Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 от 26.12.2012г.,
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- образовательной программой основного общего образования на основе Программы по русскому
языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.- М.: Просвещение, 2016г
Целями изучения русского языка в 8 классе являются:
● Воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению
культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, получения знаний в
разных сферах деятельности, средства освоения морально-этических норм; осознание
эстетической ценности языка;
● Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной
деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, потребности
в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями;
● Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования,
о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать
языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой
деятельности; обогащение активное и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Основными задачами предмета «Русский язык» в современной школе являются:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами
знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала.
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; - овладение
нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой,
совершенствование навыков чтения и т.д.

Место и роль учебного курса, предмета – Федеральный базисный учебный образовательный план
для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение
русского языка на этапе основного общего образования в объёме 102 часов в 8 классе. В
соответствии с учебным планом МБОУ Красногорская СОШ №1 на 2018-2019 учебный год
программа рассчитана для обучающихся 8 класса с общим количеством часов в год -102 ( 3 часа в
неделю). Распределение по темам произведено с учетом сложности и насыщенности учебного
материала, увеличено количество часов развития речи с целью подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Для реализации программы используется :
учебник «Русский язык.8 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой и др., М,
«Просвещение», 2022г.

Тематическое планирование по курсу русский язык 8 класс
№
п/п

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

11

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

83

3

Словосочетание

7

4

Двусоставные предложения

20

5

Односоставные предложения

13

6

Простое осложненное предложение

13

7

Предложения с обособленными членами

14

8

Предложение с обращениями, вводными и
вставными конструкциями

9

9

Способы передачи чужой речи

7

10

Повторение

7

11

Резерв

1

12

Итого

102

Содержание изучаемого курса
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе
основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные
содержательные линии:
● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций;
● содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. В
разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и
интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом
планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также
определено количество часов на изучение каждой темы программы.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и
монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и
письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными
видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и
неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и
дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача
содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями
поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной
книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний
разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации,
извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического
членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста.
План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к
функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана,
тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых
особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и
ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и
редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1.
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный,
публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление,
интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи
(рассказ, беседа).
2.
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности
языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление
перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
(ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского)
языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского
языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства
русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского
языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием
изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих,
твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей
произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости
и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты
морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии.
Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая
морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в
другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная
цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах
формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек
слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении
разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение
слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные
слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова.
Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы,
крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и
пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической
принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка
своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического
словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного,
имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в
словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и
нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены
предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений
между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые,
сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы
передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ
разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности
употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом,
бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных
орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора
на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения
орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное
использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения курса Русский язык
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» учащиеся достигают следующих
образовательных результатов:
Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ» : основные теоретические лингвистические понятия,
изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности
исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм,
адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль
русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения;
связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы
научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.
Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ» : приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки
анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения,
текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы,
осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и
письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план,
обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и
письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с
точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности

языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический
разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения
основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию , использовать в
своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать
деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые
высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать
выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
● владение разными видами чтения;
● способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
● овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или
аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
● способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
● умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2)
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам,
применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
(родному) языку являются:
1)
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов
России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования; 3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
● адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
● владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
● владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
● способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;
● адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
● умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
● умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
● способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
● умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
● владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
● соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически
корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных
правил орфографии и пунктуации;
● способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;
● осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6)
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания
и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового

7)
оформления, использования выразительных средств языка;
8)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно – методическое обеспечение программы.
1. Примерные программы по учебным предметам (стандарты второго поколения). «Русский язык 59 классы»; 2 издание, Москва: «Просвещение»
2. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М.
Рыбченкова, О.М. Александрова. – Москва: «Просвещение» 2016.
3. Учебник «Русский язык. 8 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва:
«Просвещение», 2022, рекомендован Министерством образования и науки Российской
Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2013.
5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.
6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard
8. Электронный учебный материал «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия»

Литература.
Для учащихся:
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2022г.
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 ,
http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа
http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 ,
http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm ,
http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа.
-http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
"Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011.
- 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб.
М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е
изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема урока, раздел

Колво Характеристика деятельности учащихся
час.
Введение 11ч

1-2

Что такое культура речи
(§1)

2

Овладевают сведениями о культуре речи как разделе лингвистики.
Анализируют и оценивают устные и письменные высказывания с точки
зрения соблюдения коммуникативных, этических норм и языковых норм
современного русского литературного языка.

3

Р/р
Сочинение-рассуждение

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

4

Текст и его структура (§2)

1

Осознают основные признаки текста. Определяют тему, коммуникативную
задачу, основную мысль текста, ключевые слова, выделяют микротемы
текста.

5-6

Средства и способы связи 2
предложений в тексте (§2)

Определяют и используют лексические и грамматические средства связи
текста.

7-8

Функциональные
разновидности
современного русского
языка. Публицистический
стиль (§3)

2

Создают тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

9

Р/р
Сочинение-рассуждение
на публицистическую
тему

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

10

Научный стиль (§4)

1

Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной
разновидности языка.

11

Контрольная работа №1 1
по теме «Текст.
Функциональные
разновидности языка»

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют
практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью
чтения.

Дата по
плану

Дата по
факту

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание 7ч
12-1
3

Синтаксис как раздел
грамматики. Виды и

2

Осознают взаимосвязь разделов грамматики (морфологии и синтаксиса),
роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Повторяют основные
понятия синтаксиса, изученные в 5—7 классах.

средства синтаксической
связи (§4)
14

Р/р Подробное
изложение(упр.48)

1

Составляют план текста, передают содержание сжато и подробно.

15

Словосочетание, его
структура и виды (§6)

1

Распознают (выделяют) словосочетания в составе предложения; главное и
зависимое слова в словосочетании; определяют виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в
словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.

16-1
7

Типы связи слов в
словосочетании (§7)

2

Группируют и моделируют словосочетания по заданным признакам.
Моделируют и употребляют в речи синонимические по значению
словосочетания. Анализируют и характеризуют словосочетания по
морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

18

Синтаксический разбор
словосочетаний (§8)

1

Осуществляют выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного.
Предложение 70 ч

19

Понятие о предложении
(§9)

1

Моделируют предложения в соответствии с коммуникативной задачей
высказывания; употребляют их в речевой практике.
Двусоставные предложения 20ч

20

Главные члены
двусоставного
предложения.
Подлежащее и способы
его выражения (§10)

1

Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют
способы выражения подлежащего.

21

Р/р Контрольное
изложение (упр79)

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

22

Сказуемое и способы его
выражения. Простое
глагольное сказуемое
(§11)

1

Распознают главные и второстепенные члены предложения. Определяют
виды сказуемого и способы его выражения.

23

Составное глагольное
сказуемое (§12)

1

Определяют виды и способы выражения сказуемого.

24-2
5

Составное именное
сказуемое (§13)

2

Определяют виды и способы выражения сказуемого.

26-2
7

Р.Р.
Сочинение-описание(упр
.93)

2

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

28-2
9

Тире между подлежащим
и сказуемым (§14)

2

Анализируют и характеризуют синтаксическую структуру простых
двусоставных предложений.

30

Второстепенные члены и
их роль в предложении
(§15)

1

Определяют виды второстепенных членов предложения и способы их
выражения.

31-3
2

Определение и его виды
(§16)

2

Определяют способы выражения определений. Правильно согласовывают
определение с определяемым словом.

33-3
4

Дополнение и его виды
(§17)

2

Определяют способы выражения дополнений.

35

Обстоятельство
виды (§18)

36-3
7

Р/р Сочинение-описание
картины (упр127)

2

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

38

Повторение темы
«Двусоставные
предложения»
(§19)

1

Анализируют и характеризуют структурные и смысловые особенности
предложений. Моделируют и употребляют в речи предложения с прямым и
обратным порядком слов в соответствии с задачей

и его 1

Определяют способы выражения обстоятельств.

39

Контрольная работа по
теме «Двусоставные
предложения»

1

Производят разноаспектный анализ текста, создают текст определённого
функционально-смыслового типа речи, выполняют тестовые задания.
Односоставные предложения 13ч

40

Односоставные
предложения. Главный
член односоставного
предложения (§20)

1

Опознают односоставные предложения; определяют их виды и
морфологические способы выражения главного члена.

41

Основные группы
односоставных
предложений и их
особенности (§21)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

42-4
3

Определенно-личные
предложения (§22)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

44-4
5

Неопределенно-личные
предложения (§23)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

46

Обобщенно-личные
предложения (§24)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

47-4
8

Безличные предложения
(§25)

2

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

49

Назывные предложения
(§26)

1

Сопоставляют разные виды односоставных предложений по их структурным
и смысловым особенностям.

50

Повторение темы
«Односоставные
предложения»
(§27)

1

Наблюдают за особенностями употребления односоставных предложений в
текстах разных стилей и жанров, текстах художественной литературы,
пословицах, поговорках

51-5
2

Контрольная работа
№2 по
теме«Односоставные
предложения»

2

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические
задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Простое осложненное предложение 13ч
53

Понятие о простом
осложненном
предложении (§28)

1

Опознают предложения осложнённой структуры; разграничивают сложные
предложения и предложения осложнённой структуры.

54

Понятие об однородных
членах предложения (§29)

1

Осознают условия однородности членов предложения. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными типами сочетаний
однородных членов

55-5
6

Способы связи
однородных членов
предложения и знаки
препинания между ними
(§30)

2

Наблюдают за особенностями употребления однородных членов
предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением
однородных членов в стилистических целях в художественных текстах.

57

Р/р
Контрольное 1
изложение (упр.208)

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

58-5
9

Однородные и
неоднородные
определения (§31)

2

Различают и сопоставляют однородные и неоднородные определения.

60-6
1

Обобщающие слова при
однородных членах
предложения (§32)

2

Опознают и правильно интонируют предложения с разными типами
сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным
соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными
союзами, с обобщающим словом).

62

Синтаксический разбор
предложения с
однородными членами
(§33)

1

Анализируют структуру предложения, выполняют синтаксический разбор.

63

Повторение темы
«Предложения с
однородными членами»
(§34)

1

Наблюдают за особенностями употребления однородных членов
предложения в текстах разных стилей и жанров, за употреблением
однородных членов в стилистических целях в художественных текстах.

64-6
5

Контрольная работа №3
по теме«Предложения с
однородными членами».

2

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют
практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью
чтения.
Предложения с обособленными членами 14ч

66-6
7

Обособление определений
(§35)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

68-6
9

Обособление приложений
(§36)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

70-7
1

Обособление
обстоятельств (§37)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

72-7
3

Обособление дополнений
(§38)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

74

Р/р
Сочинение-рассуждение
(упр269)

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

75-7
6

Обособление уточняющих
членов предложения (§39)

2

Понимают сущность обособления, общие условия обособления. Опознают и
правильно интонируют предложения с разными видами обособленных членов

77

Повторение темы
«Предложения с
обособленными членами»
(§40)Тест.

1

Используют разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике. Применяют синтаксические знания и умения в
практике правописания.

78-7
9

2
Контрольная работа
№4 по
теме«Предложения с
обособленными членами».
Работа над ошибками

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют
практические задания по изученной теме. Работают над сознательностью
чтения.

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями 9ч
80

Предложения с
обращениями (§41)

1

Опознают и моделируют предложения с обращениями.

81

Р/р
Сочинение-рассуждение(
упр.282,287-289)

1

Создают текст с учетом коммуникативной задачи, выражают свою позицию,
аргументируют её.

82-8
3

Предложения с вводными
конструкциями (§42)

2

Понимают функции вводных конструкций в речи. Опознают и правильно
интонируют предложения с вв.сл, словосоч-ями, предложениями. Распознают
группы вводных слов и предложений по значению.

84

Предложения со
вставными
конструкциями (§43)

1

Группируют вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставляют
предложения с вводными словами и предложения с созвучными членами
предложения.

85

Р/р Конференция
«Другому как понять
тебя»

1

Создают текст определённого функционально-смыслового типа речи.

86-8
7

Повторение темы
«Предложения с
обращениями, вводными
и вставными
конструкциями» (§44)

2

Анализируют и характеризуют грамматические и семантические особенности
предложения с вводными конструкциями. Наблюдают за использованием
вводных конструкций в речи.

88

Контрольная работа в
рамках
промежуточной
аттестации

1

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические
задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

Способы передачи чужой речи 7ч
89-9
0

Прямая речь. Знаки
препинания при прямой
речи (§45)

2

Опознают и моделируют предложения с прямой речью.

91

Диалог (§46)

1

Опознают и моделируют текст с диалогом.

92

Р/р Контрольное
сочинение-рассуждение
(упр.318-319)

1

Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа
речи.

93

Косвенная речь (§47)

1

Моделируют предложения с прямой и косвенной речью и используют их в
высказываниях; заменяют прямую речь косвенной.

94

Цитаты. Знаки
препинания при
цитировании (§48)

1

Опознают и моделируют предложения с цитатами.

95

Повторение темы
«Способы передачи
прямой речи» (§49)

1

Осваивают содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их
использования. Соблюдают основные пунктуационные нормы в письменной
речи.
Повторение 7ч

96-9
8

Итоговое повторение

3

Выполняют тестовые и другие задания по изученной теме. Используют
приёмы поискового/просмотрового чтения при повторении изученного
учебного материала, анализируют и оценивают собственную учебную
деятельность.

99

Итоговая контрольная
работа №5

1

Ведут контроль и самоконтроль учебных действий. Выполняют практические
задания по изученной теме. Работают над сознательностью чтения.

100101

Повторение

2

Оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности и стараются
искать способы их преодоления

102

Резервный урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».