I. Пояснительная записка.
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление
деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную
направленность. Направление деятельности – театральное.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,
обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального
воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как
процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском
творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не
только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие
личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль.
Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические
функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать,
что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в
результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то,
что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей
детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и
воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю
свою силу в приложении к ребенку!"
Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы
с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном
театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее
самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения
взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и
стремления к освоению нового опыта.
II. Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков,
раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области
театрального искусства.
Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой
культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных
возможностей каждого ребенка.
Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию
красоты правильной литературной речи.
Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами
любительского театра.
Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия,
уважения друг к другу.
Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.
III. Содержание учебного предмета, курса.
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное,
спектакль - результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре.
«Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник,
гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним.
Выразительное чтение разных текстов.
РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение
своим телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Раздел 3. Театральная игра
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические,
ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена
перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек…
Какой он?
РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и
артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью
речи.
IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для
реализации художественного замысла;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной
самооценки своих актёрских способностей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя.
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе
простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;
۰предлагать помощь и сотрудничество другим;
۰ слушать собеседника и слышать его;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;
۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰учатся говорить четко, красиво;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды на заданную тему;
۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение, счастье).
V. Учебно-тематический план
Учитель: Ведерникова Оксана Евгеньевна
Количество часов: 35 часов, в неделю: 1 час
№ п/п
Количество часов
Разделы
Всего
17
Теория
5
Практика
8
3
1
3
2.
Организационное занятие. Основы театральной
культуры. Театр как вид искусства
Ритмопластика
3.
Театральная игра
7
2
7
4.
Этика и этикет
2
1
2
5.
Культура и техника
6
1
5
Итого:
35
10
25
1.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Количес Теоретиче Практичес
Дата
тво
ские
кие
План
Факт
часов
навыки
навыки
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА
1
Вводное занятие «Кому таланты, кому - поклонники..»
1
2
Театр теней.
1
3
Театр теней.
1
4
Музыка и театр.
1
5
Музыка и театр.
1
6
Звуки и шумы.
1
7
Звуки и шумы.
1
8
Театральный видеосалон .
1
Словарь:
театр,
актер,
аншлаг,
бутафория,
декорации.
Драма,
комедия,
трагедия,
интермеди
я
Словарь:
балет
драматичес
кий;
Театр
зверей,
кукольный.
Словарь:
композитор
постановки
Вводный
урок.
Знакомство
с
творческой
труппой.
4.09
11.09
Пальчиков
ые игры.
Световое
решение.
18.09
Знакомство
с
театральны
ми
композитор
ами и
музыкой к
постановка
м
25.09
Словарь:
Выразител
композитор ьное
постановки чтение
стихов.
Знакомство Учимся
с
высказыват
применени ь
ем
отношение
дополнител к работе,
ьных
аргументир
средств для уя
озвучивани
я
спектакля.
Знакомство
с
применени
ем
дополнител
ьных
средств для
озвучивани
я
спектакля.
Учимся
выразитель
ному
чтению
2.10
9.10
16.10
23.10
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Театральный видеосалон .
Просмотр
сказкиспектакля
«Красная
шапочка».
Анализ
произведен
ия.
Мастерская кукол. Лоскуток к
1
Словарь:
Изготовлен
лоскутку.
Мастерская ие
, лоскутки, простейши
кукла.
х
одежд
для
объёмных
кукол.
Мастерская кукол. Лоскуток к
1
Изготовлен
лоскутку.
ие
простейши
х
одежд
для
объёмных
кукол.
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Сценарий, Распределе
текста.
сценарист
ние и
пробы
ролей.
Разучивани
е ролей.
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Распределе
текста.
ние и
пробы
ролей.
Разучивани
е ролей.
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Распределе
текста.
ние и
пробы
ролей.
Разучивани
е ролей.
Театральная игра.
1
Декорации Репетиция
и
инсцениро
вание
сказки
«Репка»
Театральная игра.
1
Репетиция
и
инсцениро
вание
сказки
«Репка»
Скороговорка. Конкурс чтецов.
1
Культура и
техника
речи.
РИТМОПЛАСТИКА
1
6.11
13.10
20.10
27.10
4.12
11.12
18.12
25.12
8.01
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Ритмопластика массовых сцен и
1
Осанка, и
образов. Совершенствование
походка.
осанки и походки. Учимся
создавать образы животных.
Творческие задания «Изобрази»,
1
Учить
«Войди в образ».
показывать
«Профессионалы», «Что бы это
животных
значило» Упражнения
с помощью
«Исходное положение»
мимики.
Музыкальные
пластические
1
Работа над
игры и упражнения. Работа в
дикцией и
парах, группах, чтение диалогов,
пластикой.
монологов.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Этюд,
Распределе
текста.
диалог,
ние
и
монолог.
пробы
ролей
.
Разучивани
е ролей.
Чтение пьесы по ролям, анализ
Распределе
текста.
1
ние
и
пробы
ролей
.
Разучивани
е ролей.
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Работа над
текста.
движениям
и на сцене.
Театральная игра.
1
Репетиция
и
инсцениро
вание
сказки
«Маша и
медведь»
Театральная игра.
1
Репетиция
и
инсцениро
вание
сказки
«Маша и
медведь»
Мастерская декораций.
1
Оформлени
е
спектакля:
изготовлен
ие
аксессуаро
в
оформлени
я.
Объёмные
декорации.
Мастерская декораций.
1
.
Оформлени
е
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
5.03
12.03
19.03
спектакля:
изготовлен
ие
аксессуаро
в
оформлени
я.
Объёмные
декорации.
28
29
30
31
32
33
34
ЭТИКА И ЭТИКЕТ
1
Познаком Ирга: « Я
ить с
начну, а вы
понятиями закончите...
«этика»,
»
«этикет».
Понятие такта. Золотое правило
1
нравственности «Поступай с
другими так, как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой».
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.
Что такое культура и техника
1
Культура,
речи. Выразительное чтение
техника
поэзии и прозы.
речи,
поэзия,
проза.
Театральный видеосалон
1
Просмотр
музыкальн
ой сказкиспектакля
«Волк
и
семеро
козлят».
Анализ
произведен
ия
Чтение пьесы по ролям, анализ
1
Распределе
текста.
ние
и
пробы
ролей
.
Разучивани
е ролей.
Театральная игра.
1
Репетиция
и
инсцениро
вание
сказки
С.Я.Марша
к
«Дом,
который
построил
Джек»
Творческий отчет. «Алло! Это
1
Репетиция
театр?». Конкурс чтецов
и
инсцениро
вание
сказки «В
«Этика», «этикет», «этикетка»,
научиться их различать. Что
такое « Золотое правило
нравственности» ?
2.04
9.04
16.04
23.04
30.04
7.05
14.05
мире
сказок»
35
Резервный урок
1
21.05
VII. Программное и учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми.. – С-П., 2001.
2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N
23).
4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
5. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999
Литература для обучающихся:
6. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное
издательство, 1992
7. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.
Интернет – ресурсы
8. Имена.org- популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
9. World Art - мировое искусство http://www.world-art.ru
Материально-техническое обеспечение:
10. Компьютер с выходом в Интернет
11. Аудио- и видеозаписи, презентации
12. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов;
13. Реквизит для этюдов и инсценировок.