Пояснительная записка Программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с: - Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г., - Федеральным государственным образовательным стандартом, - образовательной программой основного общего образования на основе Программы по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.- М.: Просвещение, 2016г Целями изучения русского языка в 8 классе являются: ● Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание эстетической ценности языка; ● Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; ● Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Основными задачами предмета «Русский язык» в современной школе являются: - формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке; - развитие языкового и эстетического идеала. - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. - воспитание обучающихся средствами данного предмета; - развитие их логического мышления; - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д. Место и роль учебного курса, предмета – Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 8 классе. В соответствии с учебным планом МБОУ Красногорская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год программа рассчитана для обучающихся 8 класса с общим количеством часов в год -102 ( 3 часа в неделю). Распределение по темам произведено с учетом сложности и насыщенности учебного материала, увеличено количество часов развития речи с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Для реализации программы используется : учебник «Русский язык.8 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой и др., М, «Просвещение», 2022г. Тематическое планирование по курсу русский язык 8 класс № п/п Разделы, темы Количество часов 1 Введение 11 2 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 83 3 Словосочетание 7 4 Двусоставные предложения 20 5 Односоставные предложения 13 6 Простое осложненное предложение 13 7 Предложения с обособленными членами 14 8 Предложение с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9 9 Способы передачи чужой речи 7 10 Повторение 7 11 Резерв 1 12 Итого 102 Содержание изучаемого курса Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии: ● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; ● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; ● содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Раздел 1. Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Раздел 2. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников. Раздел 3. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Раздел 4. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа). 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ Раздел 5. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. Раздел 6. Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике. Раздел 7. Графика 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J']. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях. Раздел 8. Морфемика и словообразование 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Раздел 9. Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности. Раздел 10. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Раздел 11. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Раздел 13. Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Планируемые результаты освоения курса Русский язык В результате изучения учебного предмета «Русский язык» учащиеся достигают следующих образовательных результатов: Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ» : основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц. Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ» : приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию , использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: I) владение всеми видами речевой деятельности: ● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; ● владение разными видами чтения; ● способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; ● овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; ● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; ● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; ● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: ● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации); ● владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; ● владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями; ● способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; ● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); ● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств; говорение и письмо: ● умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы); ● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; ● умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; ● владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; ● соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации; ● способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения; ● осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового 7) оформления, использования выразительных средств языка; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Учебно – методическое обеспечение программы. 1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 59 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение» 2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2016. 3. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2022, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). 4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013. 5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010. 6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса. 7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard 8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» Литература. Для учащихся: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2022г. Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537 Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540 Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа http://www.rusyaz.ru/pr/ Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map Для учителя: Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник). Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения). Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд. Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока, раздел Колво Характеристика деятельности учащихся час. Введение 11ч 1-2 Что такое культура речи (§1) 2 Овладевают сведениями о культуре речи как разделе лингвистики. Анализируют и оценивают устные и письменные высказывания с точки зрения соблюдения коммуникативных, этических норм и языковых норм современного русского литературного языка. 3 Р/р Сочинение-рассуждение 1 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 4 Текст и его структура (§2) 1 Осознают основные признаки текста. Определяют тему, коммуникативную задачу, основную мысль текста, ключевые слова, выделяют микротемы текста. 5-6 Средства и способы связи 2 предложений в тексте (§2) Определяют и используют лексические и грамматические средства связи текста. 7-8 Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль (§3) 2 Создают тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). 9 Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему 1 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 10 Научный стиль (§4) 1 Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. 11 Контрольная работа №1 1 по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. Дата по плану Дата по факту Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Словосочетание 7ч 12-1 3 Синтаксис как раздел грамматики. Виды и 2 Осознают взаимосвязь разделов грамматики (морфологии и синтаксиса), роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Повторяют основные понятия синтаксиса, изученные в 5—7 классах. средства синтаксической связи (§4) 14 Р/р Подробное изложение(упр.48) 1 Составляют план текста, передают содержание сжато и подробно. 15 Словосочетание, его структура и виды (§6) 1 Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании; определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. 16-1 7 Типы связи слов в словосочетании (§7) 2 Группируют и моделируют словосочетания по заданным признакам. Моделируют и употребляют в речи синонимические по значению словосочетания. Анализируют и характеризуют словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. 18 Синтаксический разбор словосочетаний (§8) 1 Осуществляют выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного. Предложение 70 ч 19 Понятие о предложении (§9) 1 Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употребляют их в речевой практике. Двусоставные предложения 20ч 20 Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения (§10) 1 Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют способы выражения подлежащего. 21 Р/р Контрольное изложение (упр79) 1 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 22 Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое (§11) 1 Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. 23 Составное глагольное сказуемое (§12) 1 Определяют виды и способы выражения сказуемого. 24-2 5 Составное именное сказуемое (§13) 2 Определяют виды и способы выражения сказуемого. 26-2 7 Р.Р. Сочинение-описание(упр .93) 2 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 28-2 9 Тире между подлежащим и сказуемым (§14) 2 Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 30 Второстепенные члены и их роль в предложении (§15) 1 Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. 31-3 2 Определение и его виды (§16) 2 Определяют способы выражения определений. Правильно согласовывают определение с определяемым словом. 33-3 4 Дополнение и его виды (§17) 2 Определяют способы выражения дополнений. 35 Обстоятельство виды (§18) 36-3 7 Р/р Сочинение-описание картины (упр127) 2 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 38 Повторение темы «Двусоставные предложения» (§19) 1 Анализируют и характеризуют структурные и смысловые особенности предложений. Моделируют и употребляют в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с задачей и его 1 Определяют способы выражения обстоятельств. 39 Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» 1 Производят разноаспектный анализ текста, создают текст определённого функционально-смыслового типа речи, выполняют тестовые задания. Односоставные предложения 13ч 40 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения (§20) 1 Опознают односоставные предложения; определяют их виды и морфологические способы выражения главного члена. 41 Основные группы односоставных предложений и их особенности (§21) 1 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 42-4 3 Определенно-личные предложения (§22) 2 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 44-4 5 Неопределенно-личные предложения (§23) 2 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 46 Обобщенно-личные предложения (§24) 1 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 47-4 8 Безличные предложения (§25) 2 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 49 Назывные предложения (§26) 1 Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. 50 Повторение темы «Односоставные предложения» (§27) 1 Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, текстах художественной литературы, пословицах, поговорках 51-5 2 Контрольная работа №2 по теме«Односоставные предложения» 2 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. Простое осложненное предложение 13ч 53 Понятие о простом осложненном предложении (§28) 1 Опознают предложения осложнённой структуры; разграничивают сложные предложения и предложения осложнённой структуры. 54 Понятие об однородных членах предложения (§29) 1 Осознают условия однородности членов предложения. Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов 55-5 6 Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними (§30) 2 Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. 57 Р/р Контрольное 1 изложение (упр.208) Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 58-5 9 Однородные и неоднородные определения (§31) 2 Различают и сопоставляют однородные и неоднородные определения. 60-6 1 Обобщающие слова при однородных членах предложения (§32) 2 Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). 62 Синтаксический разбор предложения с однородными членами (§33) 1 Анализируют структуру предложения, выполняют синтаксический разбор. 63 Повторение темы «Предложения с однородными членами» (§34) 1 Наблюдают за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением однородных членов в стилистических целях в художественных текстах. 64-6 5 Контрольная работа №3 по теме«Предложения с однородными членами». 2 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. Предложения с обособленными членами 14ч 66-6 7 Обособление определений (§35) 2 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов 68-6 9 Обособление приложений (§36) 2 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов 70-7 1 Обособление обстоятельств (§37) 2 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов 72-7 3 Обособление дополнений (§38) 2 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов 74 Р/р Сочинение-рассуждение (упр269) 1 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 75-7 6 Обособление уточняющих членов предложения (§39) 2 Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов 77 Повторение темы «Предложения с обособленными членами» (§40)Тест. 1 Используют разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике. Применяют синтаксические знания и умения в практике правописания. 78-7 9 2 Контрольная работа №4 по теме«Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9ч 80 Предложения с обращениями (§41) 1 Опознают и моделируют предложения с обращениями. 81 Р/р Сочинение-рассуждение( упр.282,287-289) 1 Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию, аргументируют её. 82-8 3 Предложения с вводными конструкциями (§42) 2 Понимают функции вводных конструкций в речи. Опознают и правильно интонируют предложения с вв.сл, словосоч-ями, предложениями. Распознают группы вводных слов и предложений по значению. 84 Предложения со вставными конструкциями (§43) 1 Группируют вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставляют предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами предложения. 85 Р/р Конференция «Другому как понять тебя» 1 Создают текст определённого функционально-смыслового типа речи. 86-8 7 Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями» (§44) 2 Анализируют и характеризуют грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями. Наблюдают за использованием вводных конструкций в речи. 88 Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации 1 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. Способы передачи чужой речи 7ч 89-9 0 Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи (§45) 2 Опознают и моделируют предложения с прямой речью. 91 Диалог (§46) 1 Опознают и моделируют текст с диалогом. 92 Р/р Контрольное сочинение-рассуждение (упр.318-319) 1 Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. 93 Косвенная речь (§47) 1 Моделируют предложения с прямой и косвенной речью и используют их в высказываниях; заменяют прямую речь косвенной. 94 Цитаты. Знаки препинания при цитировании (§48) 1 Опознают и моделируют предложения с цитатами. 95 Повторение темы «Способы передачи прямой речи» (§49) 1 Осваивают содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной речи. Повторение 7ч 96-9 8 Итоговое повторение 3 Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. 99 Итоговая контрольная работа №5 1 Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения. 100101 Повторение 2 Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности и стараются искать способы их преодоления 102 Резервный урок 1