Рабочая программа по функциональной грамотности 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Аспекты читательской
грамотности» для учащихся 7 классов составлена с опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в
ФГОС ООО»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
•
Учебный план МКОУ Нижнедобринская СШ
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к
книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения
как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для
формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей
и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание
«читательская
грамотность»
появилось
в
контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них

и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В
Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;

• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать,
классифицировать
предметы,
объекты
на
основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
 Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
 Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
 Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
 Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом).
 В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
 ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста;
 выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
 формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
 объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
 находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
















тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств
и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 7 классе отводится 34
часов в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на
развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их
индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и
других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов,
природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический
текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы
внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ
обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
по теме

1.

Вводное занятие

Работа с текстом

2.

Определение основной
темы и идеи в
лирическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

3.

Определение основной
темы и идеи в
лирическом
произведении.

Работа с текстом: умение
определять тему, идею
назначение текста

4.

Поэтический текст как
источник информации

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

5.

Сопоставление
Работа с текстом: умение
содержания текстов
сравнивать и
публицистического стиля противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

Дата по
плану

Дата по
факту

6.

Сопоставление
Работа с текстом: умение
содержания текстов
сравнивать и
публицистического стиля противопоставлять
заключенную в тексте
информацию разного
характера

7.

Общественная ситуация в Работа с текстом: умение
текстах
откликаться на содержание
текста

8.

Общественная ситуация в Работа с текстом: умение
текстах
связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников

9.

Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

10. Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

11. Работа с текстом: как
преобразовывать
текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего
использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя новые формы
представления информации

12. Работа с текстом: как
Практикум: самостоятельная
преобразовывать
работа с текстом
текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего
использования?
13. Типы текстов: текстобъяснение
(объяснительное
сочинение)

Работа с текстом: умение
анализировать текстобъяснение и писать
объяснительное сочинение

14. Типы текстов: текстобъяснение (резюме)

Работа с текстом: умение
писать резюме

15. Типы текстов: текстРабота с текстом: умение
объяснение (толкование) работать с текстом,
содержащим толкование
16. Типы текстов: текстобъяснение
(определение)

Работа с текстом: умение
давать определение

17. Типы текстов: текстобъяснение

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

18. Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,

Работа с текстом: умение
выводить заключение о
намерении автора

предложенного для
анализа
19. Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
оценивать утверждения,
сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

20. Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
откликаться на форму текста:
оценивать содержание текста
и мастерство его исполнения

21. Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Работа с текстом: умение
откликаться на форму текста:
оценивать содержание текста
и мастерство его исполнения

22. Поиск комментариев,
подтверждающих
основную мысль текста,
предложенного для
анализа

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

23. Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Знакомство с понятием
«позиционные задачи»

24. Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

25. Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

26. Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи

27. Типы задач на
грамотность.
Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

28. Работа с несплошным
текстом:
информационные листы

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст информационного листа

29. Работа с несплошным
текстом: объявления

Работа с текстом: умение
составлять и анализировать
текст объявления

30. Работа с несплошным
текстом: графики

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя графики

31. Работа с несплошным
текстом: диаграммы

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст,
используя диаграммы

32. Работа с несплошным
текстом

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

33. Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

34. Итоговый контроль

Комплексная работа с
текстом

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение.
Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н.
Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач
по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.:
Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык
издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы
5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти,
2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm

12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы
Тренажёрные компьютерные программы
Экранно-звуковые пособия
СD / DVD – проигрыватель
Компьютер с программным обеспечением
Экспозиционный экран
Мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».