Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для
обучающихся 5 класса (вариант I) с умственной отсталостью. Данная рабочая
программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Цель - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетикофонематической, лексико-грамматической, синтаксической, связной речи),
способствующих формированию жизненных и академических компетенций.
К академическим компетенциям относятся знания о языке, о речевой
системе, обеспечивающие успешную учебную деятельность обучающихся.
К жизненным компетенциям относятся владение средствами языка в
целях общения, готовность вступать в коммуникацию для решения
повседневных житейских задач.
Задачи:
- формировать и развивать различные виды устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности;
- обогащать и развивать словарь;
- развивать лексическую системность, формировать семантические поля;
- развивать и совершенствовать грамматический строй речи;
- корригировать недостатки письменной речи (чтения и письма);
-развивать коммуникативные функции речи;
-развивать познавательную сферу (мышления, памяти, внимания).
Методы
Методы
деятельности:
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
2
практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала);
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;
игровые;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности,
определённые поощрения в формировании мотивации.
1. Общая характеристика коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место
отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся.
Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный
характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую
сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все
обучающиеся 5 класса имеют системное недоразвитие речи, поэтому такой
курс как «Логопедические занятия» является очень актуальным.
Структура программы предполагает комплексное планирование занятий
по развитию устной речи с опорой на коррекцию звукопроизносительных
навыков, коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Принимая во внимание основные причины недоразвития речи
умственно отсталых детей, а именно слабость замыкательной функции коры,
медленную выработку новых дифференцировочных связей во всех
анализаторах и обусловленные этими причинами множественные дефекты
речевого развития, касающиеся всех операций речевой деятельности, структура
каждого занятия предполагает комплексное решение задач. Эта особенность
умственно отсталых детей предполагает систематическое обогащении
активного и пассивного словаря, а также коррекцию грамматической стороны
речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- диагностика и коррекция письменной речи;
- развитие коммуникативной функции речи.
Характеристика обучающихся
Нарушения речи у детей носят системный характер. У них оказываются
несформированными все операции речевой деятельности. Системное
недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при
которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными
3
возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей данной группы выражено
в различной степени:
1) Системное недоразвитие речи средней степени.
Характеризуется следующими проявлениями:
полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков)
нарушение звукопроизношения;
недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в
ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при
выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются
значительные трудности);
словарный запас беден;
аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в
изменении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного
и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в
косвенных падежах);
нарушение сложных форм словообразования;
недостаточная сформированность связной речи (в пересказах
наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение
последовательности событий);
выраженная дисграфия и (или) дислексия. При дисграфии могут быть
неполноценны разные виды сложных операций: деление предложения на слова
и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В
письме дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений
(пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв
слов). Фонематический анализ является наиболее сложным, поэтому ошибки в
виде искажения звукобуквенной структуры слов наиболее распространены.
2) Системное недоразвитие речи легкой степени.
Характеризуется следующими проявлениями:
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном
сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и
последовательности звуков на сложном речевом материале;
словарный запас ограничен;
доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи
используется недостаточно;
в произвольной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при
специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных
предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в
косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм
словообразования;
в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь
незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены
некоторые смысловые отношения;
имеется не резко выраженная дисграфия и (или) дислексия.
4
2. Место коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане коррекционный курс «Логопедические занятия» в 6
классе представлен с расчетом 3 часа в неделю, 102 часа в год,
продолжительность учебного года 34 недели. Программа предусматривает
проведение групповых занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю,
продолжительностью 40 минут.
3. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса
Личностные результаты:
развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных
способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых
контактов, обмене информацией;
желание вступать в устную коммуникацию для межличностного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных
высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
русского языка;
наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
правильно и полно отвечать на заданный вопрос, используя
формулировку вопроса.
Достаточный уровень:
овладение навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
правильный выбор языковых средств устного общения;
умение составлять распространенные предложения;
правильно и полно отвечать на заданный вопрос, используя
формулировку вопроса;
умение использовать в речи предлоги, более распространенные наречия;
умение сравнивать предметы, делать обобщения;
умение использовать в речи предлоги;
умение употреблять в речи номинативный и предикативный словарь по
изученным лексическим темам;
умение изменять существительные по числам;
умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, глаголы с помощью приставок, глаголы от существительных;
овладение автоматизированным навыком письма, характеризующимся
отсутствием дисграфических ошибок и минимизацией орфографических
ошибок.
5
Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного
предмета, система оценки достижений обучающегося
При проведении мониторинга сформированности навыка письма
решаются следующие задачи:
- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований
школьной программы на момент обследования;
- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);
- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном
процессе каждого из учащихся, корректировка характера логопедического
воздействия.
Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе
рекомендаций Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной. В начале и в конце каждого
учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху.
При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная
авторами.
Стандартизированные
диагностические
методики
письма
используются на начальном и заключительном этапах коррекционноразвивающей работы.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого
занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки педагога
для создания ситуации успеха.
4. Содержание коррекционного курса
В процессе логопедической работы осуществляется коррекция нарушений
письменной речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется
практический уровень усвоения языка. Сформированность практического
уровня владения языком является необходимым условием для изучения
языковых явлений и закономерностей овладения знаниями о языке.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа на лексическом уровне.
1. Обследование обучающихся.
2. Повторение изученного в 4 классе:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- устранение дисграфии.
3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов
и адекватного их употребления, образование имен существительных и
прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов,
дифференциация глаголов, противоположных по значению.
4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок
и адекватного их употребления. Приставки: в, вы, на, над, под, за, при, пере, у,
по, до, от.
5. Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.
Образование родственных слов. Образование сложных слов.
Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
6
6. Работа с предложением: составление, анализ структуры, распространение.
7. Связная речь. Составление рассказов. Пересказ. Развитие коммуникативных
навыков в различных речевых ситуациях.
8. Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического
задания.
7
5. Тематическое планирование
в 6 классе
(102 часа, 3 раза в
неделю)
№
Тема
Количество Дата проведения
часов
по плану
по
факту
1
Обследование импрессивной и
связной речи.
Обследование словарного
запаса. Обследование слоговой
структуры слова.
Обследование грамматического
строя речи.
Обследование чтения и письма.
Предложение. Слово.
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Слоги. Слогообразующая роль
гласных.
Слоги. Слогообразующая роль
гласных.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными Ы-И в слогах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными Ы-И в словах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными А-Я в слогах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными А-Я в словах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными У-Ю в слогах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными У-Ю в словах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными О-Ё в слогах.
Твердые и мягкие согласные
перед гласными О-Ё в словах.
Обозначение мягкости
согласных при помощи буквы
«е».
1 ч.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Обозначение мягкости
согласных при помощи буквы
«ь».
Обозначение мягкости
согласных при помощи буквы
«ь».
Итоговое занятие по теме
«твердые и мягкие согласные».
Занимательная логопедия.
Разделительный «ь» перед
гласными е, е, ю, я, и.
Дифференциация смягчающего
и разделительного «ь».
Дифференциация смягчающего
и разделительного «ь».
Звонкие и глухие согласные
Сложные слова.
Дифференциация В - Ф в
слогах и словах.
Дифференциация В-Ф в
предложении
Дифференциация Г-К в слогах
и словах.
Дифференциация Г-К в
предложении.
Дифференциация Д-Т в слогах
и словах.
Дифференциация Д-Т в
предложении.
Дифференциация Ж-Ш в
слогах и словах.
Дифференциация Ж-Ш в
предложении.
Дифференциация З-С в слогах
и словах.
Дифференциация З-С в
предложении.
Итоговое занятие по теме
«звонкие и глухие согласные».
Значение имени
прилагательного в речи
Имена прилагательные
описывают неживой предмет
Имена прилагательные
описывают живой предмет
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Имена прилагательные
описывают живой предмет
Имена прилагательные
описывают окружающий мир
Близкие и противоположные по
значению имена
прилагательные
Имена прилагательные,
передающие портрет человека
Имена прилагательные,
передающие характер и чувства
человека.
Мужской род имен
прилагательных.
Женский род имен
прилагательных.
Женский род имен
прилагательных.
Средний род имен
прилагательных.
Средний род имен
прилагательных.
Закрепление пройденного
материала.
Число имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Склонение имен
прилагательных
Склонение имен
прилагательных
Склонение имен
прилагательных среднего рода
в единственном числе.
Склонение имен
прилагательных мужского и
среднего рода в единственном
числе
«Что ты знаешь о склонении
имен прилагательных мужского
и среднего рода»
Склонение имен
прилагательных женского рода
в единственном числе.
Склонение имен
прилагательных женского рода
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
63
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
в единственном числе.
Склонение имен
прилагательных женского рода
в единственном числе.
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
Правописание имен
прилагательных на -ья-,- ьеПравописание имен
прилагательных на -ья-,- ьеВыделение ведущих признаков
предметов (форма,цвет,
размер,материал).
Выделение ведущих признаков
предметов (качества
характера).
Образование относительных
прилагательных.
Образование притяжательных
прилагательных.
Образование прилагательных с
уменьшительно- ласкательным
значением.
Подбор прилагательных с
противоположным значением.
Подбор прилагательных,
близких по значению.
Итоговое занятие по теме:
«Слова, обозначающие признак
предмета».
Занимательная логопедия
Предлог БЕЗ.
Предлог НАД - ПОД.
Предлог ОКОЛО.
Предлог ПЕРЕД.
Корень слова.
Родственные слова
Приставка в слове.
Суффиксы.
Работа с деформированным
предложением.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Повествовательное
предложение.
Вопросительное предложение.
Восклицательное предложение.
Сложное предложение:
сложносочинённое.
Сложноподчинённое
предложение.
Занимательная логопедия
Восстановление
деформированного текста.
Восстановление
деформированного текста.
Восстановление текста с
пропущенными словами.
Восстановление текста с
пропущенными словами.
Пересказ текста по вопросам.
Пересказ текста по плану.
Пересказ текста по плану.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Фронтальное обследование.
Итого:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
102ч
Учебно-методический комплекс коррекционного курса
«Логопедические занятия»
1. Абрамова, Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза.
Логопедические занятия / Н.А. Абрамова. 1-3 классы. Волгоград, 2011.
2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке русского
языка / Г.А. Бакулина. – М.: Просвещение, 2007.
3. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2011.
4. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD
Выпуск 1. М., 2011
5. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1
«Дифференциация гласных»/ Л.Н. Ефименкова. М., 2011
6. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия / Л.Н. Ефименкова. CD Выпуск 2, часть 2
«Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
7. Ефименкова, Л.Н. Коррекция ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3
«Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р» / Л.Н. Ефименкова. М., 2011.
8. Ишимова, О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу.
Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов/ О.А. Ишимова, В.Д.
Подотыкина. М., 2016.
9. Ишимова О.А. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю
мягкость согласных. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов /
О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова. М., 2016.
10. Ишимова, О.А.Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадьпомощница. Пособие для учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.,
2016.
15