1 Пояснительная записка Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.. Целями изучения учебного курса являются :- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновенияи мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны .Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре; - осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. 2 Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"; - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г., - Образовательная программа МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024 – 2025 уч.г.; - Положение о рабочей программе МКОУ Нижнедобринской СШ; - Учебный план МКОУ Нижнедобринской СШ на 2024 – 2025 учебный год. Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Личностные результаты: - готовность к нравственному саморазвитию; - способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; - достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; - личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; - воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование ценностей многонационального российского общества; - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, - гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; - понимание роли человека в обществе, - принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Универсальные учебные действия Познавательные: - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; - различать культовые сооружения разных религий; - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. 3 Информационные: - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства) .К концу обучения учащиеся научатся: - Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. - Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. - Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями. - Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. - Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. - Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. - Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. - Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Метапредметные результаты: - владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; - способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; - овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; - способность к работе с информацией, представленной разными средствами; - расширение кругозора и культурного опыта школьника, - формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Содержание учебного предмета ОДНКНР: 5 класс – 34 часа Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. 4 Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5 . Истоки родной культуры .Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7 . Духовная культура .Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8 . Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России.Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции .Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей . Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким. Тематический блок 4. Культурное единство России Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. 5 Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур.Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта .Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. 6 Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека.Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . 7 Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин.Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма .Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект).Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на уровне основного общего образования Личностные результаты освоения курса включают: - осознание российской гражданской идентичности; - готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - ценность самостоятельности и инициативы; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. .Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .2. Гражданское воспитание - осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; 8 - сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию .3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4.Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты освоения курса включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. .Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);- смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают :- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); 9 № - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности .Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов . отрицательной стороны. Тематическое планирование 5 класс (34 ч) Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России Формировать представление об особенностях курса ««Основы духо нонравственной культуры народов России» .Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .Вести самостоятельную работу с учебником 2 Наш дом — Россия Россия — многонациональная страна.Многонациональны й народ Российской Федерации . Россия как общий дом. Дружба Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудниче10 народов ства, взаимодействия . Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу Формировать представления о языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры.Понимать особенности коммуникативной роли языка.Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения.Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное.Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления 3 Язык и история Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык 5 Истоки родной культуры Что такое культура. Культура и природа . Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. № Тема Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов .Слушать и анализировать выступления одноклассников .Работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 6 дата причины . Единство культурного пространства России Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культу- рой и духовнонравственными ценностями общества 11 7 8 Духовная культура Духовно-нравственная куль- тура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей Формировать представление о духов- ной культуре разных народов .Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры .Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме .Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии .Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой по теме смысл понятия Культура и Зачем нужно учиться? Куль- Понимать образование уметь тура как способ получения «образование», нужных знаний . объяснять важность и неОбразование как ключ к обходимость образования для социализации и духовно- общества . Слушать объяснения отбирать и нравственному раз- витию учителя, сравнивать учебные человека материалы по теме материал по Многообразие Единство культур народов Отбирать источникам, культур России России. Что значит быть нескольким готовить доклады, ра- ботать (практическое культурным человеком? с научно-популярной занятие) Знание о культуре народов литературой .Слушать России выступления одноклассников Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Культура и религия Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии Рос- сии . Единство ценностей в религиях России 11 Семья — хранитель духовных ценностей Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно- нравственный долг человека Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов . № Тема Основное содержание 12 Родина начинается с семьи Основные виды деятельности обучающихся Понимать значение термина «поколение».Слушать объяснения учителя, шать проблемные задачи Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа.Слушать объяснения учителя, 9 10 дата История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и 12 Отечество? разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России.Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом Знать основные фольклорные сюже- ты о семье, семейных ценностях .Знать и понимать морально-нрав ственное значение семьи . 13 Традиции семейного воспитания в России Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей 14 Образ семьи в культуре народов России Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. 15 16 Работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал что такое Труд в истории Социальные роли в истории Понимать, семьи семьи. Роль домашнего тру- «семейный труд», сознавать и важного да . Роль нравственных характеризовать общего семейного труда для норм в благополучии семьи укрепления целостности семьи .Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником почему важно Семья в Рассказ о своей семье (с ис- Понимать, современном пользованием фотографий, изучать и хранить историю мире(практическо книг, писем и др .) . своей семьи, передавать её е занятие) поколениям Семейное древо . Семейные следующим .Готовить доклад, традиции сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Семья в литературе и произ- ведениях разных видов ис- кусства 13 17 № Личность — общество — культура Тема 8 Духовный мир человека. Че ловек — творец культуры 9 Личность и духовнонравственные ценности 20 дата Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей Знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными .Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи) Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовнонравственной культуры.Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность тру- да как творческой деятельности, как реализации Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким.Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником Тематический блок 4. «Культурное единство России» смысл термина Историческая Что такое история и почему Объяснять память как она важна? История семьи «история», понимать важность духовно— часть истории народа, изучения истории .Понимать и что такое нравственная государства, человечества . объяснять, историческая память, как цен- ность Важность исторической история каждой семьи связана памяти, недопустимость её фальсификации . с историей страны .Работать с учебником, выделять и Преемственность определять основные поколений понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников 14 21 Литература как язык куль туры Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность 22 Взаимовлияние культур Взаимодействие культур . Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен № Тема дата Основное содержание ценностными установками и идеями . Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей 23 Духовнонравственные цен ности российского народа 24 Регионы России: культурное многообразие Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России Исторические и социальные причины культурного разноо- бразия . Каждый регион уни- кален . Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества.Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы .Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,«культурный обмен» . Основные виды деятельности обучающихся Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия .Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности .Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества .Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение) Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность» . 15 Малая Родина — часть общего Отечества 25 Праздники в культуре народов России Что такое праздник? Почему праздники важны . Празд- ничные традиции в России . Народные праздники как па- мять культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов 26 Памятники в культуре народов России Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные .Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России № Тема 7 Музыкальная культура народов России дата Основное содержание Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России . Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины .Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками Понимать и объяснять, что такое«народный праздник» .Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей се мьи .Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника .Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы Устанавливать связь между историей памятника и историей края .Характеризовать памятники истории и культуры .Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы .Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Основные виды деятельности обучающихся Понимать особенности музыки как вида искусства .Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история наро- да отражается в его музыке .Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы 16 28 Изобразительное искусство народов России Художественная реальность . Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных на- родов России 29 Фольклор и литература народов России Пословицы и поговорки . Эпос и сказка . Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе 30 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическоезаня тие) Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников 31 Культурная карта России(практичес кое занятие) География культур России . Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями 32 Единство страны — залог будущего России Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности народов России Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества .Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей .Знать и называть основные темы искусства народов России .Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать, что такое национальная литература . Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности .Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые зада- чи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства .Слушать объяснения учителя, систематизировать 17 учебный материал 33 Обобщение знаний по курсу ОДНКНР 34 Резервный урок № 1 6 класс (34 ч) Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» специфику Мир культуры: его Культура как форма Понимать социальных явлений, их структура социального отличия от мира природы взаимодействия . Связь между миром .Уметь объяснять взаимосвязь культуры с материальной культуры и материальной духовно-нравственным социальной структурой общества . Расстояние и состоянием общества .Слушать учителя, образ жизни людей . объяснения работать с учебником, Научно-технический проблемные прогресс как один из анализировать источников формирования ситуации социального облика общества Понимать и объяснять История быта как Домашнее хозяйство и его история культуры типы . Хозяйственная взаимосвязь хозяйственной деятельность народов деятельности, быта людей с России в разные историей народа, климатом, исторические периоды . географическими условиями его жизни . Работать с Многообразие культурных укладов как результат исто учебником, а также научнорического развития популярной литературой; просматривать и народов России анализировать учебные фильмы Прогресс: Производительность труда Понимать и объяснять, что технический и Разделение труда. такое труд, разделение труда, социальный Обслуживающий и какова роль труда в истории и обществе производящий труд. современном .Работать с учебником, Домашний труд и его механизация. Что такое научно-популярной технологии и как они литературой; решать прозадачи, влияют на культуру и блемные анализировать и ценности общества? разграничивать понятия. 18 Образование в культуре на родов России Представление об основных этапах в истории образования . Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования .Важность образования для современного мира . Образование как трансляция куль- турных смыслов, как способ передачи ценностей Права и обязанности человека в культурной традиции народов России .Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации 6 Права и обязанности человека 7 Общество и религия: духов- нонравственное взаимодействие Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России 9 Каким должен быть чело- век? Духовнонравственный облик и идеал человека Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение . Общество как регулятор свободы . Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний .Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др .Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека .Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др .Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе раз- вития общества .Слушать объяснения учителя, ре- шать текстовые задачи Понимать, в чём заключаются основные духовнонравственные ориентиры современного общества .Подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг .Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 19 жизни 10 Взросление человека в культуре народов России Социальное измерение человека . Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность как ценность Религия как источник нравственности и гуманистического мышления . Нравствен- ный идеал человекав традиционных религиях . Современное общество и религиозный идеал человека Гуманитарное знание и его особенности . Культура как самопознание . Этика . Эстетика . Право в контексте духовнонравственных ценностей 11 Религия как источник нравственности 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным . Почему нравственность важна? 14 Самопознание (практ ическое занятие) Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции .Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России .Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя .Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотн сить эти понятия с личным опытом . Решать проблемные задачи, раб тать с учебником, рефлексировать собственный опыт Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне .Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады 20 одноклассников 15 Труд делает человека человеком Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность . Общественная оценка труда 16 Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь 17 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы Этика предпринимательства . Социальная помощь 18 Проблемы современного щества отражение духовнонравственного мосознания Бедность . Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества обкак его са- Осознавать важность труда объяс- нять его роль в современном обще- стве .Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой .Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять отличие под- вига на войне и в мирное время .Знать и называть имена героев . Слушать объяснения учителя, ре- шать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия«дружба», «предательство», «честь»,«коллективизм», «благотворительность» .Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство» . Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 21 19 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность . Волонтёрство . Общественные блага 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Фило- софия гуманизма . Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий 22 Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и общества в целом 23 Выдающиеся учёные Рос- сии . Наука как источник социального и духовного прогресса общества Учёные России . Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Вы- являть общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов .Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России . Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе .Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно . Работать с научнопопулярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России .Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России .Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия 22 4 Моя профессия (практическое занятие) Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии 5 Гражданин Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина 6 Патриотизм Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма 7 Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть 28 Государство .Россия — наша родина Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность 29 Гражданская идентичность(пра ктическое занятие) Какими качествами должен обладать человек как гражданин Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии .Работать с научно-популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Характеризовать понятия «Роди- на», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе .Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Характеризовать важность сохранения мира и согласия .Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы Объяснять понятие «государство» . Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского го сударства с опорой на духовнонравственные ценности .Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополни- тельной научно-популярной литературой Обосновать важность духовнонравственных качеств гражданина .Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 23 30 Моя школа и мой класс(практическ ое занятие) Портрет школы или класса через добрые дела Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 31 Человек: какой он? (практическое занятие) Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека 32 Человек и культура (проект) Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние . Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства .Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект 33 Обобщающий урок по курсу ОДНКНР 6 класса Приложение 1. Учет воспитательного компонента в тематическом планировании курса ОДНКНР Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений . Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как 24 многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся .Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории .Приложение 2. Учебно-методическое обеспечение курса ОДНКНР Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России» 5 класс изд-во Просвещение Учебник «Основы духовнонравственной культуры народов России» 6 класс изд-во Просвещение Поурочное планирование к учебникам «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5, 6 классы Электронные ресурсы:1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/5. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественно-научного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/6 Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/ 25