Пояснительная записка В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств. Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития, на основе программы развивающего курса «Мир профессий», авторы Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся. При определении этих сфер основываются на типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человектехника», «человек - художественный образ», «человек – природа». Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Задачи: Образовательные: – расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); – расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; – активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. Воспитательные: – воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых. – расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; – воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности. Планируемые результаты В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: - когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; - мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; - поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1.Регулятивные УУД: - Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. - Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Коммуникативные УУД: - Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Содержание программы. Общая характеристика программы. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Программа состоит из четырёх частей Место программы Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 4 класса. Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 классы - 34 ч. в год. Формы контроля: 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать» Тематическое планирование (4 класс-34 часа) Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; расширять и углублять представления о различных профессиях. № п\п 1 2 3 4-5 Наименование разделов и тем В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я» Великая радость – работа « Быть нужным людям…» 6 Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» 7-8 Характер и выбор профессии Дата 5.09 12.09 19.09 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 9-10 Правила выбора профессии 7.11 14.11 11- Творческий проект «Моя будущая профессия» 12 21.11 28.11 13- Представление о себе и проблема выбора профессии 14 5.12 12.12 15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») 16- Как готовить себя к будущей профессии 17 19.12 26.12 9.01 18- Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» 19 16.01 23.01 20- Сочинение « … - это призвание!» 21 30.01 6.02 22- Профессии без которых не обойтись. 23 13.02 20.02 24- Исследование «Необычная творческая профессия» 25 27.02 6.03 26- Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» 27 13.03 20.03 28- Проект « Я и мир профессий» 29 3.04 10.04 30- «Мое профессиональное протфолио» 31 17.04 24.04 32- Защита «Профессионального портфолио» 33 8.05 15.05 Итоговая конференция «Мир профессий» 22.05 34 Методическое обеспечение программы. Литература для учителя: 1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Издательство «БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2008 г. Дополнительно: 1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13. 2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. – М., 1968. 3. Дмитриев, Ю. Соседи по планете. Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985. 1. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия» (2011) 1. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах Учебное пособие. А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996. 1. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник. Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003. 2. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? Учеб. пособие для преподавателей. Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994 3. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоупрограммы. Учебное пособие. А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004. 4. Левитан, Е.П. Малышам о звёздах и планетах. Е.П. Левитан. - М.; «Педагогика-Пресс», 1981. 5. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей. Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005. 6. Психология развивающейся личности. сост. А.В. Петровский. – М., 1987. 7. Разумихина. Г. Будь, пожалуйста, счастлив! Г. Разумихина. – М., 1990. 8. Федин. С. Игры в пути. Учебное пособие. С. Федин. - М.; 2000. 9. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте . А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993. 10. Яровая , Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004