Рабочая программа элективного курса по физике 10-11 класс

"Методы решения физических задач"
10 -11 класс
на 2024 – 2025, 2025-2026 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: В. А. Орлов, Ю. А.
Сауров. Программа элективного курса "Методы решения физических задач": Программы
элективных курсов. Физика. Профильное обучение 9-11 классы. /
Пояснительная записка
Спецкурс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается по
базовому уровню. Программа составлена на основе программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М.,
ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Настоящий спецкурс рассчитан на преподавание в объеме 34 занятий по 1 часу
каждое(1 занятие по 1часу в неделю на два года обучения 10-11 классы).
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по
физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному
определению.
Основная направленность курса - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения
учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублениюзнаний
по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Занятия проводятся 1 час в неделю в
течение 4 полугодий (на два года обучения).
Цели спецкурса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения физических задач; 4. применять знания по физике для объяснения явлений
природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и
оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Программа спецкурса составлена с учетом государственного образовательного стандарта
и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она
ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися зна ний
и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены
основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися
повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач

по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические,
экспериментальные задачи.
Форма проверки и контроля: тесты, выполнение типовых заданий при внешней опоре и
без нее, практические (репродуктивные) работы, задачи-проблемы, проблемные вопросы,
творческие работы.
Оценивание осуществляется по 100 бальной школе, соответствующей проценту правильно
выполненных заданий в каждой предложенной ученику самостоятельной работе.
Ожидаемый результат:
Школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач средней
сложности:
1. Составлять стратегию по решению задач;
2. классифицировать предложенную задачу;
3. проводить перекодировку условия задачи;
4. определять все типы параметров, входящие в задачу;
5. определять наиболее рациональный метод решения задачи;
6. осознание деятельности по решению задач;
7. решать задачи, используя алгоритмическое предписание;
8. самоконтроль и самоанализ.
Содержание курса
10(11) класс
Физическая задача. Классификация задач (4 з). Что такое физическая задача? Состав
физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в
жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу
решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и
техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приёмы решения физических задач (6 з). Общие требования при решении
физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления;
формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи.
Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения
и его значение. Оформление решения задачи.
Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач.
Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии,
геометрические приёмы. Метод размерностей, графические решения и т.д.

Динамика и статика (8 з).
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач
на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение
материальной точки, системы точек, твердого тела под действием не
скольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических
систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и
динамические характеристики движения тела в разных инерциальных
системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и
краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (8 з). Классификация задач по механике: решение задач средствами
кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения
импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на
закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на
заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.
Знакомство с примерами решения задач по механике
республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель
акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель
пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся
тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель
автоколебательной системы.
5. Строение и свойства газов, жидкостей, и твёрдых тел (6 з).
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева —
Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание
явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, ка
пиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на
определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при
решении качественных задач. Графические и экспериментальные
задачи, задачи бытового содержания.
6. Основы термодинамики (6 з).
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового
термометра; модель предохранительного клапана на определенное
давление; проекты использования газовых процессов для подачи
сигналов; модель тепловой машины; проекты практического
определения радиуса тонких капилляров.
7. Электрическое и магнитное поля (5 з).
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры
и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля
различными средствами: законами сохранения заряда и законом
Кулона,
силовыми
линиями,
напряженностью,
разностью
потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем
конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его
действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и
сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием
электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
8.Постоянный электрический ток в различных средах (9 з)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических
цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля
— Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.
Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение
фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов
при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение
сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи,
имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в
электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика
носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные,
экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим
содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания
жидкости на заданную температуру, модель автоматического
устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения,
выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели
измерительных приборов, модели «черного ящика».
9. Электромагнитные колебания и волны (14з ).
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной
индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца,
индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики
переменного электрического тока, электрические машины,
трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по
геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по
СТО и примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»:
конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное
решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового
генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств
электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор
заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для
измерения освещенности, модель передачиэлектроэнергии и др.
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических
задач (2 з)
Календарно-тематическое планирование 10 класс
План.

№ № в Дата
Тема урока
п/п теме проведения

сроки

Физическая задача. Классификация задач (4 з)
1.

Что такое физическая
физической
задачи.
физических задач.

2.

2.

Классификация
физических
задач
по
требованию, содержанию, способу задания,
способу решения. Примеры задач всех видов.

3.

3.

Составление физических задач. Основные

1.

задача? Состав
Классификация

Факт.
сроки

требования к составлению задач. Способы и
техника составления задач.
4.

4.

Проверочный тест по теме «Классификация
физических задач. Составление физических
задач »

Правила и приёмы решения физических задач (6 з)
5.

1.

Общие требования. Этапы решения задач.
Числовой
расчёт.
Использование
вычислительной техники для расчётов

6.

2.

Различные приемы и способы решения:
геометрические приемы.

7.

3.

Различные приемы и способы решения:
алгоритмы

8.

4.

Различные приемы и способы решения:
аналогии.

9.

5.

Метод размерностей, графические решения и
т.д.

10. 6.

Проверочный тест по теме «Правила и
приёмы решения физических задач»

Динамика и статика (8 з)

11. 1.

Прямолинейное равномерное движение.
Графическое представление движения и
решение задач на РД различными способами
(координатный и графический). Решение
задач на среднюю скорость (алгоритм).

12. 2.

Ускорение. Равнопеременное движение:
движение при разгоне и торможении.
Перемещение
при
равноускоренном
движении. Графический и координатный
методы решения задач на РУД

13. 3.

Характеристики движения тел поокружности:
угловая скорость, циклическая частота,
центростремительное ускорение, период и
частота обращения

14. 4.

Решение задач на законы Ньютона по
алгоритму. Движение тела под действием
нескольких сил.

15. 5.

Движение тел по наклонной плоскости

16. 6.

Движение связанных тел

17. 7.

Решение задач на законы для сил тяготения:
свободное
падение;
движение
тела,
брошенного вертикально вверх. Движение
тела, брошенного под углом к горизонту, и
движение тела, брошенного горизонтально:
определение дальности, времени полета,
максимальной высота подъема. Движение в
поле гравитации и решение астрономических
задач.
Космические
скорости
и
их
вычисление.

Календарно-тематическое планирование 11 класс

№ № в Дата
Тема урока
п/п теме проведения
Основы термодинамики (продолжение) (4 з)
1.

1.

Решение количественных и графических задач
на вычисление работы, количество теплоты,
изменения внутренней энергии

2.

2.

Первый закон термодинамики

3.

3.

Применение первого закона термодинамики к
изопроцессам. Адиабатный процесс.

4.

4.

Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых
установок. Графический способ решения

Домашнее
задание

задач на 1 и 2 законы термодинамики

5.

1.

Закон сохранения электрического заряда. Закон
Кулона. Решение задач по алгоритму на
сложение электрических сил с учетом закона
Кулона в вакууме и среде

6.

2.

Решение задач на принцип суперпозиции
полей (напряженность, потенциал). Решение
задач по алгоритму на сложение полей.

7.

3.

Решение задач
на напряженность
напряжение энергетическим методом.

4.

Электроемкость
плоского
конденсатора.
Решение
задач
на
описание
систем
конденсаторов. Энергия электрического поля

5.

Задачи разных видов на описание магнитного
поля тока и его действия: вектор магнитной
индукции и магнитный поток, сила Ампера и
сила Лоренца. Движение заряженных частиц в
магнитных и электромагнитных полях
(алгоритм решения задач).

8.

9.

и

Электрические явления (9з)

10. 1.

11. 2.
12. 3.

13. 4.

Законы последовательного и параллельного
соединений. Задачи на различные приемы
расчета
сопротивления
сложных
электрических цепей (смешанных).
Задачи
разных
видов
на
описание
электрических
цепей
постоянного
электрического тока с помощью закона Ома
для замкнутой цепи.
Задачи
разных
видов
на
описание
электрических
цепей
постоянного
электрического тока с помощью законаДжоуля
— Ленца, расчет КПД электроустановок.

14. 5.

Электрический ток в металлах. Зависимость
сопротивления проводника от температуры.
Решение задач на ток в металлах

15. 6.

Электролиты и законы электролиза. Решение
задач на законы электролиза.

16. 7.

Электрический ток в вакууме и газах.
Движение
зараженных
частиц
в
электрических и электромагнитных полях.

17. 8.

Задачи разных видов на описание явления
электромагнитной индукции и самоиндукции:
закон электромагнитной индукции, правило
Ленца, индуктивность. Решение графических
задач.
Литература для учителя

1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы
элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А.
Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М.,
ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе»,
М., Просвещение, 1987 г.
4. Мясников С. П., Осанова Т. Н. «Пособие по физике», М., Высшая школа, 1988 г.
5. Фомина М. В. «Решебник задач по физике», М., Мир, 2008 г.
6. Марон В. Е., Городецкий Д. Н., Марон А. Е., Марон Е. А. «Физика. Законы. Формулы.
Алгоритмы» (справочное пособие), СПб, Специальная литература, 1997 г.
7. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007
г.
8. Рябоволов Г. И. «Сборник тематических работ по физике», М., Просвещение, 1985 г.
9. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
10. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен. Контрольные
измерительные материалы. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
11. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические
рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
12. Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2004 г.
13. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике», М., Просвещение, 1972 г.
14. Монастырский Л. М., Богатин А. С. «Физика. ЕГЭ – 2009. Тематические тесты», Р-н-Д,
Легион, 2008 г.

15. Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк
экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2009 г.
16. Зорин Н. И. «ЕГЭ 2009. Физика. Решение частей В и С. Сдаем без проблем», М.,
Эксмо, 2009 г.
17. Берков А. В., Грибов В. А. «Самое полное издание типовых вариантов реальных
заданий ЕГЭ: 2009: Физика», М., АСТ: Астрель (ФИПИ), 2009 г.
18. Берков А. В., Грибов В. А. «ЕГЭ: 2009: Физика: реальные задания», М., АСТ: Астрель
(ФИПИ), 2009 19. Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К.
«Единый государственный экзамен 2009. Физика. Универсальные материалы для
подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2009 г.
20. «Единый государственный экзамен 2006. Физика. Учебно-тренировочные материалы
для подготовки учащихся» (Рособрнадзор, ИСОП), М., Интеллект-Центр, 2006 г.
21. Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2007-2008. Физика: сборник
заданий», М., Эксмо, 2007 г.
22. Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Ханнанов Н. К. « ЕГЭ 2009. Физика: сборник заданий»,
М., Эксмо, 2008 г.
23. Бабаев В. С. «ЕГЭ – 2009. Физика: сдаем без проблем!», М., Эксмо, 2008 г.
24. Демидова М. Ю., Павленко Н. И. «Внутришкольный контроль по физике. 7-9 классы»,
М., Школьная пресса, 2003 г.
25. Демидова М. Ю., Павленко Н. И. «Внутришкольный контроль по физике и
астрономии. 10-11 классы», М., Школьная пресса, 2004 г.
26. Павленко Н. И., Павленко К. П. «Тестовые задания по физике. 7 класс. 8 класс. 9 класс.
10 класс. 11 класс», М., Школьная пресса, 2004 г.
27. Меледин Г. В., «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями», М., Наука,
1989 г.
28. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для
поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
29. Сподарец В. К. «ЕГЭ 2008. Физика. Типовые тестовые задания», М., Экзамен, 2008 г.
30. Сподарец В. К. «ЕГЭ 2008. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий ЕГЭ», М., Экзамен, 2008 г.
31. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий», М., Экзамен, 2009 г.
32. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных тестов», СПб,
Тригон, 2009 г.

33. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному экзамену.
Физика. Тесты. 10-11 классы», М., Дрофа, 2008 г.
34. Трофимова Т. И. «Физика. Теория. Решение задач. Лексикон» (мой универсальный
справочник для школьников и абитуриентов), М., Образование, 2003 г.
35. И. В. Хламова, «Методы решения физических задач», Дрофа, 2005
Литература для учащихся
1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач.
Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа,
2007 г.
3. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)»,
СПб, 2009 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., Просвещение, 1983 г.
5. Гольдфарб И. И. «Сборник вопросов и задач по физике», М., Высшая школа, 1973 г.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.
7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с
ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
8. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М.,
Просвещение, 2002 г.
9. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука,
1985 г.
10. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М., Высшая школа, 2003
г.
11. Рымкевич А. Н. «Физика. Задачник. 10-11 классы» (пособие для общеобразовательных
учебных заведений), М., Дрофа, 2003 г.
12. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений», М., просвещение, 2000 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».