополнительного образования детей: Сборник авторских
программ «Центра детей и юношества»: В 2-х частях /Под ред. Т.А. Цветковой. –
Ч. 2. – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, издательский центр «Пионер». – 2007. – с. 51 –
67.
4. Мир вокального искусства. Программа, разработки занятий, методические
рекомендации / авт. – сост. Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Уроки пения. Журавленко Н.И. – МИ: Полиграфмаркет, 1998 г.
6. Пособие для музыкального самообразования. – М.: Музыка, 2000.
7. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей. –Издательство АСТ, 2007 г.
8. В.В. Емельянов. Развитие голоса и тренаж. – СПб.: Лань, 1997.
9. Дополнительное образование и воспитание. № 8, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».