Пояснительная записка
Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе
планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих
экологических идей и научных фактов.
Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии — становление научно - познавательного,
эмоционально-нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему
здоровью.
Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его
рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает,
исходя из принципов экологической целесообразности. При этом очень важно, чтобы все экологические законы,
принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным
человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.
Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:
— сформировать у школьников элементарные представления о
научных основах экологии, об особенностях
структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;
— на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей
человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе
экологические проблемы городов.
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:
— способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей
(установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;
— формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем
разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории
взаимоотношений человека и природы;
— формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений
природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;
— знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в
решении как проблем, существующих сегодня;
— развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении
принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;
—
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области
экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;
— знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для
осуществления экологической деятельности.
Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности,
практических и лабораторных работ.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно,
34 часа за год и включает разделы: «Введение в
экологию», «Взаимоотношения человека и природы», «Сообщества и экосистемы» и «Город в котором ты живешь и его
основные экологические проблемы».
Данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой
будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями —
ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная
предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности —
придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку,
начиная с детства и кончая старостью.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками
к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры,
конференции, экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Введение в экологию (9 ч)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой,
«наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека.
Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи,
простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы.
Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность
распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И.
Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на
биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от
распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные,
широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие,
приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой
организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью
человека.
Глава 2. Взаимоотношения человека и природы (5 ч)
История взаимоотношений человека и природы.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Локальный характер влияния деятельности древних
собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних
земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в
настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии
(исчерпаемые и неисчерпаемые). Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Глава 3. Сообщества и экосистемы (8 ч)
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава
сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений,
животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие
органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители
(консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями.
Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания:
выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и степи).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города.
Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности
жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в
городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Глава 4. Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы (10 ч)
Город Камышин, особенности географического положения, территория и границы. Природа о края в прошлом.
Изменение природы Волгоградской области человеком, его причины. Современный рельеф.
Полезные ископаемые Волгоградской области.
Погодные условия Волгоградской области. Причины изменения климатических условий и погоды в городе
(загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»).
Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности
воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Волгоградской области. Правила
поведения в природе.
Заключение (2 часа)
Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
п/п
Введение в экологию
Коли
чество
часов
9
Форма работы
изучения
1
Экология как наука
1
Лекция
2
Направления современной экологии
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
Семинар, лекция с
элементами беседы,
3-4 Понятие «экосистема», общая
характеристика. Основные компоненты
экосистем.
5 Экологические связи, простейшая
классификация
6 Биосфера Земли
7
Человек в биосфере
2
1
Лекция, игра
1
Семинар, лекция с
элементами беседы,
Лекция
1
Дата
Разнообразие условий жизни на Земле,
его причины
Среда обитания.
1
Взаимоотношения человека и природы
5
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
Лекция с элементами
беседы
Семинар, лекция с
элементами беседы
История взаимоотношений человека и
природы
Основные занятия древних людей:
собирательство и охота.
Воздействие на природу древних
земледельцев и скотоводов. Стихийное
природопользование. Опустынивание.
Гибель цивилизаций.
Человек и природа в настоящем.
1
Источники энергии (исчерпаемые и
неисчерпаемые).
Необходимость
бережного отношения к окружающей
среде.
Сообщества и экосистемы
1
Сообщество живых организмов —
важнейший компонент экосистемы
Группы организмов в природном
сообществе.
Круговорот органических веществ в
сообществе живых организмов.
Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания
Природные и искусственные
экосистемы, сравнительная
характеристика (на примере поля и
1
Групповая работа
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
Лекция с элементами
беседы
Групповая
практическая работа
Семинар, лекция с
элементами беседы
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
Семинар, игра
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
Семинар, лекция с
элементами беседы
8
1
1
1
22
2324
степи).
Городские экосистемы, общая
характеристика.
Влияние деятельности людей на
окружающую среду в городе: изменение
природной (естественной) среды,
загрязнение. Влияние городской среды
на здоровье людей.
Место в котором ты живешь и его
основные экологические проблемы
Изменение природы Волгоградской
1
2
Лекция с элементами
беседы
Семинар, игра
10
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
1
Семинар, лекция с
элементами беседы
1
Групповая
практическая работа.
1
Групповая
практическая работа.
Семинар, лекция с
элементами бесед
29
Причины изменения климатических
условий и погоды (загрязнение воздуха,
утепляющее «дыхание» , «роза ветров»).
Роль растений в защите воздуха от
загрязнения.
Роль парков, бульваров и скверов в
создании комфортной среды для
горожанина.
Красная книга Волгоградской области.
30
Правила поведения в природе.
1
24
области человеком, его причины.
25
Полезные ископаемые Волгоградской
области.
26
27
28
31- Проектная деятельность
1
1
2
Лекция с элементами
беседы, групповая
работа
Лекция с элементами
беседы, групповая
работа
Проекты
32
Заключение
33- Подведение итогов.
2
2
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя:
1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И.
Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019 – 128 с.: цв.ил.
2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК,
2019. - : 64 с.
3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция.
Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019. – 46 с.
Список литературы для учащихся:
1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И.
Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019 – 128 с.: цв.ил.
2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК,
2019. - : 64 с.