Рабочая программа элективного курса по экологии 6 класс

Пояснительная записка
Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент
экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,
умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна
экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического
образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей
его жизни.
Цели элективного курса «Экология растений»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира
нашей планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти
информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинноследственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить составлять рассказ о растении, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в
том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель
конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм,
любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами
Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в
течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Логические связи
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на
планете ).

Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса
Учебно-тематический план

1

Экология растений:
раздел науки и учебный
предмет

2

2

Свет в жизни растений

3

Учащиеся должны знать:
предмет изучения экологии
растений

2

3

Формируемые знания и
умения учащихся/
компетенции (согласно
стандарту образования)

Экскурсии

В том числе:

Лабораторные работы

Тема

Количес
тво
часов на
изучени
е темы

Уроки

№
п/п

1

Учащиеся должны знать:
основные среды обитания
растений, роль света в
жизни растений
Учащиеся должны уметь:
определять особенности
среды обитания растения,
черты приспособленности к

среде обитания
3

Тепло в жизни
растений

3

3

Учащиеся должны знать:
роль тепла в жизни
растений
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие
экологические задачи;
объяснять роль растений в
природе

4

Вода в жизни растений

3

3

Учащиеся должны знать:
роль воды в жизни растений
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие
экологические задачи;
выявлять черты
приспособленности
растений к условиям среды
обитания

5

Воздух в жизни
растений

3

3

Учащиеся должны знать:
роль воздуха в жизни
растений
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие
экологические задачи;

6

Почва в жизни
растений

3

3

Учащиеся должны знать:
роль почвы в жизни
растений
Учащиеся должны уметь:
решать простейшие
экологические задачи;

7

Животные и растения

2

2

Учащиеся должны знать:
особенности
взаимодействия растений и
животных
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной
и справочной литературой,
анализировать
просмотренный
видеоматериал

8

Влияние растений друг
на друга

1

1

Учащиеся должны знать:
о типах взаимодействий
организмов; разнообразии
биотических связей; законы
конкурентных отношений в
природе; об отношениях
организмов в популяциях
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной

и справочной литературой
9

Грибы и бактерии в
жизни растений

2

Учащиеся должны знать:
особенности
взаимодействия грибов,
бактерий и растений

2

Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной
и справочной литературой
10

Сезонные изменения
растений

2

2

11

Изменения растений в
течение жизни

1

1

Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной
и справочной литературой
1

Учащиеся должны знать:
характер изменений в
жизни растений в течение
жизни
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной
и справочной литературой

12

Разнообразие условий
существования и их
влияние на разные
этапы жизни растений

2

2

Учащиеся должны
знать:приспособления
растений к условиям среды
существования
Учащиеся должны уметь:
обосновывать
необходимость
природоохранных

мероприятий
13

14

15

Жизненные формы
растений

1

Растительные
сообщества

3

Охрана растительного
мира

3

1

Учащиеся должны знать:
Жизненные формы
растений

3

Учащиеся должны знать:
Понятие растительные
сообщества

3

Учащиеся должны знать:
современные проблемы
охраны природы (аспекты,
принципы и правила
охраны природы, правовые
основы охраны природы);

Календарно тематическое планирование является приложением к рабочей программе элективного курса «Экология растений» для
обучающихся 6 класса
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения

Календарно тематическое планирование
№
№
№
урока темы урока
п/п
в
теме
1.
1.
2.

1.
2.
2.

3.
4.
5.

1.
2.
3.
3.

6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.

9.
10
11.

1.
2.
3.
5.

12.

1.

13.
14.

2.
3.
6.

Тема урока

Тема1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2
ч.)
Экология как наука
Живой организм, его среда обитания и условия существования.
Экскурсия
Тема 2. Свет в жизни растений
(3 ч.)
Свет и фотосинтез
Влияние света на рост и цветение растений
Экологические группы растений по отношению к свету
Тема 3. Тепло в жизни растений
(3 ч.)
Тепло как необходимое условие жизни растений
Температура как экологический фактор
Экологические группы растений по отношению к теплу
Тема 4. Вода в жизни растений
(3 ч.)
Вода как необходимое условие жизни растений
Влажность как экологический фактор
Экологические группы растений по отношению к воде
Тема 5. Воздух в жизни растений
(3 ч.)
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы
в жизни растений.
Приспособление растений к поглощению газов из воздуха
Приспособление растений к опылению и распространению ветром
Тема 6. Почва в жизни растений
(3 ч.)

Фактическая дата проведения
урока

15.
16.

1.
2.

17.

3.
7.

18.
19.

1.
2.
8.

20.

1.
9.

21.
22.

1.
2.
10.

23.
24.

1.
2.
11.

25.

1.
12.

26.
27.

1.
2.
13.

28.
14.
29.
30.
31.

1.
2.
3.
15.

32.
33.
34.

1.
2.
3.

Почва как необходимое условие жизни растений
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам
почв
Плодородие почвы
Тема 7. Животные и растения (2 ч.)
Взаимное влияние животных и растений.
Растения-хищники
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч.)
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч.)
Роль грибов и бактерий в жизни растений
Бактериальные и грибковые болезни растений
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч.)
Приспособленность растений к сезонам года.
Фенологические фазы растений
Тема 11. Изменения растений в течение жизни (1 ч.)
Периоды жизни и возрастные состояния растений
Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на
разные этапы жизни растений (2 ч.)
Разнообразие условий существования растений
Уровни жизненного состояния растений
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч.)
Разнообразие жизненных форм растений
Тема 14. Растительные сообщества (3 ч.)
Растительные сообщества, их видовой состав
Устойчивость растительных сообществ.
Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч.)
Обеднение видового разнообразия растений
Редкие и охраняемые растения
Охраняемые территории


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».