Пояснительная записка Программа курса «Экология» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии — становление научно - познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми. Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе: — сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских; — на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов. Основными задачами данного элективного учебного предмета являются: — способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений; — формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы; — формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме; — знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня; — развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними; — вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки; — знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ. Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «Введение в экологию», «Взаимоотношения человека и природы», «Сообщества и экосистемы» и «Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы». Данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации. На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Глава 1. Введение в экологию (9 ч) Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека. Значение экологических знаний в жизни современных людей. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Глава 2. Взаимоотношения человека и природы (5 ч) История взаимоотношений человека и природы. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Глава 3. Сообщества и экосистемы (8 ч) Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети. Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и степи). Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Глава 4. Город в котором ты живешь и его основные экологические проблемы (10 ч) Город Камышин, особенности географического положения, территория и границы. Природа о края в прошлом. Изменение природы Волгоградской области человеком, его причины. Современный рельеф. Полезные ископаемые Волгоградской области. Погодные условия Волгоградской области. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Волгоградской области. Правила поведения в природе. Заключение (2 часа) Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс. Учебно-тематический план № Тема занятия п/п Введение в экологию Коли чество часов 9 Форма работы изучения 1 Экология как наука 1 Лекция 2 Направления современной экологии 1 Семинар, лекция с элементами беседы Семинар, лекция с элементами беседы, 3-4 Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. 5 Экологические связи, простейшая классификация 6 Биосфера Земли 7 Человек в биосфере 2 1 Лекция, игра 1 Семинар, лекция с элементами беседы, Лекция 1 Дата Разнообразие условий жизни на Земле, его причины Среда обитания. 1 Взаимоотношения человека и природы 5 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 Лекция с элементами беседы Семинар, лекция с элементами беседы История взаимоотношений человека и природы Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Человек и природа в настоящем. 1 Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Сообщества и экосистемы 1 Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы Группы организмов в природном сообществе. Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и 1 Групповая работа 1 Семинар, лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Групповая практическая работа Семинар, лекция с элементами беседы 1 Семинар, лекция с элементами беседы Семинар, игра 1 Семинар, лекция с элементами беседы 1 Семинар, лекция с элементами беседы Семинар, лекция с элементами беседы 8 1 1 1 22 2324 степи). Городские экосистемы, общая характеристика. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Место в котором ты живешь и его основные экологические проблемы Изменение природы Волгоградской 1 2 Лекция с элементами беседы Семинар, игра 10 1 Семинар, лекция с элементами беседы 1 Семинар, лекция с элементами беседы 1 Групповая практическая работа. 1 Групповая практическая работа. Семинар, лекция с элементами бесед 29 Причины изменения климатических условий и погоды (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» , «роза ветров»). Роль растений в защите воздуха от загрязнения. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина. Красная книга Волгоградской области. 30 Правила поведения в природе. 1 24 области человеком, его причины. 25 Полезные ископаемые Волгоградской области. 26 27 28 31- Проектная деятельность 1 1 2 Лекция с элементами беседы, групповая работа Лекция с элементами беседы, групповая работа Проекты 32 Заключение 33- Подведение итогов. 2 2 34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для учителя: 1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019 – 128 с.: цв.ил. 2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019. - : 64 с. 3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 – 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019. – 46 с. Список литературы для учащихся: 1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019 – 128 с.: цв.ил. 2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. – М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2019. - : 64 с.