ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом содержания следующих программных,
методических и дидактических разработок, используемых в электронном виде:
1. Индивидуальный
проект. 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / М. В. Половкова, А. В. Носов, Т.
В. Половкова, М. В. Майсак. - Москва : Просвещение, 2019.
2. Мандель Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для
обучающихся в системе СПО.-Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
3. Свиридова Л.Е., Комаров Б.А., Маркова О.В., Стацунова Л.М.
Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь. 10-11 классы.- Москва:
Просвещение, 2019.
4. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в
школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и
руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
2015
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения
Учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а
также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как
она занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение
человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная
составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже
время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков
свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными
компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект»
представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в
рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при
решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и,
одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека.
Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде
завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования
(в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам
деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной
взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с
существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих
проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей
выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического
материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает
обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в
относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает
возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам
и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно
защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении
курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах
обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться
научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта
или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо
заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание,
высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов
обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или
привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение,
процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные
слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные
результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов,
представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и
проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт
должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с
другой — непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники
необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились
руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий,
способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то
что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности учащихся
(учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных
символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития
и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог
с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект»
отражают:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; исследования на основе
собранных данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать
пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени среднего
общего образования. Согласно годовому календарному графику школы образовательный процесс
в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному
предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной диагностики
планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия, практическая работа,
работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено
практическим заданиям по выработке запланированных навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды
индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с
докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила
пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной
направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод,
исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями:
учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с Интернет
ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются участие
в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации
отдельным проблемам.
по
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые
в
области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские,
организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и
содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики,
химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект
П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой
аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий:
проектно-конструкторская
деятельность,
конструирование,
техническое
проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные
элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование,
цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности Раздел 2.2. Создаём
элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное
проекта/исследования.
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы
для
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Раздел
4.1.
Планирование
действий.
Освоение
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
понятий:
планирование,
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование,
бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые
ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада
каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда,
роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный
цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по
туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная
исследовательских работ (5 ч)
защита
и
экспертная
оценка
проектных и
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к
взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка порта- тивного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение,
технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий:
анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Основное содержание
Модуль 1.
Культура
проектирования
1.
Что такое проект и
почему реализация
проекта — это
сложно, но интересно
Кол- Виды
Формы Дата
во
деятельности контроля
часов
исследования
и
Понятие
проекта. 1
Происхождение
понятия.
Цели
проектов.
Проекты,
оказавшие влияние на
жизнь большей части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные
масштабные проекты.
10
Лекция,
дискуссия
Входящий
контроль
Лекция,
дискуссия
Чек-лист
№1
Непредсказуемые
последствия проектов
2.
Выдвижение
проектной идеи как
формирование образа
будущего
Конечный
результат 1
проекта.
Логика
работы
проектировщика.
Отличие
проектирования
от
занятий
искусством,
математикой и других
профессиональных
Текущий
контроль
занятий. Реальное
воображаемое
проектировании
и
в
3.
Техническое
проектирование и
конструирование как
типы деятельности
Понятие
1
«техносфера».
Искусственная среда.
Конструирование
и
конструкции. Анализ
и синтез вариантов
конструкции.
Функция
конструкции. Личное
действие в проекте.
Отчуждаемый
продукт
Лекция,
дискуссия
4.
Социальное
проектирование: как
сделать лучше
общество, в котором
мы живём
Отличие проекта от 1
дела.
Социальное
проектирование. Старт
социального проекта.
Отношения, ценности
и нормы в социальном
проекте.
Проек
тирование
ценности.
Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
Лекция,
дискуссия
5.
Анализируем проекты Социальный проект
1
сверстников.
«Дети
одного
Солнца»
Лекция,
дискуссия
Проблема.
Цель
проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта
6.
Исследование как
элемент проекта и
как тип деятельности
Цель
и
результат 1
исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и междисциплинарные
Лекция,
дискуссия
исследования.
Гипотеза
и
метод
исследования. Способ
и
методика
исследования
7.
Проекты и
технологии:
выбираем сферы
деятельности
Приоритетные
1
направления развития:
транспорт,
связь,
новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
«умные города»
Лекция,
дискуссия
и
8.
Создаём элементы
образа будущего: что
мы хотим изменить
своим проектом
Позитивный
образ 1
будущего для себя и
для других. Понятие
качества жизни
Лекция,
дискуссия
9.
Формируем
отношение к
проблемам:
препятствие или
побуждение к
действию?
Проблемы
1
практические,
научные,
мировоззренческие.
Проблемы глобальные,
национальные,
региональные,
локальные.
Комплексные
проблемы
Лекция,
дискуссия
10.
Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы
для проекта
Варианты
1
самоопределения при
выборе
темы:
актуальность, желание
осуществить
изменения, стремление
обеспечить развитие,
получение
новых
знаний и др.
Лекция,
дискуссия
или исследования
Модуль 3. Замысел проекта
11.
Понятия «проблема»
и «позиция» при
осуществлении
проектирования
Проблемная ситуация. 1
Позиции
конструктора, учёного,
управленца,
4
Лекция,
дискуссия
финансиста
12.
Формулирование
цели проекта
Цели
и
ценности 1
проекта.
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение прогноза
и идеала. Постановка
цели и принятие цели.
Заказчик проекта
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
13.
Целеполагание и
постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
Перевод проблемы и 2
цели
в
задачи.
Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих
знаний и ресурсов
Лекция,
дискуссия
14.
Поиск недостающей
информации, её
обработка и анализ
Информационный
1
ресурс.
Объективность
информации.
Экспертное
знание.
Совпадающие
и
различающиеся
позиции. Выявление
оснований
расхождения мнений
Лекция,
дискуссия
Модуль 4. Условия реализации проекта
15.
Планирование
действий — шаг за
шагом по пути к
реализации проекта
16. Источники
финансирования
проекта
Чек-лист
№2
3
Понятие
1
планирования.
Основная
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ
Лекция,
дискуссия
Понятие
бюджета 1
проекта. Собственные
средства.
Привлечённые
средства. Источники
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
финансирования.
Венчурные
фонды.
Кредитование
17.
Модели управления
проектами
Контрольная
точка. 1
Ленточная
диаграмма
(карта Ганта). Дорожная
карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Лекция,
дискуссия
4
18.
Переход от замысла к
реализации проекта
Жизненный
цикл 1
проекта.
Жизненный
цикл
продукта.
Переосмысление
замысла. Несовпадение
замысла
и
его
реализации
Лекция,
дискуссия
19.
Риски проекта
Возможные
риски 1
проекта.
Способы
предупреждения рисков
Лекция,
дискуссия
20.
Практическое занятие.
Анализ проектного
замысла «Завод по
переработке пластика»
Проблема. Цель проекта. 1
Задачи проекта. План
реализации
проекта.
Результаты
проекта.
Средства
реализации
проекта. Вариативность
средств.
Прорывные
технологии
и
фундаментальные знания
Лекция,
дискуссия
21.
Практическое занятие.
Анализ проектного
замысла «Превратим
мусор в ресурс».
Сравнение проектных
замыслов
Анализ
ситуации. 1
Критерии
сравнения
проектных замыслов
Лекция,
дискуссия
Модуль 6. Предварительная защита и
экспертная
оценка
проектных
и
исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
Экспертная
Экспертное
суждение.
позиция. 1
мнение и
Разные
Текущий
контроль
3
Лекция,
дискуссия
Текущий
контроль
подходы к проблематике
проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы
эксперту
23. Оцениваем проекты
сверстников
Проект «Разработка 1
портативного
металло- искателя»
Лекция,
дискуссия
Описание
ситуации
для
постановки
проблемы и задач на
примере
проектноконструкторской
работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента. Анализ
ограничений
существующих
аналогов.
Цель
проекта.
Дорожная
проекта
24.
Оценка начального
этапа исследования
карта
Актуальность
темы 1
исследования. Масштаб
постановки
цели.
Методики исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор
научной
литературы.
Достоверность выводов
Модуль 7. Дополнительные возможности
улучшения проекта
25.
Технология как мост от
идеи к продукту
Изобретения.
1
Технологии.
Технологические
долины.
Наукограды.
Использование
технологий для решения
проблем
Лекция,
дискуссия
7
Лекция,
дискуссия
26.
Видим за проектом
инфраструктуру
Инфраструктура.
1
Базовый
производственный
процесс.
Вспомогательные
процессы и структуры.
Свойства
инфраструктуры
Лекция,
дискуссия
27.
Опросы как
эффективный
инструмент
проектирования
Социологический опрос 1
как метод исследования.
Использование
опроса
при проектировании и
реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности
Лекция,
дискуссия
28.
Возможности
социальных сетей.
Сетевые формы
проектов
Возможности сетей для 1
поиска
единомышленников
и
продвижения проектов
Лекция,
дискуссия
29.
Использование видеоролика в продвижении
проекта
Создание
видеоролика 1
как
средство
продвижения
проекта.
Создание
«эффекта
присутствия». Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция,
дискуссия
30.
Оформление и
предъявление
результатов проектной
и исследовательской
деятельности
Выстраивание структуры 1
текста
для
защиты.
Основные пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
Оформление и
предъявление
результатов проектной
и исследовательской
деятельности
Выстраивание структуры 1
текста
для
защиты.
Основные пункты
и
тезисы
выступления.
Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления
Лекция,
дискуссия
31.
Модуль
8.
Презентация
и
защита
Чек-лист
№3
Текущий
контроль
3
индивидуального проекта
32. Презентация и
защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
33. Презентация и защита
индивидуального
проекта
1
конференция Итоговый
контроль
34. Итоги проекта
1
Лекция,
дискуссия
Всего
34
Список
литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное
мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.; под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В.
Громыко. — М.: Московская академия развития об-разования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная школа /
авт.-сост.
Л. В.Годовникова, И.
В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО
СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А.
В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-рельман. — М.:
Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога,
работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Кова-лев, А. В. Захарова и др.;
под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. —
М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ
Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский институт,
2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении», учеб.
пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/ Л.Е.
Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. –
104с
12. Интернет-ресурсы
13.
14. Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
15.
16. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
17. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
18. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
19.
20. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
21.
22. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/ activities/).
23.
24. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
25. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
26.
27. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-ipredmet-issledovaniya/).
28.
29. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
30.
31. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
32. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
33. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
34.
35. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
36.
37. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ mini-pererabotkaplastika).
38.
39. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroilarobota-kotoryy/).
40. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
41.
42. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/ psychology/9209how-to-argue-with-socrates-method).
43.
44. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
45. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
46. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
47.
48. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazha-video).
49.
50. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
51.