Рабочая программа элективного курса по экологии 7 класс

Пояснительная записка
Элективный курс «Экология животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер.
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на
планете ).
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший
компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся. В рабочей программе заложены возможности предусмотренного
стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических
умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений,
научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6
классах в курсах «Природа. Введение экологию» и «Экология растений». Рассматривается влияние условий окружающей среды на
животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в
сохранении экологического равновесия в природе.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических
знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации
важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов
экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека
на протяжении всей его жизни.
Место курса в учебном плане ОУ
На изучение курса «Экология животных отводится 1 час в неделю, 34 часа в год

Цели элективного курса «Экология животных»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей
планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для
ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинноследственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных
– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания
• основных представителей различных природных сообществ
• принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
• анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
• определять черты приспособленности животных к среде обитания
• составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
• составлять рассказ о животном используя план-клише
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на
планете)
Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:



знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;






сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигат ь
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
 умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение.Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в
рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оц енки
достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:



усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном
организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс –
экология растений)

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический д иктант,
контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Планируемые результаты обучения
Личностные:

 формирование ответственного отношения к обучению;
 формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
 формирование основ экологической культуры;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;
Метапредметные:
Обучающиеся должны уметь:
 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
 систематизировать и обобщать разные виды информации;
 составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
 организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время
экскурсии;
 использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
 работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.
Предметные:
Обучающиеся должны знать:
основные характеристики животного мира
Учащиеся должны уметь:
1.
Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
характеризовать роль животных в природе
аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия
реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от
действия экологических факторов.
5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным
средам обитания животных.
6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.
7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека ;
значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.
8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении
численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.
10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно -инженерной
деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Содержание рабочей программы элективного курса «Экология животных» для 7 класса.
Требования к знаниям и умениям

1
2

Введение
Условия существования животных (8
часов)

1
8

1
7

3

Роль животных в природе (4 часа)

4

4

4

Животный мир суши (3 часа)

3

3

5

Животный мир морей и рек (1 час)

1

1

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции
(согласно стандарту образования)

Экскурсии

В том числе:

Количес
тво
часов на
изучени
е темы

Лабораторные,
практические
работы

Тема

Уроки

№
п/п

1

Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии животных
Учащиеся должны знать: основные среды обитания животных
Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания
животного, черты приспособленности животного к среде обитания
Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях , видах
взаимодействия животных и других организмов
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
объяснять роль животных в природе
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира суши
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости
популяций, биоценозов, экосистем;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
выявлять черты приспособленности животных суши к условиям среды
обитания
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира морей и океанов
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости
популяций, биоценозов, экосистем;

6

Животный мир почвы (2 часа)

2

2

7

Сезонные изменения в жизни
животных (2 часа)

2

2

8

Взаимоотношения между животными
(5 часов)

5

5

9

Численность животных (2 часа)

2

2

10

Животные в природных сообществах
(2 часа)

2

2

11

Изменения в животном мире Земли (2
часа)

2

1

12

Охрана животных (2 часа)

2

2

1

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
выявлять черты приспособленности животных морей и океанов к условиям
среды обитания
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира почвы
— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости
популяций, биоценозов, экосистем;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды
обитания
Учащиеся должны знать: основные сезонные изменения в жизни
животных региона
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной
литературой, анализировать просмотренный видеоматериал
Учащиеся должны знать:
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов
в популяциях
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной
литературой
Учащиеся должны знать: причины изменения численности популяции и ее
регуляция в природе;
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной
литературой
Учащиеся должны знать:
о месте человека в экосистеме Земли
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной
литературой
Учащиеся должны знать: влияние человека на изменения в животном мире
Земли
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной
литературой
Учащиеся должны знать:
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила
охраны природы, правовые основы охраны природы);
Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных
мероприятий

Информационно-методическое обеспечение

Методическая литература для учителя
1. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2020. - №6. – С. 35-38.
2. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2019, №6-7. – С. 44-46.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2019. – 256 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2019. – 816 с.
5. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2020. - №6. – С. 31-36.
6. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2019, №27-28.
7. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков экологии.
Мультимедийная поддержка курса
1. Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2019
2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «ВентанаГраф», 2020
3. Экология. Фирма «1 С»,
Основная литература для учащихся
1. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кумченко.
– М.: Вентана-Граф, 2019. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.);
под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2019,-128с.:ил.
Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Экология животных» для 7 класса
№
№
№
Тема урока
урока темы урока
п/п
в
теме
1.
Введение (1 час)
1.
1.
Введение. Что изучает
экология животных

1.

Экскурсия «Условия
обитания животных»

3.

Планируемые результаты
Л.-личностные
М.-метапредметные
П.-предметные
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, строить рассуждения о
происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. Умение называть. Экология животных, биосферная роль
животных, взаимосвязь животных с окружающей средой

Условия существования животных (8 часов)

2.
2.

Планируемая Фактическая
дата
дата
проведения
проведения
урока
урока

2.

Среда обитания и условия
существования.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника делать выводы о роли животных в
жизни человека; формирование познавательных интересов
и мотивов, направленных на изучение животных как части
природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь описывать условия обитания животных
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения

4.

3.

Пища животных. Способы
добывания пищи.

5.

4.

Вода в жизни животных.

6.

5.

Воздух в жизни животных

о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь определять среды жизни по иллюстрациям
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, о роли животных в
жизни человека; формирование познавательных интересов
и мотивов, направленных на изучение животных как части
природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать : животные – паразиты.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника,; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать содержание воды, поступление
воды в организм, ее выделение.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать окисление, газовый состав
атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание

7.

6.

Температура среды обитания.

8.

7.

Свет в жизни животных

9.

8.

Жилища животных. Растения
– укрытия и жилища для
животных.

3.

Роль животных в природе (4 часа)

животных.
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, формирование познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение животных
как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать холоднокровные животные,
теплокровные животные, двигательная активность, спячка,
оцепенение.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать свет как экологический фактор.
Дневные и ночные животные. Органы зрения и органы
свечения. Световой режим.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие
жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.

10

1.

Влияние растительноядных
животных на растения.

11.

2.

Роль животных в опылении и
распространении растений.

12.

3.

Роль животных в образовании
горных пород и почв

13.

4.

Влияние животных друг на
друга.

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие
жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие
жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать жилище животного, многообразие
жилищ: дупло, нора, логово, лежбище, лежка, гнездо.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения

о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать внутривидовые
взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство,
подчиненность.
Животный мир суши (3 часа)

4.
14.

1.
Животные тундры и лесов
умеренной зоны.

15.

2.
Животные степей, саванн,
прерий, пустынь.

16.

3.
Животные тропических лесов
и горных областей.

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать популяции животных.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать популяции животных.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать популяции животных.

5.
17.

1.

6.
18.

1.

19.

2.

Животный мир морей и рек (1 час)
Водоем как многоэтажное
жилище, взаимосвязи
морских и пресноводных
животных
Животный мир почвы (2 часа)
Почва как среда обитания.
Животные-землерои

Обобщающее занятие по
теме: «Животный мир
экологических сред»

1.

Спячка и оцепенение

21.

2.

Миграции животных

8.

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать приспособления млекопит. к
воздушной и наземной среде

Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)

7.
20.

Экологические группы животных по отношению к воде.
Бентос, планктон, нектон, литораль.

Взаимоотношения между животными (5 часов)

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать оцепенение, спячка.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать миграции.

22.

1.

«Своя территория». Встреча
будущих родителей

23.

2.

Взаимодействие между
родителями и детенышами.

24.

3.

Групповой образ жизни.
Иерархия.

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать внутривидовые
взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство,
подчиненность.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать внутривидовые
взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство,
подчиненность.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать внутривидовые
взаимоотношения, групповой образ жизни, лидерство,

25.

4.

Хищник-жертва, паразитхозяин, животныенахлебники.

26.

5.

Конкуренция и
взаимовыгодные отношения
между животными.

Численность животных (2 часа)

9.
27.

подчиненность.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения,
пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм,
нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.
Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. умение характеризовать межвидовые взаимоотношения,
пищевые связи, хищники и жертвы, паразитизм,
нахлебничество, квартиранство, конкуренция, симбиоз.
Микроорганизмы, грибковые и бактериальные заболевания.

1.
Численность животных:
популяции животных,
изменение численности
животных.

Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, формирование познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение животных
как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать популяции животных
Численность популяции, динамика численности

28.

2.

Причины изменения
численности животных.

Животные в природных сообществах (2 часа)

10
29.

1.

Животные биоценозов
Ульяновской области

30.

2.
11.

31.

Л.Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, формирование познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение животных
как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. уметь характеризовать популяции животных,
многочисленные и малочисленные виды.

Животные биоценозов
Ульяновского района
Изменения в животном мире Земли (2 часа)

1.

Редкие и исчезающие
животные

Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения
о происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить
примеры представителей царства Животных.
Характеризовать взаимоотношения животных в природе..
Экскурсия
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте
животных в природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить
примеры представителей царства Животных.

32.

2.

Животные, истребленные
человеком

12.
33.

1.

34.

2.

Охрана животных (2 часа)
Красная книга. Охраняемые
территории России

Заповедные территории
Поволжья

Характеризовать охраняемые виды животных
Л. Формирование интеллектуальных умений:
анализировать иллюстрации учебника, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте
животных в природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить
примеры представителей царства Животных.
Характеризовать охраняемые виды животных
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, делать выводы о роли животных в
жизни человека; формирование познавательных интересов
и мотивов, направленных на изучение животных как части
природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте
животных в природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить
примеры представителей царства Животных.
Характеризовать охраняемые виды животных
Л. Формирование интеллектуальных умений: анализировать
иллюстрации учебника, строить рассуждения о
происхождении растений и животных, делать выводы о
роли животных в жизни человека; формирование
познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животных как части природы.
М. Формирование умения использования информационных
ресурсов для подготовки сообщения о роли и месте в
животных природе.
П. Умение называть царства живой природы, приводить
примеры представителей царства Животных.

Характеризовать взаимоотношения животных в природе..

Информационно-методическое
обеспечение
Методическая литература для учителя
8. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2019. - №6. – С. 35-38.
9. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2019, №6-7. – С. 44-46.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 2019. – 256 с.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г.К. Селивко - Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2017. – 816 с.
12. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2019. - №6. – С. 31-36.
13. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2020, №27-28.
14. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков экологии.
Мультимедийная поддержка курса
4. Биология. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,
2020
5. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр
«Вентана- Граф», 20119
6. Экология. Фирма «1 С»,
Основная литература для учащихся
3. Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.
Кумченко.
– М.: Вентана-Граф, 2019. – 192 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
4. Учебное пособие «Экология животных»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов
и др.); под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана –Граф, 2019,-128с.:ил.

Интернет-ресурсы
6. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
7. http://www.fcior.edu.ru/
8. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
9. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
10. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».