Рабочая программа по коррекционному курсу Логопедические занятия 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для
обучающихся 5 класса (вариант I) с умственной отсталостью. Данная рабочая
программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цель - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической, связной речи),
способствующих формированию жизненных и академических компетенций.
К академическим компетенциям относятся знания о языке, о речевой
системе, обеспечивающие успешную учебную деятельность обучающихся.
К жизненным компетенциям относятся владение средствами языка в
целях общения, готовность вступать в коммуникацию для решения
повседневных житейских задач.
Задачи:
- формировать и развивать различные виды устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности;
- обогащать и развивать словарь;
- развивать лексическую системность, формировать семантические поля;
- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;
- корригировать недостатки письменной речи (чтения и письма);
-развивать коммуникативные функции речи;
-развивать познавательную сферу (мышления, памяти, внимания).
Методы
Методы
деятельности:

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

2


практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала);

репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;

игровые;

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности,
определённые поощрения в формировании мотивации.
1. Общая характеристика коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место
отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный
характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую
сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все
обучающиеся 5 класса имеют системное недоразвитие речи, поэтому такой
курс как «Логопедические занятия» является очень актуальным.
Структура программы предполагает комплексное планирование занятий
по развитию устной речи с опорой на коррекцию звукопроизносительных
навыков, коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Принимая во внимание основные причины недоразвития речи
умственно отсталых детей, а именно слабость замыкательной функции коры,
медленную выработку новых дифференцировочных связей во всех
анализаторах и обусловленные этими причинами множественные дефекты
речевого развития, касающиеся всех операций речевой деятельности, структура
каждого занятия предполагает комплексное решение задач. Эта особенность
умственно отсталых детей предполагает систематическое обогащении
активного и пассивного словаря, а также коррекцию грамматической стороны
речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- диагностика и коррекция письменной речи;
- развитие коммуникативной функции речи.
Характеристика обучающихся
Нарушения речи у детей носят системный характер. У них оказываются
несформированными все операции речевой деятельности. Системное
недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при
которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными
3

возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей данной группы выражено
в различной степени:
1) Системное недоразвитие речи средней степени.
Характеризуется следующими проявлениями:
 полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков)
нарушение звукопроизношения;
 недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в
ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при
выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются
значительные трудности);
 словарный запас беден;
 аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в
изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного
и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в
косвенных падежах);
 нарушение сложных форм словообразования;
 недостаточная сформированность связной речи (в пересказах
наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение
последовательности событий);
 выраженная дисграфия и (или) дислексия. При дисграфии могут быть
неполноценны разные виды сложных операций: деление предложения на слова
и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В
письме дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений
(пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв
слов). Фонематический анализ является наиболее сложным, поэтому ошибки в
виде искажения звукобуквенной структуры слов наиболее распространены.









2) Системное недоразвитие речи легкой степени.
Характеризуется следующими проявлениями:
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном
сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и
последовательности звуков на сложном речевом материале;
словарный запас ограничен;
доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи
используется недостаточно;
в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при
специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных
предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в
косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм
словообразования;
в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь
незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены
некоторые смысловые отношения;
имеется не резко выраженная дисграфия и (или) дислексия.

4

2. Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс «Логопедические занятия» в 5
класса представлен с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год,
продолжительность учебного года 34 недели. Программа предусматривает
проведение групповых занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю,
продолжительностью 40 минут.
3. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса
Личностные результаты:
 развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
контактов, обмене информацией;
 желание вступать в устную коммуникацию для межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
 умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных
высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
русского языка;
 наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
 соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
 правильно и полно отвечать на заданный вопрос, используя
формулировку вопроса.
Достаточный уровень:
 овладение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
 правильный выбор языковых средств устного общения;

умение составлять распространенные предложения;

правильно и полно отвечать на заданный вопрос, используя
формулировку вопроса;

умение использовать в речи предлоги, более распространенные наречия;

умение сравнивать предметы, делать обобщения;

умение использовать в речи предлоги;

умение употреблять в речи номинативный и предикативный словарь по
изученным лексическим темам;

умение изменять существительные по числам;

умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, глаголы с помощью приставок, глаголы от существительных;

овладение автоматизированным навыком письма, характеризующимся
отсутствием дисграфических ошибок и минимизацией орфографических
ошибок.
5

Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного
предмета, система оценки достижений обучающегося
При проведении мониторинга сформированности навыка письма
решаются следующие задачи:
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований
школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);
- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном
процессе каждого из учащихся, корректировка характера логопедического
воздействия.
Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе
рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого
учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху.
При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная
авторами.
Стандартизированные
диагностические
методики
письма
используются на начальном и заключительном этапах коррекционноразвивающей работы.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого
занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки педагога
для создания ситуации успеха.
4. Содержание коррекционного курса
В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений
письменной речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется
практический уровень усвоения языка. Сформированность практического
уровня владения языком является необходимым условием для изучения
языковых явлений и закономерностей овладения знаниями о языке.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
1. Обследование обучающихся.
2. Повторение изученного в 4 классе:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- устранение дисграфии.
3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов
и адекватного их употребления, образование имен существительных и
прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов,
дифференциация глаголов, противоположных по значению.
4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок
и адекватного их употребления. Приставки: в, вы, на, над, под, за, при, пере, у,
по, до, от.
5. Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.
Образование родственных слов. Образование сложных слов.
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
6

6. Работа с предложением: составление, анализ структуры, распространение.
7. Связная речь. Составление рассказов. Пересказ. Развитие коммуникативных
навыков в различных речевых ситуациях.
8. Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического
задания.

7

5. Тематическое планирование в 5 классе
(102 часа, 3 раза в неделю)
№ п/п

Основная тема
занятия

Сопутствующая
лексическая тема

Грамматические
категории

1.

Обследование письма

2.
3.
4.
5.

Речь.

Осень

Слово.

Осенние месяцы

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Предложение.

Осенняя погода. Изменения в
природе

Звуки и буквы.

Деревья

Гласные и согласные.

Кустарники.

Гласные и согласные звуки 3
речи, их дифференциация

Парные гласные.

Деревья и кустарники

Дифференциация гласных 2
звуков и букв

17.
18.
19.

Твёрдые и
согласные

мягкие Лиственные деревья.

Выявить
наличие
нарушений письма.
Работа над ритмической
стороной речи.
Работа
с
деформированным
предложением.
Составление
словосочетаний,
согласование слов.
Звукобуквенный
анализ:
устно и в схемах

Кол-во
часов

Образование
существительных
множественного числа

Дата

1
2
2

3

3

3

8

20.
21.

Звонкие
и
согласные

22.
23.
24.

Однокоренные слова. Домашние животные.
Знакомство
с
понятием
«родственное слово».

25.
26.
27.

Корень
слова. Дикие животные.
Знакомство
с
понятием «корень».

28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.

глухие Хвойные деревья

Закрепление
навыка 3
различения
звонких
и
глухих согласных на слух.
Закрепление
навыка 3
различения
звонких
и
глухих согласных на слух.

Дифференциация
однокоренных
и
родственных
слов.
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Окончание.
Перелётные и зимующие Нахождение окончания в
птицы
словах.
Графическое
обозначение окончания
Суффикс.
Понятие Детёныши животных и птиц. Формирование
навыка
Суффиксы
образования
слов
при
уменьшительнопомощи суффиксов. -ик-,ласкательные.
ек-,-ок-, -ёк-, -ушк-, -юшк-,
-оньк-, -ёньк-,-очк-, -ёчк-; онок-, -ёнок-,
Суффиксы,
Профессии
Образование
слов
с
обозначающие лиц по
суффиксами: -чик-,-щик-,профессии
тель-, -ник-,-ист-,-ниц-; ущ-,-ющ

3

2

3

2

9

35.
36.

Приставка.
Знакомство
приставками.

Транспорт

37.
38.
39.

Образование слов при Правила
помощи приставок: в-; движения
вы-; за-; до-; без-; при;

40.
41.

Закрепление по теме
«Состав слова».

42.
43.

Предлог.

44.
45.

Зимние месяцы.
Закрепление
представлений
о
предлоге, как о целом
слове.

46.
47.

Дифференциация
предлогов НА. В

с

Признаки зимы

Труд людей зимой.

Нахождение приставки в 2
словах.
Графическое
обозначение приставок.
дорожного Правописание приставок.

3

Закрепление
знаний
о 2
корне,
приставке
и
суффиксе. Формирование
навыка разбора слов по
составу.
Закрепление
2
представлений о предлоге,
как о целом слове.
Уточнение представлений 2
о смысловом значении
предлогов.
Формирование
навыка 2
правильного употребления
предлогов.

10

48.
49.

Дифференциация
предлогов С, ИЗ

Животные зимой.

50.
51.

Дифференциация
предлогов ПО, К

Помощь зимующим птицам.

52.
53.

Дифференциация
предлогов НАД, ПОД

Магазин, рынок

54.
55.
56.
57.
58.

Имя существительное

Родина.

Имена
существительные

Наша родина

59.
60.

Существительные
одушевлённые
неодушевлённые.

Природные богатства.
и

Формирование
навыка
правильного употребления
предлогов.
Анализ
сочетания
слов
с
предлогами.
Составление
словосочетаний
и
предложений
полным
ответом.
Составление
словосочетаний
и
предложений.
Формирование
навыка
правильного употребления
предлогов.
Знакомство
с
именем
существительным.
Формирование понятия об
имени
собственные
и
нарицательные.
существительном.
Дифференциация
существительных
одушевлённых
и
неодушевлённых.

2

2

2

2
3

2

11

61.
62.

Изменение
существительных
числам.

63.
64.
65.
66.
67.
68.

Род
имен Семья
существительных

69.
70.
71.
72.
73.
74.

75.
76.

Моя семья.
по

Правописание
имен Родственные отношения.
существительных
мужского и женского
рода
Слово
признак Растительный мир
(прилагательное)
Изменение
прилагательных
родам

Изменение
прилагательных
числам

Животный мир
по

Рыбы
по

Формирование
навыка
образования
форм
единственного
и
множественного
числа
имён существительных.
Формирование понятия о
родах
имен
существительных
Практическое
употребление
существительных разного
рода.
Роль прилагательных в
речи

2

Практическое
употребление
существительных
рода

3

3

3

3

разного

Практическое
употребление
существительных
единственного
множественного чисел

2
и

12

77.
78.

79.
80.
81
82.
83.
84.
85.

86.
87.

88.
89.
90.

91.

Согласование
прилагательного
существительным
Слово
(глагол)

Образование
с
согласование
существительных
прилагательных
действие Обязанности в семье, занятия Роль глагола в речи
после работы

Различие
существительных,
прилагательных,
глаголов
Изменение глаголов
по
временам.
Настоящее
время
глагола.
Изменение глаголов
по
временам.
Прошедшее
время
глагола.
Изменение
глаголов
по временам. Будущее
время глагола.
Глагол. Закрепление
знаний

Рыбы, среда их обитания

и 2
и
3

Защитники Отечества

Дифференциация
существительных,
прилагательных, глаголов

Лес

Употребление глаголов в 1
форме
настоящего
времени.

Охрана здоровья

Употребление глаголов в 2
форме
прошедшего
времени.

Начало весны

Употребление глаголов в 2
форме будущего времени.

Признаки весны

Проверить
навык 1
применения
полученных
знаний на письме.
Формировать понятие о 1
многозначных словах.

Выразительность
Космос
речи. Многозначные
слова.

3

13

92.
93.

Предложения
Птицы
распространенные
и
нераспространенные.

94.

95.
96.

Однородные
члены Цветы
предложения,
перечислительная
интонация.
Пересказ текста по Насекомые
опорным вопросам.

97.
98.

Составление рассказа
по картине.

99.
100.

Пересказ текста по Лето
опорным картинкам

101.

102.
Итого:

Скоро лето

Составление рассказа Каникулы
по серии сюжетных
картинок.
Обследование письма

Дифференциация
2
распространенных
и
нераспространенных
предложений.
Формировать понятие об 1
однородных
членах
предложения.
Формировать
умение
связно излагать текст по
опорным вопросам
Формировать умение
составления рассказа по
картине.
Формировать
умение
составления рассказа по
опорным картинкам
Формировать
умение
составления рассказа по
серии сюжетных картин.
Выявить
наличие
нарушений письма.

2

2

2

1

1
102

14

Учебно-методический комплекс коррекционного курса
«Логопедические занятия»
1. Абрамова, Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза.
Логопедические занятия / Н.А. Абрамова. 1-3 классы. Волгоград, 2011.
2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке русского
языка / Г.А. Бакулина. – М.: Просвещение, 2007.
3. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2011.
4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD
Выпуск 1. М., 2011
5. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1
«Дифференциация гласных»/ Л.Н. Ефименкова. М., 2011
6. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD Выпуск 2, часть 2
«Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3
«Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р» / Л.Н. Ефименкова. М., 2011.
8. Ишимова, О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу.
Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов/ О.А. Ишимова, В.Д.
Подотыкина. М., 2016.
9. Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю
мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов /
О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова. М., 2016.
10. Ишимова, О.А.Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадьпомощница. Пособие для учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.,
2016.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».