Рабочая программа курса внеурочной деятельности История земли Волгоградской

Пояснительная записка программы внеурочной деятельности
«История земли Волгоградской»
Количество часов – 34
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней Сенека (младший)
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их
интеллектуального и творческого потенциала. Малая родина ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья,
дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия
города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является
воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной
деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной
деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц,
преимущественно местных жителей.
Рабочая программа составлена
Направленность программы «История земли Волгоградской»
по содержанию является общекультурной, учебно-познавательной;
по форме организации - внеурочная деятельность
по времени реализации – годичной.
Программа разработана
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя земля Волгоградская» составлена в соответствии: с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
составлена на
основе примерной программы среднего общего образования по географии Брылевым В.А., Болотниковой Н.В.,
Жбановым Ф.И.Волгоград, ВГАПО, 2014
и авторской программы «Практикум по географии», В.А. Брылёва, Н.В. Болотниковой. (ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Материалы программы могут быть использованы
на уроках географии при изучении тем с использованием
краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует
патриотическому
воспитанию,
34 часа – 1 час в неделю
Цели программы курса внеурочной деятельности «Моя земля Волгоградская»:
 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы Волгоградской
области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и
рационального использования;
 овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
 воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к
окружающей среде;
 применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и
социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
 создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в
области изучения начального курса физической географии,
 формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям
казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление
патриотизма учащихся.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
 актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий
мир» и «География»;
 развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира;
 научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
 научить устанавливать связи в системе географических знаний;

 включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления
схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
 Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
 Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории.
 Привитие нравственных и духовных устоев казаков; знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и
обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами; приобщение учащихся к традициям и обычаям
казаков;
знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества
Специфика данного курса внеурочной деятельности предполагает обязательную практическую деятельность,
которая является неотъемлемой частью познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового
материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно
ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами обучения освоения являются: формирование всесторонне образованной,
инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного
развития:
1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
3. формирование основ экологической культуры.
Метапредметными результатами освоения являются:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
4. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
6. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей
деятельности;
7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных
технологий;
8. формирование и развитие экологического мышления.
Предметными результатами освоения:
1. понимание роли краеведения системе научных дисциплин, его роли в решении современных практических
задач человечества
2. умение работать с разными источниками географической информации;
3. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
4. овладение основами картографической грамотности;
5. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
6. применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
Задания, выполняемые учениками, приводятся в рабочей тетради «География Волгоградской области. Практикум.
- М.: Планета, 2014.
Основные принципы, положенные в основу программы:
-принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных
условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
-систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас
знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации, наглядные методы: демонстрации рисунков,
плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические
методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Используются технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения, проблемного диалога на
этапе изучения нового материала, разноуровнего обучения, применение игровой технологии, развитие критического
мышления
проектно - исследовательской деятельности,
применение информационно-коммуникационной
технологии.
Актуальность данной программы заключается в том, что при выполнении практических заданий учащиеся учатся
применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические
способности. Навыки ориентирования помогут в будущем: как в повседневной жизни, так и на занятиях ОБЖ. Поиск
занимательной информации позволит приобщить учащихся к чтению и закрепить навыки передачи информации в
краткой, но доступной для восприятия форме.
Ожидаемые результаты: Программа предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и
навыков:
-знание основ краеведческой культуры;
-умение грамотно оформлять практическую работу;
-умение свободно доказывать и защищать свои мысли;
-предполагает в целом повышение интереса учащихся к предмету.
-участие в творческих конкурсах.

№
п/
п
1.

2.

3.

4.

5

6.
7
8

Учебно-тематический план
программы внеурочной деятельности
« История земли Волгоградской»
1 час в неделю
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Формы работы, виды деятельности
учащихся
« Географическое положение Волгоградской области» 5ч
Вводное занятие. Знакомство с предметом
1
Беседа. Индивидуальная работа. Работа с
краеведения. Что изучает география Волгоградской
картой
области
Мой край на карте Родины. Особенности
1
Получат представление о родном крае, ег
географического положения Волгоградской области
о месте на карте. Работа с картой и
раздаточным материалом
Символика Волгоградской области.
1
Беседа. Творческая работа-изображение
герба. Индивидуальная работа. Работа с
картой
Изучение географического положения Донского края на
1
Получат представление о родном крае
территории, Волгоградской области как родины
казаков, его месте на карте Работа с
казачества
картой
Теории о происхождении казаков и казачества
1
Творческая работа эссе
«Кто такие донские казаки?»
«Природные условия Волгоградской области»15ч
Поверхность Волгоградской области
1
Работа в парах с картой и к\картой
Волгоградской области
Стихийные природные явления в литосфере на примере
1
Интерактивная беседа. Инд. деят.
Волгоградской области
Выполнение рисунка
Кладовые недра
1
Работа в парах с раздаточным
материалом.

9

Климат Волгоградской области. Времена года.

1

10

Воды Волгоградской области

1

11

Тихий Дон батюшка.

1

12
13
14

Озера, болота, подземные воды Волгоградской области.
Озеро Эльтон
Распространение почв Волгоградской области

1
1
1

15

Растительность Волгоградской области и Донского края
1
на территории, Волгоградской области
Животные Волгоградской области Донского края на
1
территории, Волгоградской области
Роль человека в изменении природы Волгоградской
1
области
Географическая викторина «Знаешь ли ты природу
1
Волгоградской области»?
Творческий проект (сочинение, презентация, рисунок)
1
по теме: «Природа Волгоградской области»
Творческая работа: кроссворд по теме «Природа
1
Волгоградской области»
«Экскурсии»2ч
Экскурсия в школьную библиотеку: «Волгоградская
1
область в художественной и научной литературе».
Общий обзор литературы Дона и казачьего зарубежья.
1
Творчество М.А.Шолохова
Мой родной город 12ч
История создания Волгограда
1

16
17
18
19
20

21
22

23

Беседа. Составление описания времен
года
Работа с картой и раздаточным
материалом
Беседа. Творческая работа - рисунок
реки
Беседа. Работа с картой. Рисунок
Работа индивид. Зарисовки озера.
Работа в парах с картой и к\картой
области
Инд. деят. Выполнение рисунка. Работа
с картой и к\картой
Беседа. Инд. деят. Работа с картой,
Зарисовки животных
Интерактивная беседа. Инд. деят.
Инд. деят. Работа с картой и раздаточным
материалом
Инд. деят. Проект
Работа в парах или группах, по созданию
кроссворда
Коллек. работа. Обсуждение
Заочная экскурсия в дом-музей
Шолохова в станице Вешенской
Интерактивная беседа. Сочинение

1

27

Мой город на карте Волгоградской области. Герб
Волгограда и других городов. Первые казачьи городки.
Достопримечательности родного города.
Памятники Волгограда, связанные с Великой
Отечественной войной
Казаки в Великой Отечественной войной

28
29
30

Спортивным объекты города. Казачьи игры
Традиции, обычаи, праздники родного города.
Казачьи семьи. Традиции и обычаи.

1
1
1

31
32
33

Экскурсия в Краеведческий музей
Экскурсия в Краеведческий музей
Обобщение, подведение итогов. Творческая работа.
Написание сочинений, стихов, рисунков по теме:
«Люблю тебя, Земля Волгоградская!»
Обобщение темы. Обсуждение творческих работ

1
1
1

24
25
26

34

1
1
1

1

Работа в парах с картой Волгоградской
области
Беседа. Работа раздаточным материалом
Заочная экскурсия по памятным местам
Инд. деят. Составить рассказ о участии
казаков в войне
Беседа. Работа раздаточным материалом
Интерактивная беседа. Рисунок
Инд. деят. Сообщение о традиции
казаков
Дискуссия «За что я люблю свой край».
Дискуссия «За что я люблю свой край».
Творческая работа. Написание
сочинений, стихов, рисунков
Коллек. работа. Обсуждение

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (набор открыток).
2. Панин,
И.
Сталинград. Экономико-географический
очерк
/
И.
Панин,
П.
Пилатов.
–
Сталинград: Сталинградское книжное, 1957. – 96 с.
3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. –
1600 с.
4. Царицын - Сталинград – Волгоград (фотоальбом) / С.А. Аргасчева, А.В. Материкин, Н.А. Одинокова, И.О.
Тюменцев; фот. Э. Евзерихина и др. – Волгоград: Издатель, 2000. – 100 с.
5. Уткин, А.И. Вторая мировая война / А. И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2002. – 864 с.
6. Чуянов, А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.) / А.С. Чуянов. – Н-Волжское издание, 1979.
7. Электронный ресурс: www.volgadmin.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».