Рабочая программа по ОДНКР 5-6 класс

1

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее
—
ОДНКНР)
для 5—6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
для основного общего образования..
Целями изучения учебного курса являются
:- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновенияи мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;- формирование и сохранение уважения к
ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны
.Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;- развитие
представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству
и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;- воспитание уважительного
и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;- формирование
патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории
и культуре;
- осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
2

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г . № 287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных
областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной
культуры народов России";
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты
второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г.,
- Образовательная программа МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024 – 2025 уч.г.;
- Положение о рабочей программе МКОУ Нижнедобринской СШ;
- Учебный план МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024 – 2025 учебный год.
Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
Личностные результаты:
- готовность к нравственному саморазвитию;
- способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей
семье,
- гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности,
вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе,
- принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с
поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
3

Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных
источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства)
.К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников
беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Метапредметные результаты:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств
для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность
слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера;
- способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной
культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника,
- формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебного предмета ОДНКНР:
5 класс – 34 часа Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный
народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
4

Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык
как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в
жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства
России
Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Тема 7 . Духовная культура .Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных
знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.Единство культур народов России. Что значит быть
культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда .
Роль нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции
.Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни
человек. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и
почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества.
Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
5

Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность.
Тема
22 .
Взаимовлияние
культур.Взаимодействие культур. Межпоколенная и
межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники
важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов
.Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть
культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы .
Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка
как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История
народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .Художественная реальность. Скульптура:
от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная
литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом (практическое
занятие).Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России.
Россия как культурная карта .Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир.
Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
России.
6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь
между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни
людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика
общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в
ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение
и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы.
Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие
культурных укладов как результат исторического развития народов России.

6

Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в
истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.Права и обязанности человека в культурной
традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в
Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.Мир религий в
истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии
как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).Современное общество:
его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения
материальной и духовной культуры народов России.Тематический блок 2. «Человек и его
отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека.
Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и
гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях.
Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и
его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика.
Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и
что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его
экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда,
ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном
измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства.
Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания. Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья .
Сиротство . Отражение
этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие.
Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага .

7

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и
общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).Труд как самореализация, как
вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.Тематический блок 3. «Родина и
патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их
истории . Важность патриотизма
.Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины .
Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало.
Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).Какими качествами должен
обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через
добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).Человек. Его образы в культуре .
Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура (проект).Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на уровне основного общего
образования
Личностные результаты освоения курса включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- ценность самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1. .Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления
об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных
ценностей в становлении российской государственности
.2. Гражданское воспитание - осознанность своей гражданской идентичности через знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
8

- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию
.3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.Духовно-нравственное
воспитание Сформированность осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты освоения курса включают: освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
.Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные
действия включают:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,
по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);- смысловое чтение;
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные
действия включают
:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
9

№

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные
универсальные
учебные
действия включают:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и
требований,
корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка);- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности
.Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают
освоение
научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании проектов . отрицательной стороны.

Тематическое планирование 5 класс (34 ч)
Тема

дата

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1

Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»?

Формирование
и
закрепление гражданского
единства
.
Родина
и
Отечество . Традиционные
ценности и ролевые модели
. Традиционная семья .
Всеобщий характер морали
и нравственности . Русский
язык и единое культурное
пространство . Риски и
угрозы
духовнонравственной
культуре
народов России

Формировать представление
об особенностях курса
««Основы духо нонравственной культуры
народов России» .Слушать и
понимать объяснения
учителя по теме урока
.Вести самостоятельную
работу с учебником

2

Наш дом — Россия

Россия
—
многонациональная
страна.Многонациональны
й
народ
Российской
Федерации . Россия как
общий
дом.
Дружба

Слушать
и
понимать
объяснения учителя по теме
урока.Формировать
представление о необходимости
и важности межнационального
и межрелигиозного сотрудниче10

народов

ства, взаимодействия .

Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по курсу
Формировать представления о
языке как носителе духовнонравственных
смыслов
культуры.Понимать
особенности коммуникативной
роли
языка.Слушать
и
анализировать выступления
одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал
по нескольким источникам
Формировать представление о
русском языке как языке
межнационального
общения.Слушать объяснения
учителя, стараясь выделить
главное.Объяснять
наблюдаемые
в
практике
изучения языка явления

3

Язык и история

Что такое язык? Как в языке
народа
отражается
его
история?
Язык
как
инструмент
культуры.
Важность
коммуникации
между
людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь

4

Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей

Русский язык — основа
российской культуры. Как
складывался русский язык:
вклад народов России в его
развитие. Русский язык как
культурообразующий
проект
и
язык
межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык

5

Истоки родной
культуры

Что
такое
культура.
Культура и природа . Роль
культуры в жизни общества.
Многообразие культур и
его

Формировать представление о
том, что такое культура, об
общих
чертах в культуре
разных народов.

№

Тема

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Слушать и понимать
объяснения учителя по теме
урока .Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по теме
Формировать представление о
традиционных укладах жизни
разных народов .Слушать и
анализировать
выступления
одноклассников .Работать с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации

6

дата

причины . Единство
культурного пространства
России

Материальная
культура

Материальная
культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника . Связь
между
материальной
культу- рой и духовнонравственными
ценностями общества

11

7

8

Духовная культура

Духовно-нравственная
куль- тура . Искусство,
наука, духовность . Мораль,
нравственность, ценности .
Художественное
осмысление мира . Символ и
знак . Духовная культура
как реализация ценностей

Формировать представление о
духов- ной культуре разных
народов .Понимать взаимосвязь
между
проявлениями
материальной
и
духовной
культуры .Выполнять задания
на понимание и разграничение
понятий по теме .Учиться
работать с текстом и зрительным рядом учебника

Формировать представление о
понятии «религия», понимать
и уметь объяснять, в чём
заключается связь культуры и
религии .Слушать объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой по
теме
смысл
понятия
Культура и
Зачем нужно учиться? Куль- Понимать
образование
уметь
тура как способ получения «образование»,
нужных
знаний
. объяснять важность и неОбразование как ключ к обходимость образования для
социализации и духовно- общества . Слушать объяснения
отбирать
и
нравственному раз- витию учителя,
сравнивать
учебные
человека
материалы по теме
материал
по
Многообразие
Единство культур народов Отбирать
источникам,
культур
России
России. Что значит быть нескольким
готовить
доклады,
ра- ботать
(практическое
культурным
человеком?
с
научно-популярной
занятие)
Знание о культуре народов
литературой
.Слушать
России
выступления одноклассников
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Культура и
религия

Религия и культура . Что
такое религия, её роль в
жизни общества и человека .
Государствообразующие
религии Рос- сии . Единство
ценностей
в
религиях
России

11

Семья —
хранитель
духовных
ценностей

Семья — базовый элемент
общества
.
Семейные
ценности,
традиции
и
культура . Помощь сиротам
как духовно- нравственный
долг человека

Понимать, что такое семья,
формировать представление о
взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного уклада у разных
народов .

№

Тема

Основное содержание

12

Родина
начинается с
семьи

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать значение термина
«поколение».Слушать
объяснения учителя, шать
проблемные задачи
Понимать и объяснять, как и
почему история каждой семьи
тесно связана с историей
страны,
народа.Слушать
объяснения
учителя,

9

10

дата

История семьи как часть
истории
народа,
государства, человечества.
Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и

12

Отечество?

разграничивать понятия по
теме,
систематизировать
учебный материал

Понимать и объяснять, что
такое
традиция,
уметь
рассказывать
о
традициях
своей
семьи,
семейных
традициях своего народа и
других народов России.Уметь
объяснять и разграничивать
основные понятия по теме.
Просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы,
работать
с
раздаточным материалом
Знать основные фольклорные
сюже- ты о семье, семейных
ценностях .Знать и понимать
морально-нрав ственное
значение семьи .

13

Традиции
семейного
воспитания в
России

Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные семьи .
Семейное воспитание как
трансляция ценностей

14

Образ семьи в
культуре народов
России

Произведения
устного
поэтического
творчества
(сказки, поговорки и т. д.)
о
семье и семейных
обязанностях.

15

16

Работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы, систематизировать
учебный материал
что
такое
Труд в истории
Социальные роли в истории Понимать,
семьи
семьи. Роль домашнего тру- «семейный труд», сознавать и
важного
да . Роль
нравственных характеризовать
общего
семейного
труда
для
норм в благополучии семьи
укрепления целостности семьи
.Слушать
объяснения
учителя,
самостоятельно
работать с учебником
почему
важно
Семья в
Рассказ о своей семье (с ис- Понимать,
современном
пользованием фотографий, изучать и хранить историю
мире(практическо
книг, писем и др .) . своей семьи, передавать её
е занятие)
поколениям
Семейное древо . Семейные следующим
.Готовить
доклад,
традиции
сообщение;
создавать
семейное древо; отбирать и
сравнивать
материал
из
нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности»
Семья в литературе и
произ- ведениях разных
видов ис- кусства

13

17

№

Личность —
общество —
культура

Тема

8

Духовный мир
человека. Че ловек
— творец культуры

9

Личность и
духовнонравственные
ценности

20

дата

Что
делает
человека
человеком? Почему человек
не
может
жить
вне
общества.
Связь между
обществом и культурой как
реализация
духовнонравственных ценностей

Знать, что такое гуманизм,
понимать, что делает человека
человеком
и
какие
проявления людей можно назвать гуманными .Работать с
научно-популярной
литературой,
уметь
разграничивать
понятия,
осваивать смысловое чтение
(решать текстовые задачи)

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
и
объяснять
значение
слова «человек» в
контексте
духовнонравственной
культуры.Слушать объяснения
учителя,
работать
с
учебником, уметь понимать и
разграничивать
основные
понятия по теме

Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация
ценностей
в
культуре.Творчество:
что
это
такое?
Границы
творчества. Традиции и
новации
в
культуре.
Границы
культур.
Созидательный
труд.
Важность тру- да как
творческой деятельности,
как реализации
Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь к
близким

Понимать и объяснять, что
такое мораль и нравственность,
любовь к близким.Показывать
на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба
и
др.Разграничивать
и
определять
основные
понятия, решать текстовые
задачи,
работать
с
учебником

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
смысл термина
Историческая
Что такое история и почему Объяснять
память
как
она важна? История семьи «история», понимать важность
духовно— часть истории народа, изучения истории .Понимать и
что
такое
нравственная
государства, человечества . объяснять,
историческая
память,
как
цен- ность
Важность
исторической
история
каждой
семьи
связана
памяти, недопустимость её
фальсификации
. с историей страны .Работать
с учебником, выделять и
Преемственность
определять
основные
поколений
понятия,
слушать
и
анализировать выступления
одноклассников
14

21

Литература как
язык куль туры

Литература
как
художественное
осмысление
действительности
.
От
сказки к роману . Зачем
нужны
литературные
произведения? Внутренний
мир
человека
и
его
духовность

22

Взаимовлияние
культур

Взаимодействие культур .
Межпоколенная
и
межкультурная трансляция
. Обмен

№

Тема

дата

Основное содержание

ценностными установками
и
идеями
.
Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей

23

Духовнонравственные цен
ности российского
народа

24

Регионы России:
культурное
многообразие

Жизнь, достоинство, права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству
и
ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность
поколений,
единство
народов России
Исторические и социальные
причины
культурного
разноо- бразия . Каждый
регион уни- кален .

Понимать
особенности
литературы, её отличия от
других
видов
художественного
творчества.Объяснять средства
выражения духовного мира
человека,
его
морали
и
нравственности
в
произведениях
литературы
.Слушать объяснения учителя,
работать с художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники
Иметь представление о
значении терминов
«взаимодействие
культур»,«культурный обмен» .
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
и
объяснять
важность
сохранения
культурного
наследия
.Слушать
объяснения
учителя,
понимать
и
разграничивать
понятия,
отбирать
и
сравнивать
материал
по
нескольким
источникам
Уметь
объяснять
значение
основных
понятий,
отражающих
духовно-нравственные ценности .Осознавать
их и защищать в
качестве
базовых
общегражданских
ценностей
российского
общества .Слушать объяснения
учителя,
работать
с
учебником (смысловое чтение)

Понимать
принципы
федеративного
устройства
России, объяснять понятие
«полиэтничность» .
15

Малая Родина — часть
общего Отечества

25

Праздники в
культуре народов
России

Что
такое
праздник?
Почему праздники важны .
Празд- ничные традиции в
России
.
Народные
праздники как па- мять
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов

26

Памятники в
культуре народов
России

Памятники
как
часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные
.Культура
как память . Музеи . Храмы .
Дворцы . Исторические
здания
как
свидетели
истории . Архитектура и
духовно-нравственные
ценности народов России

№

Тема

7

Музыкальная
культура народов
России

дата

Основное содержание

Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как
форма
выражения
эмоциональных
связей
между людьми . Народные
инструменты
.
История народа в его
музыке и инструментах

Понимать
ценность
многообразия
культурных
укладов народов России . Уметь
рассказывать о культурном
своеобразии
своей
малой
родины
.Слушать
и
анализировать выступления
одноклассников, работать с
источниками
Понимать и объяснять, что
такое«народный
праздник»
.Уметь
рассказывать
о
праздничных
традициях
разных народов и своей се мьи
.Понимать
и
объяснять
нравственный
смысл
народного
праздника
.Работать
с
учебником,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Устанавливать связь между
историей
памятника
и
историей
края
.Характеризовать памятники
истории и культуры .Понимать
нравственный и научный смысл
краеведческой
работы
.Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать особенности музыки
как вида искусства .Знать и
называть
основные
темы
музыкального
творчества
народов России, понимать, как
история наро- да отражается в
его
музыке
.Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы

16

28

Изобразительное
искусство народов
России

Художественная реальность
.
Скульптура:
от
религиозных сюжетов к
современному искусству .
Храмовые
росписи
и
фольклорные орнаменты .
Живопись,
графика
.
Выдающиеся
художники
разных на- родов России

29

Фольклор и
литература народов России

Пословицы и поговорки .
Эпос и сказка . Фольклор
как
отражение истории народа
и его ценностей, морали и
нравственности.
Национальная литература.
Богатство культуры народа
в его литературе

30

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическоезаня
тие)

Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона . Доклад с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и других
источников

31

Культурная
карта
России(практичес
кое занятие)

География культур России .
Россия как культурная карта . Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями

32

Единство страны
— залог будущего
России

Россия — единая страна .
Русский
мир .
Общая
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
народов России

Понимать
и
объяснять
особенности изобразительного
искусства
как
вида
художественного
творчества
.Понимать
и обосновывать
важность
искусства
как
формы трансляции культурных
ценностей .Знать и называть
основные
темы
искусства
народов
России
.Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать, что такое
национальная литература .

Объяснять и показывать на
примерах, как произведения
фольклора отражают историю
народа,
его
духовнонравственные
ценности
.Отбирать
и
сравнивать
материал
из
нескольким
источникам,
решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать
выступления
одноклассников
Отбирать
и
сравнивать
учебный
материал
по
нескольким
источникам,
решать текстовые задачи,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников, работать с
научно-популярной
литературой
Отбирать
и
сравнивать
несколько
источников,
решать текстовые зада- чи,
слушать
и
анализировать
выступления одноклассников,
работать
с
научнопопулярной литературой
Понимать и объяснять значение
общих элементов и черт в
культуре
разных
народов
России для
обоснования её
культурного,
экономического
единства .Слушать объяснения
учителя, систематизировать
17

учебный материал

33

Обобщение знаний
по курсу ОДНКНР

34

Резервный урок

№

1

6 класс (34 ч)
Тема

дата

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
специфику
Мир культуры: его
Культура
как
форма Понимать
социальных
явлений,
их
структура
социального
отличия
от
мира
природы
взаимодействия . Связь
между
миром .Уметь объяснять взаимосвязь
культуры
с
материальной культуры и материальной
духовно-нравственным
социальной
структурой
общества . Расстояние и состоянием общества .Слушать
учителя,
образ
жизни
людей . объяснения
работать
с
учебником,
Научно-технический
проблемные
прогресс как один из анализировать
источников формирования ситуации
социального
облика
общества
Понимать и объяснять
История быта как
Домашнее хозяйство и его
история культуры
типы . Хозяйственная
взаимосвязь хозяйственной
деятельность народов
деятельности, быта людей с
России в разные
историей народа, климатом,
исторические периоды .
географическими условиями
его жизни . Работать с
Многообразие культурных
укладов как результат исто учебником, а также научнорического развития
популярной литературой;
просматривать и
народов России
анализировать учебные
фильмы
Прогресс:
Производительность труда Понимать и объяснять, что
технический и
Разделение
труда. такое труд, разделение труда,
социальный
Обслуживающий
и какова роль труда в истории и
обществе
производящий
труд. современном
.Работать
с
учебником,
Домашний труд и его
механизация. Что такое научно-популярной
технологии и как они литературой; решать прозадачи,
влияют на культуру и блемные
анализировать
и
ценности общества?
разграничивать понятия.

18

Образование в
культуре на родов
России

Представление об основных
этапах
в
истории
образования
. Ценность
знания
.
Социальная
обусловленность
различных
видов
образования
.Важность
образования
для
современного
мира
.
Образование
как
трансляция куль- турных
смыслов,
как
способ
передачи ценностей
Права
и
обязанности
человека
в
культурной
традиции народов России
.Права и свободы человека
и
гражданина,
обозначенные
в
Конституции Российской
Федерации

6

Права и
обязанности
человека

7

Общество
и
религия: духов- нонравственное
взаимодействие

Мир религий в истории .
Религии народов России
сегодня
.
Государствообразующие и
традиционные религии как
источник
духовнонравственных ценностей

8

Современный
мир: самое важное
(практическое
занятие)

Современное общество: его
портрет . Проект: описание
самых
важных
черт
современного общества с
точки зрения материальной
и
духовной
культуры
народов России

9

Каким
должен
быть чело- век?
Духовнонравственный
облик и идеал
человека

Мораль,
нравственность,
этика, этикет в культурах
народов России . Право и
равенство в
правах
.
Свобода как ценность .
Долг как её ограничение .
Общество как регулятор
свободы
.
Свойства
и
качества человека, его образ
в культуре народов России,
единство
человеческих
качеств . Единство духовной

Понимать и объяснять важность
образования в современном
мире
и
ценность
знаний
.Понимать, что образование —
важная
часть
процесса
формирования
духовнонравственных
ориентиров
человека
.Слушать
объяснения
учителя,
рефлексиовать собственный
опыт,
разграничивать
понятия
Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий
«права человека», правовая
культура» и др .Понимать
необходимость
соблюдения
прав и обязанностей человека
.Слушать
и
анализировать
выступления одноклассников,
работать с текстом учебника и
с источниками
Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм»
и
др
.Знать
названия
традиционных религий России,
уметь объяснять их роль в
истории и на современном
этапе раз- вития общества
.Слушать объяснения учителя,
ре- шать текстовые задачи
Понимать, в чём заключаются
основные
духовнонравственные
ориентиры
современного
общества
.Подготовить
проект (или
доклад,
сообщение);
работать
с
научнопопулярной
литературой,
разграничивать
и
систематизировать понятия
Понимать
и
объяснять
взаимосвязь таких понятий,
как
«свобода»,
ответственность, право и долг
.Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации

19

жизни

10

Взросление
человека в культуре народов
России

Социальное
измерение
человека
.
Детство,
взросление,
зрелость,
пожилой возраст . Проблема
одиночества
.
Необходимость развития во
взаимодействии с другими
людьми
.
Самостоятельность
как
ценность
Религия
как
источник
нравственности
и
гуманистического
мышления . Нравствен- ный
идеал
человекав
традиционных религиях .
Современное общество и
религиозный
идеал
человека
Гуманитарное знание и его
особенности . Культура как
самопознание . Этика .
Эстетика
.
Право
в
контексте
духовнонравственных ценностей

11

Религия как
источник нравственности

12

Наука как
источник знания о
человеке и
человеческом

13

Этика
и
нравственность
как
категории
духовной культуры

Что такое этика . Добро и
его проявления в реальной
жизни . Что значит быть
нравственным . Почему
нравственность важна?

14

Самопознание
(практ
ическое занятие)

Автобиография
и
автопортрет: кто я и что я
люблю . Как устроена моя
жизнь .
Выполнение
проекта

Объяснять
важность
взаимодействия человека и
общества,
негативные
эффекты социальной изоляции
.Слушать
объяснения
учителя, решать проблемные
задачи,
анализировать
информацию из нескольких
источников,
анализировать
собственный опыт
Понимать,
какой
нравственный
потенциал
несут традиционные религии
России .Слушать объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
просматривать
учебные фильмы по теме
Понимать и объяснять смысл
понятия
«гуманитарное
знание»;
осознавать,
что
культура помогает человеку
понимать самого себя .Слушать
объяснения
учителя,
работать с учебником, с
дополнительной
научнопопулярной литературой
Объяснять понятия «добро» и
«зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов
России, соотн сить эти понятия
с личным опытом . Решать
проблемные задачи, раб тать
с учебником, рефлексировать
собственный опыт
Уметь
соотносить
понятия
«мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном
для возраста детей уровне
.Формировать представления
о самом себе; воспитывать
навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать
и
анализировать
доклады
20

одноклассников

15

Труд делает
человека человеком

Что такое труд . Важность
труда и его экономическая
стоимость . Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность
.
Общественная оценка труда

16

Подвиг: как узнать
героя?

Что такое подвиг. Героизм
как
самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие,
взаимопомощь

17

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние

Человек
в
социальном
измерении
.
Дружба,
предательство . Коллектив .
Личные
границы
Этика
предпринимательства
.
Социальная помощь

18

Проблемы
современного
щества
отражение
духовнонравственного
мосознания

Бедность . Инвалидность .
Асоциальная
семья
.
Сиротство . Отражение этих
явлений
в
культуре
общества

обкак
его
са-

Осознавать важность труда
объяс- нять его роль в
современном
обще- стве
.Понимать
и
осознавать
трудолюбие
как
ответственность
перед
людьми
и
самим
собой
.Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Понимать и объяснять
отличие под- вига на войне и
в мирное время .Знать и
называть имена героев .
Слушать объяснения
учителя, ре- шать
проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника
Понимать
и
объяснять
понятия«дружба»,
«предательство»,
«честь»,«коллективизм»,
«благотворительность»
.Слушать
объяснения
учителя, решать проблемные
задачи, анализировать тексты
учебника
Понимать
и
объяснять
понятия
«бедность»,
«инвалидность», «сиротство» .
Предлагать
пути
преодоления
проблем
современного общества на
доступном для понимания
детей уровне . Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника

21

19

Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений

Милосердие . Взаимопомощь .
Социальное служение . Благотворительность
.
Волонтёрство . Общественные
блага

20

Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов России

Гуманизм . Истоки гуманистического
мышления
.
Фило- софия гуманизма .
Проявления гуманизма в
историкокультурном
наследии народов России

21

Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного облика общества

Социальные
профессии:
врач, учитель, пожарный,
полицейский,
социальный
работник . Духовно-нравственные
качества,
необходимые
представителям
этих
профессий

22

Выдающиеся
благотворите- ли в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный
долг

Меценаты, философы, религиозные
лидеры,
врачи,
учёные, педагоги . Важность
меценатства для духовнонравственного
развития
личности самого мецената и
общества в целом

23

Выдающиеся
учёные Рос- сии .
Наука
как
источник
социального
и
духовного
прогресса общества

Учёные России . Почему
важно помнить историю
науки . Вклад науки в
благополучие
страны
.
Важность
морали
и
нравственности в науке, в
деятельности учёных

Понимать
и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство» . Вы- являть
общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи, благотворительности
у
представителей
разных
народов
.Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Понимать и характеризовать
понятие
«гуманизм»
как
источник
духовнонравственных
ценностей
народов России .
Осознавать
важность
гуманизма для формирования
личности,
построения
взаимоотношений в обществе
.Слушать
объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой
Понимать и объяснять, что
такое социальные профессии
и почему выбирать их нужно
особенно
ответственно
.
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
готовить рефераты, слушать
и анализировать доклады одноклассников
Приводить
примеры
выдающихся благотворителей
в истории и в современной
России .Работать с научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия
Понимать и объяснять, что
такое наука; приводить имена
выдающихся учёных России
.Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия

22

4

Моя профессия
(практическое
занятие)

Труд как самореализация,
как вклад в общество .
Рассказ о своей будущей
профессии

5

Гражданин

Родина и гражданство, их
взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные
качества
гражданина

6

Патриотизм

Патриотизм . Толерантность .
Уважение к другим народам
и их истории . Важность
патриотизма

7

Защита Родины:
подвиг или долг?

Война и мир . Роль знания в
защите Родины . Долг гражданина перед обществом .
Военные подвиги . Честь .
Доблесть

28

Государство .Россия
— наша родина

Государство
как
объединяющее
начало.
Социальная сторона права и
государства . Что такое закон
. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность

29

Гражданская
идентичность(пра
ктическое
занятие)

Какими качествами должен
обладать
человек
как
гражданин

Обосновывать,
какие
духовно-нравственные
качества нужны для выбранной профессии .Работать с
научно-популярной
литературой, анализировать
несколько
источников,
разграничивать понятия
Характеризовать
понятия
«Роди- на», «гражданство»;
понимать
духовнонравственный
смысл
патриотизма
.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
текстом
учебника
Приводить
примеры
патриотизма в истории и в
современном
обществе
.Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником, рефлексировать
собственный опыт
Характеризовать
важность
сохранения мира и согласия
.Приводить примеры военных
подвигов;
понимать
особенности защиты чести
Родины в спорте, науке,
культуре .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
смотреть
и
анализировать
учебные
фильмы
Объяснять
понятие
«государство»
.
Уметь
выделять и характеризовать
основные
особенности
Российского го сударства с
опорой
на
духовнонравственные
ценности
.Слушать
объяснения
учителя, работать с текстом
учебника, с дополни- тельной
научно-популярной
литературой
Обосновать важность духовнонравственных
качеств
гражданина
.Работать
с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую работу
23

30

Моя школа и
мой
класс(практическ
ое занятие)

Портрет школы или класса
через добрые дела

Характеризовать понятие
«доброе дело» в контексте
оценки собственных действий,
их нравственного начала .
Работать с источниками,
определять понятия,
подготовить практическую
работу

31

Человек: какой
он? (практическое
занятие)

Человек . Его образы в культуре
.
Духовность
и
нравственность
как
важнейшие
качества
человека

32

Человек и
культура (проект)

Итоговый проект: «Что
значит быть человеком?»

Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества,
ему присущие . Работать с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую работу
Показать
взаимосвязь
человека и культуры через их
взаимное
влияние
.
Характеризовать
образ
человека высокой духовной
культуры, создаваемый в
произведениях
искусства
.Работать с источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить
проект

33

Обобщающий
урок по курсу
ОДНКНР 6 класса

Приложение 1. Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с
воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание
курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности
обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина
своего Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из
ключевых
национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей
гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у
подрастающих поколений . Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России .
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
24

многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся
.Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется
с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических
традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её
истории
.Приложение 2. Учебно-методическое обеспечение курса ОДНКНР Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России» 5 класс изд-во Просвещение Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России» 6 класс изд-во Просвещение
Поурочное планирование к учебникам «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5,
6 классы
Электронные ресурсы:1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя.
Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по
основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников,
выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей
«Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для
обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать
школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход
решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики
справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/5. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая
коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео,
конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов.
https://interneturok.ru/6 Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям
учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не
потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу
https://media.prosv.ru/

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».