ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах иситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форм е выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Число часов, отведенных на изучение русского языка в 7 классе, составляет 136 часов (4 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь языка, культуры и истории народа. Язык и речь Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование. Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации. Текст Текст как речевое произведение. Основные признаки текста (обобщение). Структура текста. Абзац. Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный); главная и второстепенная информация текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение). Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Функциональные разновидности языка Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью). Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля. Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности. Инструкция. СИСТЕМА ЯЗЫКА Морфология. Культура речи. Орфография. Морфология как раздел науки о языке (обобщение). Причастие Причастия как особая форма глагола. Признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Синтаксические функции причастия, роль в речи. Причастный оборот. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Склонение причастий. Правописание падежных окончаний причастий. Созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в некоторых формах причастий. Морфологический анализ причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Орфографический анализ причастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Деепричастия как особая группа слов.форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях. Морфологический анализ деепричастий. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. Орфографический анализ деепричастий (в рамках изученного). Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Общее грамматическое значение наречий. Синтаксические свойства наречий. Роль в речи. Разряды наречий по значению. Простая и составная формы сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий. Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Словообразование наречий. Морфологический анализ наречий. Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание; слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (-е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание суффиксов наречий -о и -е после шипящих. Орфографический анализ наречий (в рамках изученного). Слова категории состояния Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая функция слов категории состояния. Роль слов категории состояния в речи. Служебные части речи Общая характеристика служебных частей речи. Отличие самостоятельных частей речи от служебных. Предлог Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции предлогов. Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и составные. Морфологический анализ предлогов. Нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами. Правильное использование предлогов из – с, в – на. Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерез. Правописание производных предлогов. Союз Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные союзы. Морфологический анализ союзов. Правописание союзов. Знаки препинания в сложных союзных предложениях (в рамках изученного). Знаки препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части сложного предложения. Частица Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской. Интонационные особенности предложений с частицами. Разряды частиц по значению и употреблению: формообразующие, отрицательные, модальные. Морфологический анализ частиц. Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи (обобщение). Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание частиц -то, таки, -ка. Междометия и звукоподражательные слова Междометия как особая группа слов. Разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия производные и непроизводные. Морфологический анализ междометий. Звукоподражательные слова. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии. Интонационное и пунктуационное выделение междометий и звукоподражательных слов в предложении. Омонимия слов разных частей речи. Грамматическая омонимия. Использование грамматических омонимов в речи. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового иск усства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах иявлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собств енных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общие сведения о языке Иметь представление о языке как развивающемся явлении. Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа (приводить примеры). Язык и речь Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно- популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик. Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог – сообщение информации. Владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 230 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 180 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 200 слов). Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110– 120 слов; словарного диктанта объёмом 25–30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110–120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение третьего года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета. Текст Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические. Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев. Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). Владеть умениями информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с опорой на знание норм современного русского литературного языка. Функциональные разновидности языка Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы. Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка). Создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги (инструкция). Владеть нормами построения текстов публицистического стиля. Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности жанра инструкции. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Система языка Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания. Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания. Объяснять значения фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на основе изученного), в том числе с использованием фразеологических словарей русского языка. Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; понимать их коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи как средство выразительности. Характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; проводить лексический анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую и грамматическую омонимию; понимать особенности употребл ения омонимов в речи. Использовать грамматические словари и справочники в речевой практике. Морфология. Культура речи Распознавать причастия и деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия, звукоподражательные слова и проводить их морфологический анализ: определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Причастие Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии; определять синтаксические функции причастия. Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, различать и характеризовать полные и краткие формы страдательных причастий, склонять причастия. Проводить морфологический, орфографический анализ причастий, применять это умение в речевой практике. Составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты. Уместно использовать причастия в речи, различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий, применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени, написания не с причастиями. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастным оборотом (в рамках изученного). Деепричастие Определять признаки глагола и наречия в деепричастии, синтаксическую функцию деепричастия. Распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике. Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастия в предложении. Уместно использовать деепричастия в речи. Правильно ставить ударение в деепричастиях. Применять правила написания гласных в суффиксах деепричастий, правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями. Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом (в рамках изученного). Наречие Распознавать наречия в речи. Определять общее грамматическое значение наречий; различать разряды наречий по значению; характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи. Проводить морфологический, орфографический анализ наречий (в рамках изученного), применять это умение в речевой практике. Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношения наречий, постановки в них ударения. Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е; написания суффиксов -а и о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-; употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и ни- наречий; слитного и раздельного написания не с наречиями. Слова категории состояния Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки слов категории состояния, характеризовать их синтаксическую функцию и роль в речи. Служебные части речи Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличия от самостоятельных частей речи. Предлог Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги. Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать нормы правописания производных предлогов. Соблюдать нормы употребления имён существительных и местоимений с предлогами, предлогов из – с, в – на в составе словосочетаний, правила правописания производных предлогов. Проводить морфологический анализ предлогов, применять это умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике. Союз Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзов по значению, по строению, объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями, соблюдать правила правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзом и. Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике. Частица Характеризовать частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, понимать интонационные особенности предложений с частицами. Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской; соблюдать нормы правописания частиц. Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике. Междометия и звукоподражательные слова Характеризовать междометия как особую группу слов, различать группы междометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе. Проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике. Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями. Различать грамматические омонимы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количествочасов №п/п Наименованиеразделовитемпрограммы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные(ци фровые)образова тельныересурсы Раздел1. Общиесведения оязыке 1.1 Языккакразвивающеесяявление Итогопоразделу БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 1 Раздел2.Языкиречь 2.1 Монологи еговиды 1 2.2 Диалогиеговиды 1 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 2 Раздел3.Текст 3.1 3.2 3.3 Основныепризнакитекста(повторение) Информационнаяпереработкатекста. Смысловойанализ текста Функционально-смысловые типы речи.Рассуждение как функциональносмысловойтипречи Итогопоразделу БиблиотекаЦОК 2 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 2 1 4 2 8 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 Раздел4.Функциональныеразновидностиязыка 4.1 Публицистическийстиль 4 4.2 Официальноделовойстиль 2 Итогопоразделу БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 6 Раздел5. Системаязыка.Морфология.Культураречи.Орфорграфия Морфология как раздел науки о 5.1 1 языке(обобщение) БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 5.2 Причастиекакособаяформаглагола 20 4 5.3 Деепричастиекакособаяформаглагола 14 5 5.4 Наречие 21 8 5.5 Словакатегориисостояния 2 5.6 Служебныечастиречи 1 5.7 Предлог 12 5 5.8 Союз 12 3 5.9 Частица 12 5 5.10 Междометияизвукоподражательныеслова 4 2 5.11 Омонимиясловразныхчастейречи 2 1 Итогопоразделу 101 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК Повторениепройденногоматериала 8 Итоговый контроль (сочинения, изложения,контрольныеипроверочныеработы,д иктанты) 10 10 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ 136 10 https://m.edsoo.ru/7f4159f6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 36 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс Количествочасов № п/п 1 2 3 Темаурока Русскийязыккакразвивающееся явление. Взаимосвязь языка,культурыиисториинар ода Повторение. Орфография.Правописание гласных в корнеслова (повторение изученного в 5 -6классах) Повторение. Орфография.Правописаниеприс тавоквслове(повторениеизученн огов5 -6 классах) Всего 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронныеци фровыеобразова тельныересурсы БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa275a2c БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa275e00 6 Повторение. Морфология. Имясуществительное, имяприлагательное, имячислительное.Правописани е Повторение. Морфология.Местоимени е.Глагол. Правописание Контрольнаяработа/диктантсгр амматическимзаданием 7 Монологи еговиды 1 8 Диалогиеговиды 1 9 Сочинениеналингвистическуют ему 1 10 Тексткакречевоепроизведение 1 11 Тексткакречевоепроизведение.В идыинформациивтексте 1 12 Тезисныйплантекста 1 13 Тезисныйплантекста.Практикум Рассуждение как функциональносмысловойтип речи Рассуждение как функциональносмысловойтипречи.Практикум Основныевидытекстарассуждения 1 4 5 14 15 16 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa2760da 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27640e БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27659e 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2766fc БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa276d96 1 БиблиотекаЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/fa276a4e 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa276c06 19 Основные виды текстарассуждения.Практикум Сочинение-рассуждениенатему Функциональныеразновидности языка 20 Публицистическийстиль 17 18 21 22 23 24 25 26 27 28 Основныежанры публицистическогостиля Основныежанры публицистического стиля.Практикум Официально-деловойстиль Основные жанры делового стиля.Инструкция Сочинениенатему Морфологиякакразделнаукиояз ыке. Система частей речи врусскомязыке. Понятиеопричастии.Причастиек акособая формаглагола Признаки глагола иприлагательногоупричастия 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa2775f2 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27771e БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa277976 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa277bf6 БиблиотекаЦОК 1 1 1 1 1 29 Причастныйоборот 1 30 Причастный оборот. Знакипрепинания в предложениях спричастнымоборотом 1 https://m.edsoo.ru/fa278042 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2781aa БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2782d6 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27840c БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27893e 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Действительные и страдательныепричастия Полные и краткие формыпричастий Причастиянастоящегои прошедшеговремени Образованиедействительных причастий настоящего ипрошедшеговремени Образованиедействительных причастийнастоящегои прошедшеговремени.Практикум Образованиестрадательных причастий настоящего ипрошедшеговремени Образованиестрадательных причастийнастоящегои прошедшеговремени.Практикум Правописание гласных перед н иннвполныхпричастиях Правописание гласных перед н инн в полных и краткихстрадательных причастиях. Практикум Правописание гласных перед н инн в полных и краткихстрадательных причастияхи отглагольныхприлагательных БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa278b96 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa278cc2 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/fa2790f0 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27921c БиблиотекаЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/fa278fc4 БиблиотекаЦОК 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2796b8 1 41 42 43 Правописаниениннвполныхст радательных причастиях иотглагольныхприлагательны х Правописаниениннвкраткихст радательных причастиях икраткихприлагательных Морфологическийанализ причастия 1 45 Правописаниенеспричастиями 1 47 48 49 50 Диктант/Диктантспродолжением Понятие о деепричастии.Деепричастие как особая формаглагола Понятие о деепричастии.Признакиглаго лаинаречиявдеепричастии БиблиотекаЦОК 1 Сочинение/изложение 46 https://m.edsoo.ru/fa279942 1 44 Буквы е и ё после шипящих всуффиксахстрадательныхприч астийпрошедшеговремени Повторение темы "Причастие какособаяформаглагола".Практику м БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa279564 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa278a74 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa279bae БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa279d98 1 1 1 1 51 Деепричастныйоборот 1 52 Деепричастный оборот. Знакипрепинаниявпредложен ияхс 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ec4 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa279ffa БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a11c БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a356 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a7ca БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27a694 деепричастнымоборотом 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Правописаниене сдеепричастиями Правописаниенес деепричастиями.Практикум Деепричастия совершенного инесовершенноговида Деепричастия совершенного инесовершенноговида.Практику м Деепричастия совершенного инесовершенного вида в тексте.Подготовкаксочинени ю Сочинение-описаниекартины Морфологическийанализ деепричастия Морфологическийанализ деепричастия.Практикум Синтаксический ипунктуационныйанали з предложенийсдеепричастнымо боротом.Практикум Повторение темы "Деепричастиекакособаяформагла гола".Нормы употреблениядеепричастий БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27b03a 1 1 1 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27aec8 1 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27abf8 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b792 63 64 Повторение темы "Деепричастиекакособаяформаг лагола". Практикум Контрольная работа по темам"Причастие"и"Дееприча стие" 1 1 65 Наречиекакчастьречи 1 66 Разрядынаречийпозначению 1 67 Разрядынаречийпозначению.П рактикум 1 68 Степенисравнениянаречий 1 70 Степенисравнениянаречий. Практикум Словообразованиенаречий 71 Морфологическийанализнаречия 69 72 73 74 Слитное и раздельное написаниенеснаречиями на-о (е) Слитное и раздельное написаниенеснаречиями на-о (е). Практикум Дефисмеждучастямисловавна речиях 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27b8f0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ba62 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27c3d6 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27c6ba БиблиотекаЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/fa27ca02 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27cb6a 75 76 77 78 79 80 81 Слитное и раздельное написаниенаречий, образованных отсуществительных иколичественныхчислительных Слитное и раздельное написаниенаречий,образованны хот существительныхи количественныхчислительных. Практикум Одна и две буквы н в наречиях на о(-е) Одна и две буквы н в наречиях на о(-е).Практикум Буквы о и е после шипящих наконценаречий Буквы о и е после шипящих наконценаречий. Практикум Буквыоианаконценаречий 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27d088 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27d5a6 1 1 БиблиотекаЦОК 1 84 85 Повторениетемы«Наречие» 1 86 Диктант с грамматическимзаданием 1 83 https://m.edsoo.ru/fa27cd90 1 Буквыоианаконценаречий.Пр актикум Мягкий знак после шипящих наконценаречий Мягкий знак после шипящих наконценаречий. Практикум 82 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27d83a 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27d9c0 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dc36 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27dd9e 87 88 89 90 91 92 Слова категории состояния всистемечастей речи Слова категории состояния инаречия Служебныечастиречиврусскомяз ыке Предлогкакчастьречи Предлогипроизводные инепроизводные Предлоги производные инепроизводные.Практику м https://m.edsoo.ru/fa27df1a БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27e262 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27e5b4 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fa27e866 БиблиотекаЦОК 1 1 93 Предлогипростыеисоставные 1 94 Предлогипростыеисоставные.П рактикум 1 95 Правописаниепредлогов 1 96 Правописаниепредлогов. Практикум 1 97 Употреблениепредлоговвречи 1 99 Употреблениепредлоговвречи.П рактикум Морфологическийанализ предлога 100 Повторениетемы«Предлог» 1 101 Повторениетемы«Предлог». Практикум 1 98 БиблиотекаЦОК 1 1 1 https://m.edsoo.ru/fa27edf2 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ef3c БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27eb0e 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27ec44 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f19e БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f450 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f586 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f6b2 102 Союзкакчастьречи 1 103 Разрядысоюзов 1 104 Разрядысоюзов.Практикум 1 105 Сочинительныесоюзы 1 106 Подчинительныесоюзы 1 107 Правописаниесоюзов 1 108 Правописаниесоюзов.Практикум 1 109 Союзыисоюзныеслова 1 110 Союзы в простых и сложныхпредложениях 1 111 Морфологическийанализсоюза 1 112 Повторениетемы«Союз» 1 113 Повторениетемы«Союз». Практикум 1 114 Частицакакчастьречи 1 115 Разрядычастиц 1 116 Разрядычастиц.Практикум 1 117 Правописаниечастиц 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27f978 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27faa4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fbd0 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fd60 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa27fe82 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2803b4 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa2804ea БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba94310 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fa280634 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba948f6 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba94d6a БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba9510c 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba95a26 118 Правописаниечастицыне 1 119 Правописаниечастицыне. Практикум 1 120 Разграничениечастицнеини 1 121 Разграничениечастицнеини.П рактикум 1 122 Морфологическийанализчастицы 1 123 Повторениетемы«Частица» 1 124 125 126 127 128 129 130 Повторениетемы«Частица». Практикум Повторениетемы«Служебныеч асти речи».Практикум Междометия извукоподражательныесловав системечастей речи Междометия извукоподражательныеслова .Практикум Морфологическийанализ междометия Междометия извукоподражательные слова вразговорнойихудожественной речи.Практикум Омонимиясловразныхчастейр ечи БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba95918 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba9562a 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba95b3e БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba95d6e 1 1 1 1 https://m.edsoo.ru/fba95e86 БиблиотекаЦОК 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba9612e 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba96516 1 1 1 1 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba96340 БиблиотекаЦОК https://m.edsoo.ru/fba9696c 131 132 133 134 135 136 Омонимиясловразныхчастейр ечи.Практикум Контрольнаяитоговаяработазак урс7 класса Повторение.Правописаниенес причастиями, деепричастиями,наречиями Повторение. Правописание н и ннв причастиях, отглагольныхприлагательных,нар ечиях Повторение. Слитное, раздельное,дефисноенаписаниена речий Повторение. Правописаниеслужебных частейречи ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП РОГРАММЕ 1 1 1 БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fba97c0e БиблиотекаЦОК 1 https://m.edsoo.ru/fba9702e 1 1 1 136 10 35 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1) М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А.Тростенцова и др. "Русский язык. 7 кл.. В 2-х ч..- М.: Просвещение, 2020 2) С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012 3) Кодухов В. И. Рассказы о синонимах/ В. И. Кодухов. - М., 1986 4) Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006. 5) Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995. 6) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011 2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников-М.:Просвещение, 2011 3) Г.А. Богданова Уроки русского языка в 7кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004. 4) Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2005. 5)М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. 6) Г.Г. Граник Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991. 7)А.Д. Дейкина Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999. 8) Н.В. Егорова Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2010 9) П.Ф. Ивченков Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994. 10) В.И.Капинос Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991. 11) Н.А. Сенина Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2009 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru. Крылатые слова и выражения 2. Мир слова русского http://www.rusword.org 3. http://repetitor.1c.ru/- Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 4. Грамота.ру: словари онлайн - Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. 5. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 6. Русская фонетика - учебные материалы Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник. 7. http://learning-russian.gramota.ruЭлектронные пособия по русскому языку для школьников 8. uchportal.ru 9. http://www.school.edu.ru/