Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) в соответствии с Положением о рабочих программах МКОУ Нижнедобринской СШ, на основе серии пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.: Просвещение, 2020», учебного пособия для общеобразовательных организаций «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/ Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.». Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA ProgrammeforInternationalStudentAssessment). Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны интеллектуальные и эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у школьников, лежащей в основе их общеинтеллектуального развития. Именно поэтому развитие функциональной грамотности необходимо начинать уже с 5 класса. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью в современном высокоинтеллектуальном обществе. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Из 6 направлений оцениваемых PISA в своих мониторингах с 2021 года в данной программе будет рассмотрено 4 модуля: креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность и глобальные компетенции. Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи программы: развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление); развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность); развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции). Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты. Содержание программы курса. Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 6 модулей (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34. В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные и предметные Грамотность 5 класс Уровень узнавания и Читательская Математическая находит и извлекает информацию из различных текстов находит и извлекает математическую информацию в Естественнонаучная находит и извлекает информацию о естественнонаучных Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в Глобальные компетенции рассматривает вопросы и ситуации местного, Креативное мышление генерирует новые идеи на основе существующей понимания различном контексте 6 класс Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем Применяет математические знания для решения разного рода проблем 7 класс Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания Оценивает форму и Содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в оценивает форму и содержание текста в рамках интерпретирует и оценивает математические результаты в явлениях в различном контексте объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний различном контексте распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, анализирует информацию в финансовом контексте Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем глобального и межкультурного значения овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию Оценивает финансовые проблемы в различном контексте способен понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного информации, например, текста или изображения; практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше развивает воображение и фантазию, творческую активность детей. Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию рамках метапредметного метапредметного содержания содержания контексте национальной или глобальной ситуации местных, прогнозы, национальных, предлагает пути глобальных решения естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. на основе мотивации к обучению и познанию. Личностные Грамотность 5-9 классы Читательская Математическая Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Естественнонаучная Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Финансовая Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Глобальные компетенции изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Креативное мышление Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 1 четверть 5 класс № 1 Тема занятия Основная тема в фольклорном произведении. Содержание занятия Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? 2 3 Сопоставление содержания текстов разговорного стиля Работа с текстом 4 Типы текстов 5 6 Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. 7 1 Работа со сплошным текстом Газетная утка Работа со сплошным текстом. Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru 2 Солнечные дети Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Формы деятельности Беседа, конкурс. Дата 04.09.2024 Работа в парах. Ролевая 11.09.2024 игра. Беседа, дискуссия в 18.09.2024 формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. 25.09.2024 Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Ролевая игра. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. 2.10.2024 9.10.2024 16.10.2024 23.10.2024 6.11.2024 Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)- 2 четверть 5 класс № 1 2 3 4 5 Тема занятия Содержание занятия Счет и десятичная система Применение чисел и действий над ними. Счет и счисления десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с Сюжетные задачи, решаемые с конца. конца Задачи на переливание и Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание взвешивание. Логические задачи Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Формы деятельности Дата Беседа, обсуждение, 13.11.2024 практикум. Обсуждение, практикум, 20.11.2024 брейн-ринг. Урок-исследование. 27.11.2024 Беседа, обсуждение 04.12.2024 практикум. Игра, урок-исследование, 11.12.2024 брейн-ринг, конструирование. 6 7 8 Размеры объектов окружающего Размеры объектов окружающего мира (от мира элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Обсуждение, практикум, моделирование. Урок-практикум. урок- 18.12.2024 Тестирование. 25.12.2024 08.01.2025 Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 3 четверть 5 класс № 1 2 3 4 5 6 Тема занятия Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги 1 Человек и природа 2 3 Здоровье как ценность Традиции и обычаи Содержание занятия Как появились деньги? Что могут деньги? Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Деньги в разных странах Круглый стол, игра. Деньги настоящие и ненастоящие Игра, экскурсия. Как разумно делать покупки? Игра, круглый стол. Кто такие мошенники? Круглый стол, игра, квест. Личные деньги Беседы, диалоги, дискуссии. Человек и природа (аспекты: охрана природы, Беседы, диалоги, ответственное отношение к живой природе) дискуссии. Здоровье как ценность Круглый стол, игра. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур Игра, экскурсия. и идентификации с определённой культурой) Дата 15.01.2025 23.01.2024 30.01.2024 06.02.2024 13.02.2024 20.02.2024 27.02.2024 05.03.2024 12.03.2024 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 4 четверть 5 класс № Тема занятия 1 Звуковые явления 2 Устройство динамика 3 Движение и взаимодействие частиц Вода. Уникальность воды 4 Содержание занятия Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Формы деятельности Дата Демонстрация записей19.03.2024 звуков Устройство динамика. Современные акустические Наблюдение физических 9.04.2024 системы. Шум и его воздействие на человека. явлений. Строение вещества Признаки химических реакций. Природные Презентация. Учебный 16.04.2024 индикаторы. эксперимент. Наблюдение физических 23.04.2024 Вода. Уникальность воды 5 Углекислый газ в природе 6 7 Земля, внутреннее строение Земли Атмосфера Земли 8 Уникальность планеты Земля Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Живая природа Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. явлений. 30.04.2024 Работа с коллекциями минералов и горных пород. 7.05.2024 14.05.2024 Беседа. Презентация. 21.05.2024 План изучения модулей функциональной грамотности класс 5 6 7 8 9 10 1 четверть ЧГ, КР (7+2) ЕН (9) ЕН (9) ФГ, ГК (6+2) МГ (9) ЧГ, КР (6+3) 2 четверть МГ (8) ЧГ, КР (7+2) ЧГ, КР (6+2) ЕН (8) ФГ, ГК (6+2) МГ, ГК (5+3) 3 четверть ФГ, ГК (6+3) МГ (9) МГ (9) ЧГ, КР (7+2) ЕН (9) ФГ, КР (5+4) 4 четверть ЕН (8) ФГ, ГК (5+3) ФГ, ГК (6+2) МГ (8) ЧГ, КР (7+2) ЕН, ГК (5+3) Используемые интернет-ресурсы 1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/ 2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/ 3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 5. Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/ 6. МЦКО https://mcko.ru/ 7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/