ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу. Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения. Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре. Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 9 классе программе основного общего образования рассчитано на 102 часа СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Древнерусская литература «Слово о полку Игореве». Литература XVIII века М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору). Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Литература первой половины XIX века В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое", "Море» и др. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору). А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна", "Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души». Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др. Зарубежная литература Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору). У. Шекспир. «Сонет 33» И. В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; — активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; — неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; — понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; — представление о способах противодействия коррупции; — готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; — активное участие в школьном самоуправлении; — готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней). Патриотического воспитания: — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; — уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе. Духовно-нравственного воспитания: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; — готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; — активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Эстетического воспитания: — восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; — осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; — стремление к самовыражению в разных видах искусства. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; — ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); — осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; — умение принимать себя и других, не осуждая; — умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; — уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; — сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; — готовность адаптироваться в профессиональной среде; — уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; — осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: — ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; — повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; — активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с поднимающими экологические проблемы; литературными произведениями, — осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; — готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; — овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; — установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; — изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; — потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; — в действии в условиях неопределенности повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; — анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; — оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; — способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; — воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; — оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; — формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные учебные познавательные действия: 1) Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса); — устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; — с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; — предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; — выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; — делать выводы с использованием умозаключений по аналогии; дедуктивных и индуктивных умозаключений, — формулировать гипотезы об их взаимосвязях; — самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) Базовые исследовательские действия: — формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; — формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение — проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; — оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; — владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; — прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. 3) Работа с информацией: — применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; — находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; — самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; — распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; — выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; — понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; — в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) Совместная деятельность: — использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; — принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — уметь обобщать мнения нескольких людей; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); — выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; — сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; — публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); — самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; — участниками взаимодействия на литературных занятиях; — сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные учебные регулятивные действия: 1) Самоорганизация: — выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; — ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); — самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; — составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; — делать выбор и брать ответственность за решение. 2) Самоконтроль: — владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; — учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; — объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; — вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. 3) Эмоциональный интеллект: — развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; — ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; — регулировать способ выражения своих эмоций; 4) Принятие себя и других: — осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; — признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; — проявлять открытость себе и другим; — осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического; 3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: — анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля; — овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм; — рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историколитературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению); — выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений; — выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения; — сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка; — сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика); 4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся); 5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу; 6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; 7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования; 8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа; 9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития; 10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы; 11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты; 12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности. При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов. — ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока № п/п Количество часов Домашнее задание всего контрольные практические работы работы 1. 1 0 0 Чтение статьи учебника «О древнерусской литературе» и составление её конспекта. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Чтение «Слова о полку Игореве» в переводе Н. А. Заболоцкого. Подготовка сообщения об истории нахождения рукописи «Слова о полку Игореве» на основе статьи учебника и самостоятельного поиска материалов с использова нием справочной литературы и ресурсов Интернета Вводный урок. «Слово о полку Игореве». Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве»— памятник древнерусской литературы 2. 1 0 0 Наизусть «Вступление» эпизод «Плач Ярославны». «Слово о полку Игореве». История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства 3. Вопросы и задания 2-7 (с.34), сообщения о князьях в «Слове…». или Письменный ответ на вопрос «Какова роль князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?». 1 0 0 Вопросы и задания рубрики «Слово о полку Игореве». «Развивайте дар слова» Центральные образы (с.34), чтение статьи «Русская литература XVIII века» (с.35-39), вопросы и задания 1-4 (с.40). «Слова о полку Игореве». Образ автора 4. — «Слово о полку Игореве». Поэтика «Слова о полку Игореве». Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведению 5. Классицизм в русском мировом искусстве 6. М. В. Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» 7. 1 0 1 Подготовка таблицы «Периодизация русской литературы XVIII века (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Домашняя контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»? 2. Какие идеальные черты русской женщины отра- зились в образе Ярославны? 3. Каким предстаёт в «Слове…» образ Русской земли? 4. Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове…»? 1 0 0 1 0 0 Подготовка сообщения «Классицизм в искусстве». Письменный ответ на вопрос «В чём заключаются достижения литературы XVIII века?» (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»). Подготовка устного рассказа о М. В. Ломоносове Вопросы и задания 1-5 (с.58), Конспектирование статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов». Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента оды «Вечернее размышление…» и сообщения об императрице Елизавете Петровне. 1 0 0 Подготовка выраз. чтения наизусть фрагмента оды. Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какими способами поэт достигает высокой торжественности и пышности поэтического слога в «Оде на день восшествия…»? 2.Подготовка сообщения о Г.Р.Державине 1 0 0 Подготовка выразительного чтения наизусть оды и М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору) 8. Г. Р. Державин: жизнь и творчество — «Властителями судиям». 1 0 0 Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой стихотворения Державина 10. Г. Р. Державин. «Памятник». 1 Оригинальное идейное осмысление «вечной темы» памяти о человеке 0 0 „Памятник»? Подготовка сообщения о Горации, истории создания стихотворения «К Мельпомене» на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета 11. Сентиментализм в русском и 1 мировом искусстве 0 0 Вопросы и задания 2-4, 6, 8 9. Г. Р. Державин. Ода «Властителям и судиям». Тема произвола власти (с.103-104) 12. Н. М. Карамзин: жизнь и творчество. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 1 0 0 Конспектирование статьи учебника «Николай Михайлович Карамзин». Письменная характеристика героев повести 13. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»: черты сентиментализма в повести 1 0 0 Письменный ответ на вопрос «Почему повесть „Бедная Лиза“ следует отнести к произведениям сентиментализма?». Чтение произведений Карамзина и фрагментов исторического трудаписателя «История государства Российского» (глава о Смутном времени и др.). Подготовка устных сообщений об этих произведениях (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим…», раздел о Карамзине) 14. Н. М. Карамзин «Осень». Сравнение жизни природы с жизнью человека 1 0 1 Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Подготовка сочинению. к контрольному — 15. Романтизм в русском и мировом искусстве 1 0 0 16. В. А. Жуковский: жизнь и творчество. Особенности лирики. Лирический герой. Особенности поэтического языка. Жанр баллады в творчестве 1 0 0 Задание 8 (с.112), чтение вступительной статьи о В.А.Жуковском (с.114-123), Составление плана статьи «Русская литература XIX века», выполнение заданий статьи «Русская поэзия XIX века» и ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (раздел «Проверьте себя»). Подготовка сообщения о В. А. Жуковском. 17. В. А. Жуковский. 1 «Светлана»: черты баллады. Образ главной героини. В творческой лаборатории В. А. 0 1 Чтение статей «Особенности поэтического языка В.А.Жуковского», «В творческой лаборатории Жуковского» (с.125-132) Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. 1 0 Письменный контроль Жуковского 18. Итоговый урок по древнерусской литературе, литературе классицизма, сентиментализма и романтизма. Контрольная работа 1 Контрольная работа №1 19. Реализм в русском и мировом искусстве 1 0 0 20. А. С. Грибоедов: жизнь и творчество. История создания комедии «Горе 1 0 0 от ума» Конспект материала учебника Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Грибоедов». Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя. Письменный ответ на вопрос «В чём исключительность личности Грибоедова?». Подготовка сообщения на тему — «„Говорящие“ имена и фамилии в комедии» 21. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: анализ первого действия комедии 1 0 1 Письменный ответ на вопросы: «Почему пьесу „Горе от ума“ считают ко- медией?», «Какие пороки фамусовской Москвы обличает Чацкий в своих монологах?». Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова. Ответы на вопросы викторины № 5 и на вопросы раздела «Герои Грибоедова» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Проект. Подготовка маршрута заочной экскурсии «Грибоедов в Москве» с 22. 1 А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Анализ второго действия комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» 23. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Анализ третьего, четвертого действий комедии 0 1 Использованием материалов из раздела учебника «Литературные места России» и практикума «Читаем, думаем, спорим…» 1 0 1 Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Чацкого. Письменный анализ одного из монологов Чацкого или одного из эпизодов комедии. Подготовка сообщения о Чацком на тему «Чацкий начинает новый век» с использованием плана практикума «Читаем, думаем, спорим…» (раздел «Чацкий Александр Андреевич») 24. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: образ Чацкого 1 0 1 Составление цитатной таблицы «Афоризмы в комедии „Горе от ума“». Проект. Подготовка читательской конференции «Фамусовское общество» — Таблица «Век нынешний и век минувший» в тетради 25. 1 0 0 Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематографические версии комедии. Подготовка к контрольному сочинению по комедии с использованием вопросов практикума «Читаем, думаем, спорим…» (раздела А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: смысл заглавия комедии и проблема ума «Проверьте себя»). 26. 1 0 0 1 0 0 0 0 Юмор и сатира в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 27. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Общечеловеческий характер конфликта и образов комедии 28. Контрольная работа № 2 по 1 творчеству А. С. Грибоедова Таблица «Век нынешний и век минувший» в тетради Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. В чём общечеловеческое звучание образов фаму- совского общества? 2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого? 3. Почему образ Софьи получил разноречивые оценки в критике? 4. В чём особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе «Горе от ума»? Как особенности речи персонажей комедии «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров? 29. Развитие речи. Обучающее сочинение по комедии А. Н. Грибоедова «Горе от ума» 1 0 1 Дописать сочинение 30. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин. Стихотворения. "К 1 0 0 Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина «К — Чаадаеву", "К морю" Чаадаеву», «К морю», «Анчар», вопросы и задания (с.175,178,184). Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Составление хронологической таблицы жизни и творчества Пушкина. Подготовка сообщения «Поэтические связи Пушкина с декабристами» или сообщения об одном из периодов его жизни и творчества 31. А. С. Пушкин. Тема поэта и 1 поэзии: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», "Анчар" 0 0 Наизусть стихотворение из лирики петербургского периода. Подготовка сообщения об одном из адресатов любовной лирики Пушкина (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета). 32. А. С. Пушкин. Любовная 1 лирика: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Мадонна» 0 0 Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), вопросы и задания 1-3 (с.180), 1-4,7 (с.194-195). Наизусть стихотворение из любовной лирики. Проект. Составление электронной презентации «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и стихи, им посвящённые» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…» 33. А. С. Пушкин. Стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Элегия» 1 0 0 Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Бесы», вопросы и задания 1-3 (с.192), 5-6,9,11 (с.195). — 34. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1 0 0 Сопоставление текста Пушкина на тему памятника с произведениями его предшественников и последователей. Сопоставительный анализ стихотворения Пушкина и одного из стихотворений его предшественников и последователей (по выбору). Чтение «маленькой трагедии» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», вопросы и задания 1-4 (с.214). 35. А. С. Пушкин. «Вечность» темы памятника в русской и мировой поэзии 1 0 0 Наизусть стихотворение из лирики о назначении поэта и поэзии. 36. А. С. Пушкин "Маленькие 1 трагедии". Трагедия "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства" 0 0 Письменный анализ эпи- зода трагедии или письменный ответ на вопрос «Как решает Пушкин проблему „гения и злодейства“?» (по трагедии «Моцарт и Сальери»). Чтение романа «Евгений Онегин». Подготовка сообщения об истории создания романа в стихах, его творческой истории и прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета 37. Контрольная работа № 3 по 1 лирике А. С. Пушкина 1 0 38. А. С. Пушкин. Роман в 1 стихах «Евгений Онегин» как новаторское произведение 0 Контрольная работа 0 Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского, вопросы и задания 1-3, 7 (с.247-248). Подготовка выраз. чтения наизусть одного из фрагментов романа. Составление плана сообщения «День Онегина». Письменный ответ на вопрос «Зачем автор так описывает день подробно Онегина, — обстановку его дома, любимые занятия?» 39. А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа 1 0 Характеристика Татьяны, вопросы и задания 5 (1), 8(1), 9 (с.248). 1 Наизусть отрывок «Письмо Татьяны» или «Письмо Онегина». 40. А. С. Пушкин. Роман в 1 стихах «Евгений Онегин»: главные женские образы романа 41. А. С. Пушкин. Роман в 1 стихах «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев 0 1 Вопросы и задания 8(2), 5(23) (с.248) 0 1 Поиск примеров отображения пушкинской эпохи в романе, вопросы и задания 10,16 (c. 248-249) 42. А. С. Пушкин. Роман в стихах 1 «Евгений Онегин»: образ автора 0 43. А. С. Пушкин. Роман в 1 стихах «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Критики о романе 0 Устный опрос 0 0 Чтение статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина», 44. Итоговый урок по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Контрольная работа № 4 1 1 0 45. Развитие речи. Обучающее 1 сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 46. М. Ю. Лермонтов: жизнь и 1 творчество. Ранняя лирика поэта: «Нет я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! Хочу печали…» 0 1 Не задано Дописать сочинение 0 0 Чтение статьи «Два поэтических мира» (с.252253), фрагмента статьи «В творческой лаборатории М.Ю.Лермонтова» (с.252267, 282283). Вопросы и задания (с.254,260,283). Наизусть стихотворение (по выбору учащегося). — 47. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. «Смерть поэта», «Пророк», "Поэт" 1 0 0 Выразительное чтение стихотворений. Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие любовной лирики Лермонтова?». Проект. Составление электронного альбома «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания поэта к ним» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета 48. М. Ю. Лермонтов. 1 Стихотворения. Тема любви: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» 0 0 Конспектирование фрагментов литературно критической статьи Белинского о лирике Лермонтова. Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. 49. М. Ю. Лермонтов. 1 Стихотворения. «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою…»), «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен…» 0 0 Читать выразительно и подготовить анализ одного стихотворения М.Ю.Лермонтова 50. М. Ю. Лермонтов. 1 Стихотворения. Тема Родины в лирике поэта: «Дума», «Родина» 0 0 51. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: общая характеристика 0 1 Чтение статьи «О романе «Герой нашего времени» (с.288-315), вопросы 6,11-12 (с.317). Чтение глав «Бэла» и «Максим Максимыч». Письменный ответ на вопрос «Сколько рассказчиков в романе и каков смысл их смены в повествовании 1 вопросы и задания 7,910,12,17 (с.317318). Подготовка выразительного чтения одного из описаний Кавказа. Подготовка устного сообщения «Лермонтов в Тамани» (по книге Н. Г. Долининой «Печорин и наше время»).Письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина или письменный ответ на один из вопросов: 1. Какова роль пейзажа в главе «Бэла»? 2.Какими способами автор создаёт психологический портрет Максима Максимыча? — 3.Каким видел Печорина Максим Максимыч? 52. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: загадки образа Печорина 1 0 53. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера 1 0 0 54. М. Ю. Лермонтов. Роман. 1 «Герой нашего времени»: философскокомпозиционное значение новеллы «Фаталист» 0 0 Письменный ответ на один из вопросов: 1. Почему повесть «Фаталист» можно назвать философским произведением? 2. Каким образом автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина? 3. Подбор цитат на тему «Печорин в системе мужских образов романа» 1 0 0 Вопросы и задания 1-5,15 (с317-318). 56. Контрольная работа № 5 по 1 творчеству М. Ю. Лермонтова 1 0 Чтение вступительной статьи 57. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. Поэма «Мёртвые души»: история создания поэмы 0 55. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: любовь и дружба в жизни Печорина. Оценки критиков 1 Письменный сопоставительный анализ двух портретов Печорина или письменный ответ на один из вопросов: 1. Какова роль пейзажа в главе «Бэла»? 2.Какими способами автор создаёт психологический портрет Максима Максимыча? 3.Каким видел Печорина Максим Максимыч? Письменный ответ на один из вопросов: 1. Какую позицию Печорина по отношению к людям подчёркивает автор в главе «Тамань»? 2. Как характеризует Печорина его поведение в сцене дуэли? В.И.Коровина о Н.В.Гоголе (с.319323), поэмы «Мертвые души», сообщение о жизни и творчестве писателя 0 Чтение статьи «В творческой лаборатории Н.В.Гоголя» (с.323324), вопросы и задания (с.324-325). — Подготовить помещиков. характеристики Конспектирование статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь». Ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…». Письменный ответ на вопрос «Почему Гоголь не сумел завершить „Мёртвые души“?». 58. Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые 1 души»: образы помещиков 0 1 Чтение статьи «О поэме «Мертвые души» (с.325-365), вопросы и задания 7-9 (с.365). (индивид.) «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). 59. Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые 1 души»: образ города 0 1 Характеристика Чичикова, подготовка к дискуссии «Кто же он, Чичиков?» 60. Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»: образ Чичикова 1 0 1 Вопросы и задания 11,13 (с.366). 61. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»: образ России, народа и автора в поэме 1 0 1 Поэма в оценке критиков (материал Интернета) 62. Итоговый урок по поэме Н. В. 1 Гоголя «Мертвые души». Контрольная работа № 6 1 0 Подготовить материал к сочинению по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 63. Развитие речи. Обучающее сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 1 0 1 Дописать сочинение 64. Ф. М. Достоевский и современники. В творческой лаборатории Ф. М. Достоевского 1 0 0 Вопросы и задания 4-6 Наизусть лирическое отступление птице-тройке — (с.389), 1-3 (с.390, рубрика «Обогащайте свою речь») Читать повесть «Белые ночи» 65. Ф. М. Достоевский. Повесть "Белые ночи". Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира 1 0 0 66. Штрихи к портретам писателей 1 0 0 67. А. П. Чехов. Слово о писателе. 1 В творческой лаборатории А. П. Чехова 0 0 Чтение вступительной статьи об А.П.Чехове (с.15-29), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказов «Смерть чиновника», «Тоска», задание 1 (с.40, рубрика «Обогащайте свою речь») Чтение статьи «В творческой лаборатории А.П.Чехова» (с.35-38), вопросы и задания 1-2, 5-11 (с.38-39), 2-5 (с.40). 68. А. П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника» 1 0 0 Подготовить материал к сочинению 69. Развитие речи. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?" 1 0 1 Чтение статей об И.А.Бунине (с.4454), сообщение о жизни и творчестве писателя, чтение рассказа «Темные аллеи», вопросы и задания 16 (с.59-60), 2-4 (с.60), й И. А. Бунин. В творческой лаборатории И. А. Бунина. И. А. Бунин о творчестве 1 71. Л. Никулин. Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты. Несколько слов из истории рассказа "Темные аллеи" 1 0 0 Подготовить вопросы по рассказам Чехова 72. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». 1 «Поэзия» и «проза» русской усадьбы 0 0 Прочитать статью об А.А.Блоке (с.61-73), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75) рубрика речь») 0 0 «Совершенствуйте свою Вопросы и задания 7-9 (с.60), 1,5 (с.60, рубрика «Совершенствуйте свою речь»). — 73. А. А. Блок. Современники о поэте. Образы и ритмы А. А. Блока 1 0 0 Чтение статей об А.А.Блоке (с.6173), сообщение о жизни и творчестве поэта, вопросы и задания (с.74-75). 74. А. А. Блок. Стихотворения. 1 "Ветер принес издалека...", "О, весна без конца и без краю...", "О, я хочу безумно жить..." 0 0 Вопросы 7-9, 12 (с.96). 75. С. А. Есенин. В творческой лаборатории С. А. Есенина 1 0 0 76. С. А. Есенин. 1 Стихотворения. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке 77. С. А. Есенин. Народнопесенная 1 основа лирики поэта 0 0 0 0 78. В. В. Маяковский. Как работал 1 В. В. Маяковский. В творческой лаборатории поэта 0 0 79. В. В. Маяковский. 1 Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Новаторство поэзии 0 0 80. М. А. Булгаков: жизнь и творчество 1 0 0 81. М. А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" 1 0 0 82. М. И. Цветаева. 1 Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти 0 0 Наизусть стихотворение о Родине (по выбору). Наизусть стихотворение (по выбору). Подготовить ответы на вопросы Сообщение (индивид.) о жизни и творчестве В.В.Маяковского, вопросы и задания (с.110). Выразительное чтение стихов Маяковского Подготовить сообщение «Новаторство В.Маяковского» Вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.118), озаглавить главы повести цитатами Система образов повести (подготовить сообщение) Чтение вступительной статьи о М.И.Цветаевой (с.119-124), вопросы и задания 3,6 (с.129), 2 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь») — 83. М. И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство 1 0 0 Вопросы и задания 1-2, 4-5,7 (с.128-129), 1 (с.129, рубрика «Обогащайте свою речь»). Наизусть стихотворение (по выбору). 84. А. А. Ахматова: жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике 1 0 0 Чтение статей об Ахматовой (с.1301410, вопросы и задания 1,3,5 (с.146147), 2-3 (с.147, рубрика «Совершенствуйте свою речь») 85. А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики 1 0 0 Наизусть стихотворение (по выбору). Вопросы и задания (с.165-166) 86. Н. А. Заболоцкий. В творческой 1 лаборатории Н. А. Заболоцкого. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти 0 0 Наизусть стихотворение (по выбору). 87. Н.А. Заболоцкий. Современники о Н. А. Заболоцком 1 0 0 88. М. А. Шолохов. В творческой лаборатории М. А. Шолохова 89. М.А. Шолохов. "Судьба человека". О сказочной форме повествования в рассказе "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины 1 0 0 Вопросы 5-7 (с.193). 1 0 0 Чтение статей о 90. Б. Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. В творческой лаборатории Б. Л. Пастернака 1 Чтение вступительной статьи о М.А.Шолохове (с.167-170), рассказа «Судьба человека», вопросы и задания 1-4 Выразительное чтение стихов Н.Заболоцкого Б.Л.Пастернаке (с.194-207), вопросы и задания (с.207). 0 0 Чтение вступительной статьи о А.Т.Твардовском (с.208-221 сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230). Наизусть стихотворение (по выбору). 91. А. Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. 1 0 0 сообщение о жизни и творчестве поэта (рубрика «Развивайте свою речь», — с.230-232), вопросы и задания 3-6 (с.230). Наизусть стихотворение (по выбору). 92. А. И. Солженицын: жизнь и 1 творчество. В творческой лабратории А. И. Солженицына 0 93. 1 0 0 94. Развитие речи. Сочинение по произведению А. И. Солженицына «Матрёнин двор» 1 0 1 Дописать сочинение 95. Контрольная работа № 7 по произведениям раздела "Литература XX века" 1 1 0 Контрольная работа 96. А. С. Пушкин «Певец». Е. А. 1 Баратынский «Разуверение». Ф. И. Тютчев «Я встретил вас…». М. Ю. Лермонтов «Отчего». А. К. Толстой «Средь шумного бала…», А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу» 0 0 97. А. А. Сурков «Бьется в тесной 1 печурке огонь…», К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь», Н. М. Заболоцкий «Признание». М. Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям». В. С. Высоцкий «Песня о друге», К. Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» 0 0 А. И. Солженицын. "Матрёнин двор". Тема "праведничества" в рассказе. Образ праведницы, трагизм ее судьбы 0 Прочитать рассказ «Матренин двор». (индивид.) Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына Чтение статьи «В творческой лаборатории А.И.Солженицына (с.226229), вопросы и задания 18,10 (с.280-281). Чтение раздела «Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (с.282-302), вопросы и задания (с.286, 297,300,302) Сделать подборку песен на стихи Суркова, Симонова, Окуджавы, Высоцкого — 98. Античная лирика. Гай Валерий 1 Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта 0 0 99. Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» 1 0 0 10 Данте Алигьери. 1 0. «Божественная комедия». Множественность смыслов и её философский характер 0 0 Чтение статьи о У. Шекспире (с.326334), сообщение о жизни и творчестве драматурга, чтение трагедии «Гамлет», вопросы и задания 1-2 (с.334). Письменный ответ на вопрос «Каким Данте представлял себе мироустройство и законы жизни в нём (на материале „Божественной комедии“)?». 10 У. Шекспир: жизнь 1. творчество. «Сонет 33» и 1 0 0 Выразительное чтение по ролям фрагмента трагедии У.Шекспира «Гамлет», вопросы 3-5 (с.334) Чтение статьи об И.В.Гете (с.335346), вопросы 1-3 (с.346) 10 И. В. Гёте. «Фауст». Обзор с 1 2. чтением отдельных сцен 0 0 Вопросы и задания 4-5 (с.346) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 7 Подготовить сообщение страницам учебника по Чтение статьи о Данте Алигьери (с.315-325), вопросы и задания (с.325). — УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Литература (в 2 частях), 9 класс/Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и другие; под редакцией Коровиной В. Я.; АО «Издательство «Просвещение», 2019 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 5 изд. М.: Просвещение, 2016 2. Беляева Н. В., Литература. Методические рекомендации и поурочные разработки. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – 4 изд., перераб.: М.: Просвещение, 2017., 458 с. 3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина. – 19 издание. – М.: Просвещение, 2019. – 256 с. 4. Аристова М. А., Диагностические работы. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / М. А. Аристова. М.: Просвещение, 2021., 135 с. 5. Ахмадуллина Р. Г. Литература. Рабочая тетрадь в 2-х частях. / Р. Г. Ахмадуллина. – М.: Просвещение, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» http://www.vehi.net Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук http://www.imli.ru Литература. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете http://www.lito.ru Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века» http://slova.org.ru Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/14/7/ Сайт «Культура письменной речи» http://www.gramma.ru Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru