Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, Примерной программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы», рассчитанной на 68 часов в год. Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020 и Рабочей программой по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. Данная рабочая программа составлена для классов общеобразовательной направленности в соответствии с ФГОС. На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 68 часов (2 часа в неделю). Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. (5–9 классы – основное общее образование, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1313 от 09.03.2009; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022– 2023 учебный год; Образовательная программа МКОУ Нижнедобринской СШ Учебный план школы МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024-2025 учебный год Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы». Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2020 и рабочая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной; Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. 1. 2. Используемый учебно-методический комплекс: Линия учебно-методических комплексов (УМК) по литературе под редакцией В. Я. Коровиной. 5–9 классы. Издательство «Просвещение». ФГОС. Структура УМК: программа учебного курса; рабочая программа по предмету; учебник: Литература. 8 класс в 2 ч.; методические рекомендации и книги для учителя. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Литература» представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литературное развитие школьника – процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей – важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру. Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации – диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 8 классе курс литературы строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения учебному предмету «Литература» в 8 классе Личностные: достижение определенного уровня духовности, который – выражается в любви к многонациональному Отечеству, в уважительном отношении к общечеловеческим культурным ценностям, русской литературе, культурам других народов; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм – социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; осознание значения семьи в жизни человека и общества, – принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно -следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, – находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные: приобщение учеников к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, в осознании их взаимосвязи с духовнонравственными ценностями других народов; готовность сформулировать собственное отношение к произведениям русской литературы; готовность создать собственную интерпретацию изученных литературных произведений; умение понять авторскую позицию и выразить свое отношение к ней; адекватное восприятие художественных произведений – разных жанров на слух, в осмысленном самостоятельном чтении и адекватном восприятии текста; умение пересказывать прозаические произведения или их – отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; умение писать изложения и сочинения на темы, связанные – с тематикой, проблематикой изученных произведений, готовить сообщения на литературные и общекультурные темы, создавать творческие работы; умение понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; умение эстетически воспринимать произведения литературы; умение понимать русское слово в его эстетической функции, – роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений. Познавательные УУД: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений со временем – их написания, с изображенным в них историческим периодом, в выявлении заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и осознании их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; умение определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно- выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); грамотное использование элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения. Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия. Достижению обучающимися личностных и метапредметных результатов обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий: игровые технологии; метод проектов; технология ЛСМ; технология развития критического мышления через чтение и письмо; технология мастерских; технологии уровневой дифференциации; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Указанные результаты достигаются, в частности, благодаря тому, что литературные произведения, включенные в Программу, несут в себе огромный нравственный потенциал, позволяющий формировать ценностные и эмоциональные установки. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода в целях: контроля уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС, ФКГОС; проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса. Целями проведения промежуточной аттестации являются: объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в осуществлении образовательной деятельности, оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Формами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются: письменная проверка – письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, сообщения и другое; устная проверка – устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок. Формы организации познавательной деятельности с обучающимися (ФОПД) Индивидуальная работа: Индивидуальная работа обучающихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки: работа по карточкам; работа у доски; заполнение таблиц; написание рефератов, докладов; работа с учебником; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т. д.; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде). Фронтальная работа: беседа; обсуждение; сравнение и др. Групповая форма: деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно; количественный состав групп зависит от наполняемости класса (примерно от трех до шести человек); при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым обучающимся. Только сочетание этих форм приносит ожидаемые положительные результаты. Проектная и учебно-исследовательская деятельность в процессе изучения предмета Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на уроках литературы является включение обучающихся в учебно исследовательскую и проектную деятельность. Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере. Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы в соответствии с ООП ООО являются исследовательское и творческое. Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов. Основная тематика учебных проектов в 8 классе Название темы/раздела Из русской литературы XIX века. А. С. Пушкин. Из русской литературы XIX века. А. С. Пушкин. Из русской литературы XIX века. М. Ю. Лермонтов. Из русской литературы XIX века. Н. В. Гоголь. Название проекта Заочная экскурсия «Пушкин в Оренбурге». Викторина «Пушкин и его родословная». Заочная экскурсия по музею М. Ю. Лермонтова. Электронный альбом «Герои комедии “Ревизор” и их исполнители (из сценической истории и пьесы)». Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. Из зарубежной литературы. Вечер на тему «Стихотворения русских поэтов о родной природе». Театральная постановка нескольких сцен комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Согласно учебному плану школы на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов в год из расчета: 2 часа в неделю из федерального компонента (34 учебных недели), в том числе 10 часов на проведение контрольных работ, 8 часов на проведение уроков развития речи. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Устное народное творчество Ученик научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Ученик получит возможность научиться: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Ученик научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание программы предмета «Литература» в 8 классе ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч.) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч.) Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» – «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 ч.) Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ч.) Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателягражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор) А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч.) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документальнобиографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Русские поэты о родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» – сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). ИТОГИ ГОДА (1 ч.) Тематическое планирование № п/п 1 Раздел Количество часов Введение 1 2 Устное народное творчество 2 3 Из древнерусской литературы 3 4 Из литературы XVIII века 7 5 Из литературы XIX века 28 6 Из русской литературы XX века 21 7 Из зарубежной литературы 5 8 Итоги года 1 Электронные образовательные ресурсы CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 http://www.school-russia.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение» http://www.spbappo.ru – сайт АППО СПб, раздел «В помощь учителю литературы» http://school-collection.edu.ru/about – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.slovari.ru – электронные словари онлайн http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи» http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор http://www.pogovorka.com – Пословицы и поговорки http://oldrussian.chat.ru – Древнерусская литература http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы Календарно-тематическое планирование (68 ч.) № Тема урока 1 Введение. Русская литература и история. 2 Русские народные песни. Частушка как малый песенный жанр. 3 Использование учебного и Тип урока компьютерного оборудования Введение (1 ч.) Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания Устное народное творчество (2 ч.) Дата проведения Домашнее задание Ответить на вопросы учебника (стр.5). Урок «открытия http://www.spbappo.ru Ответить на вопросы нового» знания http://www.rusfolk.chat.ru учебника. Написать http://www.pogovorka.com частушку на школьную тему и подготовить ее исполнение (стр. 12-13). Предания как исторический жанр Урок «открытия http://www.spbappo.ru Подготовить пересказ русской народной прозы. «О нового» знания http://www.rusfolk.chat.ru предания «О покорении Пугачеве», «О покорении Сибири Сибири Ермаком», Ермаком». Особенности содержания и включив характерную художественной формы. для этого времени лексику. Ответить на вопросы учебника (стр. 16-17). Из древнерусской литературы (3 ч.) план факт 4 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru 5 «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Повесть о шемякином суде. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания 6 Выучить определения (стр.26). Подготовить связный рассказ о житийной литературе. Ответить на вопросы учебника (стр. 27). Написать сочинениеразмышление «Сын земли Русской…». Вопросы и задания учебника (стр. 36). Из литературы XVIII века (7 ч.) 7 Русская литература XVIII века и ее традиции. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности 8 Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия. Развитие речи. Комментированное чтение комедии: речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания 9 10 Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.gramma.ru направленности Урок-практикум «Традиции и Урок http://www.spbappo.ru новаторство комедии Д. И. Фонвизина общеметодической http://old-russian.chat.ru “Недоросль”». направленности Прочитать статью учебника «Д. И. Фонвизин» (стр. 37-39), выполнить задание (стр. 40). Читать второе действие, составить изложение по первому действию. Подобрать афоризмы, говорящие о жизненных принципах Стародума (действие 3, явления 1 и 2; действие 5, явление 1). Вопросы и задания учебника (стр. 77-78). 11 Развитие речи. Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: значение комедии для современников и последующих поколений (обсуждение). 12 Развитие речи. Подготовка к сочинению Урок развития по комедии Д. И. Фонвизина речи «Недоросль». 13 Контрольная работа № 1. Развитие речи. Урок Сочинение по комедии Д. И. Фонвизина развивающего «Недоросль» по одной из тем: 1) контроля «Веселая» семейка. 2) Смешное и печальное в Митрофане. 3) Жизнь Стародума. 4) Учителя Митрофана. Из литературы XIX века (28 ч.) http://www.spbappo.ru И. А. Крылов. Басни: «Лягушки, Урок просящие царя», «Обоз». общеметодической http://old-russian.chat.ru направленности К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Урок «открытия http://www.klassika.ru Рылеева. нового» знания 14 15 16 К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. http://www.spbappo.ru Урок общеметодической http://old-russian.chat.ru направленности Письменно ответить на вопрос: «Чем для вас интересна комедия Фонвизина?» http://www.spbappo.ru Подготовить материалы к http://old-russian.chat.ru сочинению по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». http://www.spbappo.ru Прочитать статью http://old-russian.chat.ru учебника И. А. Крылов» (стр. 80-82), ответить на вопросы. http://www.spbappo.ru Урок общеметодической http://www.klassika.ru направленности Подготовить чтение басни наизусть. Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака». Индивидуальное задание: подготовить сообщение из истории присоединения Сибири в XVI веке. Вопросы и задания учебника (стр. 93). 17 А. С. Пушкин. «История Пугачёвского бунта» (отрывки). Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности 18 А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ I-II глав). Урок «открытия http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru нового» знания 19 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин (разбор III-V глав). http://www.spbappo.ru Урок общеметодической http://www.klassika.ru http://www.gramma.ru направленности 20 Пугачев и народ в романе «Капитанская дочка». Разбор VI-VII глав. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.klassika.ru направленности Подготовить пересказ отрывка из «Истории Пугачёвского бунта». Чтение романа «Капитанская дочка» (главы I, II). Чтение романа «Капитанская дочка» (главы III-V). Подготовить рассказ о жизни Гринева до начала осады крепости Пугачевым. Чтение романа «Капитанская дочка» (главы VI, VII). Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования. Раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам. Чтение романа «Капитанская дочка» (главы VIII-XII). Найти в романе все эпизоды, в которых появляется Пугачев. Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость» и «Мятежная слобода». Какова роль этих портретных описаний? Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru 21 Средства характеристики героев романа «Капитанская дочка» на примере VIIIXII глав. 22 Образ Маши Мироновой. Смысл Урок развития названия романа. Анализ эпизода. речи http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru 23 Развитие речи. Подготовка к сочинению Урок по роману А. С. Пушкина «Капитанская развивающего дочка». контроля http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru 24 Контрольная работа № 2. Развитие речи. Урок Сочинение по роману А. С. Пушкина развивающего «Капитанская дочка». контроля http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru 25 А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.gramma.ru направленности Чтение романа «Капитанская дочка» (главы XIII-XIV). Подготовить краткий пересказ. Устно ответить на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачева после прочтения «Капитанской дочки». Подведем итоги. Вопросы и задания учебника (стр. 218219). Подготовить материалы к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина. Вопросы и задания учебника (стр. 224). 26 А. С. Пушкин. «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). 27 Контрольная работа № 3 по творчеству А. С. Пушкина. 28 М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: тема, идея, Урок http://www.spbappo.ru сюжет и композиция поэмы. Образ общеметодической главного героя. направленности 29 Начальное представление о романтизме. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru 30 31 Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.gramma.ru направленности Урок http://www.spbappo.ru развивающего контроля Подготовить чтение стихотворения «К***» наизусть. Прочитать статью В. Коровина о Лермонтове. Подготовить ответы на вопросы учебника (стр. 230-232). Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юношипослушника». Составить цитатный план поэмы. Ответить на вопрос: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь). Подготовить чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри». Подготовить характеристики действующих лиц комедии «Ревизор». Вопросы и задания учебника (стр. 354-355). Повторить литературоведческие термины сюжетнокомпозиционных элементов. 32 Контрольная работа № 4. Развитие речи. Урок развивающего Сочинение по комедии Н. В. Гоголя контроля «Ревизор». 33 Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека». 34 Контрольная работа № 5 по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru Урок развивающего контроля Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. Урок «открытия «Певцы»: сюжет и герои, образ нового» знания повествователя в рассказе. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История Урок одного города» (отрывок): сюжет и общеметодическо герои. Сатирическая направленность й направленности «Истории одного города». http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru 37 Н. С. Лесков. Слово о Нравственные проблемы «Старый гений». http://www.spbappo.ru 38 Л. Н. Толстой. «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием рассказа. 35 36 писателе. Урок рассказа общеметодическо й направленности Урок общеметодическо й направленности http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Письменный ответ на проблемный вопрос «Как в повести „Шинель“ продолжается тема „маленького человека“ в русской литературе?» Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Певцы». Прочитать «Историю одного города» М. Е. СалтыковаЩедрина. Подготовить краткий пересказ фрагмента «Истории…». Сделать небольшой словарик трудных слов и оборотов, встречающихся в тексте. Вопросы и задания учебника (стр. 26). Прочитать рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Ответить на вопросы 8-9 учебника (стр. 40-41). Подготовить характеристики героев (см. задание рубрики «Развивайте (стр. 41). 39 Контрольная работа № 6 по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого. Урок развивающего контроля http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru 40 Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. Урок общеметодическо й направленности http://www.spbap po.ru 41 А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как Урок история об упущенном счастье. общеметодическо й направленности 42 И. А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». 43 Нравственные проблемы в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени». 44 Контрольная работа № 7 по рассказам А. Урок П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. развивающего контроля А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая Урок тема в творчестве поэта. «На поле общеметодическо Куликовом», «Россия»: история и й направленности современность. 45 http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru Из литературы XX века (21 ч.) Урок http://www.spbappo.ru общеметодическо http://www.klassika.ru й направленности Урок общеметодическо й направленности http://www.spbap po.ru http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru дар слова» Прочитать статью учебника «Поэзия родной природы» (стр. 411-42), подготовить ее краткий пересказ. Прочитать статью учебника «А. П. Чехов» (стр. 45-46), ответить на вопросы (стр. 47). Письменно ответить на вопрос 5 учебника (стр. 58). Прочитать рассказ А. П. Чехова «Тоска». Написать сочинениеразмышление по рассказу Бунина «Кавказ». Написать сочинениерассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?» Прочитать статью учебника «А. А. Блок» (стр. 76-77), ответить на вопросы. Прочитать фрагменты статьи Д. С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» в учебнике 46 С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.klassika.ru направленности 47 И. С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» – воспоминание о пути к творчеству. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.klassika.ru направленности 48 М. А. Осоргин. Сочетание реальности и Урок «открытия http://www.spbappo.ru фантастики в рассказе «Пенсне». нового» знания 49 Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“» (отрывки). Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания 50 Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности (стр. 77-80). Подготовить чтение стихотворения «Россия» наизусть. Письменно ответить на вопрос «Какова роль художественных тропов в поэме „Пугачёв“?» Прочитать статью учебника «М. А. Осоргин» (стр. 108-109), ответить на вопросы. Прочитать рассказ М. А. Осоргина «Пенсне». Прочитать раздел учебника «Писатели улыбаются» (стр. 114124), ответить на вопросы (стр. 125). Прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Ответить на вопросы учебника (стр. 130). Прочитать рассказ М. Зощенко «История болезни». Ответить на вопросы учебника (стр. 135) 51 М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru 52 А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин»: человек и война. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.gramma.ru 53 А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: Урок «открытия http://www.spbappo.ru образ главного героя. нового» знания http://www.klassika.ru 54 Контрольная работа № 8. Развитие речи. Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 55 А. П. Платонов. Слово о писателе. Урок «открытия Нравственная проблематика рассказа нового» знания «Возвращение». Стихи и песни о Великой Урок Отечественной войне. общеметодической направленности В. П. Астафьев. «Фотография, на Урок которой меня нет»: картины военного общеметодической детства, образ главного героя. направленности 56 57 Урок развивающего контроля http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru http://www.spbappo.ru http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru Прочитать статью учебника А. Т. Твардовский (стр. 136137), ответить на вопросы. Прочитать главы из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Выразительное чтение поэмы «Василий Теркин». Подготовить чтение фрагмента из поэмы «Василий Теркин» наизусть. Прочитать статью учебника «А. П. Платонов» (стр. 164165), ответить на вопросы. Прочитать рассказ А. Платонова «Житейское дело». Подготовить чтение стихотворения наизусть (по выбору). Письменный ответ на вопрос «Что объединяло жителей деревни в предвоенные годы?» 58 Контрольная работа № 9. Развитие речи. Сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века». Урок развивающего контроля 59 Современные авторы – детям. А. В. Урок «открытия http://www.spbappo.ru Жвалевский, Е. Б. Пастернак. нового» знания «Неудачница». 60 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе (обзор). Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности 61 Поэты русского зарубежья о Родине. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.gramma.ru направленности 62 Контрольная работа № 10. Итоговая Урок контрольная работа по литературе за 8 развивающего контроля класс. http://www.spbappo.ru http://www.gramma.ru http://www.spbappo.ru http://www.klassika.ru Из зарубежной литературы (5 ч.) Подготовить выразительное чтение стихотворений русских поэтов о родине, родной природе. Творческое задание. Опишите один из дней запомнившихся вам каким-либо значительным событием, не скрывая своих эмоций, какими бы они ни были – положительными или отрицательными. Подготовить чтение стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия…» наизусть. Прочитать статью учебника «Литература и история» (стр. 231-234), ответить на вопросы. Прочитать статью учебника «Уильям Шекспир» (стр. 235239), ответить на вопросы. 63 64 65 66 67 68 Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта». «Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». «Вечная» тема любви в трагедии. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» – пьеса эпохи классицизма. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.gramma.ru направленности Выучить один из монологов главных героев наизусть. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания Прочитать комедию Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Вопросы и задания учебника (стр. 306). Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. В. Скотт. «Айвенго» – старые нравы. Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности Прочитать главы из романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Урок http://www.spbappo.ru общеметодической направленности Письменное сочинение-эссе «Памятник моему любимому писателю». Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. Урок «открытия http://www.spbappo.ru нового» знания http://www.klassika.ru Итоги учебного года (1 ч.) Урок http://www.spbappo.ru общеметодической http://www.klassika.ru направленности Повторение изученного.