Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса с ОВЗ (ТНР)
разработана на основе примерной программы по русскому языку для 5- 9 классов и авторской программы для
общеобразовательных школ (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Просвещение») в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего
образования или федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования; учебным планом МКОУ Нижнедобринская СШ на 2024 – 2025 учебный год.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение одного учебного года (2024 – 2025 гг.) Федеральный базисный план
отводит 175 часов для образовательного изучения русского языка в 5 классе из расчёта 5 часов в неделю.
I.Пояснительная записка
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебномупредмету «Русский язык» составлена на
основе АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1,) МКОУ Нижнедобринская СШ на 2024 – 2025 учебный год.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку
обуславливает его специфику. Все знания учащихся с нарушениями интеллекта, получаемые ими в основном
при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся обусловлена
трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого
развития, имеющихся психофизических функций.
Изучая русский язык, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий, а также
являются основой формирования базовых учебных действий. Базовые учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к
самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет
основу умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности. Русский язык является для школьников с нарушениями интеллекта основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
Основной целью обучения русскому языку является - формирование у учащихся устной и письменной
речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.
Исходя из основной цели, задачами обучения русскому языку являются:
― уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой
основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых
навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
― воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Он обеспечивается
соответствующей системой упражнений, наблюдениями за окружающим миром и их анализом, игровой
деятельностью.
ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета.
Программа по учебному предмету «Русский язык» составлена для учащихся 5-9 классов.
Целью программы является:
-формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и их
лучшей адаптации после окончания школы.
Задачи:
- выработать прочные навыки грамотного письма на основе усвоения элементарных сведений по грамматике и
правописанию;
- повысить уровень общего развития;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать нравственные качества школьников, сформировать практические умения и навыки написания
деловых бумаг;
- учитывать индивидуально-типические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из структуры и содержания курса, общих задач обучения русскому языку и особенностей учащихся с
проблемами в развитии, можно определить специальные задачи в обучении грамматике и правописанию:
- формирование грамматических понятий; орфографических умений и навыков
- выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи;
- грамотно писать, оформлять деловые бумаги.
Решение дидактических задач будет способствовать решению коррекционно-развивающих задач: развитию
всех сторон речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической), коррекции психических
процессов, мыслительных операций, ЭВС. Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Решение воспитательных задач тесно взаимодействуют с решением общеобразовательных и коррекционноразвивающих задач.
Материал программы расположен по принципу постепенного усложнения и увеличения объёма сведений.
Программа представлена 6 темами:
1.Повторение.
2.Звуки и буквы.
3.Слово.
4.Части речи
5.Предложение.
6.Связная речь.
Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное
закрепление и повторение изученного. Планирование 5 класса начинается с повторения основного
материала обучения в начальной школе, причем повторение предполагает постепенное расширение,
углубление ранее изученных знаний.
В 5 классе предусмотрено знакомство с именем существительным, изучение основных
грамматических признаков имени существительного, его правописания в единственном числе, закрепление
сведений о звуковой системе языка, расширение знаний о составе слова.
Программа 6-го класса предусматривает повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее
пройденных частях речи,
обогащает знания о глаголе, прилагательном. Программа для 7 класса
предусматривает повторение темы о составе слова, обобщение знаний о ранее пройденных частях речи.
Вводит понятие о местоимении, обогащает знания о глаголе. В 8-м классе повторяется ранее пройденный
материал, расширяются сведения об изученных частях речи. В 9 классе предлагаются для изучения новые
грамматические категории – имя числительное и наречие.
Важная роль в изучении русского языка отводится формированию представлений о грамматических
понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения
анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего
формирования базовых(регулятивных, познавательных (символико-моделирующих)) учебных действий с
языковыми единицами.
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и
отношения, существующие в системе языка и речи. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией,
фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием
синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они
наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции
учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими
сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию
текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию
умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной творческой работы.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания русскому языку у учащихся должны сформироваться как
предметные, так и базовые учебные действия, а также способы познавательной деятельности. Такая работа
может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к
деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и
представлена интересная возможность для их реализации.

Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической
деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей,
обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Овладение даже элементарными понятиями требуют от ребёнка с интеллектуальными нарушениями
достаточно высокого уровня развития. Для пробуждения у учащихся интереса к русскому языку
необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создаются
увлекательные для детей ситуации. Используются предметные пособия: схемы, чертежи, рисунки и,
иллюстративные таблицы и пособия.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить,
углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования
позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений
сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную
информацию.
I II. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты
освоения АООП обучающимися с нарушениями интеллекта.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. К
личностным результатам относятся:
5-9 классы:
1.Осознаёт себя гражданином России, имеющего определённые права и обязанности.
2.Гордится школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.
3.Адекватно эмоционально откликается на произведения литературы, музыки, живописи и др.
4.Уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности.
5.Активно включается в общеполезную социальную деятельность.
6.Осознанно относится к выбору профессии.
7.Бережно относится к культурно – историческому наследию родного края и страны.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их
применению.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
Русски
5 класс
й язык - пишет под диктовку текст (55-60 слов); - пишет под диктовку текст (55-60 слов);
-различает звуки и буквы (гласные и - различает звуки и буквы (гласные и согласные),
согласные), обозначает их на письме с обозначает их на письме;
помощью учителя;
- подбирает группы родственных слов (несложные
-подбирает группы родственных слов случаи);
(несложные случаи);
-проверяет написания безударных гласных, звонких и
- проверяет написания безударных глухих согласных путём изменения формы слова;
гласных, звонких и глухих согласных - обозначает мягкость согласных буквой ь;
путём изменения формы слова с - разбирает слова по составу самостоятельно;
помощью учителя;
- выделяет имя существительное как часть речи,
-обозначает мягкость согласных буквой определяет род и число,
ь;
одушевленные и неодушевленные,
- разбирает слова по составу с помощью собственные и нарицательные имена существительные;
учителя;
- понимает значение прилагательных в речи, определяет
-выделяет имя существительное как род прилагательных;
часть речи, определяет род и число, различает действия, обозначаемые глаголами,
определяет
одушевленные
и определяет время глаголов ;
неодушевленные,
собственные
и - строит простое распространённое предложение;
нарицательные имена существительные - связно высказывается устно, письменно;
с помощью учителя;
- пользуется школьным орфографическим словарём;
- понимает значение прилагательных в - восстанавливает деформированные предложения
речи, определяет род прилагательных;
и текст
- различает действия, обозначаемые -называет буквы по алфавиту.
глаголами, определяет время глаголов с
помощью учителя;

-строит
простое
распространённое
предложение с помощью учителя;
- связно высказывается
устно,
письменно с помощью учителя;
пользуется
школьным
орфографическим словарём с помощью
учителя;
- восстанавливает деформированные
предложения и текст с помощью учителя
-называет буквы по алфавиту.
Контроль за усвоением знаний.В 5 - 9 классах текущий контроль за усвоением знаний и умений
осуществляется в виде небольших самостоятельных работ. Небольшие самостоятельные работы планируется
проводить практически на каждом уроке. Промежуточный контроль проводится по пройденной теме, по
итогам(1,2, 3, 4 четверти). Формой контроля являются контрольные работы, которые состоят из контрольного
списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический
разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ- списывания и диктанты с заданиями.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в форме контрольного диктанта с
грамматическим заданием в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихсяМКОУ Нижнедобринская СШ
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной
области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметных
результатов
основывается
на
принципах индивидуального
и
дифференцированного
подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, т.к. они
играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний.
Основными критериями оценки планируемых предметных результатов являются следующие:
 соответствие / несоответствие науке и практике;
 полнота и надежность усвоения;
 самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности, как
«верные»
или
«неверные».
Критерий «верно» /«неверно» (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления,
способах их предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты
оцениваются как полные, частично полные и
неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и
ее видов:
 задание выполнено полностью самостоятельно;
 выполнено по словесной инструкции;
 выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения:
 по способу предъявления (устные, письменные, практические);
 по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При оценивании предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной
шкале, которая уточнена и наполнена следующим содержанием. Чем больше верно выполненных заданий к
общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их
как «удовлетворительные» - оценка «3», «хорошие» - оценка «4», «очень хорошие» (отличные) – оценка
«5».
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с
оценками, если он верно выполняет:
«удовлетворительные» - оценка «3» - от 35% до 50%заданий;
«хорошие» - оценка «4» ― от 51% до 65%заданий.
«очень хорошие» (отличные) – оценка «5» - свыше65%.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые
стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
По завершению реализации АООП в соответствии с Положением об итоговой аттестации в МБОУ
«Партизанская средняя общеобразовательная школа им. П.П. Петрова» проводятся два испытания:
первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка,
чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труда.
Результаты
итоговой
аттестации
оцениваются с использованием традиционной системы
отметок по 5-балльной шкале.
Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе
интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было»
― «стало») или в сложных случаях сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка достижения предметных результатов ведётсякак
в
ходе текущего оценивания,
так и в ходе промежуточного оценивания (по итогам учебного года), итогового по окончании 9 класса.
Результаты текущего и промежуточного оценивания фиксируются в классном журнале, промежуточного
оценивания (по итогам учебного года) – в личном деле обучающегося.
Оценка предметных результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
V. Содержание учебного предмета.
5 класс
Повторение. Звуки и буквы.Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и
мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Алфавит.
Предложение. Текст. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании
слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок.
Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать
части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные,
нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имен существительных по числам. Род имён
существительных, умение различать род.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Определение рода прилагательных. Правописание
окончаний прилагательных.
Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глаголов по временам.
Предложение. ТекстГлавные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и
распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные
члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
Восстановление деформированных предложений.
Повторение. Разбор слов по составу. Различение частей речи. Определение изученных грамматических
признаков существительного, прилагательного, глагола.

№
п.п

VI. Тематическое планирование уроков.
6. 1.Тематическое планирование по предмету «Русский язык» 5 класс. 5 ч. в неделю, 136 ч. в год.
Наименование разделов
Всего
В том числе:
Виды деятельности
и тем
часов
учащихся
практические работы диктанты изложения,
(деловое письмо)
сочинения
Тема 1
Различать звуки речи. Называть буквы в алфавите. Определять
Повторение. Звуки и
21
1
1
ударные и безударные гласные. Давать характеристику
буквы. Текст
согласным: мягкие-твердые, звонкие-глухие. Обозначать
мягкость согласных на письме буквами и,е,е,ю,я,ь. Проверять
безударные гласные в словах. Понимать несовпадение звука и
буквы в слове.
Тема 2
Выделять предложения в тексте. Различать распространенное и
Предложение. Текст
25
1
1
1
нераспространенное предложение. Находить главные и
второстепенные члены в предложениях. Находить в тексте
повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения. Уметь восстанавливать деформированные
предложения и текст.
Тема 3
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные
Состав слова
32
2
2
1
слова (с общим корнем), выделять в них
корень, подбирать примеры однокоренных
слов. Осуществлять последовательность действий при
выделении в слове корня. Различать приставку и предлог по их
значению. Систематизировать знания о составе слова в
виде схемы, таблицы. Определять ударение в словах.
Применять правила проверки безударных гласных в
корне и согласных в корне слова.
Тема 4
Различать названия предметов, действий и признаков предмета.
Части речи. Текст
15
Выучить правила понятий имя существительное, глагол,
прилагательное. Различать части речи (существительное, глагол,
прилагательное) в предложениях
Тема 5
Определять существительные по вопросам и значению.
Имя существительное
24
1
1
Различать одушевленные и неодушевленные существительные.
Различать собственные и нарицательные существительные.

Изучить правило написания собственных имен
существительных. Изменять существительные по числам.
Определять род существительного
Тема 6
Имя прилагательное

16

1

1

-

Понимать значение прилагательных в речи. Находить в
предложениях словосочетания прилагательного и
существительного. Определять род прилагательного.

Тема 7
Глагол

15

-

1

-

Определять в тексте по вопросам глагол. Определять время
глаголов.

Тема 8
Предложение. Текст

15

-

-

1

Определять в предложениях главные и второстепенные члены.
Дополнять предложения однородными членами. Различать
распространенные и нераспространенные предложения.

12

-

1

-

Повторить разбор слов по составу. Повторить грамматические
признаки существительного, глагола, прилагательного.
Восстанавливать деформированное предложение и текст

175

5

Тема 9
Повторение
ИТОГО:

8

4

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 5 класс 5 часов в неделю – 175 часов в год
№
Наименование темы, уроков
п/п
темы
1. Повторение. Звуки и буквы. Текст
1

Гласные и согласные. Алфавит

2

Несовпадение звука и буквы в слове

3

Твердые и мягкие согласные перед И,Е,Е,Ю,Я

4

Мягкий знак на конце и в середине слова

5

Правописание с разделительным мягким знаком

6

Текст. Различение текста и не текста

Виды учебной
деятельности

Усвоение
предметных
знаний

БУД

Называть правильно буквы в алфавитном
порядке. Называть гласные и согласные
звуки
Наблюдать за соотнесением звука и буквы

Алфавит, гласные,
согласные звуки

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

Ударение в слове

Различать на слух твердые и мягкие
согласные
Наблюдать за написание мягкого знака в
словах
Упражняться в правописание мягкого знака
в словах
Учиться различать текст

Согласные буквы и
звуки
Правописание
мягкого знака
Правила
правописания
Алгоритм

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;

8

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на
конце слова
Ударные и безударные гласные в слове

Доказывать правильность написания
согласных
Умения расставлять ударение в словах

9

Проверка безударных гласных в слове

10

Проверка безударных гласных в слове

11

Закрепление знаний. Безударные гласные в словах

Определять безударные гласные и
применять правила проверки
Определять безударные гласные и
применять правила проверки
Проверять безударные гласные в слове

12

Работа с деформированным текстом

Восстановить деформированный текст

13

Упражнения по теме «Звуки и буквы»

14

Текст. Определение темы текста. Заголовок

15

Текст. Определение темы текста. Заголовок

16

Закрепление знаний. Звуки и буквы

17

Закрепление знаний. Звуки и буквы

18

Диктант по теме «Звуки и буквы» с грамматическим
заданием

Упражняться в правописании безударных
гласных
Понимать смысл текста, уметь определять
заголовок текста
Понимать смысл текста, уметь определять
заголовок текста
Закрепить знания и умения правописания
гласных и согласных
Закрепить знания и умения правописания
гласных и согласных
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

19

Работа над ошибками

Работать по алгоритму

20

Деловое письмо. Адрес

Познакомиться с понятием «адрес»

21

Закрепление знаний

Определять безударные гласные и
применять правила проверки

7

2. Предложение. Текст
1
Выражение в предложении законченной мысли
2

Распространение предложений

3

Распространение предложений

Закреплять умения выделять предложение в
тексте
Связывать слова в предложении, изменяя
их
Связывать слова в предложении, изменяя
их

формирования текста
Правила проверки
согласных в словах
Ударение
Алгоритм проверки
безударных гласных
Алгоритм проверки
безударных гласных
Правописание
безударных гласных
Деформированный
текст
Правила
правописания
Текст

Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

Текст
Гласные и согласные
Гласные и согласные
Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Алгоритм написания
адреса
Алгоритм проверки
безударных гласных
Предложение
Связь слов в
предложении
Связь слов в
предложении

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

4

Порядок слов в предложении

Составлять предложения

5

Р.р. Составление рассказа по серии картинок

6

Р.р. Составление рассказа по серии картинок

7

Р.р. Составление рассказа по серии картинок

8

Главные члены предложения. Подлежащее

Коллективное составление рассказа по
серии картинок
Коллективное составление рассказа по
серии картинок
Коллективное составление рассказа по
серии картинок
Определять подлежащее в предложении

Алгоритм
составления
предложений
План написания
рассказа
План написания
рассказа
План написания
рассказа
Подлежащее

9

Главные члены предложения. Подлежащее

Определять подлежащее в предложении

Подлежащее

10

Главные члены предложения. Сказуемое

Определять сказуемое в предложении

Сказуемое

11

Главные члены предложения. Сказуемое

Определять сказуемое в предложении

Сказуемое

12

Второстепенные члены предложения

13

Второстепенные члены предложения

14

Текущий контроль по итогам 1 четверти: контрольный
диктант с грамматическим заданием

Определять второстепенные члены
предложения
Определять второстепенные члены
предложения
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

15

Работа над ошибками

Работать по алгоритму

16

Делить текст на предложения

17
18
19

Текст. Отличие предложений от текста. Деление текста на
предложения
Наблюдение за знаками препинания в конце предложения
Наблюдение за знаками препинания в конце предложения
Вопросительные предложения

Второстепенные
члены
Второстепенные
члены
Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Текст, предложения

20

Восклицательные предложения

21

Повествовательные предложения

22

Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения

Находить конец предложений
Находить конец предложений
Находить в тексте вопросительные
предложения
Находить в тексте восклицательные
предложения
Находить в тексте повествовательные
предложения
Находить в тексте разные по интонации
предложения

Предложения
Предложения
Вопросительные
предложения
Восклицательные
предложения
Повествовательные
предложения
Различные
предложения по
интонации

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

23

Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения

Находить в тексте разные по интонации
предложения

24

Закрепление знаний. Предложение

Синтаксический разбор предложений

Различные
предложения по
интонации
Алгоритм разбора

25

Закрепление знаний. Предложение

Синтаксический разбор предложений

Алгоритм разбора

Познакомиться с однокоренными словами

Однокоренные слова
Однокоренные слова
Однокоренные слова

Связь слов в
предложении
Приставка

3. Состав слова
1
Корень и однокоренные слова
2
3

Общее и различия в значении однокоренных слов
Включения однокоренных слов в предложения

4

Окончание – изменяемая часть слова

Учиться выделять общий корень в словах
Находить в предложении однокоренные
слова
Выделять окончания в словах

5

Установление связи между словами с помощью окончания

Изменять слова в предложения

6

Приставка как часть слова

Выделять в слове приставку

7

Изменение значения слова в зависимости от приставки

Изменять слова с помощью приставки

8

Приставка и предлог

Различать приставку и предлог

Правописание
приставки
Приставка и предлог

9

Суффикс как часть слова

Выделять суффикс в словах

Суффикс

10

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

Изменять слова с помощью суффикса

Суффикс

11

Диктант по теме «Предложение» с грамматическим
заданием

Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

12

Работа над ошибками

Работать по алгоритму

13

Подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова

Однокоренные слова

15

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне
Р.р. Изложение по плану и опорным словам

Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Однокоренные слова

Изложение

16

Р.р. Изложение по плану и опорным словам

Написать изложение по плану и опорным
словам
Написать изложение по плану и опорным

14

Окончание

Изложение

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;

словам
Проверять безударные гласные в корне

19

Закрепление знаний. Проверка безударных гласных в корне
слова
Единообразное написание гласных в корне однокоренных
слов
Деловое письмо. Поздравление

20

Слово-корень с ударной гласной

Определять ударную гласную в корне

21

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных
слов
Проверка безударных гласных в корне

Находить однокоренные слова

Изменение формы слова для проверки парных звонких и
глухих согласных в корне
Изменение формы слова для проверки парных звонких и
глухих согласных в корне
Текущий контроль по итогам 2 четверти: контрольный
диктант с грамматическим заданием

Проверять согласные в корне

26

Работа над ошибками

Работать по памятке

27

Единообразное написание парных звонких и глухих
согласных в корне однокоренных слов

Тренироваться в написании согласных в
корне

28

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов

Проверять согласные в корне слов

29

Проверяемых гласные и согласные в корне

Проверять гласные и согласные в корне

Правило
правописания
Правило
правописания
Правило
правописания
Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Правило
правописания
согласных
Алгоритм проверки
согласных в корне
Алгоритм проверки

30

Непроверяемые написания в корне

31

Единообразное написания корня в группе однокоренных
словах
Упражнения по теме «Состав слова»

Запоминать написания непроверяемых
орфограмм
Выделять корень в однокоренных словах

Непроверяемые
орфограммы
Однокоренные слова

Повторять состав слова

Состав слова

Различать названия предметов, действий и
признаков
Учиться ставить вопросы к имени

Части речи

17
18

22
23
24
25

32

4. Части речи. Текст
1
Названия предметов, действий и признаков
2

Понятие о частях речи. Существительное

Ударные и безударные гласные в корне
Написать поздравление

Проверять безударную гласную в корне

Проверять согласные в корне
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

Безударная гласная в
корне
Гласные в корне
Деловые бумаги:
поздравление
Ударная гласная в
корне
Однокоренные слова

Имя

Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;

существительному
Учиться ставить вопросы к глаголу

существительное
Глагол
Прилагательное

3

Глагол

4

Прилагательное

5

Различие частей речи по вопросу и значению

6
7

Закрепление знаний. Различие частей речи по вопросу и
значению
Употребление разных частей речи в предложении и тексте

8

Восстановление деформированных предложений

9

Работа с деформированным текстом

Учиться ставить вопросы к
прилагательному
Различать части речи по вопросам и
значению
Закрепить умения различать части речи по
вопросам
Определять части речи в предложениях и
тексте
Восстановить деформированные
предложения
Восстановить деформированный текст

10

Работа с деформированным текстом

Восстановить деформированный текст

11

Деловое письмо. Письмо товарищу

Написать письмо товарищу

12

14

Закрепление знаний. Различие частей речи по вопросу и
значению
Закрепление знаний. Различие частей речи по вопросу и
значению
Употребление разных частей речи в предложении и тексте

15

Восстановление деформированных предложений

Закрепить умения различать части речи по
вопросам
Закрепить умения различать части речи по
вопросам
Определять части речи в предложениях и
тексте
Восстановить деформированные
предложения

13

5. Имя существительное
1
Значение существительных в речи
2

Одушевленные и неодушевленные существительные

3

Диктант по теме «Части речи» с грамматическим
заданием

Определять существительные по вопросам
и значению
Различать одушевленные и
неодушевленные существит.
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

4

Работа над ошибками

Работа по алгоритму

5

Собственные и нарицательные существительные

Различать собственные и нарицательные
существительные

Части речи
Части речи
Части речи
Деформированные
предложения
Деформированный
текст
Деформированный
текст
Алгоритм написания
письма
Части речи
Части речи
Части речи
Деформированные
предложения
Существительное
Одушевленные и
неодушевл.сущ.
Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Собственные и
нарицат. существит.

Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

6

Правописание имен собственных

Определять имена собственные

7

9

Понятие о единственном и множественном числе
существительных
Употребление существительных в единственном и
множественном числе
Знакомство с понятием рода

10

Существительные мужского рода

11

Существительные женского рода

12

14

Р.р. Составление рассказа по иллюстрации с помощью
вопросов
Р.р. Составление рассказа по иллюстрации с помощью
вопросов
Работа над ошибками

Различать единственное и множественное
число
Изменять по числам имена
существительные
Научиться определять род
существительного
Учиться определять существительное
мужского рода
Учиться определять существительные
женского рода
Составить письменно рассказ по плану и
иллюстрации
Составить письменно рассказ по плану и
иллюстрации
Работа по алгоритму

15

Существительного среднего рода

16

Различение существительных по родам

17

Закрепление знаний. Род имени существительного

18

Грамматические признаки имени существительного

19

Грамматические признаки имени существительного

20

22

Закрепление знаний. Грамматические признаки
существительного
Закрепление знаний. Грамматические признаки
существительного
Работа с деформированным текстом

Закрепить знания по определению рода
существительного
Определять грамматические признаки
существительного
Определять грамматические признаки
существительного
Различать грамматические признаки
существительного
Различать грамматические признаки
существительного
Восстановить деформированный текст

23

Закрепление знаний. Существительное

Находить в тексте имена существительные

Правила
правописания
Средний род
существительного
Род
существительных
Род
существительных
Грамматические
признаки
Грамматические
признаки
Грамматические
признаки
Грамматические
признаки
Деформированный
текст
Существительное

24

Закрепление знаний. Существительное

Находить в тексте имена существительные

Существительное

8

13

21

6. Имя прилагательное

Учиться определять существительное
среднего рода
Различать существительные по родам

Правило
правописания
Число
существительного
Число
существительного
Род
существительного
Мужской род
существительного
Женский род
существительного
Сочинение
Сочинение

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

1

Значение прилагательных в речи

Понимать значение прилагательных в речи

2

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

Различать признаки прилагательных

3

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

4

Текущий контроль по итогам 3 четверти: контрольный
диктант с грамматическим заданием

Определять словосочетания прилагательное
и существит.
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

5

Работа над ошибками

Работа по алгоритму

6

Окончания прилагательных мужского рода

Определять мужской род прилагательного

7

Окончания прилагательных женского рода

Определять женский род прилагательного

8

Окончания прилагательного среднего рода

Определять средний род прилагательных

9

Изменение прилагательных по родам

Определять род прилагательных

Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Мужской род
прилагательного
Женский род
прилагательного
Средний род
прилагательных
Род прилагательных

10

Изменение прилагательных по родам

Определять род прилагательных

Род прилагательных

11

Изменение прилагательных по родам

Определять род прилагательных

Род прилагательных

12

Грамматические признаки прилагательного

Определять признаки прилагательного

13

Грамматические признаки прилагательного

Определять признаки прилагательного

14

Закрепление знаний. Прилагательное

Определять признаки прилагательного

15

Закрепление знаний. Прилагательное

Определять признаки прилагательного

16

Деловое письмо. Записка

Познакомиться с запиской

Признаки
прилагательного
Признаки
прилагательного
Признаки
прилагательного
Признаки
прилагательного
Алгоритм написания
записки

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

Глагол
Глагол как часть
речи
Настоящее время
глагола

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

7. Глагол
1
Значение глаголов в речи
2
Различие действий, обозначаемых глаголами.
3

Настоящее время глаголов

Определять в тексте по вопросам глагол
Различать действия, обозначаемых
глаголами
Определять настоящее время глаголов

Значение
прилагательных
Признаки
прилагательных
Род прилагательных

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

4

Прошедшее время глаголов

Определять прошедшее время глаголов

5

Будущее время глаголов

Определять будущее время глаголов

6

Различение глаголов по временам

Различать время глагола

Прошедшее время
глагола
Будущее время
глагола
Время глаголов

7

Различение глаголов по временам

Различать время глагола

Время глаголов

8

Различение глаголов по временам

Различать время глагола

Время глаголов

9

Выделить главную мысль текста

Смысл текста

10

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения
основной мысли
Грамматические признаки глаголов

Определять признаки глагола

11

Грамматические признаки глаголов

Определять признаки глагола

12

Закрепление знаний. Глагол

Закрепить знания о глаголе

Грамматические
признаки глагола
Грамматические
признаки глагола
Глагол

13

Закрепление знаний. Глагол

Закрепить знания о глаголе

Глагол

14

Диктант по теме «Имя существительное» с
грамматическим заданием

Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

15

Работа над ошибками

Работа по алгоритму

Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания

8. Предложение. Текст
1
Главные члены предложения

Находить в предложениях главные члены

2

Второстепенные члены предложения

3

Второстепенные члены предложения

4

Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам

Находить в предложениях второстепенные
члены
Находить в предложениях второстепенные
члены
Ставить вопросы от главных к
второстепенным членам

5

Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам

Ставить вопросы от главных к
второстепенным членам

6

Различение нераспространенных и распространенных

Различать нераспространенные и

Главные члены
предложения
Второстепенные
члены
Второстепенные
члены
Главные и
второстепенные
члены
Главные и
второстепенные
члены
Нераспространенные

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;

8

предложений
Различение нераспространенных и распространенных
предложений
Распространение предложений

9

Знакомство с однородными членами предложения

10

Р.р. Изложение рассказа по вопросам и опорным словам

11

Работа над ошибками

12

Дополнение предложения однородными членами

13

Дополнение предложения однородными членами

14

Восстановление деформированных предложений

15

Закрепление знаний. Предложение.

7

9. Повторение
1
Состав слова

распространенные предлож.
Различать нераспространенные и
распространенные предлож.
Дополнить предложения второстепенными
членами
Находить в предложениях однородные
члены
Письменный рассказ по вопросам и
опорным словам
Работа по алгоритму
Дополнять предложения однородными
членами
Дополнять предложения однородными
членами
Восстановить деформированные
предложения
Синтаксический разбор предложений

и распростр.
Нераспространенные
и распростр.
Распространенное
предложение
Однородные члены
предложения
Изложение
Правила
правописания
Однородные члены
Однородные члены
Деформированные
предложения
Алгоритм разбора
предложения

Разбирать слова по составу

Состав слова
Существительное

2

Существительное

3

Прилагательное

4

Промежуточная аттестация по итогам года :
контрольный диктант с грамматическим заданием

Определять грамматические признаки
существительного
Определять грамматические признаки
прилагательного
Писать под диктовку текст с соблюдением
изученных правил правописания

5

Работа над ошибками

Работа по алгоритму

6

Глагол

7

Предложение

Определять грамматические признаки
глагола
Выделять в тексте предложения

9

Предложение

Выделять в тексте предложения

Предложение

10

Текст

Определять смысл текста

Смысл текста

Прилагательное
Диктант, правила,
орфография,
пунктуация
Правила
правописания
Глагол
Предложение

Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

11

Текст

Определять смысл текста

Смысл текста

12

Повторение. Закрепление знаний.

Работа по алгоритму

Правила
правописания

Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4
Л-1,2; К-1,2,3,4;
Р-1,2,3,4,5; П-2,4

VII. Материально –техническое обеспечение образовательного процесса.
Для достижения цели и реализациизадачобучениярусскому языку поданнойпрограммеиспользуетсяУМК:
Учебник «Русский язык» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель Н.Г.Галунчикова,
Э.В.Якубовская; Москва «Просвещение»
Рабочая тетрадь №1 по русскому языку «Состав слова». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, Москва «Просвещение»
Рабочая тетрадь №2 по русскому языку «Имя существительное». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение»
Рабочая тетрадь №3 по русскому языку «Имя прилагательное». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение»
Рабочая тетрадь №4 по русскому языку «Глагол». Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, Москва «Просвещение».
Диктанты по русскому языку для5 - 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Автор –
составитель Е.Я.Кудрявцева; Москва «Владос»,
Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы. Составители: А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Пособие для учителя. Москва
«Просвещение»
Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2002 г. Пособие для учителя.
Методика Обучения Русскому Языку Во Вспомогательной Школе. А.К.Аксёнова. Москва ,«Просвещение»,1994 Г.
Раздаточный Материал По Темам: « Имя Существительное», « Имя Прилагательное», «Глагол», « Местоимение», « Наречие», «Числительное».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».