Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 6 класс

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Функциональная грамотность»
5-9 классы
6 класс

Программу составила: С.В. Епанчинцева

с. Нижняя Добринка, 2024

Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать
компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации
личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на
вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений?», - является PISA (Programmefor International Student Assessment).
И функциональная грамотность понимается PISAкак знания и умения, необходимые для полноценного
функционирования человека в современном обществе. PISAв своих мониторингах оценивает и
естественнонаучную грамотность.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в
2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в
2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их
адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем
самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISAпоказали, что результаты оценки функциональной грамотности 15летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых
людей и их благосостояния. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также
надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность
развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему
способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование
математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину;
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять
активнуюгражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
(естественнонаучная грамотность;
способности человека приниматьэффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.

1. Планируемые результаты изучения курса
внеурочной деятельности
Метапредметные и предметные

6 класс
Уровень
понимания и
применения

Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний

Финансовая
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

Личностные
Читательская
5-9 классы

оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную

Грамотность
Математическая
Естественнонаучная
объясняет
объясняет
гражданскую
гражданскую
позицию в
позицию в
конкретных
конкретных
ситуациях
ситуациях
общественной
общественной
жизни на основе
жизни на основе
математических
естественнонаучзнаний с позиции ных знаний с
норм морали и
позиции норм

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,

позицию по
отношению к
прочитанному

общечеловеческих ценностей

морали и
общечеловеческих ценностей

прав и
обязанностей
гражданина
страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.

2.Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№

Тема занятия

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные
1. деньги». Фальшивые деньги: история и современность

2.
3.

Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.

4. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
5. чего нужно учиться?
6. Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы читательской грамотности»
№

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская летопись как источник
2. информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
3. художественных текстах.
1.

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

4
5.
6.
7.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы математической грамотности»
№

Тема занятия

Числа и единицы измерения: время, деньги,
1. масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
2. прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
3. способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
4. разбиение на пары).
5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
6. Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на
Изучение свойств фигур: геометрические
7. фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы,
8. вычисление вероятности.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

Тема занятия

Тело и вещество. Агрегатные состояния
1. вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
2. атома.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
3. для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
4. конденсация. Кипение.
5. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
6. Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

3. Учебно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
Тематическое планирование
№
Название раздела
п/п
1. Модуль:«Основы

2.

3.

4.

финансовой
грамотности»
Модуль:«Основы
читательской
грамотности»
Модуль:«Основы
математической
грамотности»
Модуль:«Основы
естественно- научной
грамотности»
Итого:

Всего
часов
7

аудиторно
1,5

Из них
внеаудиторно
5,5

экскурсии
-

8

0,5

7,5

-

9

2

7

-

10

2,5

7,5

-

34

6,5

27,5

-

Общий годовой план работы составляет - 34 ч.,
из них: теоретических – 6,5 ч.,
практических – 27,5 ч.

4.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
Календарно- тематическое планирование

Дата
проведения

№
п/п

1.

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

9

Название раздела,
тема занятия

Колво
часов

Форма
организации
деятельности
обучающихся

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1
Удивительные факты
и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные деньги».
Фальшивые деньги:
история и
Беседы, диалоги,
современность
дискуссии.
1
Откуда берутся
деньги? Виды
доходов.
Заработная плата.
Почему у всех она
разная? От чего это
Круглый стол,
зависит?
игра
1
Собственность и
доходы от нее.
Круглый стол,
Арендная плата,
проценты, прибыль,
игра, квест.
дивиденты.
1
Социальные выплаты:
Беседы, диалоги,
пенсии, пособия.
дискуссии.
1
Как заработать
деньги? Мир
Викторина, квест,
профессий и для
чего нужно учиться?
квиз.
1
Личные деньги
Проект, игра.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной
темы и идеи в
эпическом
Беседа, конкурс.
произведении
1
Древнерусская
Круглый стол,
летопись как источник
информации о реалиях
ролевая игра.
времени.

Примечание

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17

18.

19.

20.

Сопоставление
содержания
художественных
текстов. Определение
авторской позиции в
художественных
текстах.
Работа с текстом: как
понимать
информацию,
содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текстповествование
(рассказ, отчет,
репортаж)
Типы задач на
грамотность.
Интерпретационные
задачи.

1

Работа в парах.
Игра в форме
«КВН»
1

Квест, круглый
стол.
1

Круглый стол.
дискуссия,
1

1

Квест, игра «Что?
Где? Когда?».
Беседа, дискуссия
в формате
свободного
обмена мнениями
Тестирование.

Работа с несплошным
текстом: таблицы и
карты.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Числа и единицы
Игра,
измерения: время,
обсуждение,
деньги,
практикум.
масса, температура,
расстояние.
1
Вычисление величины,
применение пропорций
прямо
пропорциональных
Исследовательска
отношений для
я работа, урокрешения проблем.
практикум.
1
Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом: части,
Обсуждение,
проценты, пропорция,
урок- практикум,
движение, работа.
соревнование.
1
Инварианты: задачи на
Урок-игра, урокчетность (чередование,
разбиение на пары).
исследование.
1
Урок-игра,
Логические задачи,

решаемые с
помощью таблиц
21.

22.

23.

24.

25.

26.

27,
28.

29.

30,
31.

32.
33,
34

индивидуальная
работа в парах.
Обсуждение,
урок-практикум.

1
Графы и их
применение в решении
задач.
1
Геометрические
задачи на построение
и на изучение свойств
Беседа, урокфигур: геометрические
фигуры на клетчатой
исследование,
бумаге,
моделирование
конструирование.
1
Элементы логики,
теории вероятности,
комбинаторики:
Обсуждение,
таблицы, диаграммы,
урок-практикум,
вычисление
проект, игра.
вероятности.
1
Проведение рубежной
Тестирование
аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
1
Тело и вещество.
Наблюдение
Агрегатные состояния
вещества. Масса.
Измерение массы тел.
1
Лабораторная
Строение вещества.
работа.
Атомы и молекулы.
Моделирование.
Модели атома.
2
Тепловые явления.
Презентация.
Тепловое расширение
Учебный
тел. Использование
эксперимент.
явления теплового
Наблюдение
расширения для
физических
измерения
температуры.
явлений.
1
Плавление и
отвердевание.
Проектная
Испарение и
конденсация. Кипение.
работа.
2
Представления о
Обсуждение.
Вселенной. Модель
Исследование.
Вселенной. Модель
Проектная
солнечной системы.
деятельность.
1
Царства живой
Квест.
природы
2
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».