ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета География составлена с учётом: Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644) авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов(базовый уровень) В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы» Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ; с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования; Общая характеристика учебного предмета. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей. Целями изучения географии в средней школе являются: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. 2 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 10 классе Результаты обучения географии Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли 4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответств енного отношения к собственным поступкам 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах 9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи 3 11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Важнейшие метапредметные результаты обучения географии: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются: 1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 4 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде. Место предмета в учебном плане Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю. Содержание рабочей программы Введение(1час) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.Статистический метод – один из основных в географии. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Общая характеристика мира (33 часа) Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов) Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения на политической карте.Территория и границы. Этапы формирования политической карты. Главные объекты политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма правления и государственное устройство. Типология стран мира. Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов) Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды. Тема 3. География населения мира. (7 часов) Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. 5 Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов) Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов) География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Практические работы №1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира». №2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени. №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору). №4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. №5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. №6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Используемые УМК и информационное обеспечение Пособия для учащихся Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2014 География. Атлас 10- 11 класс, М. 2020 6 для Методические пособия для учителя Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016 Банников С.В. Всероссийская проверочная работа: 10-11 классы: типовые задания. – М.: Экзамен, 2017 География. 10-11 классы: тестовый контроль/ авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2016 Довгань Г.Д. Социально-экономическая география мира в определениях, таблицах и схемах. 10-11 классы. – М.: Ранок, 2013 Федоров О.Д География: тренировочные задания: 10-11 классы. – М.: 2018 В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы» В. П. Максаковский. «География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы» В. П. Максаковский. «География. Методические рекомендации. 10— 11 классы» Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса выпускник научиться: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Требования к уровню подготовки учащихся. 1. Знать и понимать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; 7 - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда. 2. Уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международн ого туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Учебно-тематический план в 10 классе № п/п 1 Название темы Введение Количество часов 1 8 Количество, в том числе Практически х работ Провероч ных работ 2 3 4 5 9 Итого: Современная политическая карта География мировых природных ресурсов География населения мира Научно-техническая революция и МХ География отраслей мирового хозяйства 5 6 7 6 9 34 2 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 5 Критерии оценки учебной деятельности Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Критерии оценки учебной деятельности по географии Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Критерии и нормы отметок по географии Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении 9 проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. 5. Отличное знание географической номенклатуры. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4. Ответ самостоятельный; 5. Наличие неточностей в изложении географического материала; 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей; 10. Знание карты и умение ей пользоваться; 11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. 12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 10 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, значимые в этом тексте; 8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. 13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Имеются грубые ошибки в использовании карты. 7. Не знание географической номенклатуры. Отметка "1" ставится, если ученик: 1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка «4» 11 Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами. Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Отметка «1» Выставляется в том случае, если задание не выполнено. Требования к работе в контурных картах: Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. 1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. 2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. 3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. 4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. 5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки. Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. 12 Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки. Критерии оценки контурных карт. Отметка «5» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно. Отметка «4» Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов. Отметка «3» Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты. Отметка «2» Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно. Отметка «1» Выставляется в том случае, если работа не выполнена. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из -10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин. Оценка «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. 2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов. 13 Календарно-тематическое планирование Предмет: География Класс: 10 УМК Максаковский В.П. География. Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. № Тема урока ур ока Ко Содержание ли урока чес тво час ов Программное и учебнометодическое обеспечение (материалы, пособия) Домаш нее задани е Предметноинформационная составляющая (знать, понимать) Требования Деятельноснокоммуникативная составляющая (общеучебные и учебные умения) Ценностноориентационная составляющая Педагогиче ские условия и средства реализации ГОСа Введение (1 час) Введение. Экономиче ская и социальная география как наука, ее место в системе географиче ских наук 1 Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительност и. Понятие «социальноэкономическая география», методы географических исследований, 1. Максаковский Стр. 5 В.П. География. Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Познакомиться со структурой курса, с источниками информации, основными понятиями, с особенностями учебника 14 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Урок активизаци и знаний и умений. Вводный источники географической информации социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 часа) Раздел 1. Современная политическая карта мира (5 часов) 2 Многообра 1 зие стран современно го мира, их классифика ция. Типология стран мира Количество и группировка стран, типология стран: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. 1. Максаковский Тема 1 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для Знать: основной объект политической карты, классификации стран мира по различным показателям, основные термины по теме. Уметь: слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, работать с 15 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге 3 Влияние 1 междунаро дных отношений на политическ ую карту мира Период «холодной войны», международная напряженность, отношения между Россией и странами Запада. учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. тематической картой. представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. культур, а также различных форм общественного сознания 1. Максаковский Тема 1 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 Знать: военнополитические союзы, основные понятия по теме Уметь: давать оценку современным международным отношениям, используя дополнительные источники информации. Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного 16 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 4 Государств енный строй стран мира Пр. раб. №1 Составлен ие системати зирующей таблицы «Государс твенный 1 Республиканская и монархическая формы правления, их суть. Унитарная и федеративная формы АТУ, их суть. 1. Максаковский Тема 1 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь Знать: формы государственного правления и АТУ Уметь: работать с различными источниками информации, тематическими картами. 17 получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. строй стран мира». 5 Понятие о 1 политическ ой географии и геополитик е. Политикогеографиче ское положение Пр. раб. Политическая география как научное направление. Геополитика. 1. Максаковский Тема 1 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский Знать: основные направления политической географии, основные понятия. Уметь: оценивать геополитическое положение страны 18 терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. №2 Характери стика политикогеографич еского положения страны. Его изменение во времени. 6 Обобщаю щий урок по теме 1 Обобщение и повторение учебного материала по теме 1. Максаковский Не В.П. География. задано Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении тем. 19 научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному Урок систематиз ации и обобщения знаний. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Раздел 2. Природа и человек в современном мире (6 часов) 7 Проблемы 1 взаимодейс твия общества и природы Понятие о географической среде 1. Максаковский Тема 2 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с Знать: особенности современного этапа взаимодействия общества и природы, понятие о географической среде. 20 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного Комбиниро ванный урок, комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 8 Природные 1 ресурсы Земли. Понятие о ресурсообе спеченност и. Природные ресурсы и ресурсообеспече нность. Топливные, рудные и нерудные 1. Максаковский Тема 2 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 Знать: понятие о ресурсообеспечен ности, основные черты размещения минеральных, 21 задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного Комбиниро ванный урок, Минеральн ые ресурсы 9 Земельные, 1 полезные ископаемые классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Мировой 1. Максаковский Тема 2 земельных, водных и биологических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ими человечества. Уметь: давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением стран и районов, давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов, производить расчёты обеспеченности Знать: 22 решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в Личностные: осоз Комбиниро водные и биологичес кие ресурсы земельный фонд и его структура. Опустынивание. Водные ресурсы и их проблемы. Гидроэнергетиче ский потенциал. Лесные пояса планеты. Генофонд планеты В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. понятие о ресурсообеспечен ности, основные черты размещения минеральных, земельных, водных и биологических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ими человечества. Уметь: давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением стран и районов, давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами 23 ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания 10 Ресурсы 1 Мирового океана. Рекреацион ные ресурсы, их виды Пр. раб. №3 Оценка ресурсообе спеченнос ти отдельных стран (регионов) мира (по выбору). Минеральные, энергетические, биологические ресурсы Мирового океана. Типы рекреационных ресурсов 1. Максаковский Тема 2 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. минеральных ресурсов, производить расчёты обеспеченности Знать: понятие о ресурсообеспечен ности, основные черты размещения минеральных, земельных, водных и биологических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ими человечества. Уметь: давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением стран и районов, давать общую и сравнительную оценку 24 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания 11 Загрязнени 1 е и охрана окружающ ей среды. Географиче ское ресурсовед ение и геоэкологи я Антропогенное загрязнение окружающей среды. Решение природоохранны х проблем. Природоохранна я деятельность и экологическая политика 1. Максаковский Тема 2 В.П. География. §3 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов, производить расчёты обеспеченности Знать: размеры и характер загрязнения окружающей среды пути решения проблем, сущность природоохранной деятельности и экологической политики. Уметь: приводить примеры загрязнения окружающей среды, рационального и нерационального природопользовани я. 25 способствующих более глубокому познанию современной действительности. Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. 12 Обобщаю щий урок по теме 1 Обобщение и повторение учебного материала по теме 1. Максаковский Не В.П. География. задано Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении тем. 26 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социально- Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Урок систематиз ации и обобщения знаний. экономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. Раздел 3. Населения мира (7 часов) 13 Численнос ть и воспроизво дство населения 1 Численность населения планеты. Понятие о воспроизводстве . Типы воспроизводства 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., Знать: понятие о воспроизводстве населения, сущность и особенности естественного движения населения сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов 27 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного «Просвещение» 2017. 14 Демографи ческая политика 1 Демографическа я политика. Теория демографическо го перехода 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных основные черты размещения населения по территории сущи и причины неравномерности виды миграций и основные районы внешних миграций понятие об урбанизации, уровни и темпы урбанизации Уметь: применять показатели воспроизводства, состава населения, темпов урбанизации для характеристики мира, регионов, стран читать, анализировать и составлять возрастнополовую пирамиду составлять таблицы по 28 строения культурно- сознания исторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм учреждений, М., «Просвещение» 2017. 15 Состав (структура) населения 1 Половой, возрастной, этнолингвистиче ский, религиозный состав населения мира. Межэтнические отношения. тексту и картам учебника готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся мира, о принципах общественного строения культурно- сознания исторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о 29 Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также 16 Размещени еи миграция населения 1 Размещение и плотность населения в разных регионах. Виды миграций образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. регионализации различных форм мира, о принципах общественного строения культурно- сознания исторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §3 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить 30 Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге 17 Городское и сельское население. Урбанизац ия 1 Городское и сельское население. Урбанистика. География населения учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. культур, а также различных форм общественного сознания 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §4 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного 31 18 Качество населения как комплексн ое понятие. География населения. Пр. раб. №4 Составлен ие сравнител ьной 1 Качество населения как комплексное понятие: экономические, социальные, культурные, экологические условия жизни людей. Средняя продолжительно сть жизни. Уровень класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания 1. Максаковский Тема 3 В.П. География. §4 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, 32 оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. 19 Обобщаю щий урок по теме 1 грамотности по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Обобщение и повторение учебного материала по теме 1. Максаковский Не В.П. География. задано Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении тем. 33 терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития Урок систематиз ации и обобщения знаний. «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов) 20 Характерис 1 тика научнотехническо й революции НТР, её характерные черты и составные части. 1. Максаковский Тема 4 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом Знать: понятие о НТР главные направления развития производства в эпоху НТР понятие о МХ 34 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, Комбиниро ванный урок контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 21 Современн ое мировое хозяйство и междунаро дное географиче ское 1 Понятие о мировом хозяйстве. ВМП. МГРТ. Отрасли международной специализации. Международная экономическая 1. Максаковский Тема 4 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с понятие о МГРТ международная экономическая интеграция типы и модели МХ факторы размещения производства Уметь: давать характеристику НТР и МХ, сопровождая её определениями общих понятий применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений использовать в качестве источника информации Интернет 35 творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного научного Урок обобщения и систематиз ации знаний и умений. разделение труда 22 Основные пространст венные модели мирового хозяйства 1 интеграция, группировки стран. Глобализация комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Модели МХ: двухчленная, трёхчленная и многочленная. Роль АТР 1. Максаковский Тема 4 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического мышления как частей целостного 36 Урок изучения нового материала и проверки знаний, классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 23 Отраслевая 1 и территориа льная структура мирового хозяйства. Региональн ая политика Типы хозяйственной структуры. Воздействие НТР на отраслевую структуру. Территориальна я структура хозяйства: различия между двумя группами стран. Типы экономических районов. Региональная политика решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . 1. Максаковский Тема 4 В.П. География. §3 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 37 научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания уроклекция 2017. 24 Факторы 1 размещени я производит ельных сил. Пр. раб. №5 Сравнител ьная характери стика ведущих факторов размещен ия производи тельных сил. Старые и новые факторы размещения производительн ых сил. 1. Максаковский Тема 4 В.П. География. §4 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 25 Обобщаю щий урок по теме Обобщение и повторение учебного материала по теме 1. Максаковский Не В.П. География. задано Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 1 Комбиниро ванный урок, Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении тем. 38 Урок систематиз ации и обобщения знаний. 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (9 часов) 26 География промышле нности. Топливноэнергетиче ский комплекс мира 1 Группы отраслей промышленност и: старые, новые, новейшие. Территориальна я структура мировой промышленност и. Топливноэнергетическая промышленност ь мира 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Знать: состав и основные черты размещения ТЭК, металлургической , машиностроитель ной, химической, текстильной промышленности мира понятие о «зелёной революции» состав и основные черты размещения мирового растениеводства и 39 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания 27 Мировая электроэне ргетика 1 Энергетика, структура, география, перспективы развития 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 28 Мировая горнодобы вающая промышле нность 1 Горнодобывающ ая промышленност ь. Мировые сырьевые кризисы. «Великие горнодобывающ ие державы» 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. животноводства состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира состав и основные черты географии ВЭО Уметь: давать характеристику отрасли МХ по плану применять в различных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей МХ, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение 40 социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . . Комбиниро ванный урок, Комбиниро ванный урок, В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 29 Металлург ическая промышле нность. Машиност роение. 1 Металлургия и машиностроение - структура, география, перспективы развития. Промышленност ь и окружающая среда 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §1 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 30 Химическа я, лесная и 1 Химическая, лесная и легкая 1. Максаковский В.П. География. Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах Тема 5 §1 41 Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Комбиниро ванный 31 легкая промышле нность. Пр. раб. № 6 Составлен ие экономико географич еской характери стики одной из отраслей (по выбору) промышле нности мира. География 1 сельского хозяйства и рыболовств а промышленност и - структура, география, перспективы развития. Промышленност ь и окружающая среда Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . Группы с/х. Понятие о «зелёной революции». Растениеводство , животноводство – отраслевой состав, география и влияние на окружающую среду 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §2 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, 42 урок, Личностные: осоз Комбиниро нание значимости ванный географической урок, культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 32 География транспорта мира 1 Мировая транспортная система и географические различия. Виды транспорта. Транспорт и окружающая среда 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §3 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. 33 Основные 1 формы всемирных экономичес ких Общая характеристика ВЭО. Мировая торговля: оборот, 1. Максаковский Тема 5 В.П. География. §4 Учебник для 10 - 11 классов М., «Просвещение», 43 получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . . на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска необходимой Личностные: осоз нание значимости географической культуры, географического Комбиниро ванный урок, Комбиниро ванный урок, отношений 34 Обобщаю щий урок по теме 1 структура, географическое распределение. Мировой рынок капитала. Международный туризм 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. Обобщение и повторение учебного материала по 1. Максаковский Не В.П. География. задано Учебник для 10 - 11 классов М., Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при 44 информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . Метапредметные: в ладеть навыками анализа предметного материала, поиска мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Личностные: осоз нание значимости географической культуры, Урок систематиз ации и обобщения теме «Просвещение», 2020 г. 2.Атлас 10 - 11 классы с комплектом контурных карт 3. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2017. изучении тем. 45 необходимой информации, требующейся для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. Усвоить учебную информацию, научную терминологию темы, получить представление о регионализации мира, о принципах строения культурноисторических и социальноэкономических регионов, о центрах экономической мощи, убедиться в необходимости приобретённых знаний, способствующих более глубокому познанию современной действительности. . географического знаний. мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания