ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической
культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества,
условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей
обучающихся, педагогических работников на обновление содержания
образовательного процесса, внедрение в его практику современных
подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие
их физической, психической и социальной природы, содействует
укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию
памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное
вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой
и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального
общего образования является формирование у обучающихся основ здорового
образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении
разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение
данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление
и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение
физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура»
заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного
физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения
физическим упражнениям разной функциональной направленности.
Существенным достижением такой ориентации является постепенное
вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими
знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными
играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения
физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений
за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в
приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и
спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В
процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные
навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и
учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по
физической культуре для начального общего образования являются базовые
положения
личностно-деятельностного
подхода,
ориентирующие
педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся.
Достижение целостного развития становится возможным благодаря
освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей
собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».
Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие
психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и
мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру
программы
по
физической
культуре
в
раздел
«Физическое
совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном
участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм
соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут
использоваться образовательными организациями исходя из интересов
обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой
материально-технической базы, квалификации педагогического состава.
Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля
«Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него
популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения,
основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных
традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено для 2
классов и раскрывает основные содержательные линии, обязательные для
изучения во 2 классе: «Знания о физической культуре», «Способы
самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных
средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры во 2 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Ходьба по гимнастической скамейке с
изменением скорости и направления движения. Беговые сложнокоординационные упражнения: ускорения из разных исходных положений,
змейкой, по кругу, обеганием предметов, с преодолением небольших
препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
учёт целевых ориентиров результатов воспитания в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со
сверстниками
и
педагогами,
соответствующие
укладу
общеобразовательной
организации,
установление
доброжелательной
атмосферы;
организацию шефства мотивированных обучающихся над неуспевающими
одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и
групповых проектов воспитательной направленности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре
на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне 2 класса у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
становление ценностного отношения к истории и развитию
физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой
деятельностью и укреплением здоровья человека;
формирование нравственно-этических норм поведения и правил
межличностного общения во время подвижных игр и спортивных
соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время
соревновательной деятельности, стремление оказывать первую
помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных
игр, этнокультурным формам и видам соревновательной
деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил
здорового образа жизни;
проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния
занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне 2 класса у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
находить общие и отличительные признаки в передвижениях
человека и животных;
устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и
физическими упражнениями из современных видов спорта;
сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между
ними общие и отличительные признаки;
выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить
возможные причины её нарушений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их
исходные положения;
высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической
культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление
здоровья;
управлять эмоциями во время занятий физической культурой и
проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и
положительно относиться к замечаниям других обучающихся и
учителя;
обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать
объективность определения победителей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять
комплексы физкультминуток, утренней зарядки,
упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;
выполнять учебные задания по обучению новым физическим
упражнениям и развитию физических качеств;
проявлять уважительное отношение к участникам совместной
игровой и соревновательной деятельности.
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
характеризовать понятие
«физические
качества»,
называть
физические качества и определять их отличительные признаки;
понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением
здоровья;
выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных
физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их
выполнение;
обобщать знания, полученные в практической деятельности,
составлять
индивидуальные
комплексы
упражнений
физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику
нарушения осанки;
вести наблюдения за изменениями показателей физического развития
и физических качеств, проводить процедуры их измерения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить
соответствующие примеры её положительного влияния на организм
обучающихся (в пределах изученного);
исполнять
роль капитана и судьи в подвижных играх,
аргументированно высказывать суждения о своих действиях и
принятых решениях;
делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных
игр и спортивных соревнований, планированию режима дня,
способам измерения показателей физического развития и физической
подготовленности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с
учётом их учебного содержания, находить в них различия
(легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки)
выполнять учебные задания по освоению новых физических
упражнений и развитию физических качеств в соответствии с
указаниями и замечаниями учителя;
взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных
заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к
другим обучающимся;
контролировать соответствие двигательных действий правилам
подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при
возникновении ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по физической
культуре:
демонстрировать
примеры основных физических качеств и
высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и
физическим развитием;
измерять показатели длины и массы тела, физических качеств с
помощью специальных тестовых упражнений, вести наблюдения за
их изменениями;
выполнять броски малого (теннисного) мяча в мишень из разных
исходных положений и разными способами, демонстрировать
упражнения в подбрасывании гимнастического мяча правой и левой
рукой, перебрасывании его с руки на руку, перекатыванию;
демонстрировать танцевальный хороводный шаг в совместном
передвижении;
выполнять прыжки по разметкам на разное расстояние и с разной
амплитудой, в высоту с прямого разбега;
организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных
физических качеств, с использованием технических приёмов из
спортивных игр;
выполнять упражнения на развитие физических качеств.
2 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о
физической
культуре
Итого по разделу
https://myschool.edu.ru/
0,25
0,25
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Физическое
развитие и его
измерение
Итого по разделу
https://myschool.edu.ru/
0,25
0,25
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Занятия по
укреплению
здоровья
1.2
Индивидуальные
комплексы
утренней зарядки
https://myschool.edu.ru/
0,25
https://myschool.edu.ru/
0,25
Итого по разделу
0,5
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Стартовая
диагностика.
Гимнастика с
основами
акробатики
11
2.2
Легкая атлетика
21
2.3
Подвижные игры
26
Итого по разделу
https://myschool.edu.ru/
1
https://myschool.edu.ru/
https://myschool.edu.ru/
58
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к
выполнению
нормативных
требований
комплекса ГТО
https://myschool.edu.ru/
9
Итого по разделу
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
0
0
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
1
Вводный инструктаж по технике
безопасности. Физические упражнения.
Ходьба и бег. История подвижных игр и
соревнований у древних народов
1
2
Ходьба и бег. Специальные беговые
упражнения. Зарождение Олимпийских игр.
Правила поведения на занятиях лёгкой
атлетикой
1
3
Ходьба и бег. Челночный бег. Современные
Олимпийские игры
1
4
Бег 30м. с высокого старта на результат.
Входной контроль. Физическое развитие
1
5
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты. Физические качества
1
6
Прыжки. Многоскоки. Освоение правил и
техники выполнения норматива комплекса
ГТО. Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами. Эстафеты
1
7
Прыжок в длину с разбега. Сила как
физическое качество
1
8
Прыжок в длину с разбега. Метание малого
мяча
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучен
ия
9
Метание малого мяча с места на дальность.
Броски мяча в неподвижную мишень.
Развитие координации движений
1
10
Бег по пересечённой местности. Полоса
препятствий. Выносливость как
физическое качество
1
11
Бег по пересечённой местности Освоение
правил и техники выполнения норматива
комплекса ГТО. Смешанное передвижение
1
12
Бег по пересечённой местности. Кросс
1000м. без учета времени. Дневник
наблюдений по физической культуре
1
13
Подвижные игры с приемами спортивных
игр. Быстрота как физическое качество
1
14
Игры с приемами футбола: метко в цель
1
15
Игры с приемами футбола Гонка мячей и
слалом с мячом
1
16
Футбол. Удар внутренней стороной стопы
по неподвижному мячу
1
17
Ведение мяча по прямой линии и дуге.
Футбольный бильярд
1
18
Ведение мяча между стоек. Футбольный
бильярд
1
19
Правила поведения на уроках гимнастики и
акробатики. Строевые упражнения и
команды
1
20
Составление комплекса утренней зарядки
1
организма. Гибкость как физическое
качество. Прыжковые упражнения
21
Кувырок вперёд. Строевые упражнения.
Гимнастическая разминка Утренняя зарядка
Развитие координации движений
1
22
Кувырок вперёд. Правила выполнения
спортивных нормативов 2 ступени
1
23
Висы. Перестроения. Освоение правил и
техники выполнения норматива комплекса
ГТО. Подтягивание из виса на высокой
перекладине – мальчики. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на полу.
1
24
Висы. Перестроения.
1
25
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса лежа на низкой перекладине 90см.
1
26
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон вперед
из положения стоя на гимнастической
скамье. Подвижные игры
1
27
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
28
Упражнения с гимнастической скакалкой.
Ходьба на гимнастической скамейке.
Подвижные игры на развитие равновесия
1
29
Сложно координированные передвижения
1
ходьбой по гимнастической скамейке.
Подвижные игры на развитие равновесия
30
Строевые упражнения и команды
Прыжковые упражнения с гимнастическим
мячом
1
31
Прыжки со скакалкой на двух ногах и
поочерёдно на правой и левой ноге на
месте.
1
32
Танцевальные гимнастические движения.
Передвижение равномерной ходьбой с
наклонами туловища вперёд и стороны,
разведением и сведением рук Подвижные
игры
1
33
Игры с приемами баскетбола Подвижные
игры
1
34
Игры с приемами баскетбола Бег с
поворотами и изменением направлений
1
35
Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч
соседу. Бег с поворотами и изменением
направлений
1
36
Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч
соседу
1
37
Бросок мяча в колонне и неудобный бросок
1
38
Бросок мяча в колонне и неудобный бросок
1
39
Баскетбол. Стойка игрока
1
40
Стойка и передвижения игрока. Игры с
элементами баскетбола
1
41
Стойка и передвижения игрока. Игры с
элементами баскетбола
1
42
Ведение мяча на месте. Игры с элементами
баскетбола
1
43
Ведение мяча на месте. Игры с элементами
баскетбола
1
44
Ведение мяча на месте. Ловля мяча двумя
руками от груди на месте в парах
1
45
Ведение мяча на месте. Ловля мяча двумя
руками от груди на месте в парах
1
46
Ведение мяча в движении шагом. Учебная
игра 3х3
1
47
Футбол. Удар внутренней стороной стопы
по неподвижному мячу
1
48
Остановка катящегося мяча.
1
49
Ведение мяча по прямой линии и дуге
1
50
Ведение мяча между стоек
1
51
Ведение мяча междустоек, с обводкой стоек
1
52
Ведение мяча змейкой между стоек с
остановками по сигналу
1
53
Бег по пересеченной местности.
Чередование бега с ходьбой. Правила
техники безопасности на уроках.
1
54
Бег по пересеченной местности. Кросс
1
300м. Закаливание
55
Бег по пересеченной местности. Правила
выполнения спортивных нормативов 2
ступени Укрепление здоровья через ВФСК
ГТО
1
56
Бег по пересеченной местности.
Преодоление препятствий
1
57
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Смешанное
передвижение
1
58
Высокий старт. Бег с ускорением
1
59
Высокий старт. Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса ГТО. Бег
на 30м. Эстафеты
1
60
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный бег
3*10м. Эстафеты
1
61
Прыжки в длину. Метание мяча
1
62
Прыжки в длину. Метание мяча
1
63
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Эстафеты
1
64
Прыжки в длину с разбега на результат.
Метание мяча Подвижные игры
1
65
Метание мяча на результат
1
66
Освоение правил и техники выполнения
1
норматива комплекса ГТО. Метание
теннисного мяча в цель. Подвижные игры
67
«Праздник ГТО». Соревнования со сдачей
норм ГТО, с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний (тестов) 2
ступени ГТО
1
68
«Праздник ГТО». Соревнования со сдачей
норм ГТО, с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний (тестов) 2
ступени ГТО
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Физическая культура, 2 класс/Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Матвеев А.П. Уроки физической культуры 1–4 класс. Методические
рекомендации. - М., Просвещение.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
myschool.edu.ru