Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Функциональная грамотность»
Программа разработана на основе: авторской рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва,
2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт
стратегии Российского образования Российской академии образования.
Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной
грамотности» для 8 класса составлена на основе- Федерального закона от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.05.2021 №287»). Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся
условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать,
анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения
Актуальность и назначение программы
Функциональная грамотность поможет учащимся использовать полученную
информацию, применять ее на практике и решать сложные жизненные
задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их
знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Цель программы: формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений» развитие
функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатор качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
- развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение

инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных,
оптимальных) решений, и /или нового знания, и/ или эффектного
(впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т. п.)
выражения воображения (креативное мышление);
- развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни (финансовая грамотность);
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах; включать математические
рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и
инструменты для описания, объяснения и предсказания явления;
понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- развитие способности критически рассматривать с различных точек
зренияопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать,
каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству (глобальные компетенции).
Программа рассчитана на 34учебныхчаса,1час в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно- научной, финансовой, а также
глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по
классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта,
приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач,
формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного
поведения, развитие критического и креативного мышления
Модуль1: Читательская грамотность; 5 часов
1.Введениеу
2. Смысл жизни (я и моя жизнь)
3. Человек и книга
4. Познание

5. Диагностика и рефлексия. Самооценка
Формы проведения: Игры и упражнения, помогающие объединить
участников программы, которые будут посещать занятия. Беседа, работа
в группах, планирование работы.
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют
знания?» (5 ч)
1. Наука и технологии
2. Мир живого
3. Вещества, которые нас окружают
4. Наше здоровье
5. Выполнение итоговой работы
Формы проведения: Работа индивидуально или в парах. Обсуждение
результатов выполнения заданий презентация результатов выполнения
заданий.
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках,
в школе и в жизни» (5 ч)
1.Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального
взаимодействия.
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий: -тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),
-схемы, опорные конспекты (ВС),
-социальные инициативы и взаимодействия (СПр),
-изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).
2. Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость
мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся
знаний для креативного решения учебных проблем
3. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность?
Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при
выполнении задания.
4. От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение
проекта на основе комплексного задания.
5. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Формы проведения: Работа в парах и малых группах над различными
комплексными заданиями, презентация результатов обсуждения и
подведение итогов.
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем
мире» (4 ч)
1. В профессиях: книгоиздание;
2. В общественной жизни: общественное питание;
3. В общественной жизни: перевозка пассажиров;
4. В профессиях: строительство.
Формы проведения: Беседа, групповая работа, работа в парах и малых
группах над различными комплексными заданиями, презентация
результатов обсуждения и подведение итогов, исследование источников
информации, презентация (инфографика).
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4
ч)
1. Финансовые риски и взвешенные решения
2. Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять
3. Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать
4. Самое главное о сбережениях и накоплениях
Формы проведения: решение ситуативных и проблемных задач Беседа
практическая работа, игра, индивидуальная работа.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1.«Сосчитать – после не хлопотать»
2.«Сосчитать – после не хлопотать»
Формы проведения: решение ситуативных и проблемных задач Беседа
практическая работа, игра, индивидуальная работа.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы
общения и действуем для будущего» (5 ч)
1. Социальные нормы – основа общения
2-3. Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и
достигаем общих целей;
4. Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем;
5. Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы.

Формы проведения: Беседа, групповая работа, решение ситуативных и
проблемных задач Беседа практическая работа, игра, индивидуальная
работа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления
создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты


осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);



готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;



ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;



готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;



осознание ценности самостоятельности и инициативы;



наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;



проявление интереса к способам познания;



стремление к самоизменению;



сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;



ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора



установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений;



осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;



активное участие в жизни семьи;



приобретение опыта успешного межличностного общения;



готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах;



проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;



соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей;



осознание личной ответственности за свои поступки в мире;



готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;



осознание необходимости в формировании новых знаний, в томчисле
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:


умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;



умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;



ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;



повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;



активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;



готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем
направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
● овладение универсальными учебными познавательными действиями;
● овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
● овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);


способность их использовать в учебной, познавательной и
социальной практике;



готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;



способность организовать и реализовать собственную
познавательную деятельность;



способность к совместной деятельности;



овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:


владеть базовыми логическими операциями:



сопоставления и сравнения,

● группировки, систематизации и классификации,
● анализа, синтеза, обобщения,
● выделения главного;



владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;



выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);



устанавливать существенный признак классификации, основания



для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;



с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;



предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;



выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;



выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;



делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;



самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:


использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;



формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;



формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;



проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;



оценивать на применимость и достоверность информации,
полученной в ходе исследования (эксперимента);



самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;



прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;



выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;



находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;



самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;



оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;



эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся. Овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями:
1) общение:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;



выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;



распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;



понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;



в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;



сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;



публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);



самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;



уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;



планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);



выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;



оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;



сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:


выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;



ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);



самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;


составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;



делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;



объяснять причины достижения (не достижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;



вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;



оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:


различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;



выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;



регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:


осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать свое право на ошибку и такое же право другого;



принимать себя и других, не осуждая;



открытость себе и другим;



осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя

позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке
функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в
рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:


понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,
официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых

типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной
мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов
на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;


овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;



представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента; извлечение



информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;



анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;



определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:


овладение умениями смыслового анализа художественной
литературы, умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное;



умение анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тематику и проблематику произведения;
выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и

воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка
художественного произведения;


овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных
задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с
книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие
предметные математические умения и навыки:


сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа,
обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные
числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа;
вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;



решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости
величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость),
связанные с отношением, пропорциональностью величин,
процентами (налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами), решать основные задачи на дроби и
проценты, используя арифметический и алгебраический способы,
перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины
через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом
ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;



извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную
в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах,
интерпретировать представленные данные, использовать данные при
решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать
статистическими характеристиками: среднее арифметическое,
медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового
набора;



оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль
практически достоверных и маловероятных событий в окружающем
мире и в жизни;



пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол,
многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб,
пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина,
ребро, грань, основание, развертка;



приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму
изученных плоских и пространственных фигур, примеры
параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на
модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться
геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания,
построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о
сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические
соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;



находить длины отрезков и расстояния непосредственным
измерением с помощью линейки; находить измерения
параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников;
находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба,
параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные
задачи на измерение геометрических

величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими
единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;


использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать
формулами зависимости между величинами; понимать графический
способ представления и анализа информации, извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и
зависимостей, использовать графики для определения свойств
процессов и зависимостей;



переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической
модели с помощью составления уравнения или системы уравнений,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный
результат; использовать неравенства при решении различных задач;



решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми
последовательностями, использовать свойства последовательностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:


умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера;



умение проводить учебное исследование, в том числе понимать
задачи исследования, применять методы исследования,
соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с

планом собственную деятельность и совместную деятельность в
группе;


умение применять простые физические модели для объяснения
процессов и явлений;



умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в
зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;



умение использовать изученные биологические термины, понятия,
теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов;



сформированность представлений об экосистемах и значении
биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих
перед человечеством, и способах их преодоления;



умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового
образа жизни, сбалансированного питания и физической активности;
умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области
здоровья;



умение характеризовать принципы действия технических устройств
промышленных технологических процессов.

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
различным предметным областям:


освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых
вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия,
отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;



формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи
явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их
элементов и основных функций;



формирование умения решать познавательные и практические
задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том
числе направленные на определение качества жизни человека, семьи
и финансового благополучия;



формирование умения использовать полученную информацию в
процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных
средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ
и недостатков различных финансовых услуг;



формирование умения распознавать попытки и предупреждать
вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (в том числе фишинг);



формирование умения с опорой на знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);



приобретение опыта использования полученных знаний в
практической деятельности, в повседневной жизни для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.

Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной
деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:


освоение научных знаний, умений и способов действий,
специфических для соответствующей предметной области;



формирование предпосылок научного типа мышления;



освоение деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности
вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
различным предметным областям:


способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций
составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;



проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;



демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов,
суждений, выражений и т.п.;

предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем
в области энерго и ресурсосбережения, в области экологии, в области
заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных
взаимоотношений; ставить исследовательские вопросы, предлагать
гипотезы,

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№ раздела
и тем

Наименование
разделов и тем

Модуль
воспитательной
программы
«Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования»

Электронные (цифров
ресу

Модуль 1.Читательская грамотность «В мире текстов: от этикет
1

ВВедение

Международный
день
распространения
грамотности;

1.РЭШ.
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности.
Диагностические
работы
Министерства
просвещения РФ
https://fg.resh.edu.r
2.портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной

грамотности учащихся»

(http://skiv.instrao.ru/); https:/
ex__pisa.pdf
2

Смысл жизни (я и
моя жизнь)

Международный
день памяти
жертв фашизма;

«Книга из интернета»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

3

Человек и книга

4

Познание

День
Государственного
герба и
Государственного
флага Республики
Крым;

«Исчезающая пища» (Чита
Сборник эталонных задани
для общеобразоват. органи
Москва, СанктПетербург: «П
«Новости»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

5

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка

День работника
дошкольного
образования.
День туризма.

«За тенью»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

«Книга из интернета»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?»
6

Наука и технологии

Международный
день пожилых
людей;
Международный
день музыки;

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021. · Портал РЭШ (Росси
https://fg.resh.edu.r u

7

Мир живого

День отца в
России;

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021.

8

Вещества, которые
нас окружают

Международный
день школьных
библиотек;

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021.

9

Наше здоровье

10

Выполнение
итоговой работы

День памяти
погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних дел
России;

Сетевой комплекс информа
субъектов Российской Феде
«Мониторинг формировани
грамотности учащихся» http

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школ
11

.Креативность в
учебных ситуациях
и ситуациях
социального
взаимодействия.

Международный
день пожилых
людей;
Международный
день музыки;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания 8 кл., Название кни
слоган, 8 кл., Фанфик, 8 кл.
Быть чуткими · 7 кл., Одни

День отца в
России;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания (задания на выдви
идей, оценку и отбор идей)

Анализ моделей и
ситуаций.
Модели заданий: тематика и
названия, слоганы,
имена героев (ПС),
-схемы, опорные
конспекты (ВС),
-социальные
инициативы и
взаимодействия
(СПр),
-изобретательство и
рационализаторство
(ЕНПр).

12

Выдвижение
разнообразных
идей. Проявляем
гибкость и беглость
мышления при

решении школьных
проблем.
Использование
имеющихся знаний
для креативного
решения учебных
проблем
13

Выдвижение
креативных идей и
их доработка.
Оригинальность и

Международный
день школьных
библиотек;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания (задания на выдви
доработку идей) · 8 кл., Гов
Система, · 8 кл., Литератур
Вращение Земли, · 8 кл., Зо
мышление, выпуск 2, Просв
Теплопередача

День памяти
погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних дел
России;

Портал ИСРО РАО http://sk
учителя · 8 кл., Литературн
Нужный предмет, · 8 кл., Ле
Зоопарк. Креативное мышл
Просвещение, · 8 кл., Вращ
Поможем друг другу

проработанность.
Когда на уроке мне
помогла
креативность?
Моделируем
учебную ситуацию:
как можно проявить
креативность при
выполнении
задания.
14

От выдвижения до
доработки идей.
Создание продукта.
Выполнение
проекта на основе
комплексного
задания.

15

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка.
Выполнение
итоговой работы

Портал ИСРО РАО http://sk
Диагностическая работа дл
мышление. Вариант 1. Пока
2. Космос в повседневной ж

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1
16

Подведение итогов
первой части
программы.
Самооценка
результатов

День принятия
Федеральных
конституционных
законов о
Государственных

деятельности на
занятиях

символах
Российской
Федерации;

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире»
17

В профессиях:
книгоиздание;
Комплексное
задание «Формат
книги»

skiv.instrao.ru https://vk.com
215962627_456239336

8 класс, 2021: «Формат кни

18

В общественной
жизни:
общественное
питание;

День Республики
Крым;

skiv.instrao.ru 8 класс, 2019/
класс, 2021:

19

В общественной
жизни: перевозка
пассажиров;

День российского
студенчества;

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__
математическая грамотнос

20

В профессиях:
строительство.
Комплексные
задания

80 лет со дня
полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады (27
января 1944).
День
освобождения
Красной армией
крупнейшего
«лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау
(Освенцима). –
День памяти
жертв Холокоста.

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__

«Освещение
зимнего
сада», «Установка
зенитных фонарей»

«Освещение зимнего
сада», РЭШ:
«Установка зенитных
фонарей»

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха»
21

Финансовые риски и
взвешенные
решения

День разгрома
советскими
войсками
немецкофашистских войск
в Сталинградской
битве;

https://infourok.ru/prezentaciy
obshestvoznaniyu-na-temu-fi

22

Делаем
финансовые

День российской
науки; 300-летие

https://app-dev.моифинансы
408-04088-9-metodiceskie-re

вложения: как
приумножить и не
потерять

со дня основания
Российской
Академии наук
(1724);

blok-5-7.pdf

23

Уменьшаем
финансовые риски:
что и как можем
страховать

День памяти о
россиянах,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества; 35 лет
со дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан
(1989);

https://journal.sovcombank.ru
finansovie-riski-i-kak-ih-snizit

24

Самое главное о
сбережениях и
накоплениях

День защитника
Республики Крым.

https://infourok.ru/razrabotka
sberezheniya-1498857.html

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика
25

.«Сосчитать – после
не хлопотать»

Международный
женский день;

«Сберегательные вклады»
8 класс) «Как взять кредит
класс) Математическая гра
«Сберегательные вклады»

26

.«Сосчитать – после
не хлопотать»

450-летие со дня
выхода первой
«Азбуки»
(печатной книги
для обучения
письму и чтению)
Ивана Фёдорова
(1574);

https://infourok.ru/prezentaciy
depozity-5326589.html

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем з
обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего»
27

Социальные нормы
– основа общения

28

Общаемся со
старшими и с

Ситуации «Поговорим вежл
«Самоуправление в школе»
Глобальные компетенции. С
заданий. Выпуск 2. Стр. 8–9
ученик
10 лет со Дня
воссоединения

https://cznanie.ru/media/uplo

младшими.
Общаемся «по
правилам» и
достигаем общих
целей;

Крыма с Россией;

29

Общаемся со
старшими и с
младшими.
Общаемся «по
правилам» и
достигаем общих
целей;

День начала
Крымской
наступательной
операции 1944
года по
освобождению
Крыма от
фашистских
захватчиков;

https://cznanie.ru/media/uplo

30

Прошлое и
будущее: причины и
способы решения
глобальных
проблем;

День
космонавтики,

https://infourok.ru/prezentaciy
temu-globalnye-problemy-v-s
4568233.html

31

Действуем для
будущего:
сохраняем
природные ресурсы.

День памяти о
геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками в
годы Великой
Отечественной
войны;

https://infourok.ru/klassniy-ch
bogatstva-i-kak-ih-sohranit-3

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие
32

Подведение итогов
второй части
программы.
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях

День российского
парламентаризма.

Модуль 7 Итоговые занятия
33

Демонстрация
итогов внеурочных
занятий по ФГ

День Победы;

34

Оценка
(самооценка)
уровня
сформированности

День детских
общественных
организаций

функциональной
грамотности по
шести
составляющим.

России;

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование
«Функциональная грамотность»

Программа разработана на основе: авторской рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» (5-9 классы. Основное общее образование), Москва,
2022, Министерство Просвещения Российской Федерации ФГБНУ Институт
стратегии Российского образования Российской академии образования.

№ раздела Наименование
и тем
разделов и тем

Модуль
Электронные (цифровые
воспитательной
ресурсы
программы
«Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования»

Модуль 1.Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повес
1

Введение

Международный
день
распространения
грамотности;

1.РЭШ.
Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности.
Диагностические
работы
Министерства
просвещения РФ
https://fg.resh.edu.r

2.портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»

(http://skiv.instrao.ru/); https:/
ex__pisa.pdf
2

Смысл жизни (я и
моя жизнь)

Международный
день памяти
жертв фашизма;

«Книга из интернета»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

3

Человек и книга

4

Познание

День
Государственного
герба и
Государственного
флага Республики
Крым;

«Исчезающая пища» (Чита
Сборник эталонных задани
для общеобразоват. органи
Москва, СанктПетербург: «П
«Новости»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

5

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка

День работника
дошкольного
образования.
День туризма.

«За тенью»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

«Книга из интернета»
http://skiv.instrao.ru/bankzad

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?»
6

Наука и технологии

Международный
день пожилых
людей;
Международный

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021. · Портал РЭШ (Росси

день музыки;

https://fg.resh.edu.r u

7

Мир живого

День отца в
России;

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021.

8

Вещества, которые
нас окружают

Международный
день школьных
библиотек;

Естественнонаучная грамо
заданий. Выпуск 2: учеб. по
общеобразовательных орга
Ковалёвой, А. . Пентина. —
2021.

9

Наше здоровье

День памяти
погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних дел
России;

Сетевой комплекс информа
субъектов Российской Феде
«Мониторинг формировани
грамотности учащихся» http

10

Выполнение
итоговой работы

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школ
11

.Креативность в
учебных ситуациях
и ситуациях
социального
взаимодействия.
Анализ моделей и
ситуаций.
Модели заданий: тематика и
названия, слоганы,
имена героев (ПС),
-схемы, опорные
конспекты (ВС),
-социальные

Международный
день пожилых
людей;
Международный
день музыки;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания 8 кл., Название кни
слоган, 8 кл., Фанфик, 8 кл.
Быть чуткими · 7 кл., Одни

инициативы и
взаимодействия
(СПр),
-изобретательство и
рационализаторство
(ЕНПр).

12

Выдвижение
разнообразных
идей. Проявляем
гибкость и беглость
мышления при
решении школьных
проблем.
Использование
имеющихся знаний
для креативного
решения учебных
проблем

День отца в
России;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания (задания на выдви
идей, оценку и отбор идей)

13

Выдвижение
креативных идей и
их доработка.
Оригинальность и

Международный
день школьных
библиотек;

Портал ИСРО РАО http://sk
задания (задания на выдви
доработку идей) · 8 кл., Гов
Система, · 8 кл., Литератур
Вращение Земли, · 8 кл., Зо
мышление, выпуск 2, Просв
Теплопередача

День памяти
погибших при
исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников
органов
внутренних дел
России;

Портал ИСРО РАО http://sk
учителя · 8 кл., Литературн
Нужный предмет, · 8 кл., Ле
Зоопарк. Креативное мышл
Просвещение, · 8 кл., Вращ
Поможем друг другу

проработанность.
Когда на уроке мне
помогла
креативность?
Моделируем
учебную ситуацию:
как можно проявить
креативность при
выполнении
задания.
14

От выдвижения до
доработки идей.
Создание продукта.
Выполнение
проекта на основе
комплексного
задания.

15

Диагностика и
рефлексия.
Самооценка.
Выполнение
итоговой работы

Портал ИСРО РАО http://sk
Диагностическая работа дл
мышление. Вариант 1. Пока
2. Космос в повседневной ж

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1
16

Подведение итогов
первой части
программы.
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях

День принятия
Федеральных
конституционных
законов о
Государственных
символах
Российской
Федерации;

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире»
17

В профессиях:
книгоиздание;
Комплексное
задание «Формат
книги»

skiv.instrao.ru https://vk.com
215962627_456239336

8 класс, 2021: «Формат кни

18

В общественной
жизни:
общественное
питание;

День Республики
Крым;

skiv.instrao.ru 8 класс, 2019/
класс, 2021:

19

В общественной
жизни: перевозка
пассажиров;

День российского
студенчества;

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__
математическая грамотнос

20

В профессиях:
строительство.
Комплексные
задания

80 лет со дня
полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской
блокады (27
января 1944).
День
освобождения
Красной армией
крупнейшего
«лагеря смерти»
Аушвиц-Биркенау
(Освенцима). –

https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__

«Освещение
зимнего
сада», «Установка
зенитных фонарей»

«Освещение зимнего
сада», РЭШ:
«Установка зенитных
фонарей»

День памяти
жертв Холокоста.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха»
21

Финансовые риски и
взвешенные
решения

День разгрома
советскими
войсками
немецкофашистских войск
в Сталинградской
битве;

https://infourok.ru/prezentaciy
obshestvoznaniyu-na-temu-fi

22

Делаем
финансовые
вложения: как
приумножить и не
потерять

День российской
науки; 300-летие
со дня основания
Российской
Академии наук
(1724);

https://app-dev.моифинансы
408-04088-9-metodiceskie-re
blok-5-7.pdf

23

Уменьшаем
финансовые риски:
что и как можем
страховать

День памяти о
россиянах,
исполнявших
служебный долг
за пределами
Отечества; 35 лет
со дня вывода
советских войск из
Республика
Афганистан
(1989);

https://journal.sovcombank.ru
finansovie-riski-i-kak-ih-snizit

24

Самое главное о
сбережениях и
накоплениях

День защитника
Республики Крым.

https://infourok.ru/razrabotka
sberezheniya-1498857.html

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика
25

.«Сосчитать – после
не хлопотать»

Международный
женский день;

«Сберегательные вклады»
8 класс) «Как взять кредит
класс) Математическая гра
«Сберегательные вклады»

26

.«Сосчитать – после
не хлопотать»

450-летие со дня
выхода первой
«Азбуки»
(печатной книги
для обучения

https://infourok.ru/prezentaciy
depozity-5326589.html

письму и чтению)
Ивана Фёдорова
(1574);

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем з
обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего»
27

Социальные нормы
– основа общения

Ситуации «Поговорим вежл
«Самоуправление в школе»
Глобальные компетенции. С
заданий. Выпуск 2. Стр. 8–9
ученик

28

Общаемся со
старшими и с
младшими.
Общаемся «по
правилам» и
достигаем общих
целей;

10 лет со Дня
воссоединения
Крыма с Россией;

https://cznanie.ru/media/uplo

29

Общаемся со
старшими и с
младшими.
Общаемся «по
правилам» и
достигаем общих
целей;

День начала
Крымской
наступательной
операции 1944
года по
освобождению
Крыма от
фашистских
захватчиков;

https://cznanie.ru/media/uplo

30

Прошлое и
будущее: причины и
способы решения
глобальных
проблем;

День
космонавтики,

https://infourok.ru/prezentaciy
temu-globalnye-problemy-v-s
4568233.html

31

Действуем для
будущего:
сохраняем
природные ресурсы.

День памяти о
геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками в
годы Великой
Отечественной
войны;

https://infourok.ru/klassniy-ch
bogatstva-i-kak-ih-sohranit-3

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие
32

Подведение итогов
второй части
программы.

День российского
парламентаризма.

Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях
Модуль 7 Итоговые занятия
33

Демонстрация
итогов внеурочных
занятий по ФГ

День Победы;

34

Оценка
(самооценка)
уровня
сформированности
функциональной
грамотности по
шести
составляющим.
Обсуждение
возможных
действий,
направленных на
повышение уровня
ФГ отдельных
учащихся и группы в
целом.

День детских
общественных
организаций
России;

ИТОГО:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».