ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Программапорусскомуязыкунауровнеосновногообщегообразованияподготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русскогоязыкаилитературывРоссийскойФедерации(утвержденараспоряжениемПравительства Российской Федерации от 9 апреля2016 г № 637-р), федеральнойрабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемыхтребований к результатам освоения основной образовательной программы основногообщегообразования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка,местовструктуреучебногоплана,атакжеподходыкотборусодержанияиопределениюпланируемыхрезультато в. Содержаниеобученияраскрываетсодержательныелинии,которыепредлагаютсядляобязательногоизучениявка ждомклассенауровнеосновногообщегообразования.Планируемыерезультатыосвоенияпрограммыпорусскомуязы кувключаютличностные,метапредметныерезультатызавесьпериодобучениянауровнеосновногообщегообразовани я,атакжепредметныедостиженияобучающегосязакаждыйгод обучения. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РУССКИЙЯЗЫК» Русскийязык–государственныйязыкРоссийскойФедерации,языкмежнационального общения народов России, национальный язык русского народа.Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык являетсясредствомкоммуникациивсехнародовРоссийскойФедерации,основойихсоциальноэкономической,культурной идуховнойконсолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функцийгосударственногоязыкаиязыкамежнациональногообщенияважныдлякаждогожителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежностиЗнаниерусскогоязыкаивладениеимвразныхформахегосуществованияифункциональныхразновид ностях,пониманиеегостилистическихособенностейивыразительныхвозможностей,умениеправильноиэффективно использоватьрусскийязыквразличныхсферахиситуацияхобщенияопределяютуспешностьсоциализацииличностии возможностиеёсамореализациивразличныхжизненноважныхдлячеловека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,обеспечиваетмежличностноеисоциальноевзаимодействиелюдей,участвуетвформированиисознания,самос ознанияимировоззренияличности,являетсяважнейшимсредствомхраненияипередачиинформации,культурныхтра диций,историирусскогоидругихнародовРоссии. Обучениерусскомуязыкунаправленонасовершенствованиенравственнойикоммуникативнойкультурыобучаю щегося,развитиеегоинтеллектуальныхитворческихспособностей,мышления,памятиивоображения,навыковсамост оятельнойучебной деятельности,самообразования. Содержаниепорусскомуязыкуориентированотакженаразвитиефункциональнойграмотностикакинтегративно гоумениячеловекачитать,пониматьтексты,использоватьинформациютекстовразныхформатов,оцениватьеё,размы шлятьоней,чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальнойжизни. ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РУССКИЙЯЗЫК» Изучениерусскогоязыканаправленонадостижениеследующихцелей: осознаниеипроявлениеобщероссийскойгражданственности,патриотизма,уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации иязыку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку каккобщероссийскойценности,формевыраженияихранениядуховногобогатстварусского и других народов России, как к средству общения и получения знаний вразных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийскойирусскойкультуре, ккультуреиязыкамвсех народовРоссийскойФедерации; овладениерусскимязыкомкакинструментомличностногоразвития,инструментомформированиясоциальныхвз аимоотношений,инструментомпреобразованиямира; овладениезнаниямиорусскомязыке,егоустройствеизакономерностяхфункционирования,остилистическихрес урсахрусскогоязыка;практическоеовладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапасаииспользованиевсобственнойречевойпрактикеразнообр азныхграмматическихсредств;совершенствованиеорфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевомусамосовершенствованию; совершенствованиеречевойдеятельности,коммуникативныхумений,обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуацияхформальногоинеформальногомежличностногоимежкультурногообщения;овладение русским языком как средством получения различной информации, в томчислезнанийпоразным учебнымпредметам; совершенствованиемыслительнойдеятельности,развитиеуниверсальныхинтеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,классификации,установленияопределённыхзакономерностейиправил,конкретизациивпроцессе изучениярусскогоязыка; развитиефункциональнойграмотностивчастиформированияуменийосуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимуюинформацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов(сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактикинформационносмысловойпереработкитекста,способыпониманиятекста,егоназначения,общегосмысла,коммуникативногонамере нияавтора;логическойструктуры,роли языковыхсредств. МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РУССКИЙЯЗЫК»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ ВсоответствиисФГОСОООучебныйпредмет«Русскийязык»входитвпредметнуюобласть«Русскийязыкилитер атура»иявляетсяобязательнымдляизучения.Общеечислочасов,отведенныхнаизучениерусскогоязыка,составляет7 14часов:в5классе–170часов(5часоввнеделю),в6классе–204часа(6часоввнеделю),в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9классе–102часа (3часа внеделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Общиесведенияоязыке Богатство и выразительность русского языка.Лингвистикакак наука оязыке. Основныеразделылингвистики. Языкиречь Языкиречь.Речьустнаяиписьменная,монологическаяидиалогическая,полилог. Видыречевойдеятельности(говорение,слушание,чтение,письмо),ихособенности. Созданиеустныхмонологическихвысказыванийнаосновежизненныхнаблюдений,чтениянаучноучебной,художественнойинаучно-популярнойлитературы. Устныйпересказпрочитанногоилипрослушанноготекста,втомчислесизменениемлицарассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы наосновежизненныхнаблюдений. Речевыеформулыприветствия,прощания,просьбы,благодарности. Сочиненияразличныхвидовсопоройнажизненныйичитательскийопыт,сюжетнуюкартину(втом числесочинения-миниатюры). Видыаудирования:выборочное,ознакомительное,детальное. Видычтения:изучающее,ознакомительное,просмотровое,поисковое. Текст Текстиегоосновныепризнаки.Темаиглавнаямысльтекста.Микротематекста. Ключевыеслова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; ихособенности. Композиционнаяструктуратекста.Абзацкаксредствочленениятекстанакомпозиционно-смысловыечасти. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова,синонимы,антонимы,личныеместоимения,повторслова. Повествованиекактипречи.Рассказ. Смысловойанализтекста:егокомпозиционныхособенностей,микротемиабзацев,способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средстввыразительности(врамкахизученного). Подробное,выборочноеисжатоеизложениесодержанияпрочитанногоилипрослушанноготекста.Изложениесо держаниятекстасизменениемлицарассказчика. Информационнаяпереработкатекста:простойисложныйплантекста. Функциональныеразновидностиязыка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорнойречи,функциональных стилях,языкехудожественнойлитературы). СИСТЕМАЯЗЫКА Фонетика.Графика.Орфоэпия Фонетикаиграфикакакразделылингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.Системагласныхзвуков. Системасогласныхзвуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.Слог.Ударение.Свойства русскогоударения. Соотношение звуков и букв.Фонетическийанализслова. Способы обозначения [й’], мягкости согласных.Основныевыразительныесредствафонетики. Прописныеистрочныебуквы. Интонация,еёфункции.Основныеэлементыинтонации. Орфография Орфографиякакразделлингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.Правописаниеразделительныхъи ь. Лексикология Лексикологиякакразделлингвистики. Основныеспособытолкованиялексическогозначенияслова(подбороднокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснениязначенияслова(поконтексту,с помощьютолкового словаря). Словаоднозначныеимногозначные.Прямоеипереносноезначенияслова. Тематическиегруппыслов.Обозначениеродовыхивидовыхпонятий. Синонимы.Антонимы.Омонимы.Паронимы. Разныевидылексическихсловарей(толковыйсловарь,словарисинонимов,антонимов,омонимов,паронимов)ии хрольвовладениисловарнымбогатствомродного языка. Лексическийанализслов(врамкахизученного). Морфемика.Орфография Морфемикакакразделлингвистики. Морфемакакминимальнаязначимаяединицаязыка.Основаслова.Видыморфем(корень,приставка,суффикс, окончание). Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).Морфемныйанализслов. Уместноеиспользованиеслов ссуффиксамиоценкивсобственнойречи. Правописаниекорнейсбезударнымипроверяемыми,непроверяемымигласными(врамкахизученного). Правописаниекорнейспроверяемыми,непроверяемыми,непроизносимымисогласными(в рамкахизученного). Правописаниеё–опослешипящих вкорнеслова. Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з(-с).Правописаниеы– ипослеприставок. Правописание ы– ипослец. Орфографическийанализслова(врамкахизученного). Морфология.Культураречи.Орфография Морфологиякакразделграмматики.Грамматическоезначениеслова. Частиречикаклексико-грамматическиеразрядыслов.Системачастейречиврусскомязыке. Самостоятельные и служебные части речи. Имясуществительное Имясуществительноекакчастьречи.Общееграмматическоезначение,морфологическиепризнакиисинтаксичес киефункцииименисуществительного.Рольименисуществительноговречи. Лексикограмматическиеразрядыимёнсуществительныхпозначению,именасуществительныесобственныеинарицательные; именасуществительныеодушевлённыеи неодушевлённые. Род, число, падеж имени существительного.Именасуществительныеобщегорода. Именасуществительные,имеющиеформутолькоединственногоилитолькомножественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые именасуществительные.Несклоняемыеименасуществительные. Морфологическийанализимёнсуществительных. Нормыпроизношения,нормыпостановкиударения,нормысловоизмененияимёнсуществительных. Правописаниесобственныхимёнсуществительных. Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.Правописаниебезударных окончанийимёнсуществительных. Правописаниео–е(ё)послешипящихицвсуффиксахиокончанияхимёнсуществительных. Правописание суффиксов -чик– -щик-; -ек– -ик(-чик-) имёнсуществительных. Правописаниекорнейсчередованием а//о:-лаг-–-лож-;-раст-–-ращ-–-рос-;гар-– -гор-,-зар-–-зор-; -клан-– -клон-,-скак-–-скоч-. Слитноеираздельноенаписаниенесименамисуществительными. Орфографическийанализимёнсуществительных(врамкахизученного). Имяприлагательное Имяприлагательноекакчастьречи.Общееграмматическоезначение,морфологические признаки синтаксические функции имени прилагательного. Рольимениприлагательноговречи. Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.Склонениеимёнприлагательных. Морфологическийанализимёнприлагательных(врамкахизученного). Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановкиударения(врамкахизученного). Правописаниебезударныхокончанийимёнприлагательных. Правописаниео–епослешипящихицвсуффиксахиокончанияхимёнприлагательных. Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.Слитноеираздельноенаписаниенесименамиприлагательными. Орфографическийанализимёнприлагательных(врамкахизученного). и Глагол Глаголкакчастьречи.Общееграмматическоезначение,морфологическиепризнакиисинтаксическиефункциигл агола.Рольглаголавсловосочетанииипредложении,вречи. Глаголысовершенногоинесовершенноговида,возвратныеиневозвратные. Инфинитивиегограмматическиесвойства.Основаинфинитива,основанастоящего (будущегопростого)времениглагола. Спряжениеглагола. Морфологическийанализглаголов(врамкахизученного). Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (врамкахизученного). Правописаниекорнейсчередованиеме//и:-бер-–-бир-,-блест-–-блист-,-дер– -дир-,-жег-–-жиг-,-мер-– -мир-,-пер-– -пир-,-стел-–-стил-,-тер-–-тир-. Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственногочислапослешипящих. Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов .Правописаниебезударныхличныхокончанийглагола. -ова- – -ева-, -ыва- – -ива- Правописаниегласнойпередсуффиксом-л-вформахпрошедшеговремениглагола. Слитноеираздельноенаписаниенесглаголами. Орфографическийанализглаголов(врамкахизученного). Синтаксис.Культураречи.Пунктуация Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицысинтаксиса. Словосочетаниеиегопризнаки.Основныевидысловосочетанийпоморфологическимсвойствамглавногослова(и менные,глагольные,наречные).Средствасвязи словвсловосочетании. Синтаксическийанализсловосочетания. Предложениеиегопризнаки.Видыпредложенийпоцеливысказыванияиэмоциональнойокраске.Смысловыеиин тонационныеособенностиповествовательных,вопросительных,побудительных;восклицательныхиневосклицател ьных предложений. Главныечленыпредложения(грамматическаяоснова).Подлежащееиспособыеговыражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже,сочетаниемименисуществительноговформеименительногопадежассуществительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом;сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительнымвформеродительногопадежа.Сказуемоеиспособыеговыражения:глаголом,именемсуществитель ным,именемприлагательным. Тиремеждуподлежащим исказуемым. Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные членыпредложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичныесредства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства еговыражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельствпозначению(времени,места,образадействия,цели,причины,мерыистепени,условия, уступки). Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль вречи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения соднородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако,зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом приоднородных членах. Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства еговыражения. Синтаксическийанализпростогоипростогоосложнённогопредложений. Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами,связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато,да (взначении и),да(взначении но). Предложенияпростыеисложные.Сложныепредложениясбессоюзнойисоюзнойсвязью.Предложениясложносо чинённыеисложноподчинённые(общеепредставление,практическое усвоение). Пунктуационноеоформлениесложныхпредложений,состоящихизчастей,связанных бессоюзной связьюи союзамии,но,а,однако,зато,да. Предложенияспрямойречью. Пунктуационноеоформлениепредложенийспрямойречью.Диалог. Пунктуационное оформление диалога на письме.Пунктуациякакразделлингвистики. Пунктуационныйанализпредложения(врамкахизученного). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностныерезультатыосвоенияпрограммыпорусскомуязыкунауровнеосновного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными идуховно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормамиповедения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,формированиявнутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования уобучающегосябудутсформированыследующиеличностныерезультаты: 1) гражданскоговоспитания: готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ,уважениеправ,свободизаконныхинте ресовдругихлюдей,активноеучастиевжизнисемьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, втомчислевсопоставлениисситуациями,отражённымивлитературныхпроизведениях,написанныхна русскомязыке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различныхсоциальных институтоввжизничеловека; представлениеобосновныхправах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахиправилахмежличн остныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров излитературных произведений,написанных нарусскомязыке; готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаимопомощи,активно еучастиевшкольномсамоуправлении; готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(помощьлюдям,нуждающимсявней;волонтёрство); 2) патриотическоговоспитания: осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфессиональномобществе,поним аниеролирусскогоязыкакакгосударственного языка Российской Федерации и языка межнационального общениянародовРоссии,проявлениеинтересакпознаниюрусскогоязыка,кисторииикультуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностноеотношениекрусскомуязыку,кдостижениямсвоейРодины– России,кнауке,искусству,боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода,втомчислеотражённымвхудожественн ыхпроизведениях,уважениексимволамРоссии,государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,традициямразныхнародов,проживающихвродной стране; 3) духовно-нравственноговоспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,готовностьоцениватьсвоёповедение,втомчислеречевое,и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовыхнорм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальныхпоступков,свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественного пространства; 4) эстетическоговоспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругихнародов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства,осознаниеважностихудожественнойкультуры каксредствакоммуникацииисамовыражения; осознаниеважностирусскогоязыкакаксредствакоммуникацииисамовыражения;пониманиеценностиотечестве нногоимировогоискусства,ролиэтническихкультурныхтрадицийинародноготворчества,стремлениексамовыраже ниювразныхвидах искусства; 5) физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательскийопыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образжизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режимзанятийи отдыха,регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,соблюдениеправилбезопасности,втомчисленавыкибезопасногоповедениявинформационнокоммуникационнойсети«Интернет»впроцессешкольногоязыковогообразования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт ивыстраиваядальнейшие цели; умениеприниматьсебяидругих,неосуждая; умениеосознаватьсвоёэмоциональноесостояниеиэмоциональноесостояниедругих,использоватьадекватныеяз ыковыесредствадлявыражениясвоегосостояния,в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных нарусском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права наошибкуи такогоже права другогочеловека; 6) трудовоговоспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать,планироватьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в томчисленаосновепримененияизучаемогопредметногознанияиознакомлениясдеятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатамтрудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траекторииобразованияи жизненныхплановс учётом личныхи общественныхинтересов ипотребностей; умениерассказатьосвоихпланах набудущее; 7) экологическоговоспитания: ориентациянаприменениезнанийизобластисоциальныхиестественныхнаукдлярешения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки ихвозможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражатьсвоюточкузренияна экологические проблемы; повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемипутейих решения,активноенеприятиедействий,приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве слитературнымипроизведениями,поднимающимиэкологическиепроблемы,осознаниесвоейроликакгражданинаип отребителявусловияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоциальнойсред,готовностькучастиювпрактическ ойдеятельностиэкологической направленности; 8) ценностинаучногопознания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений обосновных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой,закономерностяхразвитияязыка,овладениеязыковойичитат ельскойкультурой,навыкамичтениякаксредствапознаниямира,овладениеосновныминавыкамиисследовательской деятельности,установканаосмыслениеопыта,наблюдений,поступковистремлениесовершенствоватьпутидостижен ияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия; 9) адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм иправил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,включаясемью,группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности,атакжеврамках социального взаимодействияслюдьмииздругойкультурнойсреды; потребностьвовзаимодействиивусловияхнеопределённости,открытостьопытуизнаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышенииуровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки икомпетенцииизопытадругих,необходимостьвформированииновыхзнаний,уменийсвязывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, втомчислеранеенеизвестных,осознаниедефицитасобственныхзнанийикомпетенций,планированиесвоегоразвития ,умениеоперироватьосновнымипонятиями,терминамиипредставлениямивобластиконцепцииустойчивогоразвития ,анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оцениватьсвоидействиясучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможны х глобальныхпоследствий; способностьосознаватьстрессовуюситуацию,оцениватьпроисходящиеизменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,восприниматьстрессовуюситуациюкаквызов,требующийконтрмер;оцениватьситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулироватьи оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное всложившейсяситуации,бытьготовымдействоватьвотсутствиегарантийуспеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования уобучающегосябудутсформированыследующиеметапредметныерезультаты:познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальныеучебныедействия,регулятивныеуниверсальныеучебныедействия,совместнаядеятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действиякакчасть познавательныхуниверсальныхучебныхдействий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковыхявленийипроцессов; устанавливатьсущественныйпризнакклассификацииязыковыхединиц(явлений),основаниядляобобщенияиср авнения,критериипроводимогоанализа,классифицироватьязыковыеединицы по существенномупризнаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных инаблюдениях,предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипротиворечий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленнойучебнойзадачи; выявлятьпричинноследственныесвязиприизученииязыковыхпроцессов,делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныху мозаключений,умозаключенийпоаналогии,формулироватьгипотезыовзаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разнымитипами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбираяоптимальныйвариантсучётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательскиедействиякакчастьпознавательныхуниверсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковомобразовании; формулироватьвопросы,фиксирующиенесоответствиемеждуреальнымижелательнымсостояниемситуации,и самостоятельноустанавливатьискомоеиданное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументироватьсвоюпозицию,мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;проводитьпосамостоятельносоставленномупланунебольшоеисследованиепо установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственныхсвязейи зависимостейобъектовмеждусобой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходелингвистического исследования (эксперимента); самостоятельноформулироватьобобщенияивыводыпорезультатампроведённогонаблюдения,исследования,вл адетьинструментамиоценкидостоверностиполученных выводови обобщений; прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событий иихпоследствияваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобих развитии вновыхусловияхи контекстах. Уобучающегосябудутсформированыследующиеуменияработатьсинформациейкакчастьпознавательных универсальных учебных действий: применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоискеиотбореинформациисучётомпредложеннойуч ебнойзадачиизаданныхкритериев; выбирать,анализировать,интерпретировать,обобщатьисистематизироватьинформацию,представленнуювтек стах,таблицах,схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точкизрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоениянеобходимойинформации сцельюрешения учебных задач; использоватьсмысловоечтениедляизвлечения,обобщенияисистематизацииинформацииизодногоилинескольк ихисточниковсучётомпоставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту жеидею,версию) вразличныхинформационныхисточниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,презентация,таблица,схема)ииллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойгра фикойиихкомбинациямивзависимостиоткоммуникативнойустановки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем илисформулированнымсамостоятельно; эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как частькоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий: воспринимать иформулировать суждения,выражатьэмоциивсоответствии сусловиямиицелямиобщения;выражатьсебя(своюточкузрения)вдиалогахидискуссиях,вустной монологическойречии вписьменныхтекстах; распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,вестипереговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику ивкорректнойформе формулироватьсвои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения; сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразличие исходствопозиций; публичнопредставлятьрезультатыпроведённогоязыковогоанализа,выполненного лингвистического эксперимента,исследования,проекта; самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомцелипрезентациииособенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменныетекстысиспользованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации какчастирегулятивныхуниверсальныхучебных действий: выявлятьпроблемыдлярешениявучебныхижизненныхситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,принятиерешения вгруппе,принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётомимеющихсяресурсовисобственныхвозможностей,аргументирова тьпредлагаемыевариантырешений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы входеегореализации; делатьвыбор ибратьответственностьзарешение. Уобучающегосябудутсформированыследующиеумениясамоконтроля,эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебныхдействий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивацииирефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;предвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадачи,и адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам; объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатадеятельности;пониматьпричиныкоммуникативных неудачиуметьпредупреждатьих,даватьоценкуприобретённомуречевомуопытуикорректироватьсобственнуюречьс учётомцелейиусловийобщения;оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиямобщения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлятьианализироватьпричиныэмоций;пониматьмотивыинамерениядругого человека,анализируяречевуюситуацию;регулироватьспособвыражениясобственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению;признаватьсвоёичужое право наошибку; принимать себя и других, не осуждая;проявлятьоткрытость; осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг. Уобучающегосябудутсформированыследующиеумениясовместнойдеятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы прирешенииконкретнойпроблемы,обосновыватьнеобходимостьприменениягрупповыхформвзаимодействия прирешениипоставленнойзадачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы; уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётомпредпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленамикоманды ,участвоватьвгрупповыхформахработы(обсуждения,обменмнениями,«мозговой штурм»и другие);выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественныйрезультатпосвоемунаправлениюикоординироватьсв оидействиясдействиямидругихчленовкоманды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельносформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходнойзадачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферуответственностиипроявлятьготовностькпредставлениюотчётаперед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС Общиесведенияоязыке Осознаватьбогатствоивыразительность русскогоязыка,приводитьпримеры,свидетельствующиеобэтом. Знатьосновныеразделылингвистики,основныеединицыязыкаиречи(звук,морфема,слово, словосочетание,предложение). Языкиречь Характеризоватьразличиямеждуустнойиписьменнойречью,диалогомимонологом,учитыватьособенностивид овречевойдеятельностиприрешениипрактико-ориентированных учебных задачи вповседневнойжизни. Создаватьустныемонологическиевысказыванияобъёмомнеменее5предложенийнаосновежизненныхнаблюде ний,чтениянаучно-учебной,художественнойинаучно-популярнойлитературы. Участвоватьвдиалогеналингвистическиетемы(врамкахизученного)ивдиалоге/полилогенаосновежизненныхн аблюденийобъёмом неменее3реплик. Владетьразличнымивидамиаудирования:выборочным,ознакомительным,детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типовречи. Владетьразличнымивидамичтения:просмотровым,ознакомительным,изучающим,поисковым. Устнопересказыватьпрочитанныйилипрослушанныйтекстобъёмомнеменее100слов. Пониматьсодержаниепрослушанныхипрочитанныхнаучно-учебныхихудожественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмомне менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжатопередаватьвписьменнойформесодержаниеисходноготекста(дляподробногоизложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатогоизложения –не менее 110слов). Осуществлятьвыборязыковыхсредствдлясозданиявысказываниявсоответствиисцелью,темойи коммуникативным замыслом. Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в томчислевовремясписываниятекстаобъёмом90–100слов;словарногодиктантаобъёмом15– 20слов;диктантанаосновесвязноготекстаобъёмом90–100слов,составленногосучётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные втечениепервогогодаобученияорфограммы,пунктограммыисловаснепроверяемыминаписаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдатьвустнойречи ина письме правила речевого этикета. Текст Распознаватьосновныепризнакитекста;членитьтекстнакомпозиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста(формыслова,однокоренныеслова,синонимы,антонимы,личныеместоимения,повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного иписьменного). Проводитьсмысловойанализтекста,егокомпозиционныхособенностей,определятьколичествомикротеми абзацев. Характеризоватьтекстсточкизренияегосоответствияосновнымпризнакам(наличиетемы,главноймысли,грамм атическойсвязипредложений,цельностииотносительнойзаконченности);сточкизренияегопринадлежностикфункц ионально-смысловомутипуречи. Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике созданиятекста(врамкахизученного). Применятьзнание основныхпризнаковтекста(повествование)впрактикеегосоздания. Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт;текстысопоройнасюжетнуюкартину(втомчислесочиненияминиатюрыобъёмом3иболеепредложений;классныесочиненияобъёмомнеменее 70 слов). Восстанавливатьдеформированныйтекст;осуществлятькорректировкувосстановленного текста сопорой наобразец. Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанногонаучно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план(простой,сложный)сцельюдальнейшеговоспроизведениясодержаниятекставустнойиписьменнойформе;пере даватьсодержаниетекста,втомчислесизменениемлица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе излингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебнойдеятельности. Представлятьсообщениеназаданнуютемуввидепрезентации. Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с цельюсовершенствованияихсодержания(проверкафактическогоматериала,начальныйлогическийанализтекста– целостность,связность,информативность). Функциональныеразновидностиязыка Иметь общее представление об функциональныхстилей,языкахудожественной литературы. особенностях разговорной речи, Системаязыка Фонетика.Графика.Орфоэпия Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой,характеризоватьсистемузвуков. Проводитьфонетическийанализслов. Использоватьзнанияпофонетике,графикеиорфоэпиивпрактикепроизношенияиправописания слов. Орфография Оперироватьпонятием«орфограмма»иразличатьбуквенныеинебуквенныеорфограммыпри проведенииорфографическогоанализаслова. Распознаватьизученныеорфограммы. Применятьзнанияпоорфографиивпрактикеправописания(втомчислеприменятьзнаниеоправописании разделительныхъи ь). Лексикология Объяснятьлексическоезначениесловаразнымиспособами(подбороднокоренныхслов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, спомощьютолковогословаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносноезначенияслова. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова иомонимы; уметьправильноупотреблятьслова-паронимы. Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.Проводитьлексический анализслов (врамкахизученного). Уметьпользоватьсялексическимисловарями(толковымсловарём,словарямисинонимов,антонимов,омонимов, паронимов). Морфемика.Орфография Характеризоватьморфемукакминимальнуюзначимуюединицуязыка. Распознаватьморфемывслове(корень,приставку,суффикс,окончание),выделятьосновуслова. Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных снулёмзвука). Проводитьморфемныйанализслов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различныхвидов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы – ипослеприставок;корнейсбезударнымипроверяемыми,непроверяемыми,чередующимисягласными(врамкахизуче нного);корнейспроверяемыми,непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё – о послешипящих вкорне слова;ы– ипослец. Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного).Уместноиспользоватьсловассуффиксамиоценкивсобственнойречи. Морфология.Культураречи.Орфография Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, ограмматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решенияпрактико-ориентированных учебныхзадач. Распознаватьименасуществительные,именаприлагательные,глаголы. Проводитьморфологическийанализимёнсуществительных,частичныйморфологическийанализимёнприлагат ельных,глаголов. Проводитьорфографическийанализимёнсуществительных,имёнприлагательных,глаголов(врамкахизученног о). Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различныхвидови вречевойпрактике. Имясуществительное Определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнакиисинтаксическиефункцииименисущес твительного;объяснятьегорольвречи. Определятьлексико-грамматическиеразрядыимёнсуществительных. Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые инесклоняемыеимена существительные. Проводитьморфологическийанализимёнсуществительных. Соблюдатьнормысловоизменения,произношенияимёнсуществительных,постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имёнсуществительных. Соблюдатьправилаправописанияимёнсуществительных:безударныхокончаний; о–е(ё)послешипящихицвсуффиксахиокончаниях;суффиксов-чик-–-щик-,-ек-ик-(-чик-);корнейсчередованиема // о:-лаг-–-лож-;-раст-–-ращ-–-рос-;гар-–-гор-,-зар-–-зор-;-клан-–-клон-,-скак-–-скоч;употребления(неупотребления)ьнаконцеимёнсуществительныхпослешипящих;слитноеираздельное написание не с именами существительными; правописание собственныхимёнсуществительных. Имяприлагательное Определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнакиисинтаксическиефункцииимениприла гательного;объяснятьегорольвречи;различатьполнуюи краткую формыимён прилагательных. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамкахизученного). Соблюдатьнормысловоизменения,произношенияимёнприлагательных,постановкивнихударения (врамкахизученного). Соблюдатьправилаправописанияимёнприлагательных:безударныхокончаний;о –епослешипящихицвсуффиксахиокончаниях;краткихформимёнприлагательныхс основой на шипящие; правила слитного и раздельного написанияне с именамиприлагательными. Глагол Определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнакиисинтаксическиефункцииглагола;объ яснятьегорольвсловосочетанииипредложении,а также вречи. Различатьглаголысовершенногоинесовершенноговида,возвратныеиневозвратные. Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола,выделятьегооснову;выделятьосновунастоящего(будущегопростого)времениглагола. Определятьспряжениеглагола,уметьспрягатьглаголы. Проводитьчастичныйморфологическийанализглаголов(врамкахизученного). Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольныхформах (врамкахизученного). Соблюдатьправилаправописанияглаголов:корнейсчередованиеме//и;использованияьпослешипящихкакпоказ ателяграмматическойформывинфинитиве,в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова– -ева-,-ыва-–-ива-;личныхокончанийглагола,гласнойпередсуффиксом-лвформахпрошедшеговремениглагола;слитногоираздельногонаписаниянесглаголами. Синтаксис.Культураречи.Пунктуация Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводитьсинтаксическийанализсловосочетанийипростыхпредложений;проводитьпунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамкахизученного);применятьзнанияпосинтаксисуипунктуациипривыполненииязыкового анализаразличныхвидовивречевой практике. Распознаватьсловосочетанияпоморфологическимсвойствамглавногослова(именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простыепредложения,осложнённыеоднороднымичленами,включаяпредложениясобобщающимсловомприодноро дныхчленах,обращением;распознаватьпредложенияпоцеливысказывания(повествовательные,побудительные,воп росительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные),количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенныхчленов(распространённыеинераспространённые);определятьглавные(грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологическиесредства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением вименительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительногопадежассуществительнымилиместоимениемвформетворительногопадежаспредлогом;сочетанием именичислительноговформеименительногопадежассуществительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именемсуществительным,именемприлагательным),средствавыражениявторостепенныхчленовпредложения (врамкахизученного). Соблюдатьнаписьмепунктуационныеправилаприпостановкетиремеждуподлежащимисказуемым,выборезнак овпрепинаниявпредложенияхсоднороднымичленами,связаннымибессоюзнойсвязью,одиночнымсоюзоми,союзам иа,но,однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом приоднородныхчленах;собращением;впредложенияхспрямойречью;всложных предложениях,состоящихизчастей,связанныхбессоюзнойсвязьюисоюзамии,но,а,однако,зато,да;оформлятьна письмедиалог. Проводитьпунктуационныйанализпредложения(врамкахизученного). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Раздел1. Общиесведения оязыке Богатствоивыразительностьрусскогоязыка.Лингв 1.1 истикакакнаука о языке 1.2 Повторениеизученноговначальнойшколе Итогопоразделу Раздел2.Языкиречь Язык и речь. Монолог. Диалог. 2.1 Полилог.Видыречевой деятельности Итогопоразделу Раздел3.Текст Текст и его основныепризнаки.Композиционнаяструктурате 3.1 кста.Функционально-смысловыетипыречи. Повествованиекактипречи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационнаяпереработкатекста.Редактиров аниетекста Итогопоразделу Раздел4.Функциональныеразновидностиязыка Функциональныеразновидностиязыка(общеепредс 4.1 тавление) Итогопоразделу Всего Контрольныер аботы Практическиер аботы БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 2 5 Электронные(циф ровые)образовате льныересурсы БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 7 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 7 7 11 3 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 11 4 4 Раздел5.Системаязыка 5.1 Фонетика.Графика.Орфоэпия.Орфография 13 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 5.2 Лексикология 11 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 5.3 Морфемика.Орфография 13 Итогопоразделу 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 37 Раздел6. Морфология.Культураречи.Орфография 6.1 Системачастейречив русскомязыке 2 6.2 Имясуществительное 22 3 6.3 Имяприлагательное 12 1 6.4 Глагол 24 3 Итогопоразделу Раздел7. Синтаксис.Культураречи.Пунктуация Синтаксисипунктуациякакразделылингв 7.1 истики. Словосочетание 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 60 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 2 7.2 Простоедвусоставноепредложение 9 7.3 Простоеосложнённоепредложение 6 1 7.4 Сложноепредложение 7 2 7.5 Прямаяречь 2 7.6 Диалог 2 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Итогопоразделу 28 Повторениепройденногоматериала 5 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 Итоговый контроль (сочинения, изложения, контрольныеипроверочныеработы, диктанты) 12 12 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 170 12 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС №п /п Количествочасов Темаурока Всего Контрольныер аботы Практическиер аботы Дата изучения Электронныецифр овыеобразователь ныересурсы 1 Богатствоивыразительностьрус скогоязыка 1 2 Лингвистикакакнаукаоязыке 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252126 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252252 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2523b0 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252522 3 4 5 6 Повторение. Орфография.Правописание гласных исогласных в корне (повторениеизученноговначально йшколе) Повторение. Орфография.Правописание разделительногомягкого (ь) и разделительноготвердого (ъ) знаков (повторениеизученноговначальной школе) Повторение. Состав слова(повторение изученного вначальнойшколе) Повторение. Морфология.Самостоятельные и служебныечасти речи (повторениеизученноговначально йшколе) 7 8 Повторение. Синтаксис(повторениеизуч енноговначальнойшколе) Контрольная работа (повторениеизученноговначальной школе) БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2526f8 1 1 1 9 Языки речь. Языкиобщение.Речьустнаяипись менная 1 10 11 12 Монолог Прямаяречь. Диалог.Полилог. 1 1 1 13 Читаемпо-разному 1 14 Слушание.Аудирование. 1 15 Сочинение/изложение(о бучающее) 1 16 Понятиео тексте 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa253350 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2534cc 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25362a 17 18 19 20 21 22 23 24 Текст и его основные признаки.Тема,главнаямысль,абза ц. Средства связи предложений ичастейтекста Функционально-смысловые типыречи: описание, повествование,рассуждение Повествование как тип речи.Рассказкакразновидностьтекста . Практикум. Описание как функциональносмысловойтип речи. Описание предмета. Сочинениеописание. Рассуждениекакфункциональносмысловойтип речи. Доказательстваврассуждении. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25286a БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252ea0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa252b4e Р.р. 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa253a30 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa253bac БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254002 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Функционально-смысловые типыречи: описание, повествование,рассуждение.Практи кум Изложение (обучающее).Подробноеизложе ниетекста Изложение (обучающее).Подробноеизложе ниетекста Понятиеофункциональныхраз новидностяхязыкаФункциона льныестили Функциональныеразновидностиязы ка.Практикум Повторение и обобщение потемам"Текст","Функциональныер азновидностиязыка" Система языка.Фонетика.Графика.Орфографи я.Фонетика как раздел лингвистики.Букваи звук. Гласныезвукииобозначающиеихбукв ы Правописание безударныхгласных вкорнеслова Правописание безударныхгласных в корне слова. Типыорфограмм Согласныезвукииобозначающиеих буквы. Согласные твёрдые имягкие. 1 1 1 Р.р. 1 Р.р. 1 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25491c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256ed8 1 1 36 Согласные звонкие и глухие.Правописаниесогласныхвко рне слова.Типыорфограмм 1 37 Графика.Алфавит 1 38 Обозначениемягкостисогласногоспо мощью мягкого знака 1 1 40 ДвойнаярольбуквЕ,Ё,Ю,Я. Слог. Ударение. Орфоэпия.Орфоэпическиенор мы Интонация,еёфункции. 41 Фонетическийанализслова 1 42 Повторениетем«Фонетика,графика, орфоэпия».Практикум 1 39 43 44 Орфография.Орфограмма Раздельноенаписаниепредлоговсдруг имисловами 45 РазделительныеЪиЬ 46 Повторение.Проверочнаяработа 47 48 49 50 51 52 Лексикология как разделлингвистики. Лексическоезначениеслова.Толковые словари Однозначныеимногозначныесло ва Понятие о лексическойсочетаемости. Прямое ипереносноезначениеслов. Сочинение.Устныйрассказ Тематические группы слов.Омонимы Синонимы БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ad4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254d36 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ebc 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2553d0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2554fc 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25568c 1 1 Р.р. 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2558ee 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa255b5a 53 Антонимы 1 54 Паронимы 1 55 Словари.Основныеспособытол кованияслов. 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa255ce0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa255e16 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25632a Лексическийанализслова Повторениетемы"Лексикология".Пра ктикум Проверочнаяработапотеме"Ле ксикология" Морфемика как разделлингвистики. Морфема какминимальная значимая единицаязыка 1 60 Окончаниеиоснова 1 61 Приставки 1 62 Суффиксы 1 63 Чередованиезвуковвморфемах 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa 64 Морфемныйанализслов 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256c26 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256d5c 56 57 58 59 65 66 Правописание ё-о после шипящихвкорнеслова Правописаниенеизменяемыхнапис ьмеприставок 1 1 1 1 67 Правописаниеприставокна-з(-с) 1 68 Правописаниеы—ипослец 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2565a0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25674e БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa256898 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2569ce БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa257130 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa257464 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25772a 69 70 71 72 73 74 75 76 Правописаниеы— ипослеприставок Повторениетемы«Морфемика.Ор фография» Практикумпотеме«Морфемика.Орф ография» Проверочнаяработапотеме «Морфемика.Орфография» Системачастейречиврусскомязык е. Самостоятельные ислужебныечастиречи Имясуществительноекакчастьречи Род имён существительных.Именасуществит ельныеобщегорода Число имени существительного.Имена существительные,имеющиеформут олько единственного илимножественногочисл а 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2575f4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2578ba 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa257a04 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa257b30 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25803a 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2583d2 77 Изложениевыборочное 1 78 Падежимёнсуществительных Типы склонения имёнсуществительных 1 79 1 Р.р. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25829c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258580 80 Правописание мягкого знака наконце имён существительныхпослешипящих 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2586b6 81 БуквыЕиИвпадежныхокон чанияхимён существительных 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2587e2 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 Буквы Е и И в падежныхокончаниях имёнсуществительных.Практик ум Разносклоняемые и несклоняемыеименасуществительны е Роднесклоняемыхимёнсу ществительных Морфологическийанализименисущ ествительного Буквы О и Е после шипящих и Ц вокончанияхимён существительных Правописание суффиксов -ек-/-икименсуществительных Правописание суффиксов -чик-/щик-именсуществительных Правописание О и Е (Ё) послешипящихиЦвсуффиксах именсуществительных Слитное и раздельное написаниеНЕсименамисуществитель ными Правописаниекорнейс чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар-— -зорПравописаниекорнейс чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар-— -зор-.Практикум Правописаниекорнейс чередованиема//о:-лаг-—-лож-раст-— -ращ-— -рос 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258918 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258bde 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258d28 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25939a 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259246 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259110 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2595ca 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2598a4 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25976e 94 Правописаниекорнейс чередованиема//о:-лаг-—-лож-раст-—-ращ-—-рос. Практикум 1 1 95 Правописаниекорнейс чередованием -клан- — -клон-, скак-— -скоч- 1 96 Повторениеиобобщениепотеме"Имя существительное" 1 97 Контрольнаяработапотеме"Имясуще ствительное" 1 98 Имяприлагательноекакчастьреч и 1 99 Общее грамматическое значение,морфологические признаки исинтаксические функции имениприлагательного 1 100 101 102 103 104 Правописание безударныхокончанийименприлага тельных Буквы О и Е после шипящих и Ц вокончанияхименприлагательных Именаприлагательныеполныеикрат кие, их синтаксическиефункции Краткиеприлагательные.Ихсин таксическиефункции Морфологический анализ именприлагательных БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2599d0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259afc 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa259c1e 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a114 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25abe6 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a27c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a5ce 1 105 Сочинение-описаниекартины 1 106 Буквы О и Е после шипящих и Ц всуффиксахименприлагательных 1 107 Буквы О и Е после шипящих и Ц всуффиксахименприлагательных. Практикум 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b1b8 Р.р. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ad6c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25aede 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 Слитное и раздельное написаниеНЕсименамиприлагатель ными Повторениепотеме«Имяпри лагательное» Повторение по теме «Имяприлагательное».Практик ум Проверочнаяработапотеме"Им яприлагательное" Глаголкакчастьречи Глагол как часть речи. Рольглагола в словосочетании ипредложении,вречи Инфинитивиегограмматическиесвой ства Основа инфинитива, основанастоящего(будущегопросто го)времениглагола Глаголы совершенного инесовершенноговида Глаголы совершенного инесовершенноговида(практикум) 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b398 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b514 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b686 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b7ee 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b960 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25bb9a 1 119 Сочинениенатему 1 120 Изменениеглаголовповременам 1 122 1 1 Глаголывозвратныеине возвратные Настоящее время: значение,образование,употреб ление Изменение глаголов по лицам ичислам 1 1 118 121 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b046 1 Р.р. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c1ee 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c98c 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 Изменение глаголов по лицам ичислам.Спряжение Изменение глаголов по лицам ичислам. Типы спряжения глагола(обобщение) Правописание безударных личныхокончанийглаголов Правописание безударных личныхокончанийглаголов.Практику м Правописаниемягкогознака(Ь)винфи нитиве, в форме 2-го лицаединственногочислапосле шипящих Морфологическийанализглагола Правописание корней счередованиеме//и Правописаниекорнейс чередованиеме//и.Практикум Обобщение по теме:"Правописаниекорне йсчередованиеме//и" Правописаниегласнойперед суффиксом -л- в формахпрошедшеговременигла гола Правописание гласной передсуффиксом -л- в формахпрошедшеговремениглаг ола.Практикум Слитное и раздельное написаниенесглаголами Повторениепотеме«Глагол».Про верочнаяработа БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25cb58 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ccd4 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ce32 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d44a 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d116 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e0ca 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e228 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d90e 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25dc74 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25db02 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e430 136 Работа над ошибками, анализработы 1 137 Чтоизучаетсинтаксис 1 138 Словосочетание 1 139 140 141 142 143 144 145 Предложение - основная единицаречевогообщения Виды предложений по целивысказывания Смысловые и интонационныеособенности повествовательных,вопросительных, побудительных,восклицательных иневосклицательныхпредложений. Интонация Грамматическаяосновапр едложения Главные члены предложения(грамматическаяо снова). Подлежащееиспособыеговыр ажения Главные члены предложения(грамматическаяо снова). Сказуемоеиспособыеговыр ажения Второстепенные членыпредложения.Определе ние БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e5de БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e778 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ea52 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ebce 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25eda4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ef0c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f402 146 Дополнение 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f57e 147 Обстоятельство 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f6e6 148 Однородныечленыпредложения 1 149 Предложения с однороднымичленами 1 150 Сочинение-описаниекартины 1 151 Знакипрепинанияв предложениях с однороднымичленами 1 152 Знакипрепинанияв предложениях с однороднымичленами.Практику м 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fb78 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fce0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0 Р.р. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fe52 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260190 153 Обращение 1 154 Изложениесэлементамисоч инения(обучающее) 1 155 Предложенияпростыеисложные. Сложныепредложенияс бессоюзнойисоюзнойсвязью 1 156 Сложныепредложенияс бессоюзнойисоюзнойсвязью 1 157 Предложения сложносочиненныеи сложноподчиненные (общеепредставление,практическое усвоение) 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260744 158 Пунктуационное оформлениесложных предложений, состоящихиз частей, связанных бессоюзнойсвязью и союзами и, но, а, однако,зато,да 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2608a2 159 Пунктуационноеоформление сложных предложений, состоящихизчастей,связанных бессоюзной 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2605c8 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260a8c связью и союзами и, но, а, однако,зато,да. Практикум 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 Предложенияспрямойречью Пунктуационное оформлениепредложенийспрям ойречью Диалог. Пунктуационноеоформлен иедиалога Диалог. Пунктуационноеоформлениедиалог а.Практикум Повторениетемы «Синтаксисипунктуация».Практи кум Итоговая контрольная работа закурс5 класса Повторение. Фонетика. Графика.Орфография.Орфоэпия Повторение. Лексикология.Культураречи Повторение. Морфология.Культураречи Повторение.Синтаксис.Культурареч и. Обобщение изученного за курс 5класса.Подведениеитогов. БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260c12 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260d5c 1 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa260e88 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa261608 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2610f4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa261284 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2614e6 1 1 170 12 16 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯУЧЕНИКА Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерноеобщество«Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ Учебник по орфографии и пунктуации: http://www.naexamen.ru/gram;Коллекцииэлектронныхобразовательныхресурсов: «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://schoolcollektion.edu/ru «Федеральныйцентринформационныхобразовательныхресурсов»http://fcior.edu.ru,http://eor.edu.ru КаталогобразовательныхресурсовсетиИнтернетдляшколыhttp://katalog.iot.ru/ Mеtodkabinet.eu:информационнометодическийкабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет»http://catalog.iot.ru Российский образовательный порталhttp://www.school.edu.ru Портал «Российское образованиеhttp://www.edu.ru Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языкаhttp://fonetica.philol.msu.ru; ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ БиблиотекаЦОКhttps://m.edsoo.ru/7f413034 Сайт«Культураписьменнойречи»http://www.gramma.ru Проект «Русские словари» http://www.slovari.ru4.МЭОhttps://mob-edu.com/ РЭШhttps://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/МУЛЬТИУРОКhttps: //multiurok.ru/