Рабочая программа элективного курса С сочинением на ТЫ 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «С сочинением на «Ты» на базовом уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки
России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«С СОЧИНЕНИЕМ НА «ТЫ»
Элективный курса «С сочинением на «Ты» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания
и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем,
что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое
освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных
образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к
нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение и
изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины
ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания
художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы
в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию художественного
вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Родная русская литература» учтены этапы
российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной
литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической
или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых предметных
результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех обучающихся. Планируемые
предметные результаты на углублённом уровне реализуются в отношении наиболее
мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «С СОЧИНЕНИЕМ НА «ТЫ»
Цели изучения элективного курса«С СОЧИНЕНИЕМ НА «ТЫ»в средней школе состоят в
сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в

основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим
культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и
взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию
и сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию
устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов. Достижение
указанных целей возможно при комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих
перед старшей школой и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным традициям и
осознанием исторической преемственности поколений, включением в языковое пространство
русской культуры, воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры, состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной
литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной
классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе
изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философскомировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении
художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем произведений
русской, мировой классической и современной литературы, в том числе литератур народов России,
а также на формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы
собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях,
содействующих повышению интереса к литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и овладением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью с
использованием теоретико-литературных знаний и представления об историко-литературном
процессе.Кроме того, эти задачи связаны с развитием представления о специфике литературы как
вида искусства и умением сопоставлять произведения русской и мировой литературы и сравнивать
их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения, а также
образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни,
созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей
языка и реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов с использованием
важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «С СОЧИНЕНИЕМ НА «ТЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса в 11 классе основного среднего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 17 часов, 0,5 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «С
СОЧИНЕНИЕМ НА «ТЫ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение элективного курса в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по родной
(русской) литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических,
демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными
ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:



сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
народов России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в
литературе, а также достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде,
отражённым в художественных произведениях;
 идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за
его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном
произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей
художественной литературы;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том
числе с опорой на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе литературы;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по литературе;
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе при чтении
произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной
деятельностью героев отдельных литературных произведений;



готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность
в процессе литературного образования;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
 готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
 сформированность
экологической
культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в художественной
литературе;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
показанных в литературных произведениях; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в произведениях русской, зарубежной литературы и литератур народов
России;
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные
темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования, в том числе школьного литературного образования, у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;



социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения элективного курса «С сочинением на «Ты» для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев,
художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при
изучении литературных произведений, направлений, фактов историко-литературного
процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по литературе;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на
собственный читательский опыт;
2) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные
произведения; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами современного литературоведения;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;



осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
 уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения
литературных
произведений,
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и
задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
 владеть навыками получения литературной и другой информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по
литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат,
аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты литературной и другой информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на
примеры из литературных произведений;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе
на уроках литературы; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою
точку зрения с использованием языковых средств;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и
во внеурочной деятельности по литературе;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках литературы и во
внеурочной деятельности по предмету;



оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение
литературных произведений, и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в художественной
литературе;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
 делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
 оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, в том числе в вопросах литературы, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
2) самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных
произведений;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
3) принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе
в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и
проблем, поставленных в художественных произведениях;
 признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения элективного курса в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической преемственности
поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой культуры,
сформированность ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;

2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и
других культур; приобщение к отечественному литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историко-культурного и
нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской, зарубежной классической и
современной литературы, в том числе литератур народов России;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных произведений, выявлять их связь
с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированностьумений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов в
каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве
формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём
подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в дополнение к
изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция
и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и
литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая),
дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с
художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино,
музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции, об изобразительновыразительных возможностях русского языка в художественной литературе и умение применять их
в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и
письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также написания отзывов и сочинений различных жанров (объём
сочинения – не менее 250 слов); владение умением редактировать и совершенствовать собственные
письменные высказывания с учётом норм русского литературного языка;

13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
11 КЛАСС
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и мировой
культуры через умение соотносить художественную литературу конца XIX – начала XXI века с
фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном
развитии общества; воспитание ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части
культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности в контексте осмысления произведений русской, зарубежной
литературы и литератур народов России и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к традиционным
ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание роли и места русской
литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской, зарубежной
литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и современной литературы,
их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь
литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания, с современностью и
традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи,
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях; участие в дискуссии на литературные темы; свободное владение
устной и письменной речью в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и
зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированностьумений выразительно (с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и (или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём
смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; традиция
и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и пространство; миф и
литература; историзм, народность; историко-литературный процесс; литературные направления и
течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм;
литературные жанры; трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская
позиция; фабула; виды тропов и фигуры речи;внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,

подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая),
дольник, верлибр; «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись,
театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении словесного
искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и об изобразительновыразительных возможностях русского языка в произведениях художественной литературы и
умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и
письменной формах, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов,
тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (не менее 250 слов);
владение умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с
учётом норм русского литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в том числе
в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СЛОВО В ЛИТЕРАТУРЕ. ПОДГОТОВКА К
ЕГЭ»
Требования к сочинению на литературную тему.
Критерии оценивания
Сочинение как текст.
Основные признаки текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа
Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад
сочинением
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое,
историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное,
публицистическое, лирическое).
Заключительная часть сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения Выражение собственной
позиции. Использование клише при написании сочинения
Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности
Редактирование текста сочинения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

2

3

Количество часов
всего

контрол
ьные
работы

Введение.
Ознакомление с
содержанием
задач ЕГЭ. База
данных.

1

0

Требования к
сочинению на
литературную
тему. Критерии
оценивания

1

Сочинение как
текст. Основные
признаки текста.
Сбалансированно
сть частей
работы,
соответствие

1

0

0

Дата
изучени
практич
я
еские
работы
0

0

1

Виды
деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Воспитательный
компонент

Слушание
объяснений
учителя;
объяснение
наблюдаемых
явлений; анализ
проблемной
ситуации.

Диалог,
полилог, опрос,
конспект

МЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Слушание и анализ
выступления
одноклассников;
систематизация
учебного
материала; анализ
проблемных
ситуаций. Анализ
эпизода, сцен.

Доклад;
конспект;
диалог;
письменный
ответ.

МЭШ

Слушание
объяснений
учителя;
самостоятельная
работа с учебной
литературой;
написание

Диалог,
полилог,
письменный
ответ;
творческая
работа;
практическая

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

определённой
стилистике

4

5

Выбор темы
сочинения. Выбор
эпиграфа.
Цитирование.
Развёрнутый план
работы над
сочинением.

Вступительная
часть сочинения.
Виды вступлений
(историческое,
историколитерату
рное,
аналитическое
или проблемное,
биографическое,
сравнительное,
публицистическо
е, лирическое).
Заключительная
часть сочинения.

1

1

0

0

0

0

докладов;
объяснение
наблюдаемых
явлений. Анализ
образа героя.

работа. Анализ
текста.

Отбор и сравнение
материалов по
нескольким
источникам;
просмотр учебного
фильма;
выполнение работы
практикума.
Заучивание
наизусть.

Опрос;
письменный
ответ;
творческое
задание.

Слушание
объяснений
учителя; написание
докладов; просмотр
учебного фильма.
Сопоставление
произведений.

Письменный
ответ; опрос.
Конспект.

МЭШ
РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

6

7

8

9

Аргументация.
Способы ввода
аргументов в
текст сочинения.

1

Практическая
работа.
Сочинениерассуждение,
сочинение-эссе..

1

Выражение
собственной
позиции.
Использование
клише при
написании
сочинения.

1

Речевое
оформление.
Обоснованное
использование
средств
выразительности.

1

0

0

0

0

1

0

0

0

Самостоятельная
работа с учебным
материалом;
систематизация
учебного
материала;
выполнение работ

Диалог;
практическая
работа. Анализ
поэтического
текста.

МЭШ

Сочинение-очерк
(или сочинениерассказ).

Диалог; опрос;
конспект;
устный и
письменный
ответ.

МЭШ

Слушание и анализ
выступления
одноклассников;
работа с научнопопулярной
литературой.
Анализ текста.

Диалог;
конспект;
устный и
письменный
ответ на
вопрос; эссе.

МЭШ

Работа со
словарем.
Написание
рефератов и
докладов.
Самостоятельный
анализ
произведения.

Проект.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа
Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину.

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

10

11

12

Редактирование.
Практическая
работа.«Редактир
ование готовых
сочинений»

1

Тематические
блоки сочинений.
Аргументация по
различным
тематическим
блокам

1

Работа над
сочинениями по
различным
тематическим
блокам с
последующим
редактированием
и самооценкой.

1

0

0

0

1

0

0

Работа со
словарем.
Самостоятельная
работа с учебным
материалом.
Анализ
проблемных
ситуаций. Анализ
текста.

Доклад;
конспект;
опрос. Анализ
текста.

МЭШ

Работа со
словарем. Работа с
художественным
текстом. Слушание
объяснений
учителя.

Опрос; доклад;
конспект.

МЭШ

Слушание
объяснений
учителя; анализ
выступления
одноклассников;
наблюдение над
языковым
материалом.

Диалог; опрос;
конспект;
доклад.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа
Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

13

14

15

16

Работа над
сочинениями по
различным
тематическим
блокам с
последующим
редактированием
и самооценкой.

1

Способы
составления
планов
сочинений,
принципы
членения
различных тем.

1

Наиболее
типичные
логические и
грамматикостилистические
ошибки и пути их
устранения.

1

Пробное
сочинение.

1

0

0

0

0

1

1

1

1

Анализ
выступления
одноклассников;
наблюдение над
языковым
материалом. Запись
плана лекции.

Диалог; опрос;
практическая
работа

МЭШ

Отзыв о
прочитанном,
пересказ с
элементами
анализа текста.

Аналитическая
работа.

МЭШ

Слушание и анализ
выступлений
одноклассников;
самостоятельная
работа с текстом.

Опрос,
конспект.
Анализ текста.

МЭШ

Составление плана
как прием анализа.
Самостоятельный
анализ
произведения.

Самостоятельн
ая работа.

МЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа
Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

17

Анализ
выполненных
работ.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

17

0

1

7

Слушание и анализ
выступлений
одноклассников.
Написание
докладов. Анализ
текста.

Практическая
работа.

МЭШ
РЭШ

Воспитание уважения к
своему народу, чувства
ответственности перед
Родиной, гордости за свой
край, свою Родину,
прошлое и настоящее
своего народа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Павлова Т.И., Н.А.Раннева, Сочинение-рассуждение на итоговой
аттестации в 9 и 11 классах Ростов –на- Дону: Легион 2011.
2.Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинения на «отлично». – СПб.:
Паритет, 2000 Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации
для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, 1999
3.Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват.
организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. :
Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзамен с
«Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Айзерман Л.С. «Сочинение о сочинениях». – М., 1986.
2. Богданова О.Ю. «Экзамен по литературе».- М., 1997.
3. Бойко М.И. «Сочинения по литературе в средней школе». – Киев, 1973.
4. Ильин Е.Н. «Как сдать экзамен по литературе». – С.-П., 1998.
5. Калганова Т.А. «Сочинение различных жанров в старших классах». –
«Просвещение», М., 2000.
6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. «Письменные работы по литературе 9-11
класс». – «Дрофа», М., 2002.
7. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова».
Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М.,
1986.
8. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к
факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». –
М., 1986.
9. Лиманд Т.В. «С сочинением на ты». - «Школьная пресса», М., 2001.
10. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
11. Морозова Н.П. «Учимся писать сочинения». – М., 1987.
12. Нарушевич А.Г. «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное
сочинение в 11 классе» - Ростов н/Д.: «Легион», 2014.
13. Обернихина Г.А. «Сочинения на литературную тему». – М., 1999.
14. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
15. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Вся школьная программа по литературе (www.lib.prosv.ru)
Новая литература. Литературно-художественный журнал (http://newlit.ru/)
BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской
библиотеки (http://bibliogid.ru/)
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского
общеобразовательного портала (http://litera.edu.ru)/

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
(http://lit.1september.ru/)
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная
энциклопедия (http://www.foxdesign.ru/legend/)
Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/)
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»(http://www.feb-web.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».