Рабочая программа внеурочной деятельности Ритмика 4 класс

I.

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит
от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и
массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником,
быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая
связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа
стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и
психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был
богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,
находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и
сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению
детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память,
обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой личности.
Рабочая программа «Ритмика» составлена на основе «Модульной программы
третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных
учреждений. Москва, 2012г.
Модуль VI. «Спортивные бальные, детские ритмические и современные эстрадные
танцы».

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и
расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают
постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и
музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими
предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников,
корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма,
музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки,
у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется
чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь
каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно
выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить
соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают
благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания,
развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и
осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и
дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и
нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию
школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.
Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание
ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к
сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и
декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно
использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить
ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре.
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют
навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к
партнёру, находить с ним общий ритм движения.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству,
развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:
Обучающая:
формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого
потенциала.
Воспитательная:
способствовать
развитию
эстетического
чувства
и
художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения
с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к
определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений
учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального
образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая
парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с
другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
1.
2.
3.
4.

Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и
определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть
учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что
в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения,
расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных
навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность
учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен
сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик»
(подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик»
(подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать
детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать,
шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных
животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо
раскрыть не только образ, но и общее содержание
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой
отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со
спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать
образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет
ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно
и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их
названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и
др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре,
умению находить в движениях характерные особенности танцев разных
национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 34 ч.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более
сложные, чем в предыдущих классах.

2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения
кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под
музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные
хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании
хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных
танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением.
Инсценирование музыкальных сказок, песен.

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад

(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание
народных танцев.

III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
4 класс. Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических
суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки
зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической
творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических
движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально творческих возможностей.
Метапредметные результаты
• регулятивные
✓ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
✓ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
✓ целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
• познавательные
Учащиеся должны уметь:
✓ правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
✓ отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и
самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
✓ различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
• коммуникативные
✓ продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников;
✓ с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
✓ умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.

Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№
урока

Дата

1

04.09

2-3

11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10

4-6

7
8-9

23.10
06.11
10-12
13.11
20.11
27.11
13-14
04.12
11.12
15-17
18.12
25.12
15.01

Название темы
Вводное занятие. Беседа о технике безопасности
на уроке, при выполнении упражнений,
разучивании танцев.
Знакомство с элементами к танцу «Сударушка»

Кол-во
часов
1

2

Разучивание и отработка танца «Сударушка»

3

Задание на развитие фантазии. Музыкальнотанцевальная игра.
Знакомство с элементами к танцу «Полька»

1

Разучивание и отработка танца «Полька»

3

Знакомство с элементами к «Весёлому танцу»

2

Разучивание и отработка «Весёлого танца»

3

2

18
19

22.01
29.01

Задание на развитие фантазии.
Упражнения на развитие координации.

1

20-21

05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04

Знакомство с элементами к танцу «Хоровод»

2

Разучивание и отработка танца «Хоровод»

3

Знакомство с элементами к танцу «Вальс»

3

Разучивание и отработка танца «Вальс»

3

22-24

25-27

28-30

1

31
32-33
34

30.04
07.05
14.05
21.05

Задание на развитие фантазии.
Индивидуальное творчество.

1

Урок-смотр знаний

1
34

ИТОГО
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;
- упражнения на развитие координации;
- Упражнения на улучшение гибкости.
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым
усложнением задач.
3. Бальные танцы
1.Танец «Сударушка»
- основной шаг по одному, в парах;
- раскрытие и закрытие по одному, в парах;
- американ спин;
- хлыст по одному, в парах;
- смена мест справа налево по одному, в парах;
- смена мест слева направо по одному, в парах;
- стоп энд гоу по одному, в парах.
4.Фигурный вальс
- балансе;
- вальс правый поворот;
- вальс левый поворот;
- окошечко;
- раскрытие;
- повороты;
- вальсовая дорожка;
- переходы из позиции в позицию;
- поклон.
5. Полька
-шаг польки
-подскоки,
- хлопки
-кружение в парах
- пружинка
- ковырялочка
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;

2

- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь танцевать в заданном темпе.

IV.

СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.

ЛИТЕРАТУРА
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор,
1984.
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных
классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего
возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного
и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.:
Музыка, 1984.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор,
1989.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор,
1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».