Адаптированная программа по русскому языку 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
 Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Календарный учебный график на 2025-2026
учебный год
 Устав образовательной организации
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
1. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24 ноября 2022 г. N 1026
2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир
истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.:
Просвещение, 2018. – 230 с.;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9
классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс,
под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык. 8 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.:Просвещение, 2023..
Цель адаптированной программы: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование
практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к
родному языку.
В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с
целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием
значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений
формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки
навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени
распространенности и сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма,
учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы
умственно отсталым учащимся для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на
работу.
Краткая характеристика учебного предмета
Письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в
специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего
школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин,
средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих
способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом
определяют результаты обучения по другим школьным предметам. Таким образом, программа
создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цель: развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии
с условиями общения, максимальное преодоление недостатков умственного, речевого
и эмоционально-волевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), подготовки их к социальной реабилитации и интеграции в современное общество
средствами данного учебного предмета.

Задачи:
 Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового
состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
 Повысить уровень общего развития обучающихся.
 Научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
 Развивать нравственные качества обучающихся, способствовать социальной адаптации в
плане общего развития.
 Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные коррекционные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .
Сроки реализации программы: 2023-2024 учебный год
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития обучающихся. Содержание программы имеет практическую
направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим.
Основные направления коррекционной работы:
 обогащение и активизация словаря;
 развитие фонетико – фонематического слуха;
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на
первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые
обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать
мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения
делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении
русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение
применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой
практики.
В рабочих программах по русскому языку для 5-9 классов описаны два уровня требований к
усвоению программного материала. Это позволит учителю осуществлять дифференцированный
подход к учащимся в выборе учебных заданий. К учащимся, не способным усваивать
грамматические понятия и правила правописания, осуществляется индивидуальный подход (третий
уровень требований). Он заключается в следующем:

• письменные формы работы ограничиваются списыванием с печатного и рукописного текстов;
• участие в коллективных устных формах работы осуществляется по желанию.
Формы организации образовательного процесса. Урок изучения нового материала, урок
закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительнообобщающий урок, урок - игра, урок развития речи.
Технологии обучения. Традиционные технологии: объяснительно-иллюстративные. Педагогические
технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса: педагогика
сотрудничества, гуманно – личностная, уровневая дифференциация, информационнокоммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.
Виды и формы контроля
 обобщающая беседа по изученному материалу
 индивидуальный устный опрос
 фронтальный опрос
 выборочная проверка упражнения
 взаимопроверка
 самоконтроль (по словарям, справочным пособиям, памяткам)
 различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический)
 изложения на основе текстов типа описания, рассуждения
 письмо под диктовку
 комментирование орфограмм
 контрольное списывание
 написание мини сочинений по опорным словосочетаниям
Курс – язык и речевая практика тесно связан со многими предметами, где присутствует письмо.
Математика – запись задач, география, история, биология – письменная и устная связанная речь.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
Образовательная область, к которой относится учебный предмет (курс) – язык и речевая практика.
Адаптированная программа рассчитана на 4 часа в неделю.
Учебный план ГКОУ «Котовская школа-интернат» предусматривает изучение письма и развития
речи 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Рабочая программа рассчитана на 140 часов в
год, в том числе 10 часов для работ по развитию письменной связной речи.
Рабочая программа рассчитана на 1 год (34 недели). Занятия по данной программе проводятся в
форме урока (40 мин)..
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни.
Содержание программы
Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами.
Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами
и, а, но.
Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и
согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число,
падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и
множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного
с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний
имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и
числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия
противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом
и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений
наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой.
Выписывание
Предложение. Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.
Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со
сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков
препинания перед этими словами.
Связная речь1 Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по картинам
русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
'Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала
по русскому языку.
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе
имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера .
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о
производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об
увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность,
расписка.
Повторение пройденного за год.
Характеристика класса по уровню усвоения учебного материала
Учитывая сложный состав учеников специальной (коррекционной) школы, программа учебного
курса письмо и развитие речи в 8 классе разделена на разноуровневые требования к овладению
знаниями: В текстах контрольных работ, представленных в методических рекомендациях, отражены
три уровня требований к усвоению программного материала: для первого уровня увеличивается
количество слов, значит, и орфограмм в тексте диктанта. Для третьего уровня предлагается
контрольное списывание сокращённого и упрощённого текста диктанта. Это дает возможность

учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с
нарушенным интеллектом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
название частей речи, их значение;
наиболее распространенные правила правописания слов
Учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов);
• писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического
материала (до 70 слов);
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
• определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
• находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью
учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
• исправлять текст;
• подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
• различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в
предложении;
• решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя.
Критерии и нормы оценки знаний по письму и развитию речи.
Устные ответы учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и
русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных
случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: полноту и
правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
 обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и
самостоятельно составленные;
 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает
1 - 2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом
оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
 излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;

 излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в
подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку
подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за
сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его
умения применять знания на практике.
Нормы оценки письменных контрольных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5»
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4»
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3»
4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2»
7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического,
орфографического, грамматического и т.п.)задания, выставляются две оценки (за диктант и за
дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их
нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и
том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с
грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на
правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Изложение, сочинение, творческая работа
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений, сочинений творческих
работ являются:
 соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
 полнота раскрытия темы в соответствии с планом работы или вопросами по тексту;
 правильность фактического материала;
 последовательность и логичность изложения;
 правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве
фактических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные
критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух трёх недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято
считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления
языковых средств. Поэтому изложения, сочинения творческие работы оцениваются с точки зрения
следующих критериев: богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи, стилевое
единство и выразительность речи, правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический
строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления
высказывания.
Тематическое планирование рабочей программы учебного предметаРУССКИЙ ЯЗЫК,
с учетом требований ФГОС НОО
(136 часов) 8 класс
9

Содержание, тема занятий
1-й уровень. Базовый уровень.

КДата
во
часо
в

Основные виды
деятельности обучающихся
с учетом направлений
рабочей программы
воспитания

I
1

I четверть - 33 ч.
Повторение. Предложение
Простые и сложные предложения
№ 1, 2, 3

8
1

2

Составление сложных предложений
№ 4, 5, 6

1

ht
lm

3

Однородные члены предложения
Выделение однородных членов из предложения
№ 7, 8, 9
Использование однородных членов в предложении
№ 10, 11, 12

1

ht
=l

1

ht
31

Обращение
Знаки препинания при обращении
№ 13, 14, 15
отечество

1

4

5

Установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб
учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности

Применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся:
интеллектуальных
игр, которые дают учащимся
возможность
приобрести опыт ведения

ht
30

ht
lm

конструктивного
диалога при работе в группе.
6

Использование обращений в предложениях
№ 16, 17, 18

1

7

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 19, 20, 21; с. 18¬19
Деловое письмо. Адрес

1

Состав слова. Текст

16
1

8
II
1.

1

Корень. Однокоренные слова
№ 22, 23, 24
2.

3.

4.

Приставка, суффикс, окончание
№ 25, 26, 27
Разбор слов по составу
№ 28, 29, 30
секретарь
Правописание гласных и согласных в корне и
приставке
Проверка орфограмм в корне
№ 31, 32, 33

5.

6.
7.

Правописание приставок
№ 37, 38, 39
Орфограммы в корне и приставке
8.
№ 40, 41, 42
Текст. Составление плана текста
9.
№ 43, 44, 45
10. Сложные слова
Сложные слова с соединительными гласными о, е
№ 46, 47, 48
11. Сложные слова без соединительной гласной
№ 49, 50, 51

Формирование умения
анализировать, объяснять
происхождение слов через
работу в парах.

ht
ru
od
43

1

ht
ru
su
43
1

1

ht
26

1

ht
26

1

Нахождение орфограмм в корне и приставке
№ 34, 35, 36
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение.
Предложение»

ht
ru
ob
27

Овладение фонетической
системой русского языка,
развитие умения общаться,
добиваться успеха в
процессе коммуникации в
группе

ht
26

1
1

ht
06

1
1
1

1

ht
25
Побуждение обучающихся к
становлению личности с
позитивным эмоциональноценностным отношением к
русскому языку и

ht
aslo
slo

стремлением к грамотному
использованию средств
языка, через формирование
умений и навыков способам
словообразования через
работу в парах
12.

Сложные слова с соединительной гласной и без
неё
№ 52, 53, 54

1

13.

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 55, 56, 57, 58, 59, 60; с. 49
паспорт
Сочинение по данному началу частей
Деловое письмо. Поздравление

2

14
15
III
1.

2.

Части речи. Текст
Различение частей речи
№ 61, 62, 63
Документ

Существительное
Значение существительных в речи
№ 64, 65, 66
чувство

ht
el
ru
6

2
1
18
1

Формирование способности
получать
и использовать знания о
языке как знаковой системе и
общественном явлении через
применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся

17

ht
25
1

3.

4.

Существительные, близкие по значению
№ 67, 68, 69
Род, число и падеж существительных
№ 70, 71, 72

5.

ht
12
1
1
1

Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова.
Сложные слова с соединительными гласными и без
них»
6.

7.

Склонение существительных в единственном числе
Определение склонения существительных
№ 73, 74, 75
планета

1

Ударные и безударные окончания
существительных
№ 76, 77, 78

1

Овладение различными
приемами работы с учебной
книгой и другими
информационными
источниками с целью
саморазвития и
самосовершенствования

ht

ht
ru
be
su
60

II четверть-32 ч.(-06.11)
8.

1

ht
31

Правописание падежных окончаний
существительных 1-го склонения
№ 79, 80, 81

9.

10.

11.

12.

Правописание падежных окончаний
существительных 2-го склонения
№ 82, 83, 84
государство
Правописание падежных окончаний
существительных 3-го склонения
№ 85, 86, 87
медаль
Правописание падежных окончаний
существительных в единственном числе
№ 88, 89, 90
Склонение существительных во
множественном числе
Изменение по падежам существительных во
множественном числе
№ 91, 92, 93

13.

1
1

1

ht

1

ht
ru
im
40

1

ht
iia
1.

1

ht
pr
vo
pa

1

ht
pr
ok

Постановка падежных вопросов к
существительным во множественном числе
№ 94, 95, 96
14.

ht
ec

Падежные окончания существительных во
множественном числе
№ 97, 98, 99
15.
Ударные и безударные падежные окончания
существительных во множественном числе
№ 100, 101, 102

16.

1

Правописание падежных окончаний
существительных во множественном числе
№ 103, 104, 105
пациент

17. Окончания родительного падежа существительных
во множественном числе
№ 106, 107, 108

18.

19.

ht
ru
su
63
64

1

Склонение существительных. Закрепление знаний
№ 109, 110, 111
депутат

1
1

Существительное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
№ 112, 113, 114; с. 87-88

1

20.
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание
падежных окончаний существительных»
21.

Прилагательное
Значение прилагательных в речи
№ 115, 116, 117

Исследовательская
деятельность
обучающихся в рамках
реализации
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
с целью
приобретения навыка
самостоятельного
решения теоретической
проблемы

1

1

22.
Прилагательные, близкие по значению
№ 118, 119, 120

23.
24.
25.

Словосочетания с прилагательными
№ 121, 122, 123
Род и число прилагательных
№ 124, 125, 126
электричество
Склонение прилагательных в единственном
числе
Изменение окончаний прилагательных по

1
1

1

ht
lm

ht
ru
pr
43

26.
27.

вопросам
№ 127, 128, 129
Постановка вопросов к прилагательным
№ 130, 131, 132

1
1

Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе
№ 133, 134, 135
территория

ht
lm

1

28.

Текст. Подбор примеров для подкрепления
основной мысли текста
№ 136, 137, 138
1

29.

30.

Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание
падежных окончаний прилагательных в
единственном числе»
Склонение прилагательных во
множественном числе
Выделение словосочетаний с прилагательными
во множественном числе
№ 139, 140, 141

1

31

32.

33

Изменение прилагательных во множественном
числе по падежам
№ 142, 143, 144
Постановка вопросов к прилагательным во
множественном числе
№ 145, 146, 147
полиция
Правописание падежных окончаний
прилагательных во множественном числе
№ 148, 149, 150, 151, 152, 153

i
3

1

1
1

34.

1

35.

36.

Склонение прилагательных. Закрепление знаний
№ 154, 155, 156
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
№ 157, 158, 159; с. 121-122
характер
Деловое письмо. Записка

1

1

ht
lm

ht
ru
be
pr
66
4

37. Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание
падежных окончаний прилагательных в
единственном числе»
38. Характеристика литературного героя

1
2

III четверть-44 (-08.01;23.02; 08.03) ч.
Местоимение

19

39.
Значение местоимений в речи
№ 160, 161, 162

ht
26
1

40.
1
Различение местоимений по лицам и числам
№ 163, 164, 165
41. Склонение личных местоимений
Наблюдение за склонением местоимения 1 -го
лица единственного числа (я)
№ 166, 167, 168
профессия
42.
Склонение местоимения 1-го лица единственного
числа
№ 169, 170, 171
43. Наблюдение за склонением местоимения 1-го
лица множественного числа (мы)
№ 172, 173, 174
44. Склонение местоимения 1-го лица
множественного числа
№ 175, 176, 177

46.

47.

48.

Склонение местоимений 1-го лица единственного
и множественного числа (я, мы)
№ 178, 179, 180
Наблюдение за склонением местоимения 2-го
лица единственного числа (ты)
№ 181, 182, 183
совесть
Склонение местоимения 2-го лица единственного
числа
№ 184, 185, 186
Наблюдение за склонением местоимения 2-го
лица множественного числа (вы)

ht
ru
kl
61

ht
26
1

1

1

1

45.

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни через командную
работу и взаимодействие с
другими
детьми

ht
ur
l.h

ht
26

ht
ru
pa
pr
ed
36
8

1

1

1

1

ht

49

50.

51.

№ 187, 188, 189
Склонение местоимения 2-го лица
множественного числа
№ 190, 191, 192
Склонение местоимений 2-го лица единственного
и множественного числа (ты, вы)
№ 193, 194, 195
Наблюдение за склонением местоимений 3-го
лица единственного числа (он, она, оно)
№ 196, 197, 198

ht
sk
46
1

1

1

ht
1

52.

ht
ru
m
m
51
03

1

53.

54.

55.

56.

57.
58.

Склонение местоимений 3-го лица единственного
числа
№ 199, 200, 201
Наблюдение за склонением местоимения 3-го
лица множественного числа (они)
№ 202, 203, 204
Склонение местоимения 3-го лица
множественного числа
№ 205, 206, 207
Склонение местоимений 3-го лица единственного
и множественного числа (он, она, оно, они)
№ 208, 209, 210
Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 211, 212, 213, 214, 215, 216; с. 159-160
юмор
Деловое письмо. Письмо
Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание
местоимений»
Глагол

59.

1

1
1

1

ht
ru
lic
m
65

1
1
21
1

Значение глаголов в речи
№ 217, 218, 219

Использование
интеллектуальных
игр, которые дают учащимся
возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога при работе в группе.

ht
60.

Глаголы, близкие по значению
№ 220, 221, 222

1

ht
sin

pr
19
61.

ht
?y

Частица не с глаголами
№ 223, 224, 225

1

62.

ht
?y

Неопределённая форма глагола
№ 226, 227, 228
63.

64.

1

ht
07

Изменение глагола по временам и числам
№ 229, 230, 231
квитанция

1

ht
ya
tre

Изменение глагола по лицам
Знакомство с глаголами 1-го лица
№ 232, 233, 234
1

65.
66.

67.
68.
69.

70.

71.
72.

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица
№ 235, 236, 237
Употребление глаголов в 1-м лице единственного
и множественного числа
№ 238, 239, 240
Знакомство с глаголами 2-го лица
№ 241, 242, 243
Постановка вопросов к глаголам 2-го лица
№ 244, 245, 246
Правописание глаголов 2-го лица единственного
числа
№ 247, 248, 249
Дисциплина
Употребление глаголов во 2-м лице
единственного и множественного числа
№ 250, 251, 252
Знакомство с глаголами 3-го лица
№ 253, 254, 255
Постановка вопросов к глаголам 3-го лица
№ 256, 257, 258
клиент

1
1

1
1

1

1

1
1

73.
Употребление глаголов в 3-м лице единственного
и множественного числа
№ 259, 260, 261
74. Правописание глаголов, которые заканчиваются
на -тся, -ться
№ 262, 263, 264
75. Различение глаголов по лицам и числам
№ 265, 266, 267

ht
ru
ok
28
4

1

1
1

h
y
k
v

h
3

76.

77.
78.
79.

патриот
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы
и задания
№ 268, 269, 270; с. 194-195
Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»
Деловое письмо. Объявление
Изложение отрывка из повести
IV четверть-32( - 01.05;09.05) ч.
Наречие

1
1
1
1

15

80.
Наречие как часть речи
№ 271, 272, 273

81.
82.

Наречие - неизменяемая часть речи
№ 274, 275, 276
неожиданно
Значение наречий в речи
№ 277, 278, 279

1

84.

85.

86.
87.

Наречия, противоположные и близкие по
значению
№ 283, 284, 285
Наречия, отвечающие на вопросы как? где?
когда? куда? откуда?
Наречия, отвечающие на вопрос как?
№ 286, 287, 288
память
Наречия, отвечающие на вопрос где?
№ 289, 290, 291
Наречия, отвечающие на вопрос когда?
№ 292, 293, 294
Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда?
№ 295, 296, 297

1
1

1

89
90

ht
aob
na
m

ht
63

ht
95
84
1
1
1
1

88
Постановка вопросов к наречиям
№ 298, 299, 300
Подбор наречий с опорой на вопросы
№ 301, 302, 303
Наречие. Закрепление знаний. Контрольные

ht

1

83.
Образование наречий от прилагательных
№ 280, 281, 282

Применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся,
стимулирующих
познавательную мотивацию
школьников: дискусии,
групповая работа или работа
в парах

ht
ya
ru
1
1
1

h

вопросы и задания
№ 304, 305, 306; с. 217-218
91
92
93
IV
1.

2.

3.

Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание
наречий»
Деловое письмо. Объяснительная записка
Сочинение по сюжетной картине и
словосочетаниям
Предложение. Текст
Простое предложение
Простое предложение с однородными членами
№ 307, 308, 309

Распространение предложений однородными
членами
№ 310, 311, 312
Сложное предложение
Сложное предложение без союзов
№ 313, 314, 315
станция

/
1
1
1
10
1

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в
различных социальных
ситуациях,
умения не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций.(групповая
дискуссия)

1

h
=
1

4.

5.

6.
7.

8.

9.
V
1.

Сложные предложения с союзами и, а, но
№ 316, 317, 318
Составление сложных предложений с союзами и,
а, но
№ 319, 320, 321
Сравнение простых и сложных предложений
№ 322, 323, 324
Распространение простых и сложных
предложений
№ 325, 326, 327
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные
вопросы и задания
№ 328, 329, 330; с. 236-237
информация
Деловое письмо. Заявление
Повторение
Состав слова
№ 331, 332
Существительное
№ 333, 334

h
/

h
t
i
3
4
1

ht
30

1
1
1

1

1
6
1

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально –
нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания

чувствам других людей
через выразительные
возможности языка, анализ
пейзажных
зарисовок и репродукций
картин и др.;используя
индивидуальную и парную
работу

2

3.

4.
5.
6.
7.

Прилагательное
№ 335, 336
Местоимение
№ 337, 338, 339
Глагол
№ 340, 341, 342
Наречие
№ 343, 344
Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая
контрольная работа»
Предложение
№ 345, 346, 347
Деловое письмо. Расписка
Анализ письма. Обобщение пройденного

1

1
1
1
1
1

График контрольных работ по русскому языку в 8 классе (136 ч)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вид деятельности
Контрольная работа №1 по теме: «Повторение. Предложение» ( входной контроль)
Контрольная работа № 2 по теме: «Состав слова. Сложные слова с соединительными гласными и бе
Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание падежных окончаний существительных»
Контрольная работа № 4 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единствен
Контрольная работа № 5 по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных в единствен
Контрольная работа № 6 по теме: «Правописание местоимений»
Контрольная работа № 7 по теме: «Глагол»
Контрольная работа № 8 по теме: «Правописание наречий»
Контрольная работа № 9 по теме: «Итоговая контрольная работа»

Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1.
Учебники:
Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык.8 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.,
«Просвещение», 2023.

2.
Литература для учителя:
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.,
«Просвещение», 1992.
О.В.Перекатьева, С.Н. Подгорная. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. Ростов –на –Дону, «Феникс», 2002.
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.,
«Просвещение», 2002
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для
студ. дефектол. фак. педвузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Бородулина С.Ю.
Корекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении
школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.
Ембулаева Т.Е. Обучение чтению на основе знаний о тексте //Русский язык в школе.1994. Зикеев
А.Г.Особенности словесной речи учащихся с отклонениями в развитии при их переходе на вторую
ступень обучения //Обучение и воспитание в специальной школе.2004. №5.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. -М.,1976.
Иполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Русский язык в
школе.1999. №1
Лурия А.Р.Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.,1956. Ожегов С.И.Словарь
русского языка. -М., 2003.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. Кн1.Общие
основы. Процесс обучения. -М.: Владос,2004.
Пузанов Б.Г. Дефектология. Словарь-справочник: Т.Ц.Сфера, 2005. Пузанов Б.Г.Обучение детей с
нарушениями интеллектуального развития:
3.Демонстрационные таблицы: «Гласные буквы», «Согласные звуки», «Члены предложения»,
«Второстепенные члены предложения», «Главные члены предложения», «Падежи», «Состав слова»,
«Части речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»
4.Раздаточный материал: опорные таблицы, карточки, словари, предметные картинки, схемы,
иллюстративный материал.
5.Технические средства обучения: ПК.Мультимедиа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».