Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Финансовая грамотность.» отражает современные тенденции развития
образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории,
географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей
учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию
познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая
грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в
современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных
финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и
выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования.
Цели обучения:
 приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися
10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных
информационных и цифровых технологий;
 формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия
аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
 раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
 познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег;
 освоить механизм управления личными финансами;
 изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной
экономике;
 познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;
 рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых
технологий в процессе финансового планирования;
 определить возможности формирования современной личности как условия поиска
себя в динамично меняющимся мире;
 исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для
реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы рассчитана на
два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение второго полугодия:
10 класс-16 часов
11 класс-16 часов
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты
Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок
возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь деньги с помощью
депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и
какие условия предпочесть. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая
характеристика выбора депозита и кредита.
2

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных
бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и
общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Налоги: почему их надо платить.
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция.
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 4. Личное финансовое планирование.
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в
сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить
личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов.
Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам
пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении,
существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных
накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а
также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке
пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на
расчет размера пенсии по формуле.
Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для
развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль,
налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации;
финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных
ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями,
пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных
служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни;
преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования;
различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной
информации в сфере страхования; чтение договоров страхования

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая
грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения,
хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия
человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение
к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине —
России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития
между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и
нематериальных богатств России.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических
проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных
финансовых целей и общих финансовых целей семьи
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов,
осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических
субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности в
обществе;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и
значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой
культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками
исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
4

готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии,
признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой
грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и
самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения
этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов,
понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий,
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
 выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
 делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия решения
в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

5



выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать
вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать
искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов,
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о
его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
 выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
 выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
 в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои
возражения;
 представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта,
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
 принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы, обобщать мнения нескольких людей;
 участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с
6

другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
 самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом
новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
 владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
 оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающийся получит следующие предметные результаты:
понимание сути управления личными финансами, целей сбережений,
возможностей и ограничений использования заёмных средств;
понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие
банки;
усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными
с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с
размещением привлечённых средств.
отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку
Центральным банком.
использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при
выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;
•анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе
коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных
вариантов размещения личных сбережений;
понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в
драгоценные металлы;
понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты;
осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования
понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий
кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.

7

отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими
кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или
займа;
анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением
кредита.
понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми
рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых
рынках;
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай
чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов
инвестирования;
понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня
риска и доходности;
соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
формулировать личные финансовые цели,
понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки
безопасности»
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 – 11 КЛАССЫ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Банковская система: услуги и продукты

4

2

Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов

2

3

Налоги: почему их надо платить

1

Портал МОИФИНАНСЫ.РФ

4

Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления

3

5

Собственный бизнес: как создать и не потерять

3

6

Риски в мире денег: как защититься от разорения

1

7

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не
попасть в беду

1

8

Повторение и обобщение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Персональный навигатор по финансам (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
Анимированные презентации по финансовой
грамотности для уроков в 5-7 классах - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
1

Персональный навигатор по финансам (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

16

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 КЛАССЫ
№ п/п

Тема урока

Количес
тво
часов
Всего

1

2

3

4

5

6

Понятие банковской системы. Как сберечь
деньги с помощью депозитов. Коммерческий
банк, депозит, система страхования вкладов.
Как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредитная история, проценты.
Автокредитование, потребительское
кредитование. Ипотека, кредитная карта
Понятие видов депозитов. Основные
параметры депозита Ключевая характеристика
выбора депозита и кредита. Порядок
возмещения вкладов
Порядок начисления простых и сложных
процентов Практическая работа «Порядок
начисления простых и сложных процентов».
Виды кредитов, характеристики кредита
Параметры выбора необходимого вида кредита
Что такое ценные бумаги и какими они
бывают. Граждане на рынке ценных бумаг.

Валюта, валютный курс, рынок FOREX
Финансовые риски и стратегии
инвестирования

Дата
изучен
ия

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

https://fincult.info/

1

Как купить квартиру в ипотеку
(fincult.info)

1

Задания по формированию
функциональной грамотности

1

Задания по формированию
функциональной грамотности

1

Курс видеолекций «Фондовый
рынок» - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

1

Дата
проведен
ия

Инвестиции в золото и другие
драгоценные металлы
(fincult.info)
10

7

8

Виды налогов, уплачиваемых физическими
лицами России. Налоговые вычеты, или как
вернуть налоги в семейный бюджет
Что такое пенсия и кому она положена
Государственная пенсионная система.
Накопительная и страховая пенсия.
От чего зависит размер пенсии и как его
увеличить

9

10

11

Создание собственного бизнеса: с чего нужно
начать. Пишем бизнес-план

13

14

15

Задания по формированию
функциональной грамотности

1

Как устроена пенсионная
система (fincult.info)

1
Как выбрать программу пенсионного
накопления. Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд.

12

1

Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса.
С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
Как создать стартап. Поиск актуальной
информации по стартапам и ведению бизнеса.
Кто поможет в создании стартапа.
Основные признаки и виды финансовых
пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не
потерять деньги при работе в сети Интернет
Алгоритм действий при наступлении
страховых случаев. Особенности выбора

1

1

1

1

1

1

Что такое негосударственные
пенсионные фонды(НПФ). Как
накопить на дополнительную
пенсию (fincult.info)
Что такое негосударственные
пенсионные фонды(НПФ). Как
накопить на дополнительную
пенсию (fincult.info)
Как разработать бизнесстратегию развития компании
(fincult.info)
Задания по формированию
функциональной грамотности

Задания по формированию
функциональной грамотности

Пять способов потерять деньги,
продавая вещи в интернете
(fincult.info)
Зачем нужна страховка:
защищаем жизнь, здоровье, дом
11

страховой компании. Обязательное и
добровольное страхование. Выбор страховых
продуктов. Страховой случай, страховая
выплата
Повторение и обобщение
16

и дачу (fincult.info)

Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Персональный навигатор по
финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)

16

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая
грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы
общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».