1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
3-5
2. Содержание учебного предмета, курса
6
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, 7 - 8
отводимых на освоение каждой темы
3
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
Понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Сформированность
эстетических
чувств,
художественно-творческого
мышления,
наблюдательности и фантазии;
Сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством,
природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и
чувств;
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам;
Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
творческой коллективной работы;
Использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое
рабочее место;
Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и
оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, в его духовном развитии;
Сформированность основ художественной культуры, эстетическогог отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусств;
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности;
4
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства)
Применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
Умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
Усвоение названий ведущих худождественных музеев России и своего региона;
Умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре и на празднике.
Основные цели:
– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.
Задачи:
-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков
рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в
области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого
воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научатся:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного
смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями
духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и
нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги маке
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись,
скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Четвероклассники получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в
повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства,
выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов,
выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной
деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе
совместной деятельности;
5
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях
выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать
художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии
оценивания.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное
искусство» является способность учащихся решать учебно - познавательные и учебнопрактические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и
промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются
при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников
помогают коллективные работы. Система коллективных работ дает каждому ребенку
действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление
(оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника
выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов
изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие
рисунка заданной теме, название рисунка)
6
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве
народов всей земли)»- 34 часа
Изучение регионального компонента в составе учебного предмета «Изобразительное
искусство» реализовано по следующему варианту: Сочинение и выполнение рисунков
орнаментальных хороводов-1 час, Образ русской женщины в трудовых, игровых и
орнаментальных хороводах. Выполнение женского национального костюма-1час, Символика
образов и цвета в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в
живописи ( Ф.Васильев , К.Коровин, Б.Кустодиев и др.). Создание видеоряда к лирическим
песням-1час, Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков фигуры
человека в движениях, характерных для русских плясок-1час, Частушка как иллюстрация
быта русского человека-1час.
Истоки родного искусства – 8 часов.
Пейзаж родной земли.
Образ традиционного русского дома.
Украшения деревянных построек и их значение. Сочинение и выполнение рисунков
орнаментальных хороводов.
Деревня – деревянный мир. Частушка как иллюстрация быта русского человека.
Образ красоты человека. Образ русской женщины в трудовых, игровых и орнаментальных
хороводах.
Народные праздники. Создание видеоряда к плясовым песням: выполнение набросков
фигуры человека в движениях, характерных для русских плясок. Символика образов и цвета
в лирических песнях. Отражение идей русской лирической песни в живописи
Древние города нашей земли- 7 часов
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Древние города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ-художник - 11 часов
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры Японии.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы- 8 часов
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание – великая сила искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира.
7
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
В соответствии с образовательной программой на изучение учебного
«Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
№
1
2
3
4
Тема урока
Истоки родного искусства
Древние города нашей земли
Каждый народ - художник
Искусство объединяет народы.
Итого:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
предмета
Часы
8 ч.
7 ч.
11 ч.
8 ч.
34 ч.
Раздел, тема
Кол-во часов
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли
Пейзаж родной земли
Деревня – деревянный мир
Деревня – деревянный мир
ВПОМ Красота человека(м)
Красота человека
Народные праздники
ВПОМ Народные праздники (обобщение темы) (м)
Древние города нашей земли
Родной угол
Древние соборы
Города русской земли
Древнерусские воины – защитники
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва
ВПОМ Узорочье теремов (м)
ВПОМ Пир в теремных палатах (обобщение по теме)(м)
Каждый народ – художник.
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии
Народы гор и степей
Народы гор и степей
Города в пустыни
Древняя Эллада
Древняя Эллада
Европейские города средневековья
Европейские города средневековья
Многообразие художественных культур в мире. (обобщающий урок)
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
Искусство объединяет народы.
ВПОМ Материнство (м)
Материнство
Мудрость старости
Сопереживание
Герои – защитники
ВПОМ Юность и надежды (м)
ВПОМ Искусство народов мира (обобщение темы) (м)
Искусство народов мира (обобщение темы)
9
1
1
1
1
1
1
1
1