ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» для 6 класса относится к спортивно-оздоровительному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе: Федерального Государственного стандарта основного общего образования • основной образовательной программы ГБОУ школы №хх • положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ школы №хх приказ от Данная программа является модифицированной, составлена на основе плана и программ: - Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2008г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации - Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). - Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения). Актуальность программы: Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС. Программа составлена с учетом особенности работы образовательного учреждения и имеет оздоровительное, спортивное и общеразвивающее значение. Поэтому данная программа является программой внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительном направлению. Игра – исключительно ценный способ вовлечения школьников в двигательную деятельность. Подвижные и спортивные игры на занятиях используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В играх, в отличие от других форм занятий, главное внимание обращается на оздоровительную сторону, воспитание физических качеств, стремление подростков организовывать свою деятельность, основываясь на четких и жестких правилах спортивных игр, которые дают возможность каждому обучающемуся развивать свои личностные качества, необходимые как в любых видах спортивно-оздоровительной деятельности, так и в обычной жизни. Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях. Задачи программы направлены на: • Развитие у обучающихся положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. • Развитие навыков двигательной активности как составляющей здорового образа жизни и функциональной грамотности через заботу о собственном здоровье и развитии личности. • Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения. • Формирование волевых качеств, как основы получения образования. Формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях. • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре игр, желание применять игры самостоятельно и в повседневной жизни. • Воспитательный результат достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы секции. Сроки реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч. Основной формой проведения внеурочной деятельности является – групповая • Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Виды деятельности: занятия физической культуры (классические, интегрированные, комбинированные и смешанные), практические занятия. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель, метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах Баскетбол 1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки Волейбол 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Футбол 1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Предматчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол. 2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд». Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс № п/п Тема Количество часов 2. Баскетбол 12 3. Волейбол 12 4. Футбол 10 ИТОГО 34 ч. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» 6 класс (34 часа) №п\п Дата Тема занятия Баскетбол Колво часов 12 1 Стойки и перемещения 1 2 Остановки баскетболиста 1 3 Передачи мяча 1 4 Ловля мяча 1 5 Ведение мяча 1 6 Броски в кольцо 1 7 Игра в защите 1 8 Игра в нападении. 1 9 Тактика свободного нападения 1 10 Позиционное нападение. Нападение быстрым прорывом. Тестирование уровня развития двигательных способностей 1 11 1 12 Участие в школьных соревнованиях. Волейбол 1 12 1 14 Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. 15 Передача на точность. Встречная передача 1 16 Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху. Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование. Групповые действия игроков. Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи Верхняя прямая подача. 1 1 21 Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, блокирование Закрепление техники подачи мяча 22 Групповые действия игроков. 1 23 Двусторонняя учебная игра 1 24 Подвижные игры и эстафеты 1 13 17 18 19 20 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 Футбол Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. 10 1 Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. Игра по упрощенным правилам. Игра в футбол по упрощённым правилам (минифутбол) Игра по правилам. Подвижные игры. Эстафеты. Подвижные игры. Эстафеты. ИТОГО: 1 1 1 1 1 1 1 34 ч. Информационно-методическое обеспечение - малые и большие мячи, скакалки, канат, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски СD с фонограммами, музыкальный центр. Для учителя: 1. Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1; 2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X 3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8; 4. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г. 5. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс, 2005.-157.: ил.- (Школа развития) 6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г. 7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). 8. Рабочие программы по физической культуре. 1-11 классы (по программам В.И. Ляха) 2007.-126с-(Образовательный стандарт). 9. Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.; 10.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г. 11. ФГОС 2 поколения 12.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г. Интернет-ресурсы 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 2. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm