Пояснительная записка программы внеурочной деятельности «История земли Волгоградской» Количество часов – 34 «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней Сенека (младший) Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая родина ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Рабочая программа составлена Направленность программы «История земли Волгоградской» по содержанию является общекультурной, учебно-познавательной; по форме организации - внеурочная деятельность по времени реализации – годичной. Программа разработана Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя земля Волгоградская» составлена в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; составлена на основе примерной программы среднего общего образования по географии Брылевым В.А., Болотниковой Н.В., Жбановым Ф.И.Волгоград, ВГАПО, 2014 и авторской программы «Практикум по географии», В.А. Брылёва, Н.В. Болотниковой. (ГАОУ ДПО «ВГАПО») Материалы программы могут быть использованы на уроках географии при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует патриотическому воспитанию, 34 часа – 1 час в неделю Цели программы курса внеурочной деятельности «Моя земля Волгоградская»: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы Волгоградской области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения географическую карту, статистические материалы, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде; применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных и практических умений в области изучения начального курса физической географии, формирование начального представления о казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию казачества, становление патриотизма учащихся. Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи: актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «География»; развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к объектам и процессам окружающего мира; научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; научить устанавливать связи в системе географических знаний; включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения; Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории. Привитие нравственных и духовных устоев казаков; знакомство с укладом жизни казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами; приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков; знакомство с некоторыми событиями в истории и современности казачества Специфика данного курса внеурочной деятельности предполагает обязательную практическую деятельность, которая является неотъемлемой частью познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Требования к результатам обучения Личностными результатами обучения освоения являются: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития: 1. воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; 2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 3. формирование основ экологической культуры. Метапредметными результатами освоения являются: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 4. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 6. владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности; 7. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий; 8. формирование и развитие экологического мышления. Предметными результатами освоения: 1. понимание роли краеведения системе научных дисциплин, его роли в решении современных практических задач человечества 2. умение работать с разными источниками географической информации; 3. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; 4. овладение основами картографической грамотности; 5. овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; 6. применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; Задания, выполняемые учениками, приводятся в рабочей тетради «География Волгоградской области. Практикум. - М.: Планета, 2014. Основные принципы, положенные в основу программы: -принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; -принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; -научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; -систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации, наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Используются технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения, проблемного диалога на этапе изучения нового материала, разноуровнего обучения, применение игровой технологии, развитие критического мышления проектно - исследовательской деятельности, применение информационно-коммуникационной технологии. Актуальность данной программы заключается в том, что при выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности. Навыки ориентирования помогут в будущем: как в повседневной жизни, так и на занятиях ОБЖ. Поиск занимательной информации позволит приобщить учащихся к чтению и закрепить навыки передачи информации в краткой, но доступной для восприятия форме. Ожидаемые результаты: Программа предполагает формирование у учащихся следующих знаний, умений и навыков: -знание основ краеведческой культуры; -умение грамотно оформлять практическую работу; -умение свободно доказывать и защищать свои мысли; -предполагает в целом повышение интереса учащихся к предмету. -участие в творческих конкурсах. № п/ п 1. 2. 3. 4. 5 6. 7 8 Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности « История земли Волгоградской» 1 час в неделю Наименование разделов, блоков, тем Всего часов Формы работы, виды деятельности учащихся « Географическое положение Волгоградской области» 5ч Вводное занятие. Знакомство с предметом 1 Беседа. Индивидуальная работа. Работа с краеведения. Что изучает география Волгоградской картой области Мой край на карте Родины. Особенности 1 Получат представление о родном крае, ег географического положения Волгоградской области о месте на карте. Работа с картой и раздаточным материалом Символика Волгоградской области. 1 Беседа. Творческая работа-изображение герба. Индивидуальная работа. Работа с картой Изучение географического положения Донского края на 1 Получат представление о родном крае территории, Волгоградской области как родины казаков, его месте на карте Работа с казачества картой Теории о происхождении казаков и казачества 1 Творческая работа эссе «Кто такие донские казаки?» «Природные условия Волгоградской области»15ч Поверхность Волгоградской области 1 Работа в парах с картой и к\картой Волгоградской области Стихийные природные явления в литосфере на примере 1 Интерактивная беседа. Инд. деят. Волгоградской области Выполнение рисунка Кладовые недра 1 Работа в парах с раздаточным материалом. 9 Климат Волгоградской области. Времена года. 1 10 Воды Волгоградской области 1 11 Тихий Дон батюшка. 1 12 13 14 Озера, болота, подземные воды Волгоградской области. Озеро Эльтон Распространение почв Волгоградской области 1 1 1 15 Растительность Волгоградской области и Донского края 1 на территории, Волгоградской области Животные Волгоградской области Донского края на 1 территории, Волгоградской области Роль человека в изменении природы Волгоградской 1 области Географическая викторина «Знаешь ли ты природу 1 Волгоградской области»? Творческий проект (сочинение, презентация, рисунок) 1 по теме: «Природа Волгоградской области» Творческая работа: кроссворд по теме «Природа 1 Волгоградской области» «Экскурсии»2ч Экскурсия в школьную библиотеку: «Волгоградская 1 область в художественной и научной литературе». Общий обзор литературы Дона и казачьего зарубежья. 1 Творчество М.А.Шолохова Мой родной город 12ч История создания Волгограда 1 16 17 18 19 20 21 22 23 Беседа. Составление описания времен года Работа с картой и раздаточным материалом Беседа. Творческая работа - рисунок реки Беседа. Работа с картой. Рисунок Работа индивид. Зарисовки озера. Работа в парах с картой и к\картой области Инд. деят. Выполнение рисунка. Работа с картой и к\картой Беседа. Инд. деят. Работа с картой, Зарисовки животных Интерактивная беседа. Инд. деят. Инд. деят. Работа с картой и раздаточным материалом Инд. деят. Проект Работа в парах или группах, по созданию кроссворда Коллек. работа. Обсуждение Заочная экскурсия в дом-музей Шолохова в станице Вешенской Интерактивная беседа. Сочинение 1 27 Мой город на карте Волгоградской области. Герб Волгограда и других городов. Первые казачьи городки. Достопримечательности родного города. Памятники Волгограда, связанные с Великой Отечественной войной Казаки в Великой Отечественной войной 28 29 30 Спортивным объекты города. Казачьи игры Традиции, обычаи, праздники родного города. Казачьи семьи. Традиции и обычаи. 1 1 1 31 32 33 Экскурсия в Краеведческий музей Экскурсия в Краеведческий музей Обобщение, подведение итогов. Творческая работа. Написание сочинений, стихов, рисунков по теме: «Люблю тебя, Земля Волгоградская!» Обобщение темы. Обсуждение творческих работ 1 1 1 24 25 26 34 1 1 1 1 Работа в парах с картой Волгоградской области Беседа. Работа раздаточным материалом Заочная экскурсия по памятным местам Инд. деят. Составить рассказ о участии казаков в войне Беседа. Работа раздаточным материалом Интерактивная беседа. Рисунок Инд. деят. Сообщение о традиции казаков Дискуссия «За что я люблю свой край». Дискуссия «За что я люблю свой край». Творческая работа. Написание сочинений, стихов, рисунков Коллек. работа. Обсуждение ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Государственный музей-панорама «Сталинградская битва» (набор открыток). 2. Панин, И. Сталинград. Экономико-географический очерк / И. Панин, П. Пилатов. – Сталинград: Сталинградское книжное, 1957. – 96 с. 3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохоров, 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 1600 с. 4. Царицын - Сталинград – Волгоград (фотоальбом) / С.А. Аргасчева, А.В. Материкин, Н.А. Одинокова, И.О. Тюменцев; фот. Э. Евзерихина и др. – Волгоград: Издатель, 2000. – 100 с. 5. Уткин, А.И. Вторая мировая война / А. И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2002. – 864 с. 6. Чуянов, А.С. Сталинградский дневник (1941-1943 г.г.) / А.С. Чуянов. – Н-Волжское издание, 1979. 7. Электронный ресурс: www.volgadmin.ru