Рабочая программа по профориентации 4 класс

Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за
интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе,
профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в
современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом
океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется
недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна
стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся,
оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире
труда и профессий.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных
качеств.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во
внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы
развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю.
В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами
человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности
учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной
доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в
зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человектехника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для
успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
– расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
– расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;

– активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с
темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
– воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
– расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
– воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями,
умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы. Общая характеристика программы.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с
рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности
«Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным
субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры,
дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска
знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Программа состоит из четырёх частей
Место программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир
профессий» предназначена для обучающихся 4 класса.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 классы - 34 ч. в год.
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое
эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»

Тематическое планирование
(4 класс-34 часа)
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе


обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах,
продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;



расширять и углублять представления о различных профессиях.

№
п\п
1
2
3
4-5

Наименование разделов и тем

В гостях у своего «Я».
Мое «Я» в гостях у других «Я»
Великая радость – работа
« Быть нужным людям…»

6 Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия»
7-8 Характер и выбор профессии

Дата

5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10

9-10 Правила выбора профессии

7.11
14.11

11- Творческий проект «Моя будущая профессия»
12

21.11
28.11

13- Представление о себе и проблема выбора профессии
14

5.12
12.12

15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)
16- Как готовить себя к будущей профессии
17

19.12
26.12
9.01

18- Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?»
19

16.01
23.01

20- Сочинение « … - это призвание!»
21

30.01
6.02

22- Профессии без которых не обойтись.
23

13.02
20.02

24- Исследование «Необычная творческая профессия»
25

27.02
6.03

26- Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий»
27

13.03
20.03

28- Проект « Я и мир профессий»
29

3.04
10.04

30- «Мое профессиональное протфолио»
31

17.04
24.04

32- Защита «Профессионального портфолио»
33

8.05
15.05

Итоговая конференция «Мир профессий»

22.05

34

Методическое обеспечение программы.
Литература для учителя:
1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС»,
Ростов-на-Дону, 2008 г.
Дополнительно:
1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей
развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. –
1992. - №1. С.6-13.
2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И.
Божович. – М., 1968.
3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
1. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими
рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский
центр «Академия» (2011)
1. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное
пособие.
А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
1. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
2. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб.
пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
3. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоупрограммы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль,
2004.
4. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.;
«Педагогика-Пресс», 1981.
5. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО
“Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
6. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987.
7. Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990.
8. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000.
9. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте
. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.
10. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н.
Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».