I. Пояснительная записка.
- Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 года №115 «Об
утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам
начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 1, (10 класс);
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4. 3648-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- нормативно-методических документов Министерства просвещения
Российской Федерации и региональных нормативно-правовых актов в области
образования;
- Устава учреждения.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии
всех
сторон
речи
(фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,
синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика
и коррекция
звукопроизношения
(автоматизация
и
дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует
развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы,
социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена,
с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности,
психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой –
особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталого
ребёнка является семантический дефект, и расстройство речи проявляется на фоне
нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в
целом. Нарушения речи у школьника с интеллектуальной недостаточностью имеют
сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как
функциональная система. Чаще всего у ребёнка нарушаются процессы
формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность
связной речи.
Программа учитывает особенности психофизического развития ребёнка,
индивидуальные
возможности,
особые
образовательные
потребности,
обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
Содержание рабочей программы тесно связано с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
II. Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей
его освоения обучающимися.
Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они
затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико – грамматическую
стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую
систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того,
весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение
анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование
максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая быструю утомляемость,
склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта,
проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной
формы работы на другую.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных
навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется
дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в
классе.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного
дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный
навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Ш. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
Коррекция нарушений речи, учащихся с умственной отсталостью требует
организации специальной логопедической работы. Учитель-логопед проводит
групповые занятия. На коррекционные групповые занятия по расписанию
отводятся часы во вторую половину дня. Коррекционные занятия проводятся в
логопедическом кабинете.
На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут. Занятия с каждой
группой проводятся 3 часа в неделю.
10 класс - 102 часа
IV. Планируемые личностные и предметные (коррекционные) результаты
освоения коррекционного курса.
К личностным результатам освоения АООП в рамках коррекционного курса
«Логопедические занятия» относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предполагаемые предметные (коррекционные) результаты реализации
программы коррекционного курса «Логопедические занятия» включают
освоенные обучающимися знания и умения, готовность их применения. В
программе коррекционного курса выделены два уровня овладения результатами:
минимальный и достаточный. Освоение предметных (коррекционных) результатов
зависит от психофизических, возрастных, индивидуальных особенностей,
обучающихся с умственной отсталостью.
Год
Уровни освоения предметных результатов
обуче
Минимальный уровень
Достаточный уровень
ния
10
- Различать звуки и буквы,
- Различать звуки и буквы, гласные гласные - согласные, звонкие согласные, звонкие - глухие, оптически
глухие, оптически сходные,
сходные, твердые - мягкие,
твердые - мягкие, аффрикаты;
аффрикаты;
- разбирать слова по составу,
- подбирать однокоренные слова и
подбирать однокоренные слова;
следить за единообразным написанием
- выделять в предложении
орфограмм в различных частях слова;
главные и второстепенные члены - выделять в предложении главные и
(с помощью учителя);
второстепенные члены;
- различать существительные
- различать существительные
мужского, женского и среднего
мужеского, женского и среднего рода
рода по их связям с другими
по их связям с другими словами в
словами в предложении (с
предложении;
помощью учителя);
- различать части речи (имя
- различать части речи,
существительное, имя прилагательное,
ориентируясь на их значение и
глагол, местоимение, наречие,
вопрос с помощью опорных
числительное) по вопросам, с опорой
таблиц (с помощью учителя);
на таблицу;
- принимать участие в
- составлять план к текстам
составлении плана и отборе
описательно-повествовательного
речевого материала для создания
характера;
текста;
- составлять простые и сложные
- составлять короткие тексты по
предложения с опорой на картинку,
плану, опорным словам по
схему, предложенную ситуацию;
картинке или без нее;
- самостоятельно делить простой по
- составлять простые и сложные
содержанию текст на части
предложения, опираясь на схему, - называть главные черты характера
картинку, собственный опыт (с
героев;
помощью учителя);
определение темы текста по
участие в обсуждении темы текста содержанию, выбор одного заголовка
и выбора заголовка к нему;
из нескольких, подходящего по
- письмо небольших по объему
смыслу.
изложений повествовательного
- заучивание чистоговорок и
текста и повествовательного
скороговорок наизусть.
текста с элементами описания (5055 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех
компонентов текста;
- заучивание чистоговорок и
скороговорок наизусть (с
помощью учителя).
Отметка на занятиях коррекционного курса «Логопедические занятия» не
выставляется, т.к. данный курс не относится к учебным предметам, а является
обязательной коррекционной составляющей внеурочной деятельности в части
коррекционной
подготовки
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Формирование БУД происходит не только в процессе реализации программы
учебных предметов, но и в процессе реализации коррекционного курса
«Логопедические занятия».
Состав БУД соответствующих ключевым целям и задачам рабочей программы
коррекционного курса «Логопедические занятия»:
Личностные:
- осознание себя как гражданина Российской Федерации, имеющего
определенные права и обязанности, соотнесение собственных поступков и
поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении
других людей, ориентировка в социальных ролях;
- осознанное отношение к выбору профессии.
Коммуникативные:
- признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание) в коммуникативных ситуациях с
учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомыйнезнакомый);
- использовать некоторые доступные информационные средства и способы
решения коммуникативных задач;
- выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск
возможных и доступных способов разрешения конфликта, с определенной
степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
- владеть диалогической и основами монологической форм речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Регулятивные:
- постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной,
трудовой, бытовой);
- определение достаточного круга действий и их последовательности для
достижения поставленных задач;
- осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;
- осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная
оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные:
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для
решения познавательных и практических задач;
- извлекать под руководством педагогического работника необходимую
информацию из различных источников для решения различных видов задач;
- использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в
зависимости от конкретных условий;
- использовать готовые алгоритмы деятельности; устанавливать простейшие
взаимосвязи и взаимозависимости.
V. Содержание коррекционного курса.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие
направления:
1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на
развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Дифференциация звуков.
4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза (от простого к
сложному).
5. Развитие связной речи (использование простых, распространенных
предложений, пересказ, составление рассказов по картинке, работа с текстом).
6. Развитие грамматического строя речи (использование приемов
словоизменения и словообразования, согласование слов в предложении,
употребление предлогов речи).
7. Задания и упражнения направленные на профилактику нарушений устной и
письменной речи.
8. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
На каждом занятии
программы.
осуществляется
работа
по
всем
направлениям
Обследование.
Обследование речи на уровне понимания слов, предложений,
грамматических форм слов в тексте. Обследование связной речи, словарного
запаса, слоговой структуры слова. Обследование навыков чтения и письма.
Фронтальное обследование.
Звуки и буквы.
Закрепление правильной артикуляции произношения звуков. Гласные и
согласные звуки и буквы. Закрепление. Твердые и мягкие согласные звуки.
Звонкие и глухие парные согласные. Сонорные согласные. Свистящие и шипящие
согласные. Аффрикаты.
Выполнение
упражнений
на
закрепление
умения
правильно
дифференцировать звуки и буквы в устной и письменной речи. Совместное участие
в дидактических играх, направленных на закрепление пройденных тем
(«Новоселье», «Мальвина и Буратино» и т.п.). Проговаривание и заучивание
чистоговорок и скороговорок.
Предложение.
Виды предложения по цели высказывания. Отработка интонации. Главные и
второстепенные члены предложения. Работа по схемам предложения и
словосочетания. Установление связи слов в предложении с помощью вопросов.
Упражнение в различении простого и сложного предложения. Сложное
предложение с союзами «и», «а», «но». Повторение правил написания союзов,
составление графической схемы предложения с учетом союзов. Упражнение в
составлении предложений из слов данных в разбивку. Восстановление нарушенной
последовательности слов в предложении.
Состав слова.
Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Однокоренные слова и слова-омонимы. Составление словосочетаний и
предложений со словами-омонимами. Однокоренные слова и слова-паронимы.
Составление словосочетаний или предложений со словами-паронимами.
Приставка, суффикс, окончание. Сложные слова с соединительной гласной и
без нее.
Имя существительное.
Значение имени существительного в речи. Выполнение упражнений на
обобщение знания о неодушевлённых и одушевлённых предметах, используя
вопросы. Изменение имен существительных по числам.
Склонение имени существительного. Род имен существительных.
Существительные с шипящей на конце. Правописание падежных окончаний
существительных.
Имя прилагательное.
Значение имени прилагательного в речи. Согласование прилагательных с
существительными в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование
прилагательных с существительными в роде и числе. Правописание падежных
окончаний имен прилагательных.
Склонение прилагательных в единственном и множественном числе.
Закрепление знаний о правописании притяжательных имен прилагательных на -ий,
-ья, -ье, -ьи.
Местоимение.
Значение местоимений в речи. Правописание личных местоимений с
предлогами. Изменение местоимений по лицам и числам. Склонение личных
местоимений. Употребление местоимений в тексте.
Глагол.
Значение глагола в речи и предложении. Согласование существительных и
глаголов. Нахождение в предложении. Правописание частицы «Не» с глаголом.
Изменение глагола по временам и числам. Изменение глагола по лицам.
Закрепление знаний о правописании глаголов на -тся- и -ться. Употребление
однокоренных глаголов с различными приставками.
Наречие.
Наречие как часть речи. Наречия, противоположные и близкие по значению.
(далеко - близко, горячо – холодно; морозно – холодно аккуратно – опрятно).
Правописание наречий с гласными на -а и -о на конце, с проверкой их именем
существительным (с окна, на окно, слева, направо). Выполнение упражнений на
различие наречий и прилагательных.
Имя числительное.
Имя числительное, как часть речи. Выполнение упражнений на согласование
количественных числительных с существительными.
Правописание числительных. Числительные с мягким знаком на конце и в
середине слова. Перевод чисел в числительное. Нахождение в тексте и выделение
слов, называющие числа.
Текст.
Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из
предложений. Работа с деформированным текстом. Восстановление текста с
пропущенными словами.
Составление рассказа по данному началу и вопросам. Составление текстов на
основе данного заглавия. Пересказ по плану после анализа текста. Изложение
текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и вопросам.
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Назван
ие
раздела
Обслед
ование.
11 ч.
№
Название темы
логопедического занятия
Основные виды учебной
деятельности
обучающихся
Участие в беседе,
тестировании с
использованием картинок,
серий картинок для
обследование связной
речи, словарного запаса,
карточек с письменными
заданиями на применение
правил правописания,
карточек на проверку
чтения, карточек с
классификацией слов по
слоговой структуре в
рамках применяемой
методики обследования.
Обследование речи на уровне
понимания слов, предложений,
грамматических форм текста.
2. Обследование связной речи.
3. Обследование словарного
запаса.
4. Обследование слоговой
структуры слова.
5. Обследование навыков чтения.
6. Обследование навыков письма.
7. Фронтальное обследование.
8. Фронтальное обследование.
9. Фронтальное обследование.
10. Фронтальное обследование.
11. Фронтальное обследование.
Гласные
и Закрепление правильной
Звуки и 1. Закрепление.
согласные звуки и буквы.
артикуляции
буквы.
7 ч.
произношения звуков.
2. Разделительный мягкий знак (ь)
Упражнения на
и разделительный твердый знак
определение правильного
(ъ).
1.
14.
3.
15.
4.
16.
5.
17.
6.
18.
7.
19. Предло
жение.
14 ч.
1.
20.
2.
21.
3.
22.
4.
Правописание слов с ударными звука в слове с опорой на
и безударными гласными.
картинку и букву («Какая
буква потерялась?»,
Твердые и мягкие согласные
«Закончи слово звуком…» и
звуки.
т.п.). Упражнения на
Звонкие и глухие парные
карточках с целью чтения и
согласные.
определения правильного
звука в слове в рамках
Сонорные согласные.
целого связного текста.
Свистящие
и
шипящие Списывание целого текста
согласные. Аффрикаты.
с карточки в тетрадь с
подбором пропущенных
букв в словах. Совместное
участие в дидактической
игре с целью закрепления
умения правильно
дифференцировать звуки и
буквы в устной и
письменной речи
(«Новоселье», «Мальвина и
Буратино» и т.п.).
Закрепление гласных и
согласных звуков.
Упражнение в
правописании слов с ь и ъ
знаками.
Упражнение в
правописании звонких и
глухих согласных, ударных
и безударных гласных в
корне слова, нахождении и
выделении
непроизносимых
согласных.
Предложения
Составление
предложений. Выделение
распространенные и
главных и второстепенных
нераспространенные.
членов предложения.
Виды предложения по цели
Упражнение в различении
высказывания. Отработка
простого и сложного
интонации.
предложения.
Составление из простых
Главные и второстепенные
предложений сложных с
члены предложения.
союзами -и, -а, -но.
Повторение правил
Установление связи слов в
написания союзов,
предложении с помощью
вопросов.
23.
5.
Упражнение в различении
простого и сложного
предложения.
24.
6.
Союзные и бессоюзные
сложные предложения.
25.
7.
Бессоюзные предложения.
26.
8.
Тире и двоеточие в бессоюзных
предложениях.
27.
9.
Составление предложений –
полных ответов на вопросы по
тексту.
28.
10. Составление предложений из
слов данных в разбивку.
29.
11. Восстановление нарушенной
последовательности слов в
предложении.
30.
12. Предложения
распространенные и
нераспространенные.
31.
13. Виды предложения по цели
высказывания. Отработка
интонации.
32.
14. Главные и второстепенные
члены предложения.
33.
Состав
слова.
1.
Части слов. Разбор слов по
составу.
34.
7 ч.
2.
Подбор однокоренных слов,
относящихся к различным
частям речи.
35.
3.
Приставка, суффикс,
окончание.
36.
4.
Однокоренные слова и словаомонимы.
37.
5.
Однокоренные слова и словапаронимы.
38.
6.
Сложные слова с
соединительной гласной и без
составление графической
схемы предложения с
учетом союзов.
Объяснение постановки
запятых. Составление
схем предложений.
Выделение однородных
членов предложения в
простом и сложном
предложениях.
Объяснение постановки
запятых при однородных
членах.
Упражнение в подборе
родственных слов.
Подбор однокоренных
слов, относящихся к
различным частям речи.
Однокоренные слова и
слова-омонимы.
Составление
словосочетаний и
предложений со словамиомонимами. Однокоренные
слова и слова-паронимы.
Составление
словосочетаний или
предложений со словамипаронимами.
нее.
7.
39.
40.
41.
Имя
сущест
витель
ное.
8 ч.
1.
2.
42.
3.
43.
4.
44.
5.
45.
6.
46.
7.
47.
8
Нахождение однокоренных
слов разных частей речи по
Сложносокращённые слова.
вопросам и общему корню.
Упражнение в способах
проверки гласных и
согласных в корне.
Упражнение в
правописании ударных и
безударных, звонких и
глухих, непроизносимых
согласных в корне слова.
Образование новых слов с
помощью суффиксов.
Правописание гласных и
согласных в приставках.
Выделение приставок.
Упражнение в
правописании приставок и
предлогов.
Нахождение корней в
сложных словах.
Составление сложных слов
с соединительной гласной
о или е.
Образование сложных
слов с иностранными
корнями.
Значение имени
Упражнение в
существительного в речи.
правописании
существительных
Имена существительные
женского и мужского рода
одушевленные и
с шипящей на конце.
неодушевленные.
Определение рода,
Изменение имен
склонения имен
существительных по числам.
существительных.
Упражнение в применении
Склонение имени
правила написания
существительного.
падежных окончаний
Несклоняемые имена
существительных в
существительные.
единственном числе,
постановке падежных
Дифференциация
вопросов.
существительных разного рода.
Упражнение на
Существительные с шипящей правописание безударных
на конце.
окончаний
существительных.
Правописание падежных
Определение падежа
окончаний существительных.
Имя
прилаг
ательно
49.
е.
9 ч.
50.
1.
Значение имени
прилагательного в речи.
2.
Признаки, свойства, качества
предмета.
4.
51.
5.
Словоизменение
прилагательных.
Согласование прилагательных с
существительными в роде и
числе.
52.
6.
Безударные окончания
прилагательных.
53.
7.
Проверка падежных окончаний
прилагательных.
54.
8.
55.
9.
Склонение прилагательных в
единственном и
множественном числе.
Имена прилагательные на -ий, ья, -ье.
56. Местои
мение.
57.
5 ч.
1.
Роль местоимений в речи.
2.
Правописание личных
местоимений с предлогами.
58.
3.
Изменение местоимений
лицам и числам.
59.
4.
Склонение личных
местоимений.
60.
5.
Употребление местоимений в
тексте.
61. Глагол.
1.
Значение глагола в речи и
48.
по
существительных
единственного и
множественного числа.
Нахождение и выделение
в предложениях
несклоняемых
существительных.
Упражнение в
согласовании
прилагательных с
существительными в роде
и числе, падеже.
Упражнение в написании
родовых окончаний имен
прилагательных.
Упражнение на
закрепление способов
проверки безударных
падежных окончаний имен
прилагательных.
Упражнение в склонении и
правописании
прилагательных на -ий, -ье,
-ья, - ьи.
Выделение окончаний.
Склонение имен
прилагательных мужского,
среднего и женского рода
единственного числа.
Упражнение в склонении
прилагательных во
множественном числе
на –ьи.
Упражнение в замене
существительных
местоимениями.
Изменение местоимений
по лицам и числам.
Упражнение в склонении
местоимений 1, 2 и 3 лица.
Упражнение в
правописании
местоимений с предлогами.
Правописание
местоимений
3 лица с предлогами.
Составление предложений
11 ч.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
предложении.
и словосочетаний с
глаголами, выделение
2. Согласование существительных
глаголов.
и глаголов.
Определение времени,
3. Правописание частицы «не» с
числа, лица и рода
глаголом.
глаголов.
Упражнение в
4. Изменение глагола по временам
правописании глаголов
и числам.
неопределенной формы на
5. Изменение глагола по лицам.
-тся, -ться.
Упражнение в
6. Правописание глаголов на -тсяправописании глаголов с
и -ться.
шипящей на конце.
7. Правописание окончаний
Упражнение в изменении
глаголов 2-го лица -ишь или глаголов по временам.
шься..
Правописание частицы
8. Мягкий знак в глаголах.
«Не» с глаголом.
Упражнение в
9. Глаголы I и II спряжения.
правописании глаголов 2
10. Различие глаголов I и II
лица единственного числа.
спряжения.
Правописание ударных и
11. Употребление однокоренных
безударных личных
глаголов с различными
окончаний глаголов 1, 2 и 3
приставками.
лица.
Наречи 1. Наречие как часть речи.
Упражнение в нахождении
е. 8ч.
2. Наречия, обозначающие время, и выделении глаголов I и II
спряжения.
место, способ действия.
Сравнение глаголов I и II
3. Наречия, противоположные и
спряжения.
близкие по значению.
Упражнение на развитие
умения распознавать в
4. Правописание наречий с
тексте наречия по
гласными на -а и -о на конце.
вопросам как? где? когда?
5. Конечные гласные наречий.
куда? откуда?
Упражнение в отличии
наречий от других частей
6. Одна и две буквы Н в наречиях
речи.
на - о, -е.
Составление предложений
с наречиями,
7. Различие наречий и
обозначающими время и
прилагательных.
место. Упражнение на
8. Анализ предложений с
нахождение в тексте
наречий способа действий.
наречиями.
Упражнение в
1. Имя числительное, как часть
Имя
правописании наречий с -о
речи.
числите
или -а на конце.
льное.
2. Числительные количественные
8 ч.
и порядковые.
82.
3.
83.
4.
84.
5.
85.
6.
86.
7.
87.
8.
88.
Текст.
15 ч.
1.
89.
2.
90.
3.
91.
4.
92.
5.
93.
6
94.
7.
95.
96.
8.
9.
97.
10.
98.
11.
99.
100.
101.
102.
12.
13.
14.
15.
Упражнение на различие
количественных и
Согласование количественных
порядковых имен
числительных с
числительных.
существительными.
Упражнение в правильном
Согласование числительного и сочетании числительных с
существительного в
именами
родительном падеже.
существительными.
Упражнение в
Согласование числительного и
правописании
существительного в
числительных.
творительном падеже.
Упражнение в
Правописание числительных.
правописании
числительных с мягким
Числительные с мягким знаком
знаком.
на конце и в середине слова.
Упражнение в различии
Перевод чисел в числительное. имен числительных и
наречий.
Членение сплошного текста на
Уточнение понятий
предложения.
«предложение», «текст».
Членение текста, деление
Составление текста из
текста на отдельные
предложений.
предложения с
Работа с деформированным
восстановлением
текстом.
нарушенной
Восстановление текста с
последовательности
пропущенными словами.
предложений в тексте.
Составление рассказа по
Составление плана текста.
данному началу и вопросам.
Составление рассказа по
Пересказ по плану после
одной сюжетной картинке,
анализа текста.
по серии картинок, по
Тема текста и его основная
наблюдениям с опорой на
мысль.
наводящие вопросы.
Заглавие текста.
Составление текстов на основе Составление рассказаописания с опорой на
данного заглавия.
мнемотаблицы.
Подробное изложение
Составление рассказа по
повествовательных текстов.
данному началу и
Подробное изложение с
вопросам. Составление
творческими дополнениями.
текстов на основе данного
Сжатое изложение.
заглавия. Пересказ по
Выборочное изложение.
плану после анализа
Изложение «Подруги».
текста. Изложение текста,
Изложение текста,
воспринятого на слух, по плану, воспринятого на слух, по
плану, опорным словам и
опорным словам и вопросам.
вопросам.
Составление рассказа с
элементами рассуждения с
опорой на схему,
обозначающую
последовательность
событий. Проведение
дидактической игры
«Сочиняем рассказ» для
закрепления
приобретенных навыков
рассказывания.
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
Материально- техническое обеспечение:
1. Классная доска, магнитная доска, магнитная азбука, мольберт.
2. Настенное зеркало, индивидуальные зеркала.
3. Материалы для самомассажа пальцев рук (Су-Джок, мячи, эспандеры
кистевые массажные и др.).
4. Ручки, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, цветная бумага, картон,
ножницы, клей карандаш, краски, кисти для рисования, пластилин.
5. Аудиозаписи звуков природы, животных, голосов сказочных персонажей.
6. Печатные пособия:
- Картинная азбука, разрезная азбука, касса букв и слогов, графические
карточки, символы с обозначением букв, звуков, слова, предложения;
образцы начертания рукописных слогов, букв, слов, предложений.
- схематическое изображение звуков, схемы звукового анализа, карточки со
слогами;
- тематические плакаты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы,
мнемотаблицы, ребусы, кроссворды.
7. Наглядный материал:
- Трафареты с изображением сказочных персонажей, транспорта, фруктов,
овощей, диких и домашних животных, геометрических фигур и др.;
- настольно-печатные игры (серии игр); игры с прищепками, пуговицами;
- пальчиковый театр, куклы, матрешки, наборы сказочных персонажей;
- шнуровки: деревянные бусы большие и маленькие, корзиночка, набор
цветных геометрических пуговиц, пуговица деревянная, груша, огород;
- наборы муляжей овощей и фруктов, наборы посуды;
- мячи, кубики, юла, пирамидка, машинка;
- мозаики, конструкторы деревянные и пластмассовые, музыкальные
инструменты, вкладыши, геоборд, геометрик, головоломки.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Организация и содержание работы школьного логопеда: учеб. - методич.
Пособие /О.Е. Елецкая, Т.В. Коробченко, Ю.Е. Розова, Д.А. Щукина. М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019.
2. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования»:
Методическое пособие. - М.: «Айрис дидактика», 2005 г.
3. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. Пособие / Т.В.
Ахутина, Т.А. Фотекова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт,
2021.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6
классов: Методические рекомендации и упражнения. — М.: Школьная
Пресса, 2003.
5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 2014.
6. Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие
согласные звуки. Правильно пишу. - М.: Просвещение, 2016.
7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. - М.: ГНОМ, 2007.
8. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа
и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: ГНОМ, 2006.
9. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов 2-е изд., испр.- М.: ГНОМ , 2006.
10. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий
для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: ГНОМ , 2006.
11. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, кррекция.СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006