ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» для 6
класса
относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации
внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:
Федерального Государственного стандарта основного общего образования
• основной образовательной программы ГБОУ школы №хх
• положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ
школы №хх
приказ от
Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программ:
- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов,
авторы
В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2008г., допущенной
Министерством образования и науки Российской Федерации
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор :
пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. –
(Стандарты второго поколения).
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. :
Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Актуальность программы: Предлагаемая программа помогает
улучшить
физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью
правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу
планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных
в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная
медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС. Программа
составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет
оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа
является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительном направлению. Игра – исключительно ценный способ вовлечения
школьников в двигательную деятельность. Подвижные и спортивные игры на занятиях
используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В
играх, в отличие от других форм занятий, главное внимание обращается на
оздоровительную сторону, воспитание физических качеств, стремление подростков
организовывать свою деятельность, основываясь на четких и жестких правилах
спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои
личностные качества, необходимые как в любых видах спортивно-оздоровительной
деятельности, так и в обычной жизни.
Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся, достижение
положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях
физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в
физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.
Задачи программы направлены на:
• Развитие у обучающихся положительной мотивации к занятиям физической
культурой и спортом.
• Развитие навыков двигательной активности как составляющей здорового образа
жизни и функциональной грамотности через заботу о собственном здоровье и
развитии личности.
• Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
• Формирование волевых качеств, как основы получения образования.
Формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях.
• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре игр, желание применять игры
самостоятельно и в повседневной жизни.
• Воспитательный результат достигается по двум уровням взаимодействия – связь
ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне
группы секции.
Сроки реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение
года. Всего – 34 ч.
Основной формой проведения внеурочной деятельности является – групповая
•
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного
инвентаря и без него. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка,
и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.
Виды деятельности: занятия физической культуры (классические, интегрированные,
комбинированные и смешанные), практические занятия.
Содержание программы
курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс
Общая физическая подготовка
Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и
без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким
шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30,
40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег
до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в
высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель,
метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по
гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая
комбинация. Упражнения в висах и упорах
Баскетбол
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения –
путь к здоровью, работоспособности и долголетию.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста.
Остановка в два шага и прыжком. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя
руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита
с места, после ведения и остановки.
Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском
мяча после ведения и остановки
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на
спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми.
Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и
боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища.
Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Футбол
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Предматчевая разминка. Что запрещено
при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и
внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между
стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд».
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс
№
п/п
Тема
Количество часов
2.
Баскетбол
12
3.
Волейбол
12
4.
Футбол
10
ИТОГО
34 ч.
Поурочное планирование
курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс (34 часа)
№п\п
Дата
Тема занятия
Баскетбол
Колво
часов
12
1
Стойки и перемещения
1
2
Остановки баскетболиста
1
3
Передачи мяча
1
4
Ловля мяча
1
5
Ведение мяча
1
6
Броски в кольцо
1
7
Игра в защите
1
8
Игра в нападении.
1
9
Тактика свободного нападения
1
10
Позиционное нападение. Нападение быстрым
прорывом.
Тестирование уровня развития двигательных
способностей
1
11
1
12
Участие в школьных соревнованиях.
Волейбол
1
12
1
14
Техника нападения. Действия без мяча.
Перемещения и стойки.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками.
15
Передача на точность. Встречная передача
1
16
Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая,
подача сверху.
Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками,
снизу двумя руками. Блокирование.
Групповые действия игроков. Взаимодействие
игроков передней линии при приеме от подачи
Верхняя прямая подача.
1
1
21
Комбинации из освоенных элементов: прием,
передача, блокирование
Закрепление техники подачи мяча
22
Групповые действия игроков.
1
23
Двусторонняя учебная игра
1
24
Подвижные игры и эстафеты
1
13
17
18
19
20
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
Футбол
Техника передвижения. Удары по мячу головой,
ногой.
Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.
10
1
Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии.
Техника игры вратаря.
Тактика игры в футбол. Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча, с мячом.
Тактика защиты. Индивидуальные действия.
Групповые действия. Тактика вратаря.
Игра по упрощенным правилам.
Игра в футбол по упрощённым правилам (минифутбол)
Игра по правилам.
Подвижные игры. Эстафеты.
Подвижные игры. Эстафеты.
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
34 ч.
Информационно-методическое обеспечение
- малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг,
диски СD с фонограммами, музыкальный центр.
Для учителя:
1. Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера»,
1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;
2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва,
Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X
3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития»,
Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007
г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;
4. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
5. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс,
2005.-157.: ил.- (Школа развития)
6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
7. Примерная основная
образовательная
программа образовательного учреждения.
Начальная школа (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго
поколения).
8. Рабочие
программы
по
физической
культуре.
1-11
классы
(по
программам В.И. Ляха) 2007.-126с-(Образовательный стандарт).
9. Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии»,
Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
10.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г.
11. ФГОС 2 поколения
12.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –
Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д.
В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm