Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Календарный учебный график на 2025-2026
учебный год
Устав образовательной организации
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018. – 230 с.;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс,
под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 8 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:Просвещение, 2023..
Цель адаптированной программы: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к
родному языку.
В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с
целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием
значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений
формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки
навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени
распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма,
учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы
умственно отсталым учащимся для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на
работу.
Краткая характеристика учебного предмета
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в
специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего
школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин,
средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Таким образом, программа
создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цель: развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии
с условиями общения, максимальное преодоление недостатков умственного, речевого
и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество
средствами данного учебного предмета.
Задачи:
Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового
состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
Повысить уровень общего развития обучающихся.
Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в
плане общего развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую
направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Основные направления коррекционной работы:
обогащение и активизация словаря;
развитие фонетико – фонематического слуха;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на
первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении
русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение
применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой
практики.
В рабочих программах по русскому языку для 5-9 классов описаны два уровня требований к
усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный
подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать
грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий
уровень требований). Он заключается в следующем:
• письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;
• участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.
Формы организации образовательного процесса. Урок изучения нового материала, урок
закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительнообобщающий урок, урок - игра, урок развития речи.
Технологии обучения. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные. Педагогические
технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества, гуманно – личностная, уровневая дифференциация, информационнокоммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.
Виды и формы контроля
обобщающая беседа по изученному материалу
индивидуальный устный опрос
фронтальный опрос
выборочная проверка упражнения
взаимопроверка
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям, памяткам)
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический)
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения
письмо под диктовку
комментирование орфограмм
контрольное списывание
написание мини сочинений по опорным словосочетаниям
Курс – язык и речевая практика тесно связан со многими предметами, где присутствует письмо.
Математика – запись задач, география, история, биология – письменная и устная связанная речь.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.
Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение письма и развития
речи 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 140 часов в
год, в том числе 10 часов для работ по развитию письменной связной речи.
Рабочая программа рассчитана на 1 год (34 недели). Занятия по данной программе проводятся в
форме урока (40 мин)..
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни.
Содержание программы
Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами
и, а, но.
Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и
согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число,
падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного
с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний
имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и
числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия
противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом
и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений
наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой.
Выписывание
Предложение. Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков
препинания перед этими словами.
Связная речь1 Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам
русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала
по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе
имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера .
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о
производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об
увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность,
расписка.
Повторение пройденного за год.
Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного
курса письмо и развитие речи в 8 классе разделена на разноуровневые требования к овладению
знаниями: В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены
три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается
количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается
контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта. Это дает возможность
учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с
нарушенным интеллектом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов
Учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
• писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического
материала (до 70 слов);
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
• определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
• находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью
учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
• исправлять текст;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в
предложении;
• решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки знаний по письму и развитию речи.
Устные ответы учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и
русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и
правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает
1 - 2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом
оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.
Нормы оценки письменных контрольных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического,
орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за
дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их
нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с
грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на
правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Изложение, сочинение, творческая работа
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений, сочинений творческих
работ являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы в соответствии с планом работы или вопросами по тексту;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве
фактических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные
критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух трёх недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято
считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления
языковых средств. Поэтому изложения, сочинения творческие работы оцениваются с точки зрения
следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, стилевое
единство и выразительность речи, правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический
строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления
высказывания.
Тематическое планирование рабочей программы учебного предметаРУССКИЙ ЯЗЫК,
с учетом требований ФГОС НОО
(136 часов) 8 класс
9
Содержание, тема занятий
1-й уровень. Базовый уровень.
КДата
во
часо
в
Основные виды
деятельности обучающихся
с учетом направлений
рабочей программы
воспитания
I
1
I четверть - 33 ч.
Повторение. Предложение
Простые и сложные предложения
№ 1, 2, 3
8
1
2
Составление сложных предложений
№ 4, 5, 6
1
ht
lm
3
Однородные члены предложения
Выделение однородных членов из предложения
№ 7, 8, 9
Использование однородных членов в предложении
№ 10, 11, 12
1
ht
=l
1
ht
31
Обращение
Знаки препинания при обращении
№ 13, 14, 15
отечество
1
4
5
Установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности
Применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся:
интеллектуальных
игр, которые дают учащимся
возможность
приобрести опыт ведения
ht
30
ht
lm
конструктивного
диалога при работе в группе.
6
Использование обращений в предложениях
№ 16, 17, 18
1
7
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 19, 20, 21; с. 18¬19
Деловое письмо. Адрес
1
Состав слова. Текст
16
1
8
II
1.
1
Корень. Однокоренные слова
№ 22, 23, 24
2.
3.
4.
Приставка, суффикс, окончание
№ 25, 26, 27
Разбор слов по составу
№ 28, 29, 30
секретарь
Правописание гласных и согласных в корне и
приставке
Проверка орфограмм в корне
№ 31, 32, 33
5.
6.
7.
Правописание приставок
№ 37, 38, 39
Орфограммы в корне и приставке
8.
№ 40, 41, 42
Текст. Составление плана текста
9.
№ 43, 44, 45
10. Сложные слова
Сложные слова с соединительными гласными о, е
№ 46, 47, 48
11. Сложные слова без соединительной гласной
№ 49, 50, 51
Формирование умения
анализировать, объяснять
происхождение слов через
работу в парах.
ht
ru
od
43
1
ht
ru
su
43
1
1
ht
26
1
ht
26
1
Нахождение орфограмм в корне и приставке
№ 34, 35, 36
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение.
Предложение»
ht
ru
ob
27
Овладение фонетической
системой русского языка,
развитие умения общаться,
добиваться успеха в
процессе коммуникации в
группе
ht
26
1
1
ht
06
1
1
1
1
ht
25
Побуждение обучающихся к
становлению личности с
позитивным эмоциональноценностным отношением к
русскому языку и
ht
aslo
slo
стремлением к грамотному
использованию средств
языка, через формирование
умений и навыков способам
словообразования через
работу в парах
12.
Сложные слова с соединительной гласной и без
неё
№ 52, 53, 54
1
13.
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 55, 56, 57, 58, 59, 60; с. 49
паспорт
Сочинение по данному началу частей
Деловое письмо. Поздравление
2
14
15
III
1.
2.
Части речи. Текст
Различение частей речи
№ 61, 62, 63
Документ
Существительное
Значение существительных в речи
№ 64, 65, 66
чувство
ht
el
ru
6
2
1
18
1
Формирование способности
получать
и использовать знания о
языке как знаковой системе и
общественном явлении через
применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся
17
ht
25
1
3.
4.
Существительные, близкие по значению
№ 67, 68, 69
Род, число и падеж существительных
№ 70, 71, 72
5.
ht
12
1
1
1
Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова.
Сложные слова с соединительными гласными и без
них»
6.
7.
Склонение существительных в единственном числе
Определение склонения существительных
№ 73, 74, 75
планета
1
Ударные и безударные окончания
существительных
№ 76, 77, 78
1
Овладение различными
приемами работы с учебной
книгой и другими
информационными
источниками с целью
саморазвития и
самосовершенствования
ht
ht
ru
be
su
60
II четверть-32 ч.(-06.11)
8.
1
ht
31
Правописание падежных окончаний
существительных 1-го склонения
№ 79, 80, 81
9.
10.
11.
12.
Правописание падежных окончаний
существительных 2-го склонения
№ 82, 83, 84
государство
Правописание падежных окончаний
существительных 3-го склонения
№ 85, 86, 87
медаль
Правописание падежных окончаний
существительных в единственном числе
№ 88, 89, 90
Склонение существительных во
множественном числе
Изменение по падежам существительных во
множественном числе
№ 91, 92, 93
13.
1
1
1
ht
1
ht
ru
im
40
1
ht
iia
1.
1
ht
pr
vo
pa
1
ht
pr
ok
Постановка падежных вопросов к
существительным во множественном числе
№ 94, 95, 96
14.
ht
ec
Падежные окончания существительных во
множественном числе
№ 97, 98, 99
15.
Ударные и безударные падежные окончания
существительных во множественном числе
№ 100, 101, 102
16.
1
Правописание падежных окончаний
существительных во множественном числе
№ 103, 104, 105
пациент
17. Окончания родительного падежа существительных
во множественном числе
№ 106, 107, 108
18.
19.
ht
ru
su
63
64
1
Склонение существительных. Закрепление знаний
№ 109, 110, 111
депутат
1
1
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
№ 112, 113, 114; с. 87-88
1
20.
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание
падежных окончаний существительных»
21.
Прилагательное
Значение прилагательных в речи
№ 115, 116, 117
Исследовательская
деятельность
обучающихся в рамках
реализации
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
с целью
приобретения навыка
самостоятельного
решения теоретической
проблемы
1
1
22.
Прилагательные, близкие по значению
№ 118, 119, 120
23.
24.
25.
Словосочетания с прилагательными
№ 121, 122, 123
Род и число прилагательных
№ 124, 125, 126
электричество
Склонение прилагательных в единственном
числе
Изменение окончаний прилагательных по
1
1
1
ht
lm
ht
ru
pr
43
26.
27.
вопросам
№ 127, 128, 129
Постановка вопросов к прилагательным
№ 130, 131, 132
1
1
Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе
№ 133, 134, 135
территория
ht
lm
1
28.
Текст. Подбор примеров для подкрепления
основной мысли текста
№ 136, 137, 138
1
29.
30.
Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание
падежных окончаний прилагательных в
единственном числе»
Склонение прилагательных во
множественном числе
Выделение словосочетаний с прилагательными
во множественном числе
№ 139, 140, 141
1
31
32.
33
Изменение прилагательных во множественном
числе по падежам
№ 142, 143, 144
Постановка вопросов к прилагательным во
множественном числе
№ 145, 146, 147
полиция
Правописание падежных окончаний
прилагательных во множественном числе
№ 148, 149, 150, 151, 152, 153
i
3
1
1
1
34.
1
35.
36.
Склонение прилагательных. Закрепление знаний
№ 154, 155, 156
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
№ 157, 158, 159; с. 121-122
характер
Деловое письмо. Записка
1
1
ht
lm
ht
ru
be
pr
66
4
37. Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание
падежных окончаний прилагательных в
единственном числе»
38. Характеристика литературного героя
1
2
III четверть-44 (-08.01;23.02; 08.03) ч.
Местоимение
19
39.
Значение местоимений в речи
№ 160, 161, 162
ht
26
1
40.
1
Различение местоимений по лицам и числам
№ 163, 164, 165
41. Склонение личных местоимений
Наблюдение за склонением местоимения 1 -го
лица единственного числа (я)
№ 166, 167, 168
профессия
42.
Склонение местоимения 1-го лица единственного
числа
№ 169, 170, 171
43. Наблюдение за склонением местоимения 1-го
лица множественного числа (мы)
№ 172, 173, 174
44. Склонение местоимения 1-го лица
множественного числа
№ 175, 176, 177
46.
47.
48.
Склонение местоимений 1-го лица единственного
и множественного числа (я, мы)
№ 178, 179, 180
Наблюдение за склонением местоимения 2-го
лица единственного числа (ты)
№ 181, 182, 183
совесть
Склонение местоимения 2-го лица единственного
числа
№ 184, 185, 186
Наблюдение за склонением местоимения 2-го
лица множественного числа (вы)
ht
ru
kl
61
ht
26
1
1
1
1
45.
Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни через командную
работу и взаимодействие с
другими
детьми
ht
ur
l.h
ht
26
ht
ru
pa
pr
ed
36
8
1
1
1
1
ht
49
50.
51.
№ 187, 188, 189
Склонение местоимения 2-го лица
множественного числа
№ 190, 191, 192
Склонение местоимений 2-го лица единственного
и множественного числа (ты, вы)
№ 193, 194, 195
Наблюдение за склонением местоимений 3-го
лица единственного числа (он, она, оно)
№ 196, 197, 198
ht
sk
46
1
1
1
ht
1
52.
ht
ru
m
m
51
03
1
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Склонение местоимений 3-го лица единственного
числа
№ 199, 200, 201
Наблюдение за склонением местоимения 3-го
лица множественного числа (они)
№ 202, 203, 204
Склонение местоимения 3-го лица
множественного числа
№ 205, 206, 207
Склонение местоимений 3-го лица единственного
и множественного числа (он, она, оно, они)
№ 208, 209, 210
Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 211, 212, 213, 214, 215, 216; с. 159-160
юмор
Деловое письмо. Письмо
Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание
местоимений»
Глагол
59.
1
1
1
1
ht
ru
lic
m
65
1
1
21
1
Значение глаголов в речи
№ 217, 218, 219
Использование
интеллектуальных
игр, которые дают учащимся
возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога при работе в группе.
ht
60.
Глаголы, близкие по значению
№ 220, 221, 222
1
ht
sin
pr
19
61.
ht
?y
Частица не с глаголами
№ 223, 224, 225
1
62.
ht
?y
Неопределённая форма глагола
№ 226, 227, 228
63.
64.
1
ht
07
Изменение глагола по временам и числам
№ 229, 230, 231
квитанция
1
ht
ya
tre
Изменение глагола по лицам
Знакомство с глаголами 1-го лица
№ 232, 233, 234
1
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Постановка вопросов к глаголам 1-го лица
№ 235, 236, 237
Употребление глаголов в 1-м лице единственного
и множественного числа
№ 238, 239, 240
Знакомство с глаголами 2-го лица
№ 241, 242, 243
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица
№ 244, 245, 246
Правописание глаголов 2-го лица единственного
числа
№ 247, 248, 249
Дисциплина
Употребление глаголов во 2-м лице
единственного и множественного числа
№ 250, 251, 252
Знакомство с глаголами 3-го лица
№ 253, 254, 255
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица
№ 256, 257, 258
клиент
1
1
1
1
1
1
1
1
73.
Употребление глаголов в 3-м лице единственного
и множественного числа
№ 259, 260, 261
74. Правописание глаголов, которые заканчиваются
на -тся, -ться
№ 262, 263, 264
75. Различение глаголов по лицам и числам
№ 265, 266, 267
ht
ru
ok
28
4
1
1
1
h
y
k
v
h
3
76.
77.
78.
79.
патриот
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы
и задания
№ 268, 269, 270; с. 194-195
Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»
Деловое письмо. Объявление
Изложение отрывка из повести
IV четверть-32( - 01.05;09.05) ч.
Наречие
1
1
1
1
15
80.
Наречие как часть речи
№ 271, 272, 273
81.
82.
Наречие - неизменяемая часть речи
№ 274, 275, 276
неожиданно
Значение наречий в речи
№ 277, 278, 279
1
84.
85.
86.
87.
Наречия, противоположные и близкие по
значению
№ 283, 284, 285
Наречия, отвечающие на вопросы как? где?
когда? куда? откуда?
Наречия, отвечающие на вопрос как?
№ 286, 287, 288
память
Наречия, отвечающие на вопрос где?
№ 289, 290, 291
Наречия, отвечающие на вопрос когда?
№ 292, 293, 294
Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда?
№ 295, 296, 297
1
1
1
89
90
ht
aob
na
m
ht
63
ht
95
84
1
1
1
1
88
Постановка вопросов к наречиям
№ 298, 299, 300
Подбор наречий с опорой на вопросы
№ 301, 302, 303
Наречие. Закрепление знаний. Контрольные
ht
1
83.
Образование наречий от прилагательных
№ 280, 281, 282
Применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников: дискусии,
групповая работа или работа
в парах
ht
ya
ru
1
1
1
h
вопросы и задания
№ 304, 305, 306; с. 217-218
91
92
93
IV
1.
2.
3.
Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание
наречий»
Деловое письмо. Объяснительная записка
Сочинение по сюжетной картине и
словосочетаниям
Предложение. Текст
Простое предложение
Простое предложение с однородными членами
№ 307, 308, 309
Распространение предложений однородными
членами
№ 310, 311, 312
Сложное предложение
Сложное предложение без союзов
№ 313, 314, 315
станция
/
1
1
1
10
1
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в
различных социальных
ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций.(групповая
дискуссия)
1
h
=
1
4.
5.
6.
7.
8.
9.
V
1.
Сложные предложения с союзами и, а, но
№ 316, 317, 318
Составление сложных предложений с союзами и,
а, но
№ 319, 320, 321
Сравнение простых и сложных предложений
№ 322, 323, 324
Распространение простых и сложных
предложений
№ 325, 326, 327
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 328, 329, 330; с. 236-237
информация
Деловое письмо. Заявление
Повторение
Состав слова
№ 331, 332
Существительное
№ 333, 334
h
/
h
t
i
3
4
1
ht
30
1
1
1
1
1
6
1
Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально –
нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания
чувствам других людей
через выразительные
возможности языка, анализ
пейзажных
зарисовок и репродукций
картин и др.;используя
индивидуальную и парную
работу
2
3.
4.
5.
6.
7.
Прилагательное
№ 335, 336
Местоимение
№ 337, 338, 339
Глагол
№ 340, 341, 342
Наречие
№ 343, 344
Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая
контрольная работа»
Предложение
№ 345, 346, 347
Деловое письмо. Расписка
Анализ письма. Обобщение пройденного
1
1
1
1
1
1
График контрольных работ по русскому языку в 8 классе (136 ч)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Вид деятельности
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение» ( входной контроль)
Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и бе
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных»
Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единствен
Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единствен
Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений»
Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»
Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий»
Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа»
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.
Учебники:
Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.,
«Просвещение», 2023.
2.
Литература для учителя:
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.,
«Просвещение», 1992.
О.В.Перекатьева, С.Н. Подгорная. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. Ростов –на –Дону, «Феникс», 2002.
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.,
«Просвещение», 2002
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для
студ. дефектол. фак. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Бородулина С.Ю.
Корекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении
школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.1994. Зикеев
А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую
ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004. №5.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. -М.,1976.
Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Русский язык в
школе.1999. №1
Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.,1956. Ожегов С.И.Словарь
русского языка. -М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие
основы. Процесс обучения. -М.: Владос,2004.
Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005. Пузанов Б.Г.Обучение детей с
нарушениями интеллектуального развития:
3.Демонстрационные таблицы: «Гласные буквы», «Согласные звуки», «Члены предложения»,
«Второстепенные члены предложения», «Главные члены предложения», «Падежи», «Состав слова»,
«Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»
4.Раздаточный материал: опорные таблицы, карточки, словари, предметные картинки, схемы,
иллюстративный материал.
5.Технические средства обучения: ПК.Мультимедиа